О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Соборность, как особенность российского менталитета
Соборность, как особенность российского менталитета

Есть ли то, что существенно отличает российский менталитет от остальных? И более того, является основным критерием при изучении русского национального самосознания?

Менталитет российского человека существенно отличается от остальных, потому что исторически складывался под влиянием Православной Церкви и деревенской общины. Отсюда и пошло понятие «соборность», как свободное духовное единение людей и в церковной жизни, и в мирской общности, общение в братстве и любви. Соборность характерна исключительно для россиян и не встречается больше нигде в мире. Удивительно, но даже сам термин не имеет аналогов в других языках.

Вообще, концепция соборности крайне развита в русской религиозно-философской мысли. Пафос соборности – основное и наиболее общее самоощущение в славянофильстве. У К.С. Аксакова выражением соборности служит «хоровое начало», где личность не подавлена, но только лишена эгоизма. В славянофильской гносеологии соборность есть критерий познания, где в общении, через взаимную любовь в Боге, доказывается бытие. Для А.С. Хомякова дух церковной соборности есть одновременно и дух свободы. Единство Церкви понимается им как согласие личных свобод. Соборность Православной Церкви противопоставляется Хомяковым и католической авторитарности, и протестантскому индивидуализму. В.С. Соловьев подытожил воспринятое им представление славянофилов в формуле: католицизм есть единство без свободы; протестантизм – свобода без единства; православие – единство в свободе и свобода в единстве.

Действительно, западная цивилизация, прежде всего, в протестантских странах, исторически воспитала совершенно другой тип человека, чьей характерной чертой является индивидуализм, как основополагающая ценность. Так, в США основным религиозным течением было пуританство, одним из главных тезисов которого - приумножение богатства во славу Господа. Отсюда жесткий индивидуализм: «Каждый за себя - один Бог за всех». Базовыми ценностями американского общества стали индивидуальная свобода, опора только на себя и материальное благополучие как эквивалент счастья. 

С одной стороны, индивидуализм позволяет человеку брать на себя ответственность за слова и поступки, научиться решать свои проблемы самостоятельно. Но с другой стороны, зачастую он приводит людей к одиночеству и разобщенности.

Л.Н. Гумилев писал о соборности: «В Евразии политическая культура выработала свое оригинальное видение путей и целей развития. Евразийские народы строили общую государственность, исходя из первичности прав каждого народа на определенный̆ образ жизни. Таким образом обеспечивались и права отдельного человека. На Руси этот принцип воплотился в концепции соборности и соблюдался совершенно неукоснительно».

Менталитет россиянина далек от индивидуализма, наоборот, на первое место выходит общинность. Отсюда знаменитая жертвенность и самоотдача, взаимопомощь. Каждый может вспомнить с десяток известных высказываний и поговорок типа: «всем миром», «с миру по нитке – голому рубашка» и другие. В России принято не только рассказывать окружающим о своих успехах, но поделиться неприятностями, пожаловаться. Не приживаются у нас и брачные договоры с долговыми расписками, без которых жизнь в западных странах так немыслима.

Современный философ В.Н. Сагатовский пишет о соборности следующее: «Соборность – этим словом можно предельно кратко выразить сущность русской идеи... Разумеется, для более полного раскрытия русской̆ идеи потребуются и другие ценности, и понятия. Но все они так или иначе вытекают из соборности, конкретизируют ее, являются разверткой богатейшего содержания этой первоначальной интуиции русского духа. Соборность является его первой характеристикой исторически, логически, мировоззренчески. Исторически – поскольку это первое понятие русской идеалистической философии, явившееся в трудах А.С. Хомякова результатом осмысления одноименной фундаментальной ценности Православия. Логически – поскольку является основополагающей категорией русской философии. Мировоззренчески – поскольку содержит в себе основной принцип отношения к миру, выражающий существо русской ментальности».

Однако не всякая общность людей получает статус соборного целого. Так, Н.А. Бердяев противопоставляет соборность коммунистической соборности, коллективизму, где личность подавляется в ущерб навязанной извне «общей воле». Соборное единство не означает подавления личности человека, здесь не характерно противопоставление человека и мира, наоборот, ориентация на их единство при сохранении взаимной самостоятельности.

Безусловно, соборность в иллюстрации русских философов и славянофилов – идеальная величина. Полностью осуществить в конкретном обществе и в настоящее время её основные идеи невозможно. Тем не менее, принцип соборности, сформулированный отечественными мыслителями, прослеживается на всех этапах нашей истории и культуры и является основным при изучении русского национального самосознания.

Источники:

  1. Соборность – константа русского национального самосознания А.Ф. Пестрецов (//www.unn.ru/pages/e-library/vestnik_soc/99990201_West_soc_2008_1(9)/29.pdf)
  2. Электронная библиотека ИФ РАН, «Новая философская энциклопедия», В.В.Лазарев «Соборность» (//iphlib.ru/library)

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной