Международный женский день – прекрасный повод, чтобы вспомнить, что писали о женщинах классики. Какие они – русские женщины?
Международный женский день имеет непростую историю. Он олицетворяет собой равные права и эмансипацию. В этот день женщины многих стран выражают солидарность в борьбе за право получать высшее образование, право голоса, право наследования, за равные условия оплаты труда и так далее. Однако 8 марта – это еще и день, когда мы воспеваем женщин, их красоту, трудолюбие, нежность силу и отвагу. Мы предлагаем вспомнить три чудесных стихотворения русских классиков, посвященных прекрасному полу.
Наверное, одно из самых популярных стихотворений, посвященных образу русской женщины, написал Николай Некрасов в 1863 году. Это отрывок из поэмы «Мороз, красный нос», который все мы знаем как «Есть женщины в русских селеньях». В нем поэт восхищается русскими женщинами, которые вопреки обстоятельствам, сохраняют достоинство («важность лиц», «взгляд цариц»), красоту («пройдет — словно солнце осветит!») и выносливость («и голод и холод выносит»).
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет.
Не зря Николая Некрасова называли «самым крестьянским» поэтом России, ведь именно он одним из первых заговорил о трагедии крепостничества, порицал тиранию и безнаказанность господ. Эти вопросы волновали его с детства. Дело в том, что отец поэта был деспотичным человеком, дворянином, а мать – дочерью посессионера, мягкой и застенчивой женщиной. Отец Николая Некрасова проявлял суровость не только к своим крестьянам, но и к жене, называя ее «затворницей». Это стало настоящей трагедией для мальчика, так как его мать была для него лучшим другом. Исследователи считают, что именно с нее поэт мог писать поэтический портрет русских женщин.
Стоит обратить внимание и на описание крестьянки. Как она хороша во время работы! Тяжкая доля не лишает ее женственности и грации:
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
В стихотворении важный акцент сделан на ежедневном тяжелом труде, который выпадает на долю женщины. Несмотря на то, что крестьянка находится в угнетенном положении, которое могло бы сломить любого другого, она продолжает работать. Ее образ как бы возвышается над рутинным каторжным существованием. Более того, именно в работе заключается спасение ее семьи от нищеты. Читаем:
И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна
<…>
В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,
Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.
В конце стихотворения автор описал, как нарядная крестьянка, забыв о тяжелом дне, идет впереди семейства к обедне. И, действительно, «по сердцу эта картина / всем любящим русский народ!». Ведь именно на таких русских женщинах держится семья и деревня.
Ровно через век поэт Евгений Евтушенко написал стихотворение с говорящим названием «Женщинам» (1961 год). Посмотрите, как интересно трансформировалось восприятие женского образа глазами мужчины. И здесь описывается тяжелый женский труд, но с одним отличием – по мнению лирического героя, это не свойственное занятие для прекрасной половины человечества. Судите сами:
Женщины, вы все, конечно, слабые!
Вы уж по природе таковы.
Ваши позолоченные статуи
со снопами пышными — не вы.
И когда я вижу вас над рельсами
с ломами тяжелыми в руках,
в сердце моем боль звенит надтреснуто:
«Как же это вам под силу, как?»
Женщины на равных с мужчинами осваивают и исследуют новые земли. Лирический герой удивлен и, кажется, даже возмущен подобным стремлением к «мужскому труду»:
Женщин в геологию нашествие.
Что вы, право, тянетесь туда?
Это дело наше, а не женское.
Для мужчин, а не для вас тайга.
Женщины с тяжелыми ломами в руках приобретают мужские черты. На первый взгляд кажется, что здесь нет места красоте, возвышенности, благородности, горделивому спокойствию («синющие» шалые глаза; «горькая нервность»):
Вы идете, губы чуть прикусывая,
не боясь загара и морщин,
и от ветки кедровой прикуривая,
шуткой ободряете мужчин.
Однако это не так. Лирический герой не упрекает женщин, вынужденных зарабатывать на жизнь таким способом. Скорее, он просто беспокоится. Лирический герой восхищается и гордится женщинами. Более того, он завидует женской силе и самоотверженности, которые позволяют им сохранить даже в таких условиях чувство юмора, нежность, ласку, возвышенность. И вновь женщина, занимающаяся тяжелым трудом, показана читателю героиней.
Но помимо этой горькой нервности
слезы вызывающей подчас,
сколько в вас возвышенности, нежности,
сколько героического в вас!
Я не верю в слабость вашу, жертвенность,
от рожденья вы не таковы.
Женственней намного ваша женственность
от того что мужественны вы.
Я люблю вас нежно и жалеюще,
но на вас завидуя смотрю,
Лучшие мужчины — это женщины.
Это вам я точно говорю.
В том же году Евгений Евтушенко написал еще одно стихотворение, посвященное женщинам, «Всегда найдется женская рука» (1961 год). Это настоящая ода женщине, которая точно обозначает ее значимость в жизни мужчины. «Женская рука» способна исцелить любые душевные раны, пожалеть, успокоить. «Женское плечо» готово поддержать в трудное время, только ему можно доверить «сон мятежный свой». «Женские глаза» разглядят любое смятение, распознают даже самую потаенную боль.
Но в судьбе каждого мужчины рано или поздно появится своя, особенная женщина. Ее рука «особенно сладка», ее плечо «на век тебе дано», ее глаза – глаза твоей любви и совести. Однако зачастую и этого становится мало:
А ты живешь себе же вопреки,
и мало тебе только той руки,
того плеча и тех печальных глаз…
Ты предавал их в жизни столько раз!
Появляется главный мотив стихотворения – женское всепрощение:
Ты мечешься, ты мучишься, грустишь.
Ты сам себе все это не простишь.
И только та прозрачная рука
простит, хотя обида и тяжка,
и только то усталое плечо
простит сейчас, да и простит еще,
и только те печальные глаза
простят все то, чего прощать нельзя…
Самопожертвование, мудрость, - конечно, все эти черты заслуживают отдельного упоминания. Без них образ женщины, представленный в стихотворениях многих классиков, был бы неполный. Ведь русская женщина готова на все ради своей любви и семьи.
Источники:
- Николай Некрасов — Есть женщины в русских селеньях (www.rustih.ru)
- Николай Некрасов (www.culture.ru)
- Евгений Евтушенко — Всегда найдется женская рука (www.rustih.ru)
- Евгений Евтушенко — Женщинам (www.rustih.ru)