О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Вестник иных миров: Жизнь и творчество Михаила Врубеля
Вестник иных миров: Жизнь и творчество Михаила Врубеля

Бывают жизни художников — сонаты,
бывают жизни художников — сюиты,
бывают пьески, песенки, даже всего
только упражнения. Жизнь Врубеля,
какой она теперь отойдет в историю, —
дивная патетическая симфония, то есть
полнейшая форма художественного бытия.

                                                                                                                                                    Александр Бенуа

Судьба гения в изобразительном искусстве не укладывается в привычные представления о счастье, равновесии, благополучии. Плоть от плоти нестандартной, яркой личности художника, она сопряжена с духовными и нравственными испытаниями, напряженными исканиями и прозрениями, проникновением за границы видимого и прикосновением к невозможному. 

Таким был жизненный и творческий путь гения «серебряного века», основоположника стиля модерн в России, художника-универсала Михаила Врубеля, совместившего в себе талант живописца, графика, иллюстратора, монументалиста, театрального декоратора, скульптора и мастера декоративно-прикладного искусства. 

Его картины «Царевна Лебедь», «Жемчужина», «Пан», «Богатырь», «Сирень», «Демон сидящий», «Демон летящий», «Принцесса Греза» и др. с детских лет знакомы каждому русскому человеку. Ребенок вглядывается в образы Врубеля с замиранием сердца, не в силах оторваться от сказочной грезы. Повзрослев, он по-новому открывает для себя творчество этого гениального художника, с въедливостью исследователя проникая в саму суть его творений, постигая свойственное им стихийное, природное начало, сквозь которое объемно проглядывает мощь и глубина изначального. Не откажемся и мы от волнующей попытки найти ключ к расшифровке фантазий Гения, который считал искусство своей религией и придерживался единственной заповеди – «истина в красоте». 

Начало пути. Учителя и наставники

Михаил Врубель родился 5 (17) марта 1856 года в городе Омске. Мать маленького Миши Анна Врубель (Басаргина), дочь губернатора Астрахани, адмирала Григория Басаргина, умерла, когда сыну не было и трех лет. Михаила, его старшую сестру Анну, а также их сводных брата и сестру воспитывали отец, штабс-капитан Тенгинского пехотного полка  Александр Врубель и мачеха Елизавета Врубель (Вессель).
Они с большим вниманием относились к воспитанию детей, обучая их музыке, пению, актерской игре, рисованию. 

Михаил Врубель со своей сестрой Анной

Врубель-ребенок обожал слушать музыку, принимал участие в домашних театральных постановках, с легкостью перевоплощаясь в героев сказок и литературных произведений. Но больше всего мальчику нравилось рисование. С 5 лет он везде носил за собой альбом, краски и карандаши, заполняя бумагу зарисовками с натуры и образами воображения.

Из-за военной службы главы семейства Врубели постоянно переезжали. В Петербурге Миша учился рисованию в школе Общества поощрения художников, в Саратове посещал уроки частного педагога, в Одессе – занятия Рисовальной школы Общества поощрения художеств. 

После окончания гимназии поступил в 1874 году на юрфак Петербургского университета. 

В 1880 году продолжил образование в Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств. Молодому человеку повезло. Он попал в класс замечательного педагога, художника-реалиста Павла Чистякова, который ставил на первое место работу с натурой. Художник учился у Чистякова четыре года (1880 – 1884 года) Метод педагога оказался близок Врубелю. В 1883 году он писал сестре: «Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились его основные положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе...»

Большое влияние на формирование художественной манеры мастера оказали рекомендации великого Ильи Репина. В 1880-е годы Врубель учился у него акварельной живописи. Следуя советам Репина, в 1882 – 83 годах он создает ряд безупречных по форме и композиции акварелей: «Автопортрет», «Пирующие римляне», «Портрет старушки Кнорре за вязанием», «Натурщица в обстановке Ренессанса».

Церковные росписи в Киеве

Летом 1884 года Врубель, завершив обучение в Академии, отправился по приглашению историка искусств, археолога Адриана Прахова в Киев для работы над росписями Кирилловской церкви XII века

Взяв за основу традиции византийского и русского церковного искусства, он создал фрески: «Надгробный плач» – Богоматерь, склонившаяся над лежащим в гробу телом Иисуса, и «Сошествие Святого Духа» – строгие апостолы с могучими телами. Неукоснительно следуя законам монументального искусства, Врубель сумел органически объединить живопись с элементами архитектуры. Искусствоведы дали высокую оценку его росписям. Александр Бенуа, например, утверждал, что по сравнению с фресками Врубеля, работы других художников в Кирилловской церкви кажутся «поверхностными иллюстрациями».

Похвалу критиков получили и иконы мастера «Христос», «Богоматерь с младенцем», «Св. Кирилл», «Св. Афанасий», написанные в 1884 –1885 годах для иконостаса той же церкви. В иконах нашла отражение любовь художника к искусству Возрождения. Вдохновленный творениями итальянских мастеров, он создал объемные, классически выверенные образы, которым свойственны глубина и тонкий психологизм. 

В 1887 году мастер создал эскизы для росписей во Владимирском соборе в Киеве: «Воскресение», «Вознесение», «Надгробный плач». Однако они так и не были воплощены в жизнь из-за яркого стилистического отличия от работ других художников, занятых восстановлением храма.

В 80-е годы мастер работал и как станковый график и живописец, создав потрясающие по эмоциональному воздействию и экспрессии картины: «Восточная сказка», «Девочка на фоне персидского ковра» и др.

Михаил Врубель "Восточная сказка"

Уже в этих произведениях проявились характерные черты сугубо врубелевской манеры: сине-фиолетово-лиловый колорит; граненые, кристаллические объемы; похожая на разноцветные драгоценные камни фактура; мерцающие переливы света; изображенные на первом плане герои, которые едва умещаются в пределах изображения; атмосфера мистики и тайны; фантастическое преображение реальности. 

Небывалый расцвет. Лучшие творения

Подлинное признание Михаил Врубель обрел в 1890-е-1900-е гг. Это был период творческого взлета мастера: он много и плодотворно работал как живописец, график, скульптор, выполнял многочисленные заказы для представителей элиты, устроил персональную выставку, получил высшие награды на выставках. 

Художника вдохновляла на свершения счастливая личная жизнь: в 1896 году он связал себя узами брака со знаменитой певицей Русской частной оперы Саввы Мамонтова Надеждой Забелой, а 1 сентября 1901 года у него родился сын Савва. Черты Надежды Забелы угадываются во многих героях картин Врубеля, для постановок с участием супруги он разрабатывал театральные декорации и сценические костюмы.

Михаил Врубель с супругой Надеждой Забелой-Врубель

Судьбоносным событием оказалась для мастера знакомство в Москве в 1889 году с меценатом, промышленником Саввой Мамонтовым. Искренне влюбленный в искусстве, Мамонтов поддерживал различные культурные начинания. На деньги мецената существовала Русская частная опера, осуществлялись проекты синтеза искусств в общественных зданиях, возрождались народные промыслы в его имении в Абрамцеве. 

Мамонтов безошибочно отличал настоящий талант от посредственности, поэтому высоко оценил фантастический дар Врубеля.

Благодаря покровительству мецената художник стал широко известен, купался во внимании публики, получал множество заказов: для особняка коллекционера, промышленника Алексея Морозова он выполнил монументальные композиции по сюжетам «Фауста» Гете, дома предпринимателя Саввы Морозова – панно из серии «Времена года»: «Утро», «Поддень», «Вечер».

Врубель создавал декорации для театральных постановок Русской частной оперы Мамонтова: «Хованщина», «Моцарт и Сальери», «Сказка о царе Салтане» и др.; в 1898 – 1899 годах он жил и работал в Амбрамцеве, создав в керамических мастерских имения большое количество скульптур, ваз, блюд, изразцов из майолики на сюжеты опер «Снегурочка», «Садко» Николая Андреевича Римского-Корсакова: добродушного царя Берендея, мечтательного пастушка Леля, нежной Купавы, играющего на гуслях Садко, возникающего из пены Морского царя, трепетной Морской Царевны, празднующей ликование природы жизнерадостной Весны, романтичной Царевны Волховы.

Художника привлекала поэзия русских сказок и былин, он восхищался нарядным узорочьем народных костюмов, щедростью и открытостью русского национального характера. Любовью ко всему исконно русскому дышат каждая черточка, мельчайшая деталь его скульптур и произведений декоративно-прикладного искусства.

По заказу Саввы Мамонтова Врубель выполнил масштабные полотна «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович» для оформления Северного павильона (искусств) Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде – обе работы утрачены, сохранились только эскизы. Однако жюри Академии художеств не приняло эскизы мастера. Недовольный этим решением Мамонтов построил для панно художника отдельный павильон, куда не иссякал поток зрителя.

«Принцесса Греза» – авторская интерпретация драмы «Принцесса Греза» французского поэта и драматурга Эдмона Ростана.

В основе драмы – история о принце, влюбленном в антиохийскую принцессу. Любовь окрыляет молодого человека, он сочиняет для свой Дамы чудесные стихи и песни. Принц знает, что скоро умрет, поэтому совершает морское путешествие в далекий Триполи, чтобы хоть раз встретиться с возлюбленной. 
Композиция Врубеля по сюжету Ростана декоративна: ритмичная перекличка линий, крупные плоскости, нежный колорит. Особую выразительность придают динамичные, острые детали.

Корабль качается на волнах. На корабле в центральной части изображения – принц, исполняющий в предсмертный миг великолепную песню под аккомпанемент арфы. Справа от него – завороженные музыкой пираты. У мачты – друг главного героя. Песня принца так прекрасна, что ее слышит Принцесса Греза, являясь певцу в окружении сопровождающих ее душ. 

Полотно «Микула Селянинович» Врубель написал по мотивам русской былины «Вольга и Микула Селянинович». Могучие богатыри – пахарь Микула и воин Вольга изображены в момент примирения – они оба преданно любят свою Родину и готовы защищать ее до последнего.

Вариация на ту же тему – серия каминов «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем», которые немного отличаются друг от друга цветовой гаммой, деталями и декоративными элементами. Один из каминов демонстрировался на Всемирной выставке 1900 года в Париже. В награду от жюри выставки автор получил золотую медаль. 

Во второй половине 1890-х – начале 1900-х годов художник написал множество картин: «Богатырь», «Царевна Лебедь», «Сирень», «Пан», «К ночи», «Жемчужина» и др., в которых, по его собственному признанию, хотел поймать «интимную национальную нотку» Врубелю был близок фантастический характер русских сказок. Сквозь земную, материальную оболочку он видел духовную реальность. 

Работа «Богатырь» – собирательный образ нерушимой силы и мощи русского народа. Тяжелый, массивный витязь в шлеме и кольчуге, восседающий на гигантской лошади, стережет родную землю в чаще леса.

Богатырь  близок русской природе, сам он похож на величественное дерево, а его борода – на густую листву. 

Душа русской природы – «Пан» – добродушный старик с крошечными рогами, кустистой бородой, сучковатыми пальцами, маленькими голубыми глазками, сжимающий в ладони свирель. Пан изображен на фоне ночного пейзажа: березок, полей, плывущего за лесом лунного серпа. Верхняя часть его туловища, нижняя словно вырастает из земли, являясь ее продолжением. 

Картину «Царевна-Лебедь» художник посвятил героине оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», партию которой исполнила его жена Надежда Забела-Врубель. Врубель изобразил прекрасную женщину-птицу с белоснежными крыльями. На ее голове – диадема со сверкающими драгоценными камнями. Переливается серебром море, на дальнем плане гаснут последние искры заката, золотистые отсветы горят на белоснежном оперении.  

Томительно-сладкое благоухание сирени передает полотно «Сирень». Тяжелые, пушистые гроздья, освещенные луной, то четко выплывают из таинственного сумрака ночи, то растворяются в лунных бликах. Живописец показывает дурманящее своим великолепием буйство природной стихии. 

Совершенством природной красоты мастер любуется и в своей «Жемчужине». Изображен процесс рождения жемчужины в недрах раковины.

Тонкие перламутровые переливы цвета увлекают в глубину изображения, закручивается бесконечная спираль. В круговой вихрь попадают и обрамляющие нижний край раковины царевны, и легкие, прозрачные медузы. 

«Демониада» Врубеля

Большую известность принесли Врубелю картины, посвященные Демону, – мятежному, не находящему покоя ни на небе, ни на земле духу. 

В 1891 году художник написал картину «Демон сидящий», а сразу после ее окончания выполнил иллюстрации в технике черной акварели к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» для юбилейного издания сочинений поэта.

Врубелевский Демон – не черт с рогами, не библейский дьявол, а испытывающий глубокую печаль прекрасный юноша, который, сидя на фоне заката, с тоской взирает на покрытую цветами поляну. Он красив и молод, его мощное тело великолепно, но внутри прекрасной оболочки томится страдающая душа. Героя художника окружает цветущий мир, но он не может им насладиться – отторгнутый Богом, титан лишен возможности радоваться. 

В 1899 году мастера написал «Демона летящего» (картина так и не была закончена). Зажатый в предельно узком пространстве, он летит, проламывая стрелой тела напряженный воздух. 

Завершает «демониаду» художника «Демон поверженный» (1902 год).  В отличие от «Демона сидящего» этот Демон – не прекрасный, печальный юноша, а поверженный оземь, искалеченный мученик. Он зло взирает на мир черными безднами очей, его острое тело, перекрещенные под прямым углом руки страдальчески изогнуты. Демона обрамляют горящие на солнце золотые крылья. 

Герой повержен, но по-прежнему не сломлен. Это персонификация самого Михаила Врубеля, предвидение им последнего, трагического этапа своей жизни. 

«И шестикрылый серафим На перепутье мне явился»

Завершив «Демона сидящего» художник почувствовал первые признаки душевного заболевания. 

Последние четыре года жизни он провел в частных клиниках. Низвергнутый, как и его герой, лишенный возможности участвовать в художественной жизни, полноценно общаться с семьей, друзьями, коллегами по творческому цеху, истощенный физически, он, тем не менее, продолжал творить. 

Противопоставлением недугу стала настойчивая потребность в духовной трансформации. На смену темной, мрачной «демониаде» пришла пророческая богоизбранность. 

Автор раскрывает в ряде картин и рисунков тему явления пророку серафима, который возвещает ему о служении. 

В 1904 году Врубель написал картину «Шестикрылый серафим». Наделенный огромной нечеловеческой силой архангел с разноцветными, сияющими, как кусочки мозаичной смальты крыльями, взыскующе и требовательно смотрит на зрителя. А в провалах его глаз сквозит вечность…

В 1904-1906 годах мастер выполнил еще несколько работ на ту же тему. 

В 1906 году художник начал рисунок «Видение пророка Иезекииля», но так и не смог его закончить. Мир померк перед глазами гения – он ослеп. 

Михаил Врубель улетел в надвременные, высшие сферы 1 (14) апреля 1910 года через несколько лет после этого жестокого удара судьбы. На похоронах на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге поэт-символист Александр Блок назвал художника прекрасным вестником иного мира: «Врубель пришел к нам как вестник, что в лиловую ночь вкраплено золото ясного вечера. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать». 

Спустя более чем 100 лет после ухода гения мы, как и Блок, продолжаем восхищаться великим даром и шедеврами художника. Пока живут бессмертные творения Михаила Врубеля, нам точно нечего бояться!

Источники: 

  1. Екатерина Середнякова. 10 про¬из¬ве¬де¬ний Михаила Врубеля, которые нужно знать –  www.lavrus.tretyakov.ru/
  2. Екатерина Середнякова.  История одной картины «Принцесса Грёза» Михаила Врубеля –www.lavrus.tretyakov.ru/
  3. Творчество Врубеля – www.myunivercity.ru/
  4. Анна Зарубина.  «Тех миров, которые видел он, мы ещё не видели» –  www.diletant.media/
  5. Полина Сколкова.  Невидимые миры Михаила Врубеля – www.russkiymir.ru/
  6. Гений и безумец. Интересные факты о жизни Михаила Врубеля – www.kultura55.ru/
  7. Вячеслав Видеркер. Фольклорная основа сказочного цикла М. А. Врубеля – www.cyberleninka.ru/
  8. Керамика Михаила Врубеля в Русском музее – www.sinekvan.livejournal.com/
  9. Михаил Врубель – фантастика керамики – www.bogachkova1957.livejournal.com/
  10. П.Ю. Климов. Вступительная статья. «Михаил Врубель», альбом, издательство «Арт-Родник», Москва, 2001 год

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной