О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Александр Грибоедов: «Один из самых умных людей в России»
Александр Грибоедов: «Один из самых умных людей в России»

Александр Грибоедов был выдающимся литератором и дипломатом. Однако мало кто знает о самой личности писателя. Талантливый композитор, человек вспыльчивый, но благородный, он так и остался загадкой. Рассказываем о том, как о нем отзывались современники.

Мы знаем Александра Грибоедова как автора смелой, полузапрещенной комедии «Горе от ума», человека энциклопедических знаний, опытного дипломата, который за несколько лет сделал выдающуюся карьеру, оборванную трагической гибелью. Но этих скудных фактов мало, чтобы составить полное представление о его личности. Он был еще и талантливым музыкантом, и композитором, острым на язык собеседником, бескомпромиссным критиком и вспыльчивым полемистом. Способный на чудачества, он сымитировал обморок под окнами княжны Волконской, чтобы его внесли в дом и их скорее познакомили, и чуть не женился на дочери одного московского пристава из-за того, что она была похожа на жену его друга.

Современники писателя оставили о нем мало воспоминаний. «Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов», — с горечью заметил в 1835 году лично знавший Грибоедова Александр Пушкин. На самом деле, к тому моменту биография писателя была уже опубликована. Она принадлежала русскому писателю польского происхождения Фаддею Булгарину. После смерти Александра Грибоедова он поспешил назвать себя его близким другом, что вызвало справедливый гнев современников. Поэт и критик Петр Вяземский писал:

Ты целый свет уверить хочешь,
Что был ты с Чацким всех дружней.
Ах ты бесстыдник, ах злодей!
Ты и живых бранишь людей,
Да и покойников порочишь.

Спустя 25 лет после смерти Грибоедова его самый близкий друг, полковник Степан Бегичев написал лишь тонкую тетрадку воспоминаний, но так и не решился отдать ее в печать. Во многом это произошло потому, что он был вынужден многое утаивать, писать иносказательно. Так, арест Грибоедова по подозрению в принадлежности к декабристам в Петербурге Степан Бегичев назвал «делами службы».

Как же выглядел драматург? Здесь уместно вспомнить его портрет, написанный Иваном Крамским: профиль темноволосого мужчины во фраке и очках, сидящего на алом диване. «Грибоедов был хорошего роста, довольно интересной наружности, брюнет с живым румянцем и выразительной физиономией. С твердой речью», — вспоминал современник В. Андреев. А близкий друг дипломата Вильгельм Кюхельбекер писал в стихотворении «Памяти Грибоедова»: «...ты ясен был.../ Твои светлее были очи,/ Чем среди смехов и забав…».

Александр Сергеевич получил редкое по тем временам систематическое и глубокое образование, уже в шестилетнем возрасте знал четыре языка, а в юности — шесть. В частности, в совершенстве владел английским, французским, немецким и итальянским. Вообще, он должен был стать ученым — уже готовился к испытаниям на звание доктора прав. Но Отечественная война 1812 года внесла свои коррективы. Грибоедов стал корнетом гусарского полка.

После войны он вышел в отставку, чтобы заниматься делом, к которому лежала душа, — поэзией. Но средства к существованию могла дать только служба. «Что за жизнь!.. — говорил Грибоедов в 1819 году. — Да погибнет день, в который я облекся мундиром иностранной коллегии», «…кончится кампания, — мечтал он в 1827-м, — и я откланяюсь. В обыкновенные времена никуда не гожусь… Я рожден для другого поприща». Однако до конца своих дней он будет служить отечеству.

Про ум дипломата ходили легенды. Не зря Александр Пушкин замечал, что это один из самых умных людей в России». Его знания литературы, музыки и истории были энциклопедическими. Действительно, Александр Грибоедов великолепно играл на фортепьяно, на ходу сочинял музыку. Его любимыми композиторами были Моцарт, Бетховен, Гайдн и Вебер.

Актер и драматург Петр Каратыгин вспоминал, как однажды сказал ему: «„Ах, Александр Сергеевич, сколько бог дал вам талантов: вы поэт, музыкант, были лихой кавалерист, и, наконец, отличный лингвист!“ Он улыбнулся, взглянул на меня умными своими глазами из-под очков и отвечал мне: „Поверь мне, Петруша, у кого много талантов, у того нет ни одного настоящего“».

Вдумчивость и сосредоточенность драматурга поражала и Вильгельма Кюхельбекера. В том же стихотворении «Памяти Грибоедова» он замечал:

В чертогах суеты и шума,
Где свой покров нередко дума
Бросала на чело твое,-
Где ты прикрыть желал ее
Улыбкой, шуткой, разговором…
(Но дружбе взор орлиный дан:
Великодушный твой обман
Орлиным открывала взором).

Скромный и снисходительный в кругу друзей, Александр Сергеевич становился саркастичным, заносчивым и раздражительным, когда встречал людей не по душе. Такой эпизод приводил Петр Каратыгин в мемуарах. В один из дней драматург Николай Хмельницкий пригласил к себе Грибоедова почитать «Горе от ума». Было созвано несколько литераторов и артистов. После обеда Грибоедов положил рукопись своей комедии на стол, а гости в ожидании начали придвигать стулья поближе. В числе гостей был Василий Федоров, автор драмы «Лиза или Торжество благодарности» и других пьес. Человек простой и добрый, имеющий «претензию на остроумие».

Каратыгин записал: «Покуда Грибоедов закуривал свою сигару, Федоров, подойдя к столу, взял комедию (которая была переписана довольно разгонисто), покачал ее на руке и, с простодушной улыбкой, сказал: „Ого! какая полновесная!.. Это стоит моей Лизы“. Грибоедов посмотрел на него из-под очков и отвечал ему сквозь зубы: „Я пошлостей не пишу“. Такой неожиданный ответ, разумеется, огорошил Федорова, и он, стараясь показать, что принимает этот резкий ответ за шутку, улыбнулся и тут же поторопился прибавить: „Никто в этом не сомневается, Александр Сергеевич; я не только не хотел обидеть вас сравнением со мной, но, право, готов первый смеяться над своими произведениями“. — „Да, над собой-то вы можете смеяться, сколько вам угодно, а я над собой — никому не позволю…“». Неприятная сцена продолжалась несколько минут. В результате Федоров был вынужден уйти, потому что Грибоедов пригрозил, что при нем читать ничего не будет.

О вспыльчивости Александра Сергеевича писал и историк Александр Тургенев, наблюдая в 1828 году за ним и Пушкиным: «В Грибоедове есть что-то дикое… в самолюбии: оно, при малейшем раздражении, становится на дыбы, но он умен, пламенен, с ним всегда весело. Пушкин тоже полудикий в самолюбии своем, и в разговорах, в спорах были у него сшибки задорные».

Грибоедов был свободолюбивым, неуживчивым, острым на язык человеком. И эта свобода определяла его стиль поведения: он избегал строгих этикетных норм, был чересчур откровенен. «Обладая всеми светскими выгодами, Грибоедов не любил света, не любил пустых визитов или чинных обедов, ни блестящих праздников так называемого лучшего общества. Узы ничтожных приличий были ему несносны потому даже, что они узы. Он не мог и не хотел скрывать насмешки над подслащенною и самодовольною глупостью, ни презрения к низкой искательности, ни негодования при виде счастливого порока. Кровь сердца всегда играла у него на лице. Никто не похвалится его лестью; никто не дерзнет сказать, будто слышал от него неправду. Он мог сам обманываться, но обманывать — никогда», — пояснял Бестужев.

Несмотря на то, что государственная служба тяготила Грибоедова, выполнял он ее отменно. Во время Русско-персидской войны он активно участвовал в переговорах с представителями персидского шаха и разработке ключевых условий выгодного для России Туркманчайского мирного трактата (1828). Именно Александр Сергеевич доставил в Петербург донесение о заключенном мире. «…Грибоедов в Персии был совершенно на своем месте… он заменял нам там единым своим лицом двадцатитысячную армию… не найдется, может быть, в России человека, столь способного к занятию его места», — заключал генерал Николай Муравьев.

Генерал Н.Н. Муравьев 

После ошеломительного успеха Александра Сергеевича назначили послом в Иран. Многие из его знакомых вспоминали о приступе мрачного настроения, с которым Грибоедов отправился 6 июня 1828 года из столицы в последний свой путь на Восток. Каратыгин писал: «В начале весны, в 1828 году, незадолго до своего отъезда в Тегеран, Александр Сергеевич зашел ко мне… <…> Мы с женою поздравляли его и с царскою милостью, и с блестящей карьерой (он тогда только что был назначен посланником и полномочным министром при персидском дворе). На наше радушное приветствие он отвечал как-то грустно, точно предчувствие щемило его вещее сердце. „Бог с ними, с этими почестями! — говорил он. — Мне бы только устроить и обеспечить мою старушку-матушку, а там бы я бы опять вернулся сюда… дайте мне мое свободное время, мое перо и чернильницу, больше мне ничего не надо“!»

По пути посол вновь провёл несколько месяцев в Тифлисе, где женился 22 августа (3 сентября) 1828 года на княжне Нине Чавчавадзе, с которой ему довелось прожить всего несколько недель.

Нина Чавчавадзе

30 января 1829 года во время визита к шаху Ирана в Тегеран Грибоедов погиб. Толпа из тысяч религиозных фанатиков перебила практически всех находившихся в посольстве. Тело посла было настолько изуродовано, что его опознали только по следу на кисти левой руки. В качестве возмещения пролитой крови внук шаха привёз Николаю I богатые дары, в их числе был алмаз «Шах». Сейчас он находится в коллекции Алмазного фонда московского Кремля.

Тело Грибоедова было доставлено в Тифлис и погребено на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида. На могиле посла вдова Нина Чавчавадзе поставила памятник со знаменитой надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!». О жизни и смерти выдающегося государственного деятеля написал и Пушкин: «Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неровного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна».

Источники:

  1. Грибоедов Александр Сергеевич «А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников» (www.az.lib.ru/g/griboedow_a_s/text_0060.shtml)
  2. Серия публикаций Константина Поливанова о Грибоедове (www.arzamas.academy/special/ruslit/writers/griboedov)
  3. Вильгельм Кюхельбекер «Памяти Грибоедова» (www.culture.ru/poems/18451/pamyati-griboedova)

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной