Открытие Антарктиды было одним из важнейших геополитических событий в истории. Но что важнее, это был настоящий подвиг российских моряков. Подумать только – они открыли целый континент!
За первенство по открытию Антарктиды сегодня борются несколько стран: Россия, США и Англия. Последние пытаются оспорить достижения российских моряков. А, между тем, в 2020 году исполнилось 200 лет с той знаменательной даты, когда представители именно нашей страны открыли один из семи континентов на планете – Антарктиду. Сделали это служащие российской армии, вышедшие в море под началом двух великих офицеров – Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.
Немногие знают, но первая русская кругосветная экспедиция могла состояться лет на двадцать раньше, что вполне возможно повлияло бы на дату открытия Антарктиды. Для этого еще во времена правления Екатерины II была специально построена эскадра. В ее состав входили два больших фрегата 44-х пушечных и вспомогательное судно. Флагманом стал бы стопушечный корабль «Ростислав». Такая экспедиция должна была стать грандиозной демонстрацией русского флага. Но планам императрицы помешала очередная русско-турецкая война.
Первым исследователем, который зашел в Южный океан в широты выше 50° ю. ш., был Джеймс Кук. Во время своего второго кругосветного плавания 1772—1774 годов он подошел близко к кромке пакового льда. 17 января 1773 года Кук впервые в истории мореплавания пересек Южный полярный круг, но вскоре столкнулся с непреодолимыми льдами. В итоге он не отрицал существования Южного материка, но полагал его недоступным для мореплавателей. Исследователь писал: «…Большая часть южного материка (если предположить, что он существует) должна лежать в пределах полярной области выше южного полярного круга, а там море так густо усеяно льдами, что доступ к земле становится невозможным. Риск, связанный с плаваньем в этих необследованных и покрытых льдами морях в поисках южного материка, настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы».
Однако в Российской империи так не думали. Скорее всего экспедиция готовилась в обстановке строжайшей секретности, потому что до сих пор не обнаружено документов о первоначальном ее проекте. Это стало причиной для споров – кто же стал идеологом и вдохновителем экспедиции в Антарктику? Большинство исследователей склоняются к тому, что это был адмирал Иван Иванович Траверсе. Это косвенно доказывают некоторые сохранившиеся документы. Сейчас имя флотоводца, к сожалению, многими забыто. А ведь именно он во время войны 1812 года, когда Наполеон шел на Москву, возглавлял российский флот. Это он не дал подойти французам к Риге и высадить там десант. Это он подготовил защиту Санкт-Петербурга.
Иван Траверсе служил морским министром 17 лет. За это время он организовал более 20 российских парусных кругосветных путешествий. После смерти жены Траверсе переехал в деревню Романщину в Ленинградской области. И здесь оставался в течение всего 1821 года. Александр I был его другом и приезжал в деревню чаще, чем был в Москве. Именно в деревне проходило обсуждение экспедиции.
После долгих дискуссий было решено, что командовать шлюпами будут капитан 2-го ранга Фаддей Беллинсгаузен и лейтенант Михаил Лазарев. Под командованием Беллинсгаузена находился «Восток», а Лазарева — «Мирный». Общая численность команды достигала 190 человек. Как писал Фаддей Беллинсгаузен, офицерский состав и нижние чины в экспедиции были набраны из добровольцев. Для матросов существовали жесткие условия отбора: отличное состояние здоровья, возраст не более 35 лет, знание сверх своей специальности какого-либо мастерства по кораблестроительной части и, наконец, умение хорошо стрелять из ружей.
Еще до выхода в экспедицию Фаддей Беллинсгаузен осмотрел новый корабль и заметил, что его корпус был в отвратительном состоянии. Он был выполнен из дерева, но не из качественного дуба, а из дешевой, сырой и непросушенной сосны. Это значит, что между досками будут постоянно появляться щели. Перед отплытием Беллинсгаузен решил поменять хотя бы часть досок на дубовые, но это не очень помогло. Позже он писал, что во время экспедиции моряки постоянно слышали звуки поступающей воды.
Интересно, что и «Восток», и «Мирный» принято называть шлюпами, но это не совсем верно. На самом деле только «Мирный» был шлюпом, а «Восток» - фрегатом. Вообще шлюп – это корабль двойного назначения: он и военный, и грузовой одновременно. Шлюп менее быстроходный, но более комфортный. Моряки здесь живут в каютах, а у капитана в кормовой пристройке даже есть ванна. Число пушек на «Мирном» составляло 20.
На военном фрегате «Восток» все было аскетично. Здесь лишь у капитана и старших офицеров были свои каюты, остальные спали в гамаках. Число пушек составляло 28. Кроме того, на фрегате размещались карронады – орудия убойной силы, рассчитанные на ближний бой. Для связи между собою судна имели телеграф (флажный), незадолго перед тем изобретенный русским морским офицером капитан-лейтенантом Александром Бутаковым.
4 июля 1819 года корабли «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадт и взяли курс на Рио-де-Жанейро. Из-за чрезвычайной поспешности (императорский указ вышел 15 марта) не удалось собрать научного отряда. Практически все научные наблюдения, как в области географии, так и в областях этнографии и естествознания, осуществляли офицеры и единственный ученый на борту — экстраординарный профессор Казанского университета Иван Симонов. Для фиксации событий, ландшафтов открытых островов и биологических видов был взят академик живописи Павел Михайлов.
До города Ушуайя Южной Америки судна добрались за 120 суток. Для того времени это был почти рекорд. Так быстро преодолевать расстояния и идти нужным курсом помогла специальная инструкция, составленная Иваном Траверсе и его гидрографом Гавриилом Сарычевым. Говорят, что они знали, как и куда плыть, благодаря записям Джеймса Кука. Траверсе прочел их и сузил круг поисков новой земли.
15 декабря 1819 года «Восток» и «Мирный» вошли в антарктические воды. Хотя на кораблях усиленно работали печи, для деревянных парусных судов холод стал настоящим испытанием. Трижды в сутки морякам приходилось убирать с подволока (обшивки потолка) конденсат, который там накапливался. Из-за постоянного мокрого снега и тумана было очень тяжело сушить одежду и постели. Можно представить, с какими экстремальными условиями столкнулись моряки.
Однако за три года на кораблях антарктической экспедиции погибли всего два матроса. Это едва ли не рекорд того времени. Историки объясняют этот феномен тем, что Беллинсгаузен был отличным руководителем, религиозным и добродетельным человеком. В период экспедиции он даже исключил на своих суднах телесные наказания, что было по тем временам крайне прогрессивно.
В этой экспедиции моряки впервые увидели такие гигантские льдины. Они не могли понять - земля это или обыкновенный лед? В таких случаях члены экипажа подплывали на шлюпках ко льдине и исследовали ее. Таким образом, они продолжали искать большую землю.
В это же время впервые для российского флота моряки начали топить лед айсбергов для питья. Эксперт межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО, член РГО Виталий Сычев рассказывал: «Беллинсгаузен специально не оповестил ни моряков, ни офицеров. Он приготовил чай из воды, нарубленной на айсбергах, и услышал хвалебные отзывы о том, что чай был очень и очень вкусный». Прежде никто этого очевидного ритуала не делал. Просто потому что никто из российских моряков в этих широтах не был.
Впервые моряки пытались отлавливать и пингвинов. Их мясо они замачивали в уксусе и использовали в качестве добавки к пище. Но оказалось, что мясо пингвинов достаточно специфично и невкусно, чтобы использовать его как основное блюдо.
9 января 1820 года экипаж «Востока» чуть не погиб – парусник на ходу налетел на айсберг форштевнем, то есть носовой конечностью судна, которая всегда усилена. Это было везение. Если бы судно налетело правой или левой скулой, это неминуемо привело бы к пробоине корабля и гибели моряков. Сегодня после трагической истории «Титаника» многим ясно, как опасны айсберги. А тогда никто не представлял, как далеко может простираться их подводная часть.
Следуя курсом на юг, русские корабли 16 января 1820 года подошли к побережью Антарктиды (ныне Берег Принцессы Марты). Об этой важной для мировой истории дате Беллинсгаузен написал следующее: «Продолжая путь на юг, в полдень в широте 69° 21′ 28″, долготе 2° 14′ 50″ мы встретили льды, которые представились нам сквозь шедший тогда снег в виде белых облаков. Ветер был от NO умеренный, при большой зыби от NW; по причине снега зрение наше далеко не простиралось; я привел в бейдевинд на SO, и, пройдя сим направлением две мили, мы увидели, что сплошные льды простираются от востока чрез юг на запад; путь наш вел прямо в сие льдяное поле, усеянное буграми».
Выдающийся океанограф Николай Зубов отметил в своей монографии: «В первый раз люди видели эти берега, но подойти к ним было невозможно, льды преграждали путь. Русские моряки добросовестно отметили все признаки земли, но ничего больше не стали утверждать. Ведь даже человек, который прошел бы пешком по этому берегу, и тот мог усомниться — земля ли это или льды, ее окружающие. Так скромно в летопись великих открытий вошла новая дата 16 января (ст. ст.) — день, когда русские открыли Антарктиду — шестой материк земного шара».
Экспедиция оказалась сложным испытанием для моряков. Из 751 дня путешествия 527 были проведены под парусами. Всего к берегам Антарктиды команда подходила девять раз, в том числе четырежды на расстояние 3—15 км. На карту Антарктики было нанесено 28 объектов, обнаружено и поименовано 29 островов в высоких южных широтах и тропиках. Все они были задокументированы в картах, а также в альбоме художника Михайлова, получив русские названия: Земля Александра I, Остров Петра I, Остров Ермолова, архипелаг Траверсе и так далее.
Но почему же открытие нового континента приписывают себе англичане и американцы? Через два дня после того, как российская экспедиция впервые подошла к Антарктике, материка достигла британская экспедиция под руководством ирландца Эдварда Брансфилда. Ими был открыт полуостров Тринити — северная часть Антарктического полуострова. Открытые земли Брансфилд объявил владениями Британии, его судовой журнал и карты отправили в Британское адмиралтейство. Позже его судовой журнал был утерян.
Первыми вступила на континент, вероятно, команда американского корабля «Сесилия» зимой 1821 года. Точное место высадки неизвестно, но предполагается, что она произошла в заливе Хьюз. К наиболее точным относится заявление о высадке на материк (Берег Дейвиса) от норвежского предпринимателя Хенрика Иоганна Булля, датируемое 1895 годом.
Один из важнейших документов, доказывающих право России считать себя первооткрывательницей Антарктиды, хранится в Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга. В журнале «Сын отечества» за 1821 год указано, что 16 января отряд проникнул до широты S 69°25' в долготе 2°10' W, где встретил сплошной лед, а далее к югу ледяные горы. Заметка была опубликована с благодарностью морскому министру маркизу Ивану Ивановичу да Траверсе за сообщение этих сведений главному редактору. Интересно, что в то время открытие новых земель принято было скрывать. Однако, к счастью, Траверсе понимал значение происходящего и поспешил с публикацией.
Источники:
- «Антарктида. Континент, открытый русскими моряками» (источник: www.youtube.com/watch?v=bsNnaLZcrH8)
- «Открытие Антарктиды» (источник: www.arzamas.academy/mag/791-antarktida)
- «Открытие Антарктиды русскими мореплавателями» (Беллинсгаузен Ф. Ф.). (источник: www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Reisen/XIX/1800-1820/Bellinshausen/vved.phtml?id=3973)
- Кук Д. Путешествие к Южному полюсу и вокруг света / Пер. с англ. и комм. Я. М. Света; под науч. ред. и со вступ. ст. И. П. Магидовича. — М.: Государственное издательство географической литературы, 1948.