В преддверии Нового года, в жаркую пору торжественных заседаний, собраний и корпоративов (О tempora, o mores!) проведем небольшой экскурс в историю – вспомним о бале, его символике и культурных смыслах.
Бал – совсем юный феномен культуры в масштабах человеческой истории. По крайней мере, в том виде, в котором мы привыкли его представлять. На самом деле, его культурные «прадедушки» существовали еще в Каменном веке: торжественные мероприятия с танцами для круга расположенных друг к другу лиц проводились вокруг костра.
Со становлением цивилизаций появились пиры фараонов, царей и других наделенных властью лиц. Эти важные застолья тоже сопровождались танцами, в которых принимала участие молодежь (танец как часть обряда инициации, социализации) или профессиональные танцовщики-танцовщицы. Такой пра-бал был, как и его поздний сородич, «зрелищем в зрелище», театральным спектаклем, в котором роль каждого актера четко регулировалась специальными нормами.
Возникнув, бал как культурная новация сразу обрел свои основные функции: содействовать утверждению социального порядка – что выражалось в дресс-коде (одежде, украшениях, макияже), расстановке участников действа; налаживать коммуникацию – от деловой, политической, экономической до любовной; способствовать культурному обмену – информацией, знаниями, ценностями.
В конце XIV в., в ренессансной Европе стали проводиться церемониальные встречи, в которых черты и функции балов стали проступать более явно. Один из первых зафиксированных историками, как бал, был проведен в честь бракосочетания французского короля Карла VI и Елизаветы Баварской. В XVI в. Мария Медичи ввела моду на балы-маскарады. Такое удачное соединение итальянского с французским придало балу популярности: Король-Солнце – Людовик XIV сделал его основой своего роскошного досуга. Вплоть до буржуазной революции Франция считалась образцом бального этикета. Потом, из Франции – законодательницы культурных «мод» – бал направился в путешествие по Европе и другим областям мира.
Бальный церемониал и этикет от эпохи к эпохи, от страны к стране трансформировались в соответствии со спецификой культурных систем. В нашу страну бал в его «бальном» виде добрался благодаря Петру I и его открытию европейского «окна». Предшественники балов были, конечно, и в допетровские эпохи: князья собирали пиры с музыкой и танцами – посмотреть на дружину, соратников – понять, кто выйдет с тобой в лихую годинушку. По сути, ассамблеи и балы Петра I были тем же самым – проверкой на приверженность делу государя. Царь лично составил свод правил хорошего поведения на таких мероприятиях: «в носу перстом не ковырять, в круг не плевать, ножом зубы не чистить, ногами не болтать…».
Следующие за Петром I правители и правительницы России видели в бале уже не столько урок европейскости – он был усвоен – сколько досуг и даже средство политических манипуляций. Так, говорят, Екатерина II отмечала: «Народ, который поёт и пляшет, зла не думает». Екатерининские балы отличались особенным блеском, что подчёркивали даже люди, видавшие великолепие Версаля. Бал, данный в ее честь Потемкиным, обошелся в 200 тысяч рублей (при стоимости коровы в 2 рубля). Из придворных балов XX в. одним из самых затратных стал костюмированный бал (предпоследний для династии Романовых и царской России), данный Николаем II в 1903 г. Костюмы для него в допетровском стиле (усыпанные драгоценностями) создавались по эскизам художника Сергея Соломко и стоили целые состояния.
К началу XIX в. в Европе и России сформировались основные виды балов: придворные, великосветские и общественные. Придворные были самыми скучными – публика на них присутствовала заносчивая и возрастная. Великосветские считались веселыми, но попасть на них могли только представители знати. Самыми доступными – по купленному билету – были общественные.
Вход на придворные и великосветские балы, разумеется, осуществлялся по приглашениям. Приглашения на бал ни в коем случае не посылали в день танцев – адресаты должны были получить их за три недели, и составить ответ – будут или нет. Время до бала предназначалось на выбор пар, туалетов, определение очереди танцев. Приглашения писали лаконично, например: «Князь N просит сделать ему честь, пожаловать в маскерад, сего февраля… по адресу…».
Бальный этикет был очень строг. За его исполнением следил распорядитель. Получить этот почетный пост было не так-то просто – нужно было обладать целым рядом способностей: остроумием, отличной памятью, знанием языков и музыкальной культуры.
Главное правило бала заключалось в участии в танцах: те, кто явился – должны танцевать. Не танцевали только матери семейств и почтенные мужи. Не танцующих дам определить было очень просто – длина их платьев достигала пола, а у танцующих – щиколоток. Платья дам шили из модных тканей, предпочитая пастельные тона для девушек и чуть более насыщенные – для замужних. Важную роль в женском наряде играли цветы, которые вплетали в прическу или носили у пояса, а также веер. Эти аксессуары служили невербальным средством общения между заинтересованными лицами. Мужчины приходили танцевать во фраках и офицерских мундирах (сапоги со шпорами для военных исключались). Обязательным атрибутом наряда являлись перчатки – лайковые под цвет фрака и замшевые – для военных.
Участники не имели права выглядеть нелюбезными и печальными. Предполагались вежливые приветствия хозяевам и гостям, элегантные ухаживания за дамами. Запрещались яркие выражения эмоций – ревность, сплетни, споры, ссоры и злые шутки. Вообще на балу предписывалось всем без исключения: держать себя скромно, танцевать грациозно и соблюдать приличия.
Приглашение на танец могло оговариваться задолго до бала, но также осуществлялось и во время его. Порядок танцев дамы фиксировали в специальной книжечке – карне.
Нельзя было танцевать весь вечер с одним и тем же партнером, нельзя было забывать об обещанном танце. Верхом неприличия считалась забывчивость кавалера. Кавалеру, кстати, доставались все этикетные «шишки» – любой промах считался его виной: столкновение с другой парой, неловкие движения. Мужчина не имел права наступать на ноги, смотреть под ноги, прижимать даму к себе, держать ее за декольтированные части тела, много говорить или молчать.
Открывался бал XIX в. торжественным полонезом (в XVII-XVIII менуэтом) – танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. После мазурки все отправлялись на ужин, на котором можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Бальный ужин также подчинялся строгим правилам этикета – в посадке гостей, меню, расстановке блюд и застольных аксессуаров…
Вместе с революционными подвижками и в Европе и у нас бальная традиция канула в Лету. Бал и многие развлечения знати были вычеркнуты из плана бытия. Само понятие «светской жизни» отменилось. Дворян уничтожали, их привычки и обычаи высмеивали и искажали. Нарочитая грубость обращения стала считаться признаком правильного происхождения, а знание хороших манер оставили дипломатам. С упрочением нового типа государственности обозначились попытки видоизменить бал во что-то более соответствующее новой системе ценностей – вернулись торжественные застолья с приглашенными артистами для правящих элит.
В XXI в. традиции балов с почти неизмененными культурными смыслами сохранили правящие королевские дома Европы. Модифицированные «балы» теперь проходят повсеместно – их приурочивают к бизнес событиям, желанию светских «львов» и «львиц» похвастаться дорогими нарядами (например, бал Татлер).
И вовсе искажением некогда прекрасного бала стала культура современного корпоратива. Так, нынешний субъект во многом утратил и упростил изящную бальную традицию. Однако, смотря в будущее с оптимизмом, будем надеяться на то, что динамика культуры позволит нам снова увидеть прекрасное, и бал вернется.