О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Аристократ российского кино: Вячеслав Тихонов
Аристократ российского кино: Вячеслав Тихонов

Вячеслав Тихонов был не просто талантливым актером, но и глубоким, сомневающимся и интеллигентным человеком. Рассказываем, каким запомнили артиста его современники.

Неповторимый князь Андрей Болконский, сильный и волевой разведчик Исаев-Штирлиц… Уверенная осанка и неподражаемое умение говорить без слов сделали актера Вячеслава Тихонова кумиром нескольких поколений. Но он был не просто талантливейшим артистом, но еще и тонким, воспитанным, интеллигентным и сдержанным человеком, который не любил шумные компании, не афишировал личную жизнь и всячески избегал славы. Современники говорили о нем, как о личности с огромным обаянием и громадным внутренним содержанием.

«Он всегда был чуть-чуть суховат, закрыт, слегка ироничен, я бы даже сказал, — объяснял режиссер Сергей Урсуляк. — Я думаю, что он этим прикрывал в огромной степени свое очень нежное содержание». Сам же Тихонов больше всего в людях ценил порядочность. И считал, что мужчина не должен говорить о двух вещах — о любви и о болезнях. Рассказываем, как сложилась судьба этого удивительного мастера.

Вячеслав Тихонов родился в провинциальном Павловском Посаде в семье рабочих. Как и все мальчишки, он много времени проводил на улице и почти не соприкасался с миром искусства. Когда началась Вторая мировая война Тихонову было 13. Школу, где он учился, закрыли, разместив в ней госпиталь. И отец определил Славу в ремесленное училище. В токарных мастерских ремесленники вытачивали детали для подводных лодок.

Вячеслав Тихонов в юности

Ребята очень гордились, что причастны к общему делу. Именно с того времени у Тихонова осталась на руке наколка «Слава». Ее он позже скрывал во время всех съемок.

В тайне от родителей Вячеслав Тихонов видел себя актером, но те считали, что сын должен стать инженером. Когда молодой человек приехал в Москву поступать в автомеханический, он часами бродил около «Мосфильма». Потом признавался, что тянуло туда любопытство, а может быть, это была интуиция. Но дальше проходной его не пускали. Однажды кто-то из выходящих спросил: «Ты чего здесь слоняешься?», а потом рассказал про ВГИК. И весной 1945-го Тихонов решил попытать удачу и подал документы в университет.

«Он решил быть актером из-за своего дяди, потому что мамин брат был режиссером какого-то местного театра, — рассказывала дочь, актриса Анна Тихонова. — Режиссером неудачливым, но любимым человеком в семье. И папа всю жизнь говорил, что работает за двоих: за себя и за этого дядю».

На вступительных экзаменах Тихонов провалился. Вот как он сам вспоминал этот момент: «После второго тура я слетел. Я до сих пор остро помню это. Вышла девушка и стала быстро, скучным, безликим голосом зачитывать фамилии: „принят“ и „не принят“. Тихонов — не принят. Легко так, Тихонов не принят. И все поплыло, рассыпалось, я только тогда понял, как на самом деле хотел сюда, как надеялся, как все остальное было второстепенным».

Расстроенный он долго стоял у дверей аудитории. «Слава Тихонов стоял, уткнувшись носом в стенку, — писал в своих мемуарах профессор ВГИКа Борис Бибиков. — Тонкие плечи беззвучно вздрагивали. Как и многие другие, он старался не показать, что плачет. Он плакал от обиды, от горя, от какой-то безысходности. И тогда я сказал ему: «Успокойся, я возьму тебя. Приходи в сентябре учиться».

В итоге Тихонова все-таки взяли на испытательный семестр, на полгода и без стипендии. Не хватало мальчиков на актерском факультете — еще бы, послевоенный 1946 год. Общежития юному актеру тоже не предоставили, поэтому каждый день после занятий он ехал из Москвы домой в Павловский Посад. Иногда билетов не было, и все 80 километров пути он стоял на подножке поезда, рискуя упасть. Усилия того стоили: Тихонов блестяще закончил испытательный семестр и продолжил учебу.

Тихонов признавался, что увлекаться литературой стал именно в период студенчества: «Мне казалось необходимым расти, себя лепить, раз уж так повезло, раз судьба привела меня во ВГИК. Ходил в Ленинскую библиотеку. Читал, читал, читал — запоем, особенно классику. Ведь актера делает литература, драматургия. Нет ее, нет и нас».

Будучи студентом ВГИКа, Вячеслав Тихонов получил свою первую роль в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия». В прокате 1948 года картина заняла первое место, а через год ее создатели получили высшую награду того времени — Сталинскую премию. Однако для дебютанта Тихонова участие в этом фильме не стало его звездным часом. Режиссерам еще требовалось время, чтобы разглядеть масштаб его таланта.

На съемках картины он впервые встретился с Татьяной Лиозновой, юной ассистенткой режиссера Сергея Герасимова. Оба они тогда и предположить не могли, что почти четверть века спустя им предстоит вновь встретиться на съемочной площадке, чтобы создать лучший шпионский фильм своего времени — «Семнадцать мгновений весны».

Одно из самых судьбоносных знакомств в жизни Вячеслава Тихонова состоялось уже после окончания ВГИКА в Театре-студии киноактера, куда его распределили. Там он встретился с режиссером Станиславом Ростоцким. Именно ему Тихонов обязан своим первым серьезным успехом. Режиссер тогда прямо сказал актеру: «Я сделаю из тебя народного артиста, у меня есть для тебя роль». И взял его в свой фильм «Дело было в Пенькове» в качестве тракториста Матвея Морозова.

«Народного артиста» эта роль Тихонову не принесла, но зато, как говорил Вячеслав Васильевич, вскрыла драматический материал, который он сам в себе не подозревал. Эта работа показала его многоплановость как актера, способность показать на экране диаметрально противоположные чувства. Картина принесла Вячеславу Тихонову признание всей страны, буквально все женщины Советского Союза были тогда в него влюблены.

Наконец, в него поверили режиссеры. За короткий срок ему был предложен ряд разноплановых ролей в фильмах Виктора Ивченко «Ч. П. — Чрезвычайное происшествие» (1958), Михаила Швейцера «Мичман Панин» (1960), Леонида Лукова «Две жизни» (1961) и Самсона Самсонова «Оптимистическая трагедия» (1963). А в фильме Евгения Ташкова «Жажда» (1959) актер впервые сыграл советского разведчика, заброшенного в немецкий тыл во время войны.

Это сегодня мы говорим «Болконский» и подразумеваем Тихонова, а в то время актеру эта роль казалось мечтой почти недостижимой. «У него были слезы на глазах, когда мы с ним разговорились по этому поводу…, — говорил режиссер Сергей Урсуляк. — Он встретил в коридоре Мосфильма Сергея Федоровича Бондарчука, это с его слов, подошел к нему: Сергей, я хотел поговорить с тобой по поводу князя Андрея. Вот каким ты его видишь? На что Сергей Федорович, как человек определенный и тоже простой, сказал ему: „Совершенно не похожим на тебя“». Но решающую роль в выборе актера сыграла министр культуры Екатерина Фурцева. Во время просмотра рабочих материалов «Оптимистической трагедии» она увидела в Тихонове Болконского.

Роль потребовала от актера полной самоотдачи, он работал с неимоверным напряжением сил. «Какие-то провокационные вещи Бондарчук делал с нами. Но это ему как режиссеру и нужно было. Он заставлял [Тихонова] держать спину, плечи, быть уверенным, обращать внимание на посадку головы, — вспоминала Ирина Скобцева. — Это было важно и для Бондарчука, а, может быть, это Бондарчук делал именно для Тихонова, чтобы он почувствовал паркет, ногу, шаг».

Успех картины был грандиозным. Она получила главный приз Московского международного кинофестиваля и премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. А серия «Андрей Болконский», где больше всего был занят Тихонов, стала лидером проката: ее посмотрели за один год 58 миллионов человек. «Когда были смонтированы первые две серии, Бондарчук нас собрал всех и как бы выставлял такие оценки. Подойдя к Тихонову, он сказал: „Славочка, ты выиграл свой марафон“», — рассказывала актриса Ирина Скобцева.

Четыре года съемок опустошили актера, он впал в депрессию и хотел вообще отказаться от дальнейшей карьеры актера. Тихонов вспоминал: «После просмотра картины было много критических отзывов о моей работе. Я пришел в отчаяние. Стал считать, что действительно далеко не везде дотягивал до образа Андрея Болконского. В общем, засомневался в верности выбранного пути». Помог друг Ростоцкий, который уговорил его сыграть в своей картине «Доживем до понедельника». В фильме Тихонов с удивительной достоверностью сыграл учителя Мельникова. Скромный, честный, порядочный учитель истории сразу покорил зрительскую аудиторию.

Но безраздельную зрительскую любовь Тихонов приобрел благодаря телесериалу «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой, где актер сыграл разведчика Исаева-Штирлица. «Поначалу, еще до съемочного процесса, меня мучили сомнения — дескать, вот еще один разведчик, которого мне надо было сыграть. …Но, к своему счастью, я прочитал и „Пароль не нужен“, и „Бриллианты для диктатуры пролетариата“. …Именно через них я увидел и услышал своего героя, и тогда Штирлиц легко стал его естественным продолжением. Я понял, какой силы характер у этого человека, отнюдь не супермена, а просто сильного духом человека, имеющего свои слабости, но умеющего подавлять их, умеющего собирать в железный кулак всю волю и силы в самые критические минуты», — вспоминал актер.

Штирлиц в исполнении Тихонова стал почти национальным героем. Современники вспоминали, когда сериал показывали по телевизору, улицы заметно пустели. «Вы понимаете, какая штука: артист играет, а Вячеслав Васильевич не играл, он жил биографией своего героя», — пояснял актер Сергей Мигицко. Сам Тихонов говорил об этой работе так: «"Семнадцать мгновений весны“ посвящены самой жестокой теме — войне. Но в них нет озлобления. Татьяна Лиознова собрала великолепную команду… И сделала с Юлианом Семеновым умный, тонкий, живой сценарий. О том, как сопротивляется личность тому страшному, что есть война. Мы снимали фильм не только о героизме — о человечности».

Особенно хочется отметить и еще одну работу Тихонова 1977 года — «Белый Бим Чёрное ухо». Это гуманистическая картина о сострадании и человеческой жестокости по отношению к ближним и животным. Современники вспоминали: когда фильм вышел на экраны, из-за закрытых дверей кинозалов было слышно, как плачут зрители.

Перестройка Вячеславу Тихонову далась тяжело, от ролей он стал все чаще отказываться. Актер говорил: «Я все острее чувствую, что из другого поколения, другой исторической эпохи. Сложно мне привыкать к новой реальности».

Скончался Вячеслав Тихонов 4 декабря 2009 года на 82-м году жизни. К этому времени в его арсенале было около 70 сыгранных ролей. «Я ничего плохого не сделал, всю жизнь честно работал, мне нечего стыдиться. Не зря прожил свою жизнь. Остались мои роли, мои работы», — говорил актер в одном из своих последних интервью.

Источники:

  1. Вячеслав Тихонов: «Я ушел совсем в другую жизнь» (www.pravmir.ru/vyacheslav-tixonov-ya-ushel-sovsem-v-druguyu-zhizn/)
  2. Вячеслав Тихонов: последний актер советского кино (www.gazeta.ru/culture/2018/02/07/a_11640433.shtml?updated)
  3. Вячеслав Тихонов. До последнего мгновения (www.youtube.com/watch?v=lT8mhSiT_gE).
  4. Человек с другой стороны: Портрет Вячеслава Тихонова (www.blog.okko.tv/articles/chelovek-s-drugoj-storony-portret-vyacheslava-tikhonova).

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной