О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Русский период в творчестве Игоря Стравинского
Русский период в творчестве Игоря Стравинского

Русский композитор Игорь Стравинский оказал огромное влияние на культуру XX века. Он не боялся отходить от принятых канонов, снискав этим мировую славу. Рассказываем об этом подробнее.

Композитор Игорь Стравинский стал одним из величайших музыкантов ХХ века и одной из самых ярких фигур мирового современного искусства. Стилистическое многообразие Игоря Федоровича поражает: в нем самым неожиданным образом сочетаются различные направления, за что композитора современники прозвали «человеком тысячи одного стиля». Сегодня мы остановимся на первом периоде его творчества. Ведь эта музыка несет яркий отпечаток русской культурной традиции. 

Игорь Стравинский родился 17 июня 1882 года под Петербургом в семье музыкантов. Его отец Федор Стравинский был оперным певцом и солистом Мариинского театра, мать Анна Холодовская – певицей и пианисткой, которая сопровождала супруга в качестве концертмейстера. В их доме собиралась артистическая элита Петербурга: композиторы Николай Римский-Корсаков, Анатолий Лядов, Цезарь Кюи, музыкальный критик Владимир Стасов, писатель Федор Достоевский.

Начальное образование Стравинский получил во Второй Санкт-Петербургской гимназии, откуда перешел в одно из лучших учебных заведений Петербурга — гимназию Гуревича. Учился композитор плохо, иногда прогуливал занятия. Позднее он вспоминал: «Конечно, я был очень плохим учеником и ненавидел эту школу, как и вообще все мои учебные заведения, глубоко и навсегда». 

Игорь Стравинский в юности

Во время каникул семья выезжала в деревню Льзи недалеко от Санкт-Петербурга. Здесь будущий композитор любил слушать многоголосое пение крестьян. Он писал: «Подозрение, что я, возможно, обладаю музыкальным талантом, зародилось там. Возвращаясь вечером с полей, крестьянки в Льзи пели приятную спокойную песню, в течение всей жизни всплывающую в моей памяти в ранние вечерние часы досуга. Они пели в октаву — конечно, без гармонизации, — и их высокие, резкие голоса напоминали жужжание миллиарда пчел. Ребенком я никогда не отличался особенно развитой памятью, но эта песня запечатлелась в моем сознании с первого же раза».

На формирование музыкальных вкусов Стравинского повлияло много людей. Так, с девяти лет мальчик брал уроки фортепиано, правда, родители не воспринимали эти занятия всерьез. Первые два года музыку ему преподавала Александра Снеткова. Однако впоследствии Стравинский отмечал, что так у нее ничему и не научился. После Снетковой юного музыканта учила Леокадия Кашперова. Она запрещала ученику пользоваться педалями фортепиано и требовала «держать звук пальцами», как при игре на органе.

Впоследствии композитор, по его словам, избегал писать музыку, «требовавшую усиленной педализации». 

Большое влияние на мальчика также оказал композитор и пианист И. В. Покровский. Они познакомились, когда Стравинский еще учился в гимназии, а Покровский уже окончил университет. Композитор знакомил подростка с западноевропейской музыкой, в первую очередь с французской (Шарлем Гуно, Жоржем Бизе, Лео Делибом, Эммануэлем Шабрие и другими), помогая ему освобождаться от влияния музыкального академизма того времени. Не случайно Стравинский позже написал: «Покровский казался мне кем-то вроде блистательного Бодлера в противовес esprit beige [провинциализму] моей семьи».

Игорь Стравинский в молодости

Зимой 1901–1902 годов Стравинский брал уроки композиции и гармонии у Федора Акименко. Его следующим педагогом стал Василий Калафати. О занятиях с ним Стравинский писал: «Калафати научил меня прибегать к слуху как к первому и последнему критерию, за что я ему благодарен. Я занимался у него больше двух лет». Интересно, что все свободное время будущий композитор проводил в Мариинском театре — бывал там пять-шесть дней в неделю, слушал оперы.

После окончания гимназии Гуревича Игорь Стравинский по настоянию родителей поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Но все свое свободное время он посвящал музыке. Дважды в неделю, параллельно с занятиями Калафати, он посещал занятия своего главного учителя Николая Римского-Корсакова. С ним Стравинский изучал музыкальную композицию, а с 1902 года пробовал сочинять собственные произведения. Университет Игорь Федорович так и не закончил, отказавшись от сдачи выпускных экзаменов. Учиться профессионально в Петербургской консерватории Римский-Корсаков, сам будучи ее профессором, отсоветовал.

В книге «Диалоги» Стравинский много рассказывает о Римском-Корсакове: «Существует большая разница между Римским его автобиографии, знакомой большинству людей, и Римским – моим учителем. Мой Римский, однако, был глубоко благожелательным, глубоко, и не показным образом, великодушным, и неприятным лишь по отношению к поклонникам Чайковского». 

И немного далее: «Я обожал Римского, но не любил его склад мышления. Я имею в виду его почти буржуазный атеизм (он бы назвал это «рационализмом»). Его разум был закрыт для какой бы то ни было религиозной или метафизической идей. Если случалось, что разговор касался некоторых вопросов религии или философии, он просто отказывался обсуждать эти вопросы в религиозном плане. <…> Помню, кто-то завел за столом разговор о воскресении из мертвых, и Римский нарисовал на скатерти ноль, сказав: “После смерти ничего нет, смерть это конец”. Я имел тогда смелость заявить, что такова, может быть, лишь одна из точек зрения, но после этого некоторое время мне давали чувствовать, что лучше было промолчать».

В это же время Стравинский сблизился с антрепренером Сергеем Дягилевым и художниками объединения «Мир искусства». Вместе с ними композитор посещал выставки, балеты и симфонические концерты, был членом объединения «Вечера современной музыки». Дягилев даже присутствовал на премьере одних из первых произведений Стравинского — сюиты «Фавн и пастушка» на стихотворение Александра Пушкина и Симфонии ми-бемоль мажор. Критики называли его произведения «импрессионистскими» за объемное звучание и летящий темп. 

В 1908 году, когда умер Николай Римский-Корсаков, Стравинский написал своему учителю «Погребальную песнь». Позднее он писал: «Это была как бы процессия всех солирующих инструментов оркестра, возлагающих по очереди свои мелодии в виде венка на могилу учителя на фоне сдержанного тремолирующего рокота, подобного вибрации низких голосов, поющих хором».

Вскоре Сергей Дягилев предложил композитору написать балет «Жар-птица» для «Русских сезонов». Музыку не смогли создать ни Анатолий Лядов, ни Николай Черепнин, к которым сначала обратился импресарио. Стравинский в это время изучал русский фольклор, как раз интересовался историей о сказочной птице и втайне продумывал фабулу нового произведения. Над партитурой он работал всю зиму 1909 года. Балет поставил танцовщик Михаил Фокин, который к тому времени уже стал балетмейстером антрепризы, а эскизы костюмов и декораций рисовали Леон Бакст и Александр Головин.

Премьера «Жар-птицы» состоялась в Париже 25 июня 1910 года и прошла с успехом. Однако сам Стравинский остался недоволен балетом — он считал, что в нем не согласованы «движения танца и настоятельные требования музыкального ритма». Критиковал «Жар-птицу» и Александр Бенуа. Он писал: «Пока хореографические затеи Фокина исполнялись артистами на репетициях, они представлялись фантастическими, на сцене же все как-то заволокла неуместная, слишком элегантная пышность». 

Следующими балетами Стравинского для «Русских сезонов» стали «Петрушка» и «Весна священная». В них композитор впервые использовал нарочитую грубость ритмики, асимметричность музыкальных фраз, полиритмию. Балет «Весна священная, картины языческой Руси в 2 частях» Стравинский задумал еще во время работы над «Жар-птицей»: «Однажды, когда я дописывал в Петербурге последние страницы «Жар-птицы», в воображении моем совершенно неожиданно, ибо думал я тогда совсем о другом, возникла картина священного языческого ритуала». Над балетом кроме самого композитора работал художник Николай Рерих, который интересовался язычеством. Он помогал Стравинскому со сценарием, рисовал эскизы декораций и костюмов. Хореографию «Весны священной» поставил танцовщик Вацлав Нижинский. 

Премьера балета прошла 29 мая 1913 года. И сам Стравинский охарактеризовал этот вечер не иначе, как скандал. Балерина Ромула Пульска вспоминала: «Волнение и крики доходили до пароксизма. Люди свистели, поносили артистов и композитора, кричали, смеялись и даже покидали постановку». Чтобы успокоить их, Дягилев даже несколько раз выключал в зале свет. Однако это не помогло, и спектакль пришлось прервать. 

Мнения критиков разделились: некоторые из них писали об абсурдности постановки, а другие полагали, что Стравинский создал балет будущего: «Композитор написал партитуру, до которой мы дорастем только в 1940 году». Так, итальянский композитор Альфредо Казелла назвал балеты Стравинского «гигантским маяком XX века». В любом случае, успех трех балетов Стравинского был феноменальным, о них говорили все.

В то время Стравинский с семьей жил в Петербурге, а холодное время года проводил в Швейцарии. Однако в 1914 году из-за начала Первой мировой войны композитор остался там на лето, а после революции решил и вовсе не возвращаться в Россию. Позднее он вспоминал: «Этот период, конец 1917 года, был одним из самых тяжелых в моей жизни <…> Коммунистическая революция восторжествовала в России, и я был лишен последних средств к существованию <…> Я остался попросту ни с чем, на чужбине, в самый разгар войны». 

Однако так композитор хотя бы мог продолжать заниматься творчеством абсолютно свободно. Такой полет Стравинский вряд ли мог бы позволить себе на родине, где после революции его произведения должны были соответствовать классовой идеологии. Это отчасти подтверждает и тот факт, что произведения — и даже само упоминание — Стравинского были запрещены в СССР вплоть до оттепели 1960-х годов, а за найденную, например, партитуру композитора студента-музыканта могли исключить из комсомола и даже из консерватории.

В Швейцарии он работал над оперой «Соловей» по одноименному произведению Ханса Кристиана Андерсена, а в 1918 году создал оперу-балет «История солдата» на основе сказок Александра Афанасьева с либретто на французском языке. Впервые ее показали в этом же году в Лозанне. Добавим, что с 1915 года композитор также выступал в качестве дирижера собственных сочинений (реже – в качестве пианиста).

В этот период Игорь Федорович создал балет по мотивам русских сказок «Байка про лису, петуха, кота да барана». Его жанр сам Стравинский определил как «веселое представление с пением и музыкой». Вскоре он написал «русские хореографические сцены с музыкой и пением», которые получили название «Свадебка». Музыковед Михаил Друскин писал: «Русский период не только по эстетической ценности созданных тогда произведений, но и по его значению для всей художественной эволюции Стравинского — главнейший период его творчества».

В 1919 году композитор обратился к неоклассицизму, для которого характерна адаптация принципов эстетики XVII-XVIII веков. По заказу Сергея Дягилева он написал балет с пением «Пульчинелла» по мотивам музыки Джованни Баттиста Перголези и других композиторов XVIII века. Для балета Стравинский создал оркестровку, которая отсылала к старинным мелодиям. Премьера спектакля состоялась 15 мая 1920 года. Декорации к балету нарисовал художник Пабло Пикассо. Публика встретила «Пульчинеллу» критически. Стравинского обвиняли в искажении классической музыки и отходе от «истинно русского наследия». Однако были и положительные отзывы. Александр Бенуа вспоминал: «От нового произведения Стравинского «Пульчинелла» я даже был в упоении». 

С этого момента Стравинский все дальше отходил от русского стиля. Его творчество развивалось стремительно: мастер не боялся экспериментировать и делал это виртуозно. Сам композитор долгое время жил во Франции, а после Второй мировой войны переехал в США, где продолжал творить. Лишь однажды (осенью 1962 года) Игорь Федорович с гастролями приехал в СССР. В Москве и Ленинграде прозвучали сюиты из оперы «Жар-птица», композиции «Фейерверк» и «Дубинушка». Публика встретила его тепло. Однако интересно другое: на афишах он был представлен как американский композитор.

Да, сегодня Игоря Стравинского представляют по-разному: русским композитором, американским композитором с русским происхождением и человеком-космополитом. Однако сам Стравинский говорил так: «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это -  в ее скрытой природе».

Источники:

  1. «Как правильно слушать Стравинского» (www.culture.ru/materials/207027/kak-pravilno-slushat-stravinskogo)
  2. Стравинский, Игорь Федорович (www.tass.ru/encyclopedia/person/stravinskiy-igor-fedorovich)
  3. «Стравинский – противоречивые диалоги с самим собой» (www.russkiymir.ru/publications/302037/)
  4. Анастасия Козаченко-Стравинская (www.balletmagazine.ru/post/anastasiya-kozachenko-stravinskaya) 
  5. Биография Игоря Стравинского (www.ria.ru/20120617/673950701.html)
  6. «Стравинский - композитор с тысячью лиц». Лекция Александра Великовского (www.youtube.com/watch?v=vcR8dqGmZj8)
  7. Игорь Стравинский (www.soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/igor-stravinskij)

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной