Редакционное бюро Проекта «МЫ» продолжает цикл работ, направленных на более глубокое понимание нынешнего мира и проблем, с которыми приходится сталкиваться России после разрушения СССР и принятия установок, радикально чуждых ее национальным ценностям, идеалам и исторической культуре. С трудом преодолевая ложные идеи и установки сознания, сложившиеся в 1990-е годы, Россия медленно, но верно возвращается на свой исторический путь, к своей национальной личности. Однако в очень неспокойном современном мире путь возвращения России важно пройти как можно быстрее. Этой теме посвящен предлагаемый цикл работ.
Глава II
ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАИНА
(Продолжение. Начало – «Каин и его свобода» в этом разделе)
Общаясь с деятелями русского зарубежья, представители Проекта «МЫ» нередко предлагают им вопросы: «Почему, родившись или переехав навсегда в США (Францию, Германию, Италию, Аргентину, Эквадор), вы храните островки русской жизни и веры? Почему причисляете себя к русской цивилизации, сохраняете русский язык, ходите в русские школы?». Ответы бывают разные – воспитание родителей, величие предков, красота русской культуры и языка, брачные узы, надежды вернуться в Россию. Но есть и общее. «Мы другие, – говорят они, – настоящие, подлинные. И хотим, чтобы такими были и наши дети». Цивилизационное «МЫ» России в их глазах имеет подлинность и представляет ценность, которую в мире, созданном на интересах частного «Я», найти сложно, а отказаться от нее – отказаться от чего-то важного, изменить себе. Некоторым, как и их предкам, утратившим Россию по итогам гражданской войны и Русской Смуты ХХ века, представляется, что Россию можно вернуть, если сохранить подлинность этого «МЫ». Вместе с тем, ответить, в чем именно состоит подлинность, от которой они не откажутся, непросто. Тогда Проект «МЫ» предлагает на первый взгляд далекий вопрос: «Как вы думаете: потомки Каина и потомки Авеля создали бы одну и ту же цивилизацию, или это были бы две разные цивилизации?».
Сегодня есть немало определений и типологий понятия «цивилизация». Различают цивилизации доиндустриальные и постиндустриальные, первичные и вторичные, восточные и западные, циклические и замкнутые, даже использующие или не использующие энергию Солнца (типология Кардашева-Каутца). Но в тени остается типология, отражающая уровень цивилизационно-ценностного содержания. Вопрос об Авеле и Каине попадает в точку – цивилизационный архетип сознания, раскрывающий, что за границами множества типологий, порожденных западными школами, существуют только два цивилизационных типа, которые проходят через всю историю человека, и которые ныне обозначились еще более отчетливо. Это – цивилизация ценностей и цивилизация интересов. Профессор В. Катасонов находит здесь различие между «авелевой» и «каиновой» цивилизациями: «водоразделом между этими двумя типами цивилизаций, – замечает он, – являются различия не в уровне развития производительных сил, не в государственном и политическом устройстве, не в национальности и расах людей, а различиях духовного порядка»1.
Смысл трагической истории Авеля и Каина часто ищут в различии их даров Богу, однако дело не в этом. Подсказку Каину дает сам Господь: «отчего поникло лице твое? …если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит» (Быт. 4; 6-8). Богу не нужна его жертва – только сердце и дух, которые Бог находит в Авеле. Ап. Иоанн сообщает о Каине: «дела его были злы, а дела брата его праведны» (1Иоан.3;11,12). Иосиф Флавий описывает последующую жизнь Каина: «его порочность все увеличивалась, так как он предавался всякому чувственному удовольствию, хотя бы оно было связано с жестокостями над прочими жившими в его обществе людьми. Свои владения он увеличивал грабежами и насилием, и, приглашая своих сотоварищей к совершению бесстыдства и разбойничанью, он становился руководителем и наставником их в разных гнусностях»2.
Каин строит первый город – место, отгороженное от Бога и Его мира, и уже принадлежащее человеку в реализации своих интересов и вожделений. Дети его сына Ламеха – Иовал, Иувал, Тувалкаин и Ноема создают первый в истории человека тип бездуховной, технократической цивилизации «на основе обогащения, – пишет современный историк, – развлечения (отвлечения от Бога), разгула низших страстей, магии, развития науки и техники в целях производства вооружений для ведения агрессивных войн, насильного передела собственности в погоне за наслаждениями. Каинов тип цивилизации, отпав от зависимости от Бога Единого, впал в зависимость от сил (стихий) природы, в язычество (многобожие)»3.
Между тем, признаки инволюции и разрушения человека обнаруживаются уже у первых потомков Каина, отражаясь даже в их именах: Каин – собственник; Енох – воспитанник (в духе отца); Ирад – духовное падение ко злу; Мехиалель – забывший Бога; Мафусаил – желающий смерти; Ламех – упадок и духовное опустошение. История каинова поколения уже несет жажду Власти и энтропии культуры и человеческого мира, с падением вертикали ценностей и опошлением человека и его духа. Длительность процесса зависит от числа людей и цивилизаций, исповедующих противоположные каиновым ценности и идеалы. Обращение мира в смертельную зону, вполне готовую покончить самоубийством – уже поздняя стадия развитой каиновой цивилизации – цивилизации девиантной, неподлинной, если вести отсчет не от «многомятежных человеческих хотений», но принципов универсального становления мира от первичного матрикса и материи до биологической жизни, разума и высших проявления духа на уровнях со-знания и со-Бытия.
Эпоха модерна и масс-идеологий стала оголтелым выходом каинитов и всех адептов цивилизации интересов в центр мировой истории с опорой на массы, выбитые из национальной культуры, ценностей и будущего. И эпоха несет бесценный опыт осознания – сколь разрушительно соединение интересов Власти и масс в олигархически-охлократические структуры для цивилизации ценностей – особенно, если брать страны христианской культуры, уже в самой себе несущей соборно-ценностный уровень социальности, объединяющий народы. Блокирование именно этого уровня связкой «модернистская Власть – масса» происходило путем уничтожения культур, с заменой подлинности их ценностей и понятий сакрального и священного интересами массы, вырванной из контекста национального «МЫ» и нацеленной на интересы зависти, жадности, мстительности и животной распущенности. Через кровь и изуверство, через убийство миллионов, блокировались пути к соборно-ценностному миру, несущему подлинную свободу, счастье и предельную самореализацию человека – с выходом к идеалам соборногосо-знания и со-Бытия. Связка модернистской Власти с массой всегда и в каждой идеологической системе давала «на выходе» каинову цивилизацию интересов, с последующим ее порабощением своей же Властью, замкнутой исключительно на вожделения олигархической или партийно-олигархической элиты. Таким являлся конечный результат, который П. Тиллих обозначил фашизмом – высшим проявлением каждой идеологии модерна.
В первом приближении цивилизация интересов, нацеленная на материальные блага и комфорт, выглядит привлекательно – как глянцевые обложки журналов на столах глобального «World Casino», подсвеченные сияющей рекламой, белозубыми улыбками и бесконечными обещаниями счастья. Однако глубокое знакомство с механизмом «World Casino» может привести в шок. Единственное «МЫ», которое здесь допускается – самих Хозяев; все остальные – его игроки, обеспечивающие Хозяевам деньги и Власть. Прочие – это недочеловечество за стенами «World Casino», периодически являющееся с транспарантами протеста. Но транспаранты – также хозяйская игра. Хозяева ее хорошо знают – в отличие от игроков в зале, которым периодически должно быть не по себе, чтобы с той же надеждой, по-собачьи, искали хозяйского взгляда. В «World Casino» безостановочно идет игра, где-то за его стенами жгут автомобили и разбивают застрахованные дорогие витрины; ризома в этом не участвует, она растекается по углам и пробавляется телевизионными шоу – футболом или выборами важных персон в дорогих костюмах. Хозяева улыбаются.
Кроме Хозяев, мало кто понимает, что история Авеля и Каина – история уничтожения свободы и подмены ее симулякрами «World Casino». Сохраняя связь с Богом, первый давно вписан в безграничный универсум качественного становления истории и человека, второй – создает собственный мир безумных вожделений, где безграничной оказывается только человеческая Власть, занимающая опустевшее место Бога и утверждающая законы, на поверку оказывающиеся законами группы каинитов над поверженным человечеством – утратившим и образ Божий, и образ человеческий, и человеческую историю. За столетия победного шествия Западного проекта в образе проекта модерна, несмотря на все его «гуманистические манифесты», человек перестает быть целью истории и целью «своей демократической» Власти и «своего» государства, принимая на себя участь расходного материала и средства продвижения к Власти групп, обосновавшихся еще у истоков проекта. В постмодернистском финале эпохи становится ясно, что ради этого и сам человек, и все его ценности и христианская культура были принесены в жертву вожделениям элит, каиновыми усилиями создававших себе мир не только без Бога, но и без человека.
Все уже было сказано в XIX веке – но ничтожна роль гения для человека массы. Великую жажду преодоления человека и самого феномена человеческого, одним из первых в Новом времени распознал Ф. Ницше. Он и вывел эту жажду на всеобщее обозрение, и связал с формулой «Бог умер (в душе человека)». Спустя два тысячелетия от появления христианства, с его подвижниками, святыми и идеалами Подлинного Нового мира и нового человека, его зазеркальный двойник в виде эпохи Нового времени протягивает руку первому человекоубийце, на заре истории преодолевшему не только брата своего Авеля, распростертого на кровавом песке, но и образ Творца в своей собственной душе. Новая эпоха в лице раскручивающих ее бенефициаров, таких индивидов «штампует» миллионами; она именует их солью земли и убеждает народы, что у человека нет души и что уничтожение христианства и его ценностей есть путь к подлинному величию человека в мире постхристианской человеческой Власти. О чьей Власти шла речь, начали задумываться, когда уже было поздно. Так было с Робеспьером, Демуленом, Дантоном, Кутоном и миллионами других, которые шли следом и, как Сен-Жюст, были убеждены, что Новый мир и новые нации «можно создать» лишь перешагнув через человека «с помощью горы трупов»4.
Если «черное солнце» фашизма, как пишет американский историк Дж. Голдберг, в начале эпохи взошло лишь над Францией с ее «первой фашистской революцией»5, а в ХХ веке – только над Европой, то в XXI веке тотально-олигархическая, фашистская Власть в виде цифрового инклюзивного капитализма жаждет утвердить себя в масштабе планеты. На рубеже третьего десятилетия XXI века это стремление уже разжигает пламя противостояния народов глобальной олигархической Власти, действующей через прикормленные военно-политические структуры государств и военных блоков. И это стремление готово обратить исторический процесс вспять по той же оси становления – от высших проявлений духа и разума до примитивных форм жизни и даже до минералов. В зачаточном состоянии, это уже присутствовало в начале модерна – в той же Французской революции и в ликующем выходе цивилизации интересов на авансцену истории.
В Россию ХIХ-XX веков, в обход Русского проекта,цивилизация интересов проникает в формах античеловеческой моральной инверсии и общей редукции сознания миллионов к самым примитивным и нижним понятиям. От «идейных чад» П. Верховенского до большевистских пропагандистов в окопах Первой мировой – рукой подать. По признанию министра Временного правительства А. Никитина «для миллионов солдат теперь понятны лишь самые краткие программы: «Долой!» и «Домой!».»6.
Годы Первой мировой стали точкой бифуркации, отделившей Русский проект цивилизации ценностей, формируемой на запросах духа, любви и свободы вертикального становления, от вторгшейся кровавым беспределом в российскую жизнь цивилизации интересов – с пошлым духом ее независимой от Бога, культуры и национальных ценностей Власти и стяжания мирских благ. «Смело мы в бой пойдем за Русь Святую! И, как один, прольем кровь молодую!»7 – так весело и молодцевато пели русские солдаты Первой мировой войны и воины Белого движения, сражаясь за идеалы Русской земли и Имперской России с ее установками «Православие, Самодержавие, Народность», и ее ценностями гражданина: «Бог, Семья и Отечество». «Смело мы в бой пойдем за власть Советов, и, как один, умрем в борьбе за это...»8 – обреченно и мужественно пели песню красноармейцы, прежний вариант которой ничего не говорил им ни о чужой Власти, за которую они должны умирать, ни о смерти. В облике тех и других наметилось различие, которое со временем, по мере развития каиновой цивилизации интересов, будет только возрастать.
«Призрак коммунизма», о котором вдохновенно писал К. Маркс в 1848 году, в голову, впрочем, пришел первым не ему, но Эдмонду Бёрку – английскому писателю и политику времен Французской революции. Этот образ он, однако, употребил совсем в другом контексте, так как в отличие от К. Маркса, он чувствовал ужас будущего, находясь у самых его истоков – о чем и написал в 1790-м в «Шеффилдской газете»: «из могилы убитой во Франции монархии восстал громадный, страшный, бесформенный призрак с обликом, более ужасающим, чем что бы то ни было дотоле вообразимое, который разрушил устои человеческого общества. Идя напролом к своей цели, не страшась опасности, не испытывая угрызений совести, попирая все общепринятые принципы и правила поведения, этот ужасный призрак подавил людей в силу того, что они не могли допустить и мысли о возможности его возникновения из принципов, которые они считали… необходимыми для их же собственного блага»9. Содержалась ли подлинность в этом страшном призраке будущего новой эпохи? Будущего, которое целиком разошлось с универсальными принципами качественного становления мира, истории и человека?
В финале эпохи «страшный призрак», восставший в сознании Бёрка из ужасающего будущего, трансформировался в жесткую тоталитарно-олигархическую систему, с начала ХХ века и книги Вальтера Ратенау именуемую «Комитетом трехсот», потом – «Глубинным государством», а с 2021 года – «Советом по инклюзивному капитализму» во главе с Линн Ротшильд, в составе 147 крупнейших корпораций мира оборотом в 10 трлн. долларов – и все при содействии Ватикана и лично папы Франциска I. Реализуя себя каиново-античеловеческими методами в континентальном, а после страшных революций в Европе, России и мировых войн - уже в глобальном масштабе, каинова Власть, крепнущая опорой на «мировые массы», все равно не имела никаких шансов избежать разложения самих же каинитов – с Французской революции запустивших процесс злокачественного поражения человека и его истории.
Об итогах этого процесса и пропасти, к которой каиниты подвели мир в XXI веке, создавая свою каинову цивилизацию, уже во весь голос говорят ученые и такие западные авторитеты, как Римский клуб и папа Франциск I. «Кризис, – заявляет, в частности, коллектив Римского клуба, – имеет не циклический, но прогрессирующий характер. …Налицо социальный, политический и культурный кризисы, моральный кризис и кризис демократии, идеологий и всей системы капитализма. …Миллиарды людей осознанно не доверяют больше своим правительствам»10. Но это – лицемерный каинов ход, имеющий создать у миллионов людей чувство хаоса, чтобы склонить их к принятию глобальной Власти Хозяев мира в рамках инклюзивного капитализма. При этом западные школы так и продолжают убеждать массы, что существующие цивилизации – лишь этапы процесса, вливающегося в единое русло Западного проекта – цивилизации интересов. На фоне роста конфликтов в Европе, на постсоветском пространстве, на Ближнем Востоке и в других регионах, цивилизация интересов уже примеривает формат инклюзивного капитализма – как реального и ничем не ограниченного глобального фашизма с группой fascio – Хозяев мира, видящих себя подлинными людьми, у рычагов абсолютной, никем и ничем не контролируемой и несменяемой Власти. Об этом и мечтал Гитлер, жаждавший мировой Власти нацистскому «Ордену», при соединении его с глобальными технологиями управления рабами и недочеловеками.
В какой-то момент модернистские идеи, перечеркнувшие целые века развития культур и народов, обязаны были обернуться уничтожением и культур, и народов – вместе с человеком. Момент наступал в финале эпохи, на рубеже ХХ–XXI веков, когда Западный проект, обретший глобальную активность, уже полагал поставить человечество у входа в цивилизацию смерти – настоящий финал каиновой цивилизации интересов, как бы она себя не именовала – инклюзивным капитализмом, стейкхолдер-капитализмом или электронным концлагерем. Здесь должен был замкнуться круг всей прежней истории с самого ее начала, когда самые первые цивилизации входят в историю как великие ценностные системы – с горизонтом безграничного вертикального становления человека, и когда это все заканчивается злокачественным поражением истории и человека в планетарной цивилизации интересов – глобального олигархата «конца истории», для Власти которого уже произошло то, что всегда и являюсь главным условием, а именно – преодоление человека и самого феномена человеческого.
Удалось ли этого достигнуть? Казалось бы, да – удалось. Великое историко-культурное прошлое народов оказалось поставлено под вопрос и отвернуто постмодерном – вместе с представлениями добра и зла, прекрасного и безобразного, правды и лжи. Так была обозначена цель – разрушение цивилизации ценностей – не в христианской Европе XVIII века, не в России-СССР ХХ века, но в историко-культурном сознании всех исторических народов и цивилизаций, с вытравливанием из коллективной памяти, каждой мечты и каждого всплеска надежды самого этого образа, смертельно опасного для олигархата. Все – под контроль программы «Изменение образа человека» и ежечасный контроль спецслужб, работающих на «машину войны» – на военно-промышленный комплекс олигархата, окруженный лживой демократией. При этом выход на Новый уровень истории, к цивилизации ценностей, целиком должен переместиться в метафизическое пространство с полным последующим угасанием. Ибо уже действующий олигархат – с его опорой на международный терроризм, маргиналов и вненациональные массы, ориентированные на свою физиологию, двигается к своей цели разжиганием сливающихся очагов войн и хаоса– пока народы, доведенные до безумия массовым террором, голодом, зверствами, убийством близких и ухудшающимися условиями жизни, не примут олигархат сами – добровольно поставив над собой его абсолютную Власть.
Такова страшная логика каиновой цивилизации интересов – с призрачностью и неподлинностью, которые неизменно сопровождают ситуации радикального расхождения с принципами универсального качественного становления мира, истории и человека, принципами его свободы, спасения и бессмертия – слагаемыми процесса становления. В этом процессе рождается та человеческая истина, та божественная правда, которые глубоко и навсегда вошли в русскую культуру и самосознание русского народа – то, что теперь, спустя более столетия от начала Великой Русской Смуты ХХ века, ощущает русское зарубежье во многих странах мира почти утраченным, но еще теплящимся качеством своего сознания, отголоском цивилизации ценностей – еще не состоявшейся, но воплощение которой целиком и полностью зависит от Третьего Рима.
Поэтому не только представители подлинного русского зарубежья, но и все народы, сохраняющие свои культуры, ценности и религии, с надеждой смотрят на нынешнюю Россию – в единственном числе вступившую в апокалиптическое противоборство с каиновой цивилизацией интересов в фазе последней ее трансформации в тотально-античеловеческую, постисторическую цивилизацию глобального фашизма. Преодоление человека, культур и ценностей, вожделенно намеченное олигархатом к концу эпохи Нового времени не состоялось. Не произошло главного: так и не удалось преодолеть ни русское православие, ни русскую культуру, ни цивилизационный Русский проект: «не интерес,– напоминает нам Н. Данилевский, – составляет главную пружину, главную двигательную силу русского народа, а внутреннее нравственное сознание, медленно подготовляющееся в его духовном организме, но всецело охватывающее его, когда настает время для его внешнего практического обнаружения...»11. Это время наступило – сегодня это чувствуют все заинтересованные стороны.
Как учит Апостол Иоанн в первом Послании, «дети Божии и дети дьявола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего» (1Иоан.3;10-12).
Продолжение следует…
Литература
- Валентин Катасонов. Каинитская цивилизация и современный капитализм // Русская Народная Линия, 17.01.2013.
- Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2-х тт. т. 1 // Беларусь; Минск; 1994. С.11;
- О.Н. Забегайло. Духовное понимание истории. Монография. Изд. второе // М., Серебряные нити, 2009. С. 193;
- Moshe Hazani. The Duel That Never Was//Political Psychology, 1989, Vol. 10, № 1. Р. 114;
- Голдберг Дж. Либеральный фашизм // М., Рид Групп. 2012. С. 20;
- Новейшая отечественная история. XX в. / Э. М. Щагин и др.: В 2 кн. // М., 2004., Т. 1. С. 212;
- Песенник анархиста-подпольщика: Советские, антисоветские и постсоветские. Гражданская война 1917–1922
- Красноармейский фольклор, 1938, № 8;
- Sheffield Papers 29 July 1790;
- Von Weizsaecker, E., Wijkman, A. Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet // Springer, 2018. p. 2;
- Данилевский Н.Я. Россия и Европа // М.: Книга, 1991. С. 195-196.