«Что-то грандиозное в
нем было. Он, казалось, не
просто соответствовал
представлениям о
национальном лидере, а
олицетворял его».
В.И. Суриков
Александр III Миротворец, названный так из-за мирного характера проводимой им политики, был у власти 13 лет (1881-1894 гг.) Время его правления было отмечено утверждением самодержавной власти, отсутствием революционных потрясений, укреплением национального начала, мощной поддержкой православия, подъемом экономики и культуры.
Император покровительствовал искусствам, поддерживал и развивал русские традиции, справедливо полагая, что культура – лучшее средство для роста самосознания и духовности русской нации. Деятель театра и искусства, известный организатор «Русских сезонов» в Париже и «Русского балета Дягилева» Сергей Дягилев считал Царя-Миротворца «самым лучшим из русских монархов» «для русской культуры»: «Это при нем начался расцвет и русской литературы, и живописи, и музыки, и балета. Все, что потом прославило Россию, началось при Александре III».
Развитие культуры и национальной самобытности в александровскую эпоху, действительно, получило свое максимальное выражение, заложив прочные основы для достижений искусства «серебряного века». Расскажем о расцвете культуры при Александре III, представив ее различные аспекты как единое целое.
Отец русской нации
Понять такое явление как Культура невозможно без изучений особенностей эпохи правления Царя-Миротворца.
Образ Александра III в полной мере ассоциируется с образом отца нации: правителем, который создавал сильную, процветающую Россию с развитой экономикой, социальной стабильность и высоким авторитетом на международной арене.
По мнению известного историка Василия Ключевского, царь «покорил общественную совесть во имя мира и правды, увеличил количество добра в нравственном обороте человечества, одобрил и приподнял <…> русское историческое сознание».
В эпоху правления монарха был преодолен дефицит бюджета, укреплена финансовая система, взят курс на поддержку финансовых реформ Сергея Витте, Николая Бунге и Ивана Вышнеградского, что привело к мощному экономическому прорыву: стремительному развитию российского промышленного производства, модернизации старых и строительству новых предприятий и железных дорог. Согласно указу императора было начато строительство Транссибирской железной магистрали для связи Москвы и Санкт-Петербурга с крупными городами Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Укреплению России способствовала грамотная, отвечающая национальным задачам, внешняя политика Александра III. Он не вмешивался в дела европейских стран и не давал иностранным державам шанса вмешиваться во внутренние процессы российского государства. При нем империя не участвовала в военных конфликтах, за исключением взятия Кушки в 1885 году, которое позволило окончательно присоединить Среднюю Азию.
«Распространение искусства – есть дело государственной важности»
Задачу укрепления российской государственности выполняла и отечественная культура, которая воспитывала уважение к национальным традициям, героям, историческим достижениям.
Александр III считал «распространение искусства» «делом государственной важности», следуя в культурном строительстве завету писателя Федора Достоевского, утверждавшего, что «общество основывается на началах нравственных», а «нации живут» «великим чувством и великою единящею и всех освещающею мыслью, соединением с народом».
Культура при Царе-Миротворце поднялась на небывалую высоту благодаря его деятельному участию и покровительству: были открыты Императорский исторический музей в Москве, возведен Одесский театр оперы и балета, открыты Институт экспериментальной медицины, Русское астрономическое общество, множество столичных, провинциальных музеев, созданы русская опера, русский национальный театр и т.д.
Славные дела и победы русские
Александр III уделял большое внимание развитию в России археологии, отечественной истории и истории искусств. По убеждению императора, «знание великих подвигов воинской доблести, образы великих людей и славных дел для каждого исторического события» являются «двигателем нравственного влияния».
Он настолько глубоко знал русскую историю, что даже известные своим увлечением исторической наукой Петр I и Екатерина II уступали ему в этом.
Император поддерживал ученые сообщества, исторические исследования, выделял деньги на разработку проектов и сооружение памятников и монументов в честь российских побед и выдающихся личностей: например, памятников «Героям Плевны» в Москве, «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине II в Царском Селе.
Будучи председателем Императорского русского исторического общества, он всегда находил время для личного участия в заседаниях организации, помогал деньгами и советами.
Расцвет музейного дела
Александр III осознавал важность государственной поддержки музеев как центров изучения и сохранения отечественной истории. В годы его правления были расширены коллекции уже существующих музеев, сформированы новые музеи и архивы, как в больших городах, так и в провинции.
Каждый год он выделял из государственной казны 20 000 рублей на поддержку музеев. При императоре увеличились фонды Морского и Артиллерийского музеев в Санкт-Петербурге, открылось множество военных музеев: офицеры полков и воинских частей писали историю своих подразделений, собирали награды, оружие, вещи, снаряжение.
Нередко Государь передавал музеям свои коллекции, например, в конце 80-х годов XIX века подарил Московскому публичному и Румянцевскому музеям коллекцию картин русских мастеров XVIII – первой половины XIX века, приобретенную у мецената и коллекционера Федора Прянишникова.
По инициативе Александра III в 1872 году в Москве был создан Императорский Российский Исторический музей, задача которого была обозначена как собирание «разнородных предметов древности и старины, которые в своей совокупности представляли бы наглядную и полную, по возможности, картину прошлой жизни как русского народа, так и других обитавших в России народов».
Император приложил деятельные усилия для рождения государственного музея национального искусства – Русского музея в Санкт-Петербурге. Для будущей коллекции он передал 20 картин мастеров русской живописи: Василия Верещагина, Ивана Айвазовского, Виктора Васнецова, Василия Поленова, Федора Васильева и др. Кроме того, для дальнейшей передачи в фонды и экспозицию будущего музея предметов искусства, поручил искусствоведу Дмитрию Григоровичу сделать опись художественных ценностей в царских дворцах: Зимнем, Петровском, Лазенковском, Елагинском, Александровском, Гатчинском, Петергофских.
В 1889 году на 17 выставке художников-передвижников Александр III купил 8 картин для будущего музея, на других выставках и непосредственно у самих живописцев приобрел для музея картины Ильи Репина, Владимира Маковского, Абрама Архипова, Василия Поленова, Марка Антокольского и др. Император хотел, чтобы в коллекцию музея также вошли шедевры Эрмитажа и Академии художеств.
Однако при его жизни Русский музей так и не был открыт. Дело отца довел до завершения император Николай II.
В апреле 1895 года он подписал указ «Об учреждении особого установления под названием Русского Музея Императора Александра III и о предоставлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом», а в марте 1898 года музей распахнул свои двери посетителям. Экспозиция размещалась в 37 залах.
Изобразительное искусство
Царь-Миротворец покровительствовал изобразительному творчеству и просвещению в сфере искусства, помогал художественным школам, артелям, создал систему российского начального и среднего художественного образования, оказывал поддержку талантливым архитекторам, скульпторам, живописцам.
Он провел в 1893 году реформу Императорской Академии художеств, в результате учреждение стало более демократичным, а в состав преподавателей вошли выдающиеся мастера искусства, у которых в дальнейшем учились лучшие русские художники XX века.
Император любил искусство: посещал столичные выставки, включая экспозиции Общества русских акварелистов и Товарищества передвижников, сам занимался живописью, читал искусствоведческую литературу, лично знал представителей художественной интеллигенции: Марка Антокольского, Александра Бенуа, Виктора Васнецова, Ивана Крамского, Александра Опекушина, Василия Сурикова, Илью Репина, Валентина Серова, Ивана Шишкина и т.д., коллекционировал живопись и другие предметы искусства, предпочитая всем другим жанрам батальный и портретный.
В его собрании были картины знаменитых русских художников XVIII — первой половины XIX века: Дмитрия Левицкого, Алексея Венецианова, Василия Тропинина, Карла Брюллова и т.д., зарубежных живописцев и скульпторов. Шедевры хранились в Аничковом, Ливадийских дворцах, охотничьем дворце в Спале, но больше всего их было в Гатчине. В 1894 году в коллекцию Александра III входило около 900 произведений, 580 из которых принадлежали кисти русских живописцев.
Коллекция регулярно пополнялась новыми полотнами, которые император покупал у современных художников: Ильи Репина, Константина Маковского, Виктора Васнецова и т.д.
Он по достоинству оценил творчество выдающегося французского мастера Карла Фаберже, назначив его в 1885 году придворным ювелиром. Ряд пасхальных яиц Фаберже посвятил главным событиям из истории России: «Память Азова», «Великий Сибирский путь» и т.д.
В эпоху Александра III сформировался основанный на национальных традициях неорусский стиль с его праздничной торжественностью, многоцветием, узорчатостью, пышным архитектурным орнаментом.
Император сыграл ключевую позицию в формировании и распространении неорусского стиля, заказывал и финансировал архитектурные проекты. Государь лично курировал церковное зодчество, вел дискуссии о проектах, давал советы, вносил предложения.
Согласно Его высочайшему соизволению в стране было возведено множество памятников светского и церковного зодчества. Ярким примером постройки в неорусском стиле является храм Воскресения Христова (Спас на Крови), возведенный по проекту архитектора Альфреда Парланда в Санкт-Петербурге, источником вдохновения для которого послужил собор Василия Блаженного.
Храм Спаса на Крови стал образцом, на который ориентировались зодчие александровского времени. Немало церковных зданий в России: Александро-Невский храм в Тифлисе, храм Покрова Пресвятой Богородицы в Егерской слободе в Гатчине, церковь Святой Ольги близ Стрельны в Петергофе, Владимирский собор в Херсонесе и др. было построено по проекту архитектора Давида Гримма.
К числу знаменитых архитектурных памятников времени правления Александра III относятся и похожее на старинный терем здание Московской городской думы (архитектор Дмитрий Чичагов), и напоминающие боярские палаты Верхние торговые ряды в Москве (архитектор Александр Померанцев).
Музыка и театр
Император внес огромный вклад и в развитие российской музыки и театра, подняв ее ценность и престиж.
Уже в первые годы правления он осуществил реформу в сфере музыки, назначив на должность директора Императорских театров высоко ценившего русскую оперу и произведения Петра Ильича Чайковского Ивана Всеволжского.
Огромная заслуга Александра III – формирование русской оперы, которая заменила на сцене итальянскую оперу.
Благодаря поддержке императора получило свой расцвет творчество Петра Ильича Чайковского. Согласно пожеланию Царя-Миротворца оперы композитора «Опричник», «Кузнец Вакула», «Орлеанская дева», «Мазепа», «Чародейка», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта» шли на ведущих сценах Москвы и Санкт-Петербурга.
Монарх восхищался музыкой Чайковского, посещал премьеры композитора для оперы и балета, нередко приходил на репетиции.
По просьбе Государя Чайковский написал девять музыкальных духовных произведений, среди которых такие известные творения как Всенощная и Литургия Святого Иоанна Златоуста. Композитор считал, что именно Александр III, «очень интересующийся совершенствованием» отечественной духовной музыки», указал, по какому пути она должна идти.
Император всю жизнь покровительствовал Петру Ильичу: присылал деньги, наградил Чайковского орденом Святого Владимира 4-й степени, а в 1888 году назначил ежегодную пенсию в размере 3000 рублей серебром.
Помощь композитору – крошечная капля в море других благих начинаний Царя-Миротворца в области музыки. Так, император выделил нужные для перестройки здания Московской консерватории материальные средства, поддерживал композиторов «могучей кучки» – продолжателей музыкальных достижений Михаила Глинки, поднял из забвения русские народные песни и заложил традицию организации оркестров народных инструментов – в 1888 году благодаря его инициативе прошел первый концерт Великорусского оркестра балалаечников, организовал «Общество любителей духовой музыки» (которое до его вступления на престол называлось «Хор наследника цесаревича Александра Александровича»), способствовал организации по всей стране духовых оркестров.
Не счесть проектов и масштабных инициатив императора и во всех других видах искусства, которые привели к невиданному расцвету культуры в годы его правления. Объединенные национальной идеей, направленные на благоденствие и расцвет нации, они навсегда останутся в памяти благодарных потомков.
Перед самой смертью Александр III сказал старшему сыну, будущему императору России Николаю II, что всегда шел той дорогой, какую подсказывало ему «собственное убеждение», его «высший священный долг Государя» и его «совесть»: «Меня интересовало только благо моего народа и величие России. Я стремился дать внутренний и внешний мир, чтобы государство могло свободно и спокойно развиваться, нормально крепнуть, богатеть и благоденствовать». Понимание того, как много нужного и полезного сделал Царь-Миротворец для России, приходит в наше время – пройдя через эпоху полного отрицания монархического прошлого в советское время, период переоценки отечественной истории в 90-е годы XX века, сейчас, как никогда прежде, мы начинаем осознавать важность культуры и русского языка для сохранения нашей национальной идентичности, испытывать чувство гордости за свое историческое прошлое, с верой и надеждой устремляться навстречу новой, стабильной, процветающей России, сила которой – в единстве и сплоченности русской нации.
Источники:
- Консерватизм или инерция. Россия в эпоху Александра III / Власть факта / Телеканал Культура – www.youtube.com/@SMOTRIM_KULTURA
- Евгений Толмачев. Александр III и его время – www.history.wikireading.ru/
- Вера Марунова. 10 марта 1845 года родился будущий российский император Александр III – www.historyrussia.org/
- Арсений Замостьянов. Русский стиль – www.xn--h1aagokeh.xn--p1ai/
- Юлия Кудрина. Верноподданный русского царя. Петр Ильич Чайковский и императорская власть – www.muzlifemagazine.ru/
- Юлия Кудрина. Царский дар Питеру и всей России: как создавался Русский музей – www.portal-kultura.ru/
- Юлия Кудрина Реакция или возрождение?Как императорская власть собирала таланты – www.ng.ru/
- Юлия Кудрина. Стало ли созидание эпохи Александра III воплощением национальной идеи – www.rg.ru/
- Современники об императоре Александре III – www.serpuhov-museum.ru/
- Царь-виртуоз. Как Александр III поднял русскую музыку на небывалую высоту – www.aif.ru/
- Царское дело: как Инженерный замок стал Русским музеем – www.iz.ru/
- Выставка Александр III Миротворец – www.sammlung.ru/
- Всероссийская научная конференция «Император Александр IIIи искусство его времени» в РАХ –www.rah.ru/
- Гордость России: Александр III Миротворец – www.gpmu.org/
- Александр III и изобразительное искусство. Встреча с куратором выставки – www.rusmuseumvrm.ru/
- Императрица Александра Федоровна Романова – www.worontsovpalace.org/