О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Другой Андрей Миронов
Другой Андрей Миронов

Об известном советском актере Андрее Миронове написано много. Образ раскрепощенного баловня судьбы и любимца женщин прочно за ним закрепился. Но таким ли он был на самом деле?

 

Об известном советском актере театра и кино Андрее Миронове написано много. Легкий, элегантный, обворожительный, кажется, он был рожден, чтобы добиться успеха. Но первое впечатление недостаточно точно – близкие знали Миронова еще и как глубокого рефлексирующего трудоголика, который был готов отдать сцене все. Как говорил сам актер: «Надо стараться все делать хорошо: плохо оно само получится». Воспоминания близких и коллег Андрюши, как практически все его с любовью называли, раскроют Миронова с новой стороны.

Андрей Менакер (Миронов) родился в Москве в семье известных эстрадных артистов Александра Менакера и Марии Мироновой. В 1941 году, едва доиграв вечерний спектакль, Мария Владимировна поехала в роддом имени Грауэрмана. И хотя ребенок родился 7 марта, родители указали в качестве даты рождения 8 марта. По этому поводу они даже исполнили репризу: «Андрей — подарок женщинам в Женский день 8 марта». В детстве будущий артист каких-либо постоянных хобби не имел. Как и большинство детей, он загорался к чему-то новому, но быстро терял интерес.

Андрей учился в престижной школе, которую называли лицеем на Пушкинской. Его одноклассниками были дети писателей, ученых, артистов. Мальчик не выделялся среди сверстников, да и внешность не располагала - он был белобрысым полноватым ребенком с плохой дикцией. Из-за того, что с конца 1940-х годов в Советском Союзе развернулась кампания по «борьбе с космополитизмом», имевшая антисемитский характер, родители Андрея сменили сыну фамилию с отцовской на материнскую. И уже в третий класс мальчик пошел как Андрей Миронов.

Родившись в семье артистов, которые вращались в творческих кругах, Андрей хотел стать только актером. В седьмом классе он дебютировал на школьной сцене, в девятом записался в школьную театральную студию, а позже - в студию при Центральном детском театре. Летом 1958 года Андрей Миронов поступил в Училище имени Бориса Щукина при Театре им. Вахтангова. Здесь же он сыграл свою первую роль в фильме «А если это любовь?» режиссера Юлия Райзмана. Интересно, что другим студентам запрещалось принимать участие в съемках во время обучения, но не Миронову. И известные родители тут были не при чем. Ему позволили это сделать, так как он был дисциплинированный и организованный студент, хотя в списках лучших он опять же не числился. Правда, в Андрее Миронове уже тогда обнаружилось главное качество – делать все на отлично. «Он все время пытался куда-то поступить, что-то завоевать, кому-то доказать, что он умеет. Он прекрасно пел, но у него были комплексы отсутствующего голоса и отсутствующего слуха, - вспоминал художник Олег Шейнцис в документальном фильме «Смотрите, я играю…».

Андрей Миронов, как и многие студенты Щукинского училища, мечтал о родном Вахтанговском театре, но его не взяли. Он попал в Московский театр сатиры и поначалу очень боялся, что его будут сравнивать со знаменитыми родителями. Слишком в близком жанре им предстояло работать. Но именно в этом театре к актеру пришел первый настоящий успех. Об Андрее Миронове заговорила вся Москва. Параллельно он продолжал сниматься в фильмах, в том числе в ленте «Берегись автомобиля», собравший множество призов на иностранных кинофестивалях. А дальше появилась целая серия фильмов с участием актера, которую до сих пор знает и любит вся страна: «Бриллиантовая рука», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Трое в лодке, не считая собаки» и другие. 

 

Андрей Миронов в фильме "Бриллиантовая рука"

 

Актер быстро вошел в элиту отечественного кино: максимальная съемочная ставка, бесконечная зрительская любовь. Казалось, что Андрей Миронов с легкостью завоевывает расположение зрителей. Коллеги пытались подражать ему - всем хотелось быть такими же раскрепощенными и свободными. Но за кадром оставалась тяжелая работа артиста, всем известный мироновский перфекционизм. Актер был настолько жаден до работы, что опасные трюки выполнял сам. «Наша профессия - это в первую очередь работа, надо вкалывать. И вот иллюзии, что легко и что можно обойтись без этого, у меня никогда не было, потому что я видел на своих глазах все время, как люди тяжело трудно работают. Наверное, в этом основная заслуга моих родителей», - говорил Миронов.

Почитатели таланта актера пытались связать его раскованность и способность к импровизации с увлечением джазом. И, возможно, отчасти это действительно так. Советский и российский режиссер Юрий Темирканов вспоминал, что актер очень хорошо разбирался в джазе. И всегда просил из-за границы привезти пару пластинок. Вообще Андрей Миронов обожал музыку. «Помню, он коллекционировал виниловые пластинки, которые в те годы было практически не достать. А мне одна знакомая доставала эти пластинки где-то по блату. Я их слушал и передаривал Андрею. Он ужасно мучился и пытался каждый раз отдать деньги. А я ему говорил: что вы (мы были на «вы»), не надо, мне они не нужны. А он все равно переживал, что не может мне в ответ что-то значимое подарить», - рассказывал изданию «Собеседник. ру» актер Георгий Мартиросян.

Обрушившаяся на Миронова слава не испортила его. Он был человеком скромным и крайне требовательным к себе. Георгий Мартиросян также припоминал, что артист очень щепетильно относился к тому, что о нем пишут в газетах, внимательно читал все статьи о себе. Если критиковали, очень переживал. При этом в кругу друзей Миронов много шутил, обожал разыгрывать друзей, устраивать целые шоу. «У Андрея было потрясающее чувство юмора, – рассказывала «Собеседнику.ру» режиссер Алла Сурикова, работавшая с Мироновым на фильмах «Будьте моим мужем» и «Человек с бульвара Капуцинов». – В том числе за это его любили. Он практически сосватал мне моего третьего мужа. Алик (супруг Суриковой, художник Алик Поташников. – прим. ред.) приехал на съемки, готовил мне ужин – он очень хозяйственный. Андрей говорил: «Алла, если вы не выйдете за него замуж, за него выйду я!» (смеется). В быту, кстати, Андрей был совсем неприспособленным». Алла Сурикова добавила: «О своих сердечных делах и победах актер говорить не любил. Тоже отшучивался: «Меня любят, за что, не знаю. Я, будь на месте женщин, себя не любил бы»».

Андрею Миронову приписывают много романов - с актрисами Натальей Фатеевой, Татьяной Егоровой, Людмилой Гавриловой и Аленой Яковлевой. Два увлечения переросли в официальные браки - с актрисами Екатериной Градовой (первая жена), Ларисой Голубкиной (вторая жена). Но по словам последней, в личной жизни актера многое было преувеличено. «Андрюшу превратили в такого настоящего Дон-Жуана, - рассказывала она в документальном фильме «Смотрите, я играю».  - Я даже где-то радуюсь за него. Как-будто он никогда не занимался ничем, только сплошными романами, то есть у него никогда не было театра, он не снимался в кино». И все же слава Дон-Жуана прочно закрепилась за Андреем Мироновым. Кстати, на сцене он дважды сыграл эту роль в разных спектаклях. Сам Миронов говорил, что влюбленность – это замечательное чувство. Влюбленность в искусство и людей помогает творить и наслаждаться жизнью.

Андрей Миронов продолжал много гастролировать, участвовать в театральных постановках и сниматься в фильмах. Часто работал на износ. Друзья и коллеги вспоминали, что иногда после выступления у него болело все тело, а сценические костюмы можно было выжимать. Но если актеру нужно было снова выходить на сцену, то он надевал веселую маску и был готов покорить зал. По этому поводу режиссер Марк Захаров говорил: «Когда Юлий Ким сочинил стихи для Остапа Бендера, там были строчки, которые прямо касались Андрея: О, наслажденье скользить по краю, замрите, ангелы, смотрите, я играю…».

Большая часть зрителей хотела от Миронова шуток, легкости, и они это получали. Но актер желал попробовать себя в другом амплуа. «Со мной получилось так, что в основном я играл в комедийных картинах, но, тем не менее, иногда может быть хочется сыграть что-то иное», - признавался артист. Но ничего иного актеру в кино практически не предлагали – режиссеры боялись приглашать Миронова на серьезные роли. Он буквально уговорил Александра Митту утвердить его на роль Орландо в «Сказке странствий». И зритель увидел другого Миронова – трогательного, умного, немного уставшего философа и поэта.

На роль журналиста Ханина в фильме «Мой друг Иван Лапшин» опасался брать Миронова и режиссер Алексей Герман. Ему нужно было понять, сможет ли актер раскрыться до конца, обнажить собственные комплексы и страхи. Не побоится ли натурализма, почти документальной черно-белой правды. И Алексей Герман устроил артисту жестокую проверку – попросил его побриться на лысо. Миронов занервничал, он так долго и упорно добивался роли, но побриться – означало сорвать съемки в других картинах. Режиссер был неумолим. И Андрей Миронов согласился. Когда Алексей Герман понял, что актер готов многим пожертвовать ради работы, то признался, что условие было всего лишь испытанием.

Постепенно Андрею Миронову стало тесно и в актерской профессии, теперь он хотел попробовать себя в качестве режиссера. «Его тяготил образ, который закрепился благодаря телевидению – легкомысленный гражданин «бабочка крылышками бяк, бяк, бяк…» – рассказывал Георгий Мартиросян. – Очень важны для него были спектакли, которые он начинал ставить как режиссер. Думаю, если бы Андрей не ушел из жизни так рано, то стал бы очень хорошим режиссером: ставил спектакли, снимал кино...».

Андрей Миронов начал воплощать свою мечту. «Это вообще мало кто знает, в нашем театре сатиры Андрей поставил как режиссер пять спектаклей. «Маленькие комедии большого дома» – его первая режиссерская работа, - рассказал близкий друг Миронова, актер театра и кино, театральный режиссер, сценарист Александр Ширвиндт. Последним из них стал спектакль «Тени», сыгранный лишь один раз. Андрей Миронов планировал начать новый сезон в театре премьерой постановки, но не успел.

Подробно о смерти актера написано на сайте, посвященном его творчеству, который называется «Наш Андрей Миронов». Так, в первых числах августа 1987 года со своим репертуаром в Ригу приехал Московский театр сатиры. Все билеты на легендарный спектакль по пьесе Пьера Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в Латвийском Национальном театре оперы и балета были проданы. В тот день Фигаро в исполнении Миронова был как всегда бесподобен. В первом отделении зал смеялся и аплодировал. Присутствовавшая среди зрителей того спектакля дочка Миронова Мария вспоминала, что в антракте ее отец сидел в гримерной, шутил, только лицо его было слегка красным.

Практически все второе отделение тоже прошло успешно. Действие подходило к финалу. На сцену вышли все герои пьесы, как следовало по сценарию, Фигаро сказал: «Теперь она отдает предпочтение мне...» и, взявшись за голову, стал вдруг почему-то уходить в левую дальнюю кулису. Воцарилось молчание, никто ничего не понял. «Занавес...», – тихо сказал Ширвиндт, игравший графа Альмавива, в закулисную будку ведущего спектакля. Занавес закрылся, а в зале включили свет. Молчание длилось секунд 10, а потом раздались аплодисменты.

Минуты через три на авансцену вышла женщина и произнесла: «Уважаемые зрители, к сожалению, мы не можем завершить спектакль, поскольку Андрею Александровичу Миронову стало плохо. Если в зале есть врач, просьба пройти за кулисы...» В оркестровой яме был слышен крик Ширвиндта: «Никого из посторонних не пускать!». «Андрей лежал с закрытыми глазами на столе за кулисами и договаривал последние слова пьесы, – вспоминала актриса Валентина Шарыкина, игравшая графиню Альмавива. - Вокруг его головы были искусственные цветы, которые выносили по сюжету актрисы – на меня это как-то особенно подействовало». В это время Андрею Миронову под язык положили таблетку от сердца, чего делать при аневризме сосудов головного мозга было нельзя. Карета скорой помощи доставила Миронова в больницу «Гайльэзерс». На следующий день, 16 августа, в полчетвертого утра его не стало.

В Московском театре сатиры, по просьбе матери, панихида проходила в декорациях именно последнего спектакля «Тени», в котором Андрей Миронов выступал как режиссер. Но для большинства зрителей он так и остался романтическим экранным героем.

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Александр Сердюк
Гениальный актер 
Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной