Зеленый – один из основных цветов, занимающих место в спектре солнечного света: слева от него располагаются красный, оранжевый и желтый, справа – голубой, синий и фиолетовый. Это «физическое» расположение цвета имеет в культуре свои смыслы. Так, левых «соседей» обычно называют «возбуждающими», «активными» – «теплыми», а правых – «успокаивающими», «пассивными» – «холодными». Зеленый, находящийся посередине, получил ярлык «нейтрального».
Перечисленные «температурные» эпитеты цветов – не более чем стереотипы восприятия. На самом деле физики подтверждают, что никаких «холодных» цветов не существует, что любой цвет горячий, так как является свойством света – характеристикой излучения. А смыслы мы приписываем им сами, на основе своей истории, своих идей культуры, своих норм и ценностей. И в отечественной культуре у зеленого особенная семантика.
Обожествление сил и законов природы, культ предков, выраженные в мифотворчестве, были первыми результатами выстраивания мировоззрения славян. Цвета занимали важное место в формировании и развитии картины мира, визуально сопровождая символику универсума, способствуя передаче знания о структурах мироздания. В древний языческий период культуры зеленый цвет иллюстрировал сюжет рождения мира в лоне первобытных вод.
Зеленый для нас связан с жизнью, весной, обновлением, преуспеванием, изобилием. Поэтому цвет был персонифицирован в образах существ славянской мифологии – стал атрибутом духов леса и воды – зеленокожих лешего, кикиморы, водяного и русалок.
Русская православная культура увидела смыслы зеленого сквозь призму религиозных идей – надежды и созерцательности. Христианские апологеты считали, что суть этого цвета образуется из сочетания голубого цвета (указывающего на одну из ипостасей Бога – Святой Дух), и желтого (связанного с другой ипостасью – Богом-Отцом). Символическое Соединение Отца и Духа воплотилось в Сыне, а зеленый цвет отнесли к Иисусу и его земному пути, еще не отмеченному страданием. Религиозные смыслы цвета, таким образом, стали визуализацией понимания одного из высших и самых сложных догматов христианства – догмата о Троице (поэтому цвет риз священнослужителей на летних службах в честь Троицы – зеленый).
Также в иконописном каноне ангелы таинства благословения (миропомазания) изображались в зеленой одежде; земля, созданная Богом, покрытая Им растениями, конечно, была зеленой. Цвет служил метафорой не только земного пути Христа, но и его апостолов. Ризы Девы Марии, подарившей миру Спасителя, в ее земной жизни окрашивали зеленым.
Подсказки о дальнейших изменениях в смыслах зеленого дает анализ языка. Слов и выражений, связанных с этим цветом, появилось не меньше, чем связанных с красным, желтым или белым: «тоска зеленая», «зеленый от злости/зависти», «зелье», «зеленое вино» (молодое – коварное), «зеленый юнец». Как мы видим, новые образцы культуротворчества перенесли значения цвета в негативную сторону, связав его с поведением и этикой. Эти отрицательные смыслы повседневности сошли на нет только в XVIII в., когда зеленый стал частью интерьерной и костюмной моды – впитал в себя европейские секулярные (лишенные религиозного духовного контекста) толкования. Почему это произошло?
Дело в том, что с развитием нововременных естественных наук – появлением технологий получения искусственного пигмента – началось упрощение «таинства» смыслов. И не только зеленого, а всех цветов культурной палитры. Идея чуда, сакральное, духовное человек начал вычеркивать под давлением научно-технического прогресса. Поэтому в зеленом цвете (как и в других) перестали видеть символику жизненной весны. Он вошел в военную сферу – большинство армий мира сделали униформу зеленой. Так произошел катастрофический перенос акцентов: человечеству оказалась важной не христианская надежда, а маскирующие свойства. В России военные были впервые одеты в зеленое при Петре I.
Противостоять милитаризации весеннего цвета надежды смогла только художественная сфера. Этот цвет достался романтикам-пейзажистам. Пейзаж не был до XIX века популярным жанром. Эпизодически художники прорисовывали деревья, цветы и травы. Но о природе вспомнили, как о главном герое только отыскивая противовес наступающему злу техники. Романтики снова одухотворили лесные чащобы, заливные луга и разнотравье. Появились пейзажи в разнообразных вариациях: деревенский, жанровый, садовый. Идеи романтиков подхватили и реалисты, показав природу бунтующую. Внезапно все ощутили необходимость в зелени. Для людей она выступила аллегорией свободы, искренности чувств. Эта мысль была подхвачена творцами: появились мастера пейзажа – Шишкин, Поленов, Крамской и многие другие.
Для художественной литературы зеленый оказался тоже очень важным. Применение «цветных» эпитетов помогало создавать богатый текст, получать эмоциональный и когнитивный отклик читателя.
В целом значения зеленого в литературе двояки. С одной стороны, у этого цвета положительные значения, апеллирующие к христианскому цветовидению – традиционные линии весны, возрождения, плодородия, молодости и райских садов, надежды, прощения. Именно в этом ключе создано знаменитое стихотворение Н. Некрасова «Зеленый Шум»:
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
подымет пыль цветочную,
Как облако, – всё зелено,
И воздух, и вода!
Идет-гудет
Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!...
Другая сторона прочтений зеленого в литературе – его отрицательный символизм. Эти значения цвета были привнесены еще из языческой традиции, сохранившей «страшное» толкование сил природы. Природа может не только создавать и одаривать, но и карать. Эти ее возможности переносились на мифические образы лесных и водных божеств. Именно о них вспомнили поэты Серебряного века, многократно создавая образ бездны «опасных зеленых глаз».
В XXI веке о религиозном и художественном символизме человек забыл. Зеленый находится сегодня в нескольких сферах: военной, общественно-политической, экономической и дизайнерской. Все они поставили крест на каких-либо духовных толкованиях. Можно сказать, что только экологи, как защитники природы, бессознательно используют зеленый цвет, как символ надежды на ее сохранение. Но и у экологов зеленый – составляющая западной экономической иллюзии.
В современной экономике у зеленого крайне материальные интерпретации. Прежде всего, в этом цвете представлены почти все мировые валюты – бумажные доллар, евро, фунт и рубль. Выражение «зеленый свет в предстоящем деле», очевидно, имеет под собой именно денежную коннотацию зеленого – финансовую свободу.
Выражение «зеленая пресса» находится в подобном смысловом поле: журналисты свободны во мнениях и не продаются.
Культурное видение цвета - очень тонкая ткань, в которой отражаются все исторические движения человечества. Динамика смыслов зеленого в русской культуре это показывает с очевидностью: переход от природного дарящего (пусть иногда опасного), к христианской надежде отразил культуротворчество духовно совершенствующего человека. А трансформация значений к милитаристским, материальным в Новом и Новейшем времени показала движение по пути культурного кризиса, крушение системы традиционных ценностей, стала предвестником постмодернистской деконструкции.