Издавна русских монархов называли белыми царями, что несло в себе глубокий сакральный смысл. Исследователи встречают это словосочетание в исторических документах, фольклоре и литературных произведениях. Так, когда же оно появилось, и что обозначает?
У нас Белый царь — над царями царь.
Голубиная книга
Образ «белого царя» является одним из сакральных образов российской культуры. Словосочетание встречается в фольклоре различных народов, исторических документах, литературных произведениях. Именно так подданные титуловали российского монарха, внося в это прозвание определенный смысл. Но почему русских царей называли белыми, с какого момента словосочетание вошло в повседневный обиход, и что оно обозначает?
Долгое время считалось, что словосочетание «белый царь» практиковалось главным образом у восточных народов. Их правители и простолюдины титуловали так российского монарха на своих языках: «ак патша», «ак хан», «ак бек», «цагаан хаан». Но последние исследования историков показывают, что это далеко не так: образ «белого царя» широко представлен в русском фольклоре и православной народной традиции. Причем, если для восточных народов это чаще всего далекий великий правитель и абстрактный носитель верховной власти над могущественной и безграничной Россией, то именно в русских текстах он предстает как идеальный государь, средоточие и воплощение светлых черт, которые народ желал видеть в праведном христианском мироустройстве.
С началом формирования Российской империи страна стала активно расширять свои границы. Как следствие, в ее состав были включены народы, чья жизнь кардинально поменялась. В таких условиях в массовом сознании всегда возникает благодатная почва для складывания различных мифологем, которые помогают приспособиться к изменениям, почувствовать себя частью чего-то нового и большого. В России это, конечно, концепция верховной власти как главного арбитра и заступника народа.
Исчерпывающее исследование этой темы провел российский историк, профессор, доктор исторических наук Вадим Трепавлов в своей работе «Белый царь: образ монарха и представления о подданстве у народов России XV- XVIII вв.» Ученый пишет, что в стране высшая государственная власть в периоды Позднего средневековья и Нового времени понималась как явление, во-первых, тотальное, всеохватное, пронизывающее все сферы жизнеустройства; во-вторых, магически-сакральное, недоступное для простых людей; в-третьих, персонифицированное — воплощенное в монархе. Основным носителем власти естественно являлся царь. Здесь речь идет не о каком-то конкретном монархе, а об абстрактном образе, который служил воплощением надежд и чаяний народа. Его фигура была скрепой в многонациональной Российской империи.
Вадим Трепавлов отмечает: «Имеющиеся в моем распоряжении источники позволяют утверждать, что белый царь появляется в политическом лексиконе тюркских соседей России не ранее XVI в. В XVI в. выражение белый царь присутствует в переписке Москвы с тюркскими государствами, и наиболее многократно и разнообразно — в русско-ногайской. В крымских посланиях данный титул фигурирует эпизодически. В начале XVI в. новый образец титулования взяли на вооружение патроны Бахчисарая — османы. В 1519 г. в русскую столицу доставили грамоты от турецких вельмож Азова, в которых к великому князю обращались как к «государю великому князю Василью Ивановичу всеа Русии белому царю» и «государю великому князю Василью Ивановичу всеа Русии белому царю восточному», судя по документам, в белого он ранее всего превратился в устах турок. В дальнейшем, по мере накопления опыта жизни в пределах России, башкиры разнообразили соответствующие обозначения, иногда с применением искаженных русских и европейских терминов».
Чаще всего выражение «белый царь» добавлялось к малому титулу, который переделывал на свой вкус каждый народ. Интересно, что прозвание получали не только правители России мужского рода (Иван Грозный, Петр I), но и женского. Так, например, называли Анну Иоанновну, Елизавету Петровну и Екатерину II («белая царица», «белая и великая царица и государыня»).
Анна Иоанновна
Елизавета Петровна
Екатерина II
К XVII веку для восточных народов понятие белый царь стало применимо к любому русскому царю. Образ стал настолько распространенным, что из повседневной политической практики проник в народное сознание и в фольклор. Ученые до сих пор гадают, как термин получил такую широкую популярность среди различных народов Российской империи. Вадим Трепавлов выделяет две возможные причины - существование общего для всех источников термина или общие характеристики, которые были присущи культуре и традиционному сознанию всех этих народов.
Как уже говорилось, наименование «белый царь» в русской традиционной политической культуре существовало независимо от представлений восточных народов. Согласно исследованиям советского и российского филолога, лингвиста, историка языка и культуры Бориса Успенского, первая фиксация названия «белый царь» как наименования московского государя в письменном источнике появилась в «Повести о осьмом соборе» Симеона Суздальца (1447—1448 гг.), где это словосочетание применено к Василию Темному. О нем говорится как о «благоверном и христолюбивом и благочестивом истинно православном великом князе Василии Василиевиче, белом царе всеа русии».
В целом употребление прозвания «белый царь» чаще встречается в фольклоре, как и в случае с восточными народами. Самый известный пример - памятник русской литературы «Голубиная книга». Это сборник восточно-славянских народных духовных стихов конца XV — начала XVI века, в вопросах и ответах которого даются сведения о происхождении мира, людей, сословий, сведения географические, естественно-научные и другие. Там есть такие строки:
«У нас Белый царь — над царями царь.
Почему ж Белый царь над царями царь?
И он держит веру крещеную,
Веру крещеную, богомольную,
Стоит за веру христианскую,
За дом Пречистыя Богородицы,—
Потому Белый царь над царями царь...»
Часто в русском фольклоре белым царем называют реальное историческое лицо. Чаще других это Иван IV, который остался в народной памяти как покоритель Казани и гроза для бояр, и Петр I как реформатор и победитель шведов, суровый по отношению к народу, солдатам и боярам. Эпизодически белыми царями именуются и другие монархи: Василий Шуйский, Екатерина II, Павел I, Александр I, Николай I, Александр II. Иногда имя монарха не указывается, это обобщенный образ правителя или власти. Вспомним отрывок из романа-эпопеи «Тихий Дон» Михаила Шолохова: «Здравствуй, белый царь, в кременной Москве, а мы, казаки, — на Тихом Дону».
Иван IV
Петр I
Василий Шуйский
Екатерина II
Павел I
Александр I
Николай I
Александр II
Практически во всех произведениях устного народного творчества образ правителя представляет собой воплощение человека близкого к идеальному. Это касается не только русского фольклора. Более того, термин сопровождается положительными эпитетами: батюшка, благоверный, благодатный, благородный, благочестивый, великий, ласковый, милосердный, милостивый, праведный и так далее.
Почему белый цвет?
Почитание белого цвета присутствует практически во всех культурах, нередко он интерпретируется как сумма или источник всех других цветов и оттенков. Трактовка белизны у восточных народов особенно не отличается. Она обычно ассоциируется с совершенством, светом, а в переносном смысле как целый спектр свойств человека — честный, прямой, правильный, прекрасный, свободный, вольный. Еще одно распространенное значение — «западный». Именно таким образом подчас и объясняют, как Белую Русь, так и белого царя — они якобы находились на западе от тюрков и монголов, в частности от Золотой Орды.
Но, конечно, одна из главных трактовок белого цвета, это сакральность, то есть святость, чистота, непорочность. Это цвет бога неба у тюрков, одежда шаманов у средневековых монголов, основной эпитет главного божества телеутов. Если говорить о православии, то в белых одеждах изображаются воскресший Христос, ангелы, праведники.
В своей работе Вадим Трепавлов подчеркивает, что в монгольском мире позднего средневековья подобное отношение получило своеобразную поддержку со стороны буддийского вероучения. Оказывается, в XVIII веке бурятские ламы объявили российских императриц Елизавету Петровну и Екатерину II реинкарнациями одним из главных просветленных существ буддизма Белой Тары. В случае с Елизаветой Петровной - за официальное признание в империи буддизма (1741 год), а с Екатериной II - за учреждение поста российского главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. Впоследствии воплощение Тары стали видеть также в Петре I, который в 1703 году милостиво принял депутацию от бурят. Кстати, и в начале XX века буддисты продолжали считать русского царя перерождением Белой Тары.
Историк приводит еще один интересный пример. Дело в том, что с Россией связывались различные эсхатологические представления, распространявшиеся в среде местного населения. Так, в конце XIX века буряты помнили о пророчестве, якобы сделанном полторы тысячи лет назад одним бурятским родоначальником перед его казнью цинскими властями: если его отрубленная голова отлетит в сторону России (что и произошло затем), то Монголия перейдет во владение белого царя. Кроме того, среди монголов существовало поверье, будто при восьмом хутухте (духовном правителе страны), в седьмом столетии после смерти Чингисхана, с севера явится белое знамя как символ российского могущества и одоления.
Австрийский посол Сигизмунд фон Герберштейн, который дважды приезжал в Московию, 1517 и в 1526 году, написал работу, в которой объяснил, что русские правители «именуются белыми по причине белого головного убора». В последнее время эксперты склоняются к другому суждению – русских царей называли белыми, потому что они независимые - вспомним трактовку восточных народов - то есть никому не платящие дань. Для русской культуры эта интерпретация тоже близка, ведь в свободе жалования и наказания царь иногда уподоблялся Богу.
Применение различных эпитетов и титульных выражений по отношению к царю в славянской среде имело различные оттенки. Однако главным и доминирующим смыслом было подчеркивание его православной сущности. «Фигура правителя Руси обрела устойчивый сакральный облик как в церковной традиции, так и в народном сознании. Он являлся одним из основополагающих символов и архетипов идеального образа православного царства как своего рода земной проекции Царства Небесного, - пишет Вадим Трепавлов, - В традиционной политической культуре сформировался образ идеального государя, святого и кроткого, владычествующего силою не меча, но любви».
Как видно, версий о происхождении источника концепции русского белого царя множество. И все они имеют право на существование. Возможно, что историкам еще предстоит найти документы или упоминания, в которых был бы зафиксирован термин. Но и сейчас уже ясно - фигура монарха в Российской империи имела не просто важное социально-политическое значение, она наделялась высшим смыслом. В правителе можно было видеть средоточие правды, справедливости и прочих идеальных свойств. Интересно другое: почему такие разные народы с непохожими традициями, своими мировоззрением и вероисповеданием, из поколения в поколение перенимали эту мифологему как аксиому и не подвергали сомнению? Видимо, на это были веские причины.
Источники:
- Вадим Трепалов (//medievalrus.csu.ru/bible/Trepavlov_2004.shtml)