Бриллианты и власть – неразделимы. Исчезает власть – и бриллианты находят себе нового хозяина, для которого также могут оказаться роковыми. Они меняют хозяев «как перчатки», оставляли за собой кровавый след, пока не найдут себе подлинного, царственного Владельца той же чистоты крови. Тогда они расцветают и служат ему верой и правдой.
Из глубины веков известен камень сей. Название алмаза пришло к нам из арабского (алмаз – самый твердый) и греческого (адамас – непобедимый) языков; на санскрите алмаз – фарий. В древних рукописях говорилось: «Во рву старого Викентиа на восток в реке Авоне находят камени адаманту, светлостию и крепостию индийских превосходит» (1670 г.); «Аще воин тот камень алмаз на левой стране носит или во оружии или во иных платиях, тогда опасен бывает от своих супостатов) (1534 г.).
Твердость алмаза зафиксирована в терминах «алмаженье» (шлифовка камня), «алмазник» (шлифовщик); «А егда камень рубинос выкопаем, тогда невелику в себе черность содержит, а егда алмазник лице наложит, тогда он светел будет» (рукопись 1534 года).
Царь камней, по образному выражению лирика А.И. Куприна, «играет всеми цветами, но сам остается прозрачным, словно капля воды». Физик же скажет, что радуга – это оптическое явление, возникающее в результате разложения лучей солнца под влиянием определенных атмосферных условий: белый = фиолетовый + синий + голубой + зелё-ный + желтый + оранжевый + красный. Такой чистый спектр разложения света наиболее выражен у алмаза.
Первый официальный. 5 июля 1829 года крепостной крестьянин Павел Попов, которому было 14 (по меркам времени уже взрослый че-ловек), работая в артели золотоискателей, нашел алмаз. Произошло это в Адольфовом логе Крестовоздвиженских приисков графа Адольфа Полье, в бассейне реки Кайвы близ Бисертского завода. Камень имел всего полтора карата, однако стал знаменитым, ибо был первым официально зарегистрированным в России. Его торжественно преподнесли импера-трице Александре Федоровне, супруге Николая I. Cобытие произвело настоящую сенсацию в России! До этого алмазы в Россию только завозили. И лишь провидец Михайло Ломоносов утверждал, что в наших «северных недрах» можно найти залежи каменьев драгоценнейших.
В начале славных дел. В России культура драгоценных камней началась с Петра Великого. Еще в 1700 году он учредил в Москве особый приказ горных дел, замененный в 1718 г. бергколлегией. В 1720 году он послал за Урал В.Н. Татищева для приведения в лучшее состояние существующих заводов. С этого же года появляются сведения о нахождении самоцветов на Урале.
Пётр I уделял большое внимание развитию горного дела, в том числе поискам и добыче драгоценных камней. В Тобольске было организовано горное начальство для управления сибирскими и уральскими заводами. Он же в 1714 году основал в Петербурге Кунсткамеру, в которой позже работали М.В. Ломоносов, В.М. Севергин и другие. Впоследствии из нее выделился Минеральный отдел Академии наук, преобразованный (в 1912 году) в Минералогический музей Академии наук. В 1725 году Петр повелел построить в Петергофе мельницу на 40-ка рамах для обработки драгоценных камней.
В 18 веке был утвержден целый ряд орденов, украшенных бриллиантами. Во времена царствования Екатерины II русское камнерезное искусство стало быстро развиваться. В 1774 году на берегу реки Исеть была построена Екатеринбургская гранильная фабрика, а несколько позднее, на Алтае – Колыванская шлифовальня.
Екатерина II разбиралась в ювелирном искусстве и всячески покровительствовала его развитию, одаривая близких друзей произведениями данного творчества. В 1820-1850 годах в России было открыто много месторождений камней, в том числе и алмазов. В это время в Петербурге на улице Миллионной жили лучшие мастера-ювелиры, многие из которых выполняли заказы для царского двора (Позье, Людовик Дюваль и другие).
Алмаз «Орлов». Знаменитый алмаз слабого зеленовато-синего оттенка был найден ещё в середине 16 века в знаменитых копях Голконды в Индии и попал в сокровищницу падишаха империи Великих моголов Шах-Джахана. В 1738 году Дели захватил персидский правитель Надир-шах, который вывез все драгоценности моголов в свою столицу. Вскоре после этого знаменитый алмаз бесследно исчез из сокровищницы шаха, и только спустя 20 лет, пройдя через несколько рук, он обнаруживается у армянского купца Григория Сафрасу из Джульфы, который продает его Ивану Лазареву из Персии.
Весть об этом дошла до правителя Персии и он стал принуждать Ивана выдать находку, но тот сокрыл сокровище в теле (сделав разрез на ноге и заживив рану) и стал отрицать наличие камня. Его заключили в тюрьму, но всё же выпустили, не обнаружив бриллианта.
Далее камень был выкуплен за 400 тысяч рублей у Ивана Свет-лейшим князем Григорием Григорьевичем Орловым генерал-фельдцейхместером и как шедевр был преподнесён Екатерине Великой в день её именин 24 ноября 1773 года, которые отмечались в Зимнем дворце.
При этом он разыграл сценку – как бы забыв подарок. Выдержав значительную паузу он достал из кармана массивный футляр, в котором помещался огромный алмаз. Императрица была удивлена и обрадована такому необычному дару. Алмаз «Орлов» содержит 189,62 карат, огранен в виде большой индийской розы.
Существует также версия того, что этот камень заменял глаз золотого льва у трона великого Могола, а другой глаз – (Koh-i-nur) теперь служит украшением английской короны. Явившись во дворце, огромный алмаз стал в 1774 году украшением царского скипетра – символа верховной власти России.
Скипетр был заказан императором Павлом и употреблялся при святом короновании императора Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. У ручки посредине и внизу он украшен двумя брилли-антовыми обручами, а алмаз «Орлов» усилил многократно парадность золотого императорского скипетра.
Большая Императорская Российская корона создана в 1762 году. Представляет верх совершенства по красоте, необычайному количеству драгоценностей и их художественному сочетанию. На большом рубине прикреплен крест, состоящий из пяти великолепных бриллиантов. Спереди и сзади короны видны две лавровые ветки, соединенные внизу лентой. Внутренние стороны половинок усеяны каждая 27-ю матовыми жемчужинами роскошной величины и цвета. Дуга, отделяющая половинки короны, представляет дубовые листья с желудями. Над дугой спереди находится большой восьмиугольный бриллиант и три бриллианта в форме миндалин. Нижняя часть украшена 27 большими бриллиантами, окруженными множеством малых. Она подбита «пурпуровою бархатною» шапочкой. Изготовить эту корону Екатерина II решила ко дню своей коронации.
Призвав придворного ювелира Иеремию Позье, она передала ему свои бриллианты, оправа которых вышла из моды. Новая корона должна была быть по стоимости богаче всех существующих в Европе и весить не более пяти фунтов. В итоге вес короны составил 1993,8 грамм. Общее количество бриллиантов – 4936, весом – 2858 карат. Большую императорскую корону исследователи называют гимном бриллианту и симфонией в камне, равной которой не было среди других европейских регалий!
Малая корона для императрицы устроена по образу большой короны. На дуге, посредине короны, находится бриллиантовый крест, а нижняя часть осыпана 22 отборными бриллиантами. Она выполнена знаменитым придворным ювелиром Л. Дювалем в 1801 году специально для коронации императрицы Елизаветы Алексеевны. Всё в короне уди-вительно пропорционально и уравновешенно. Сияние бриллиантового кружева в серебряной оправе передаёт ощущение парадности и особой значимости, несмотря на её размер. Среди превосходных камней на короне чистотой и размерами выделяется ряд крупных, будто бы повисших в воздухе, бриллиантов на венце. В ней 48 крупных (от 2 до 9 карат) и 200 мелких бриллиантов. Общий вес – 378 грамм.
Держава – своеобразная эмблема-символ, которую употребляли римские императоры; представляет земной шар и означает владычество цезарей над землёй (orbis terrarium). При подготовке к коронации Екатерины II выяснилось, что драгоценные камни с державы императрицы Елизаветы Петровны давно сняты, а золото – пущено в дело. Но, несмотря на это, новая держава была изготовлена из золота в короткий срок. Её обручи выполнены из бриллиантовых листьев. Посредине находится большой миндалевидный бриллиант, окруженный сверху, бриллиантами, а на неотделанном большом овальном сапфире – бриллиантовый крест.
Троном императрицы Марии Федоровны служили так называемые кресла царя Алексея Михайловича, в оформлении которых присутствовали 876 алмазов.
Коронные знаки ордена Святого Андрея Первозванного составлены из крупных и мелких бриллиантов, при этом орден Императрицы немного меньше ордена Императора.
Алмаз «Шах» – второе название камня – «Перст Аллаха». Веся-щий 88,7 карат желтовато-коричневый алмаз «Шах», не огранён, а лишь отполирован, частично сохраняя свои естественные октаэдрические поверхности; имеет и выгравированные персидскими буквами надписи. «Шах» был найден в Индии в конце 16 столетия. Король Ахмен-Нагар повелел выгравировать на камне первую надпись: «Бурхан-Низам-Шах II. 1000 г.» (по нашему исчислению это 1591 год). На второй грани зна-чится: «Сын Джахангир Шаха-Джахан-Шах 1051 г.» (по нашему исчис-лению 1641 год). Третья надпись такова: «Владыка Каджар-Фах-Али-Шах Султан 1242 г.» (по нашему летоисчислению 1824 г.). Этот алмаз славится не только своими размерами, но и безукоризненной чистотой с уникальным бурым оттенком.
Весьма возможно, что «Шах» был тем камнем, который, по описа-нию Тавернье, висел в центральной части «Павлиньего трона» и был окружен множеством изумрудов и рубинов. На нём видна бороздка глубиной 0,5 мм, через которую проходила цепочка для подвески камня. Он переходил из рук в руки феодалов, уничтожавших друг друга в борьбе за власть. Украшал трон жесточайшего персидского шаха Надира, вторгнувшегося в 1739 году в Индию и разграбившего Дели.
Алмаз «Шах» был подарен русскому правительству персидским принцем Хосрев-Мирзой, сыном наследника престола Аббаса-Мирзы, в качестве компенсации за убийство дипломата (писателя, композитора) Александра Грибоедова 30 января 1829 года. В запоздалом раскаянии персидский шах послал улаживать дипломатический скандал своего внука. Он не только попросил прощение у матери Грибоедова, но и преподнес императору Николаю I многочисленные подарки, главным из которых был исторический, легендарный алмаз.
Вот такая канитель. Канитель – тонкие золотые и серебряные нити, применявшиеся при оформлении одеяний духовенства и знатных господ. В Москве в 1894 году был основан первый в России цех алмаз-ного инструмента, а ещё раньше в 1881 году молодой К.С. Алексеев был назначен на фабрику, выпускающую золотую канитель. Поскольку стальные волоки быстро изнашивались, он решил заменить сталь алмазом.
Московские «левши» научились сверлить отверстия в алмазе и стали выпускать волоки, не уступающие по классу точности заграничным. На Всемирной выставке в Париже в 1990 году золотая канитель фабрики Алексеева получила «Гран-при». Нам же он известен как Станиславский – один из основателей Московского художественного театра. Основав в 1877 году общество искусства и литературы, он взял себе этот псевдоним.
Мы удивляемся, но понимаем: по сути все направления созидания – едины. И объединяет их Истина, Гармония, Добро, Справедливость, Любовь. Проявляемые по-разному. Алмазы слова, образа перекликаются с алмазами природных богатств, открытых пытливым и трудолюбивым человечеством.
Достоянье светозарное
Алмазы…Достояние Державы…
Великолепны вы…Прекрасны…Правы
Те грани, что сияют, говоря:
«России Фонд Природный дан не зря!»
То есть: знамения, приятие, защита…
Могуществом, всем тем, чем знаменита
Святая Русь… Назначена судьбою
Быть мира Светочем, Ведущим за собою.
Идя сквозь лихолетья как Десница.
Святая Русь! Алмазов свет струится…
Нам говоря: Величие – Чертог
Державный! И хранит нас Отче, Бог...
Свои прислав Сокровища как Веру,
Знак Созиданья, Мастерства примеры
Тех ювелиров. Филигранно ограняли…
Природы Дар потомкам оставляли
В Истории палатах сокровенных.
И подвиг тех старателей – священный!