В конце веков Добро должно противопоставить
Злу не внешнюю границу, а ту благодатную,
сверхъестественную силу, которая преодолевает
его изнутри, в самом корне.
(Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл. Соловьева, 1913)
Сегодня мы с вами продолжаем путешествие во времени. На этот раз в компании князей Трубецких!
Представители этого рода были воеводами, опричниками, генералами, музыкантами, дипломатами и учеными. Мы знаем Трубецкого-декабриста, Трубецкого-музыканта, Трубецкого-лингвиста. Один из представителей этого многочисленного рода был секундантом М. Ю. Лермонтова на его последней дуэли. Идут годы, сменяются эпохи, но интерес к истории жизни великих княжеских династий не ослабевает. Ведь они не только определяли ход истории, но и формировали культурный и социальный облик нашего государства. Их наследие живет и поныне, являясь частью великой истории России.
Род Трубецких, как и многие древние княжеские и дворянские фамилии, происходит из Литвы. Подобно Голицыным, князья Трубецкие являются потомками великого князя Литовского Гедимина. Прямым предком князей Трубецких был внук Гедимина - Корибут, в крещении Дмитрий Ольгердович, доблестно сложивший голову в 1399 году в битве с татарами при Ворскле.
Название род получил от Трубчевска - одного из литовских уделов, ныне города в Брянской области. В Трубчевске уцелел собор Троицы Живоначальной. Там, в княжеском склепе под массивными каменными плитами, покоятся члены славной фамилии.
Потомки Корибута, подданные польских князей, называли себя Трубчевскими или Трубецкими. Выбор православной веры решил судьбу Трубецких. Они окончательно перешли на службу к московским князьям, потом царям, а спустя годы один из них и сам стоял в шаге от шапки Мономаха. Боярин Дмитрий Тимофеевич Трубецкой вместе с князем Пожарским освобождал от поляков Москву. На короткий срок он стал временным исполнителем обязанностей царя и даже получил звание правителя Московского.
В царствовании Алексея Михайловича в живых остался только один Трубецкой, да и у того не было детей. Тогда Алексей Трубецкой (как ему это удалось неизвестно) уговорил переехать в Россию из Польши своего родственника Юрия, и благодаря ему род не пресёкся. Вскоре его два сына стали первыми сержантами в Петровском Преображенском полку.
Все современные представители рода происходят от генерал-поручика Юрия Юрьевича Трубецкого (1668—1739).
Одним из выдающихся представителей этого рода является человек, не получивший отцовского титула и даже полной отцовской фамилии. Сын последнего боярина Ивана Юрьевича Трубецкого родился в шведском плену от одной из стокгольмских аристократок. По сложившейся тогда традиции он носил обрезанную фамилию Бецкой.
Иван Иванович Бецкой является одной из крупнейших фигур Эпохи Просвещения в царствование Екатерины II. Его стараниями в России появились Смольный институт благородных девиц, Московский императорский воспитательный дом, Воспитательный дом в Санкт-Петербурге. В воспитательные дома Бецкого принимали незаконнорождённых детей, сирот и детей бедняков. Они получали блестящее по тем временам образование. Так что небывалому культурному подъему в России в XIX веке мы во многом обязаны Ивану Ивановичу Бецкому и его педагогическим идеям.
С началом XIX века в Трубецких проснулся бунтарский дух. Прасковья Юрьевна Трубецкая стала одной из первых русских женщин, совершивших полёт на воздушном шаре. Её двоюродный племянник Сергей Петрович Трубецкой должен был возглавить восстание декабристов, но на Сенатскую площадь так и не явился. Причина этой неявки, как и её роль в поражении восстания, до сих пор вызывает споры.
В конце XIX - начале XX века Трубецкие прочно вошли в число интеллектуальной элиты России. Николай Петрович Трубецкой выступил соучредителем Московской консерватории. Его сыновья Сергей и Евгений известны как выдающие религиозные философы. Воспитание и развитие братьев-философов происходило в уникальной атмосфере родительского дома, пронизанной истинно религиозным чувством, глубоким уважением к человеческой личности и высокими моральными принципами.
Старший сын Сергея Николаевича Трубецкого, Николай Сергеевич Трубецкой, с детства проявлял незаурядные способности и интерес к учебе. Вместе с ним в гимназии учились будущие поэты В. Маяковский и Б. Пастернак. В 1908 году Николай окончил экстерном гимназию и поступил в Московский университет на философско-психологическое отделение. Именно он стоял у истоков евразийского движения, которое возникло в 1921 г. и объединило талантливых молодых людей, оказавшихся в эмиграции, на основе общего мировоззрения.
Евразийцы призывали бороться с «кошмаром всеобщей европеизации», требовали «сбросить европейское иго». «Мы должны привыкнуть к мысли, что романо-германский мир со своей культурой – наш злейший враг». Так, ясно и недвусмысленно писал Н. Трубецкой в вышедшей в Софии в 1920 г. программной книге «Европа и Человечество». Евразийцы призывали русских пересмотреть свою цивилизационную идентификацию, осознать, что русские – вовсе не европейцы, что у них есть и восточные, азиатские корни (и в культуре, и в генетике). Отсюда призыв Трубецкого к своим соплеменникам: Поймите, что в России нет высших и низших народов, есть одна евразийская семья равноправных народов и что русские, как и другие народы нашего пространства – евроазиаты (чем нужно гордиться, а не стыдиться)!
Трубецкие оставались влиятельным семейством вплоть до самой революции. После Октябрьского переворота большинство Трубецких вынуждены были покинуть страну, некоторые примкнули к Белому движению. Из оставшихся в стране многие позднее стали жертвой репрессий.
Сейчас членов династии можно встретить как в России, так и за рубежом.
Наше прошлое - это огромный культурно-исторический пласт, который, хотим мы этого или нет, но он останется нашим навсегда и будет по-своему определять наше будущее, исходя из ценностей и идеалов нашей истории. Чтобы обнаружить свое собственное великое будущее среди других народов и других цивилизаций, наше задача – почтительно изучать наше историческое наследие, извлекая их него важные и полезные уроки для настоящего и будущего.
Нас всех заботит то, что сегодня происходит на наших глазах в мире и что является следствием глубокого духовного и морального кризиса, поразившего современного человека. Но гениальные русские мыслители, в частности, князь Н. Трубецкой, уже ощущали предвестники этого кризиса еще в начале ХХ века.
Современная катастрофа – говорит князь Трубецкой («Смысл жизни») «дает основание говорить о провале, катастрофе всемирной культуры, частью совершившемся, частью еще надвигающемся». Сегодня Россия – на стрежне преодоления этой катастрофы, в которую прочно входил мир ХХ века и которая, так или иначе, выплеснулась через границы века XXI. Мы преодолеем эту катастрофу. И в этом помогут нам те, кто некогда создавал нашу страну и ее великую культуру. И немалую роль в этом преодолении сыграет и род Трубецких.