О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Первая в мире женщина - профессор математики
Первая в мире женщина - профессор математики

На научном пути Софьи Ковалевской была одна большая преграда – она была женщиной. Однако это не помешало ей стать первой в Российской империи женщиной-профессором и первой в мире женщиной – профессором математики.

 

Софья Ковалевская с детства проявляла удивительные способности к математике. Она родилась в состоятельной дворянской семье, что также способствовало развитию ее дара. Но была иная проблема, которая не давала ей строить научную карьеру в Российской империи, - она была женщиной. При всем своем таланте и возможностях Софья Ковалевская не могла получить высшее образование в России, а уехать за границу могла только с разрешения отца. Но все это не помешало ей стать первой в Российской империи и Северной Европе женщиной-профессором и первой в мире женщиной-профессором математики.

Софья Ковалевская родилась 3 января 1850 года в дворянской семье генерал-лейтенанта артиллерии, зажиточного помещика Василия Корвин-Круковского и Елизаветы Шуберт, получившей европейское образование: мать знала четыре языка, классическую литературу и превосходно играла на фортепиано. В роду девочки по материнской линии было два видных ученых – математик и астроном. Семья проживала в историческом здании в центре Москвы - городской усадьбе цехового Алексея Стрельцова.

После того, как отец девочки вышел в отставку, семья переехала в принадлежащее ему деревенское поместье Полибино (сейчас Псковская область – прим. ред.). Из-за нехватки обоев на большой дом стены одной из детских комнат оклеили лекциями профессора Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении. Через несколько десятков лет Софья написала в своей книге «Воспоминания детства»: «Листы эти, испещренные странными, непонятными формулами, скоро обратили на себя мое внимание. Я помню, как я в детстве проводила целые часы перед этой таинственной стеной, пытаясь разобрать хоть отдельные фразы и найти тот порядок, в котором листы должны бы следовать друг за другом. От долгого ежедневного созерцания внешний вид многих формул так и врезался в моей памяти, да и самый текст оставил по себе глубокий след в мозгу, хотя в самый момент прочтения он и остался для меня непонятным».

Согласно мемуарам Софьи, она была достаточно замкнутым и нелюдимым ребенком. Кроме того, она ощущала себя нелюбимой, больше внимания доставалось сестре Анне и брату Федору. Лучше всего девочка чувствовала себя со своей няней, которая любила ее больше других детей. Воспитанием Софьи занималась английская гувернантка. С восьми лет девочка стала брать уроки у домашнего учителя Иосифа Малевича.

Когда девушке было 15 лет, математический анализ ей преподавал один из самых известных педагогов того времени — Александр Страннолюбский. И тут история с обоями получила свое дальнейшее развитие. Она вспоминала: «Когда <…> я брала первый урок дифференциального исчисления у известного преподавателя математики в Петербурге, Александра Николаевича Страннолюбского, он удивился, как скоро я охватила и усвоила себе понятия о пределе и о производной, "точно я наперед их знала". Я помню, он именно так и выразился. И дело, действительно, было в том, что в ту минуту, когда он объяснял мне эти понятия, мне вдруг живо припомнилось, что все это стояло на памятных мне листах Остроградского, и самое понятие о пределе показалось мне давно знакомым».

В России конца XIX века женщины не имели возможности поступить в высшее учебное заведение. Продолжить обучение можно было только за границей. Однако для того, чтобы получить заграничный паспорт, необходимо было письменное разрешение отца, опекуна или мужа. Отец Софьи категорически отказался отпускать дочь на учебу в Европу. Он считал, что ей не нужно продолжать обучение.

Девушка нашла выход: она уговорила друга семьи, ученого-палеонтолога и издателя Владимира Ковалевского заключить фиктивный брак. Его работы были известны в России и за рубежом, он активно переписывался с Дравиным, был учителем дочери Александра Герцена. Мужчина писал брату о Софье: «Несмотря на свои 18 лет, «воробышек» образован великолепно, знает все языки, как свой собственный, и занимается до сих пор главным образом математикой, причем проходит уже сферическую тригонометрию и интегралы - работает, как муравей, с утра до ночи и при всем этом жива, мила и очень хороша собой. Вообще, это такое счастье свалилось, что трудно себе представить». Не удивительно, что впоследствии фиктивный брак стал настоящим.

 

Владимир Ковалевский

 

В 1868 году молодая пара отправилась в небольшой немецкий городок Гейдельберг, где в местном университете женщинам разрешали слушать лекции. В 1869 году Ковалевская училась в местном университете у немецкого математика еврейского происхождения Лео Кенигсбергера. О жизни Софьи Васильевны в этот период известно из воспоминаний Юлии Лермонтовой, отец которой был троюродным братом великого поэта. Она писала: «Все профессора, у которых занималась Соня, приходили в восторг от ее способностей; при этом она была очень трудолюбива, могла по целым часам, не отходя от стола, делать вычисления по математике».

Через год Ковалевская приехала в Берлин для подготовки диссертации. Здесь она познакомилась с немецким математиком, «отцом современного анализа» Карлом Теодором Вейерштрассом. По правилам университета, женщины не могли слушать лекции, поэтому с Софьей профессор занимался  дома. Она стала его любимой ученицей. Вейерштрасс ставил перед своей талантливой ученицей все более сложные задачи, успехи Ковалевской поражали его.

Карл Вейерштрасс помог выбрать девушке тему диссертации и метод подхода к решению. Здесь она написала три важных научных работы: «К теории уравнений в частных производных», «О приведении одного класса абелевских интегралов третьего ранга к эллиптическим интегралам» и «Дополнения и замечания к исследованию Лапласа о форме кольца Сатурна». В 1874 году Софья Ковалевская с блеском защитила докторскую диссертацию по теории дифференциальных уравнений в частных производных. Ей была заочно присвоена степень доктора философии. Впоследствии Вейерштрасс продолжал консультировать Ковалевскую.

После защиты диссертации Ковалевская уехала из Берлина на родину с надеждой построить здесь научную карьеру. Но российские законы разрешали женщине преподавать математику только в начальных гимназических классах. После отдыха в деревне Ковалевские прибыли в Петербург, где в кругу их знакомых были учёный-естествоиспытатель, физиолог Иван Сеченов, ученый-энциклопедист Дмитрий Менделеев, писатели Федор Достоевский и Иван Тургенев.

В 1875 году умер отец Софьи Василий Корвин-Круковский, оставив наследство детям. Но и это не спасло молодую семью от материальных трудностей. Дело в том, что Владимир Ковалевский был талантливым ученым, но плохим коммерсантом: все его проекты терпели крах. Между тем, у пары рождается дочь, которую также называют Софьей. Математика временно отходит на второй план.

Окончательно обанкротившись, в 1883 году Владимир Ковалевский покончил жизнь самоубийством – надышался хлороформом и надел на лицо маску. Известие о смерти мужа застало Софью в Париже и совершенно сразило ее. Четыре дня она провела без еды, а на пятый день потеряла сознание. Когда же врач смог оказать ей помощь, она очнулась и сразу же попросила карандаш и листочек бумаги. На нем она стала записывать какие-то математические формулы.

Женщина осталась без средств к существованию с маленькой дочкой на руках. Она безуспешно пыталась получить место преподавателя в Москве, Берлине и Париже. Помогли старые друзья. Ценой огромных усилий, используя весь свой авторитет и связи, Вейерштрассу и шведскому математику Гесту Миттаг-Леффлеру удалось выхлопотать ей место в Стокгольмском университете. Когда Софья Ковалевская приехала в Стокгольм, местные газеты писали: «Принцесса науки прибыла в наш город».

Около двух месяцев женщина прожила у гостеприимных Миттаг-Леффлеров. Она приобрела много друзей в шведском обществе, все хотели помочь талантливому ученому. Начались лекции, которые Софья Ковалевская вела на немецком. Студенты обожали нового преподавателя: аплодировали, приносили на лекции цветы. Усилиями Миттаг-Леффлера и Ковалевской при университете создавалась сильная математическая школа. Кроме того, Миттаг-Леффлер привлек лучших математиков Европы и создал журнал Acta mathematica. Ковалевская стала членом его редколлегии. В конце концов, педагогические достижения Софьи Васильевны позволили совету Стокгольмского университета присвоить ей звание профессора.

Кроме того, Ковалевская активно начала вести и литературную деятельность. В письмах к друзьям она признавалась, что всю жизнь не могла понять, к чему привязана больше - к математике или литературе. В своем творчестве Софья Васильевна решила применить работы Пуанкаре о дифференциальных уравнениях. Так, уравнение представлялось в виде кривой линии, от которой в разных местах отходят «ветви». В каком месте они отходят — вычислить можно, а по какой траектории пойдут — предсказать нельзя. Софье Ковалевской подобная математическая схема показалась идеальной формулой для романа. Она с детства верила: все поступки и действия людей предопределены, однако в определенные моменты делать судьбоносный выбор приходится каждому человеку.

Из математической формулы родился роман «Борьба за счастье. Две параллельные драмы», который Софья Ковалевская написала в соавторстве со своей подругой, шведской писательницей Анной Шарлоттой Лефлер-Эдгрен (сестра Миттаг-Леффлера – прим. ред.) Авторы изобразили жизненный путь персонажей в параллельных сюжетных линиях. Одна из них рассказывает о событиях романа, а вторая — о том, как по-другому они могли бы развиваться. Прообразом главной героини стала сама Ковалевская — она наделила персонаж некоторыми чертами своего характера, манерой поведения и стилем речи. Софья Ковалевская стала также автором повести «Нигилистка», романа «Семья Воронцовых».

В новом учебном году профессор Софья Ковалевская преподавала на шведском языке. Всего за восемь лет она прочитала 12 курсов лекций. Среди них «Теория уравнений в частных производных»; «Теория алгебраических функций по Вейерштрассу»; «Элементарная алгебра»; «Теория потенциальных функций»; «Теория движения твёрдого тела»; «О кривых, определяемых дифференциальными уравнениями, по Пуанкаре» и так далее.

В 1888 году Софья Ковалевская написала работу «Задача о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки», которая принесла ей премию Парижской академии наук. В следующем году за вторую работу по этой же теме ей была присуждена премия Шведской королевской академии наук. Ее избрали первой женщиной членом-корреспондентом на физико-математическом отделении Российской академии наук. В это время она много работала, спала по 4-5 часов в сутки, что привело к нервному переутомлению.

В конце 1880-х годов она сблизилась с однофамильцем, профессором Московского университета, уволенного за вольнодумные высказывания,  Максимом Ковалевским. Из-за преследований со стороны правительства он был вынужден покинуть Россию. Софья пригласила его к себе в Стокгольм и помогла найти работу в местном университете. Максим Ковалевский сделал ей предложение, но Софья его отвергла, так как не желала связывать себя узами нового брака. Вместе с Ковалевским они совершили большое путешествие по Германии, Швейцарии и Италии. В 1890 году после совместной поездки по Ривьере они расстались.

До конца жизни она не оставляла попыток вернуться в Россию. В апреле 1890 года Софья Васильевна приехала на родину в надежде, что её изберут в члены Академии на место умершего математика Буняковского. Но после того, как ей отказали в просьбе присутствовать на заседании, она в сентябре вернулась в Стокгольм.

В 1891 году на пути из Берлина в Стокгольм Софья узнала, что в Дании началась эпидемия оспы. Она решила изменить маршрут, пересев на открытый экипаж. По дороге Ковалевская простудилась. 29 января 1891 года Софья Васильевна скончалась в Стокгольме «от плеврита и паралича сердца». Выдающейся женщине-профессору было всего 41 год.

 

Источники:

1. www.culture.ru

2. www.prlib.ru

3. Кто есть кто в мире/ Гл. ред. Г. П. Шалаева. – М.: - Филологическое общество «Слово»: ОЛМА-ПРЕСС, 2003

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной