О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Духовная победа России
Духовная победа России

Какова роль Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне? Прошли годы, но хорошо ли мы понимаем, из каких источников национального самосознания ковалась великая Победа? 

Роль Православной Церкви в победе советской армии над фашистскими захватчиками с годами обросла немалым количеством мифов. Вспоминают, что Красная Армия была атеистической, а у немцев на пряжках красовалась надпись «Gott mit uns» – «Бог с нами». Некоторые утверждают, что война стала наказанием России за отступление от веры. Среди сложившихся стереотипов выстроить полную картину действительности непросто, однако нам сегодняшним это необходимо – ведь стране нашей удалось тогда почти невероятное – великая Победа.

С приходом советской власти в 1917 году положение Православной Церкви резко ухудшилось. «Где помещается бог со своим царством, если астрономы обшарили своими фототелескопами вселенную на 12000 световых годов?» - писали в красноярской газете «Типографский рабочий» в 1925 году. Религию объявили пережитком царизма.

Вскоре появились антирелигиозные указы, комиссии, которые жестко контролировали деятельность Церкви, атеистические союзы. В это время священников ссылали и расстреливали. Им, как правило, предъявляли обвинения в «контрреволюционной и шпионской деятельности», практиковались публичные вскрытия святых мощей. 

Но в 1930-х годах большой террор по отношению к Церкви заканчивается. Оказалось, что политика воинствующего атеизма не принесла ожидаемых результатов. Об этом свидетельствует перепись населения 1937 года. По личному указанию Сталина в опросные листы переписи был внесён вопрос о религиозных убеждениях. Скорректированные властями результаты выглядели следующим образом: из 30 миллионов неграмотных людей старше 16 лет 84% признали себя верующими, а из 68,5 миллионов грамотных - 45%. Эти результаты явно не оправдали ожидания власти, ведь количество верующих людей преобладало. Однако говорить о том, что чиновники пересмотрели отношение к религии, затруднительно. Скорее была изменена тактика антирелигиозной деятельности, которую стали вести без широкой огласки. 

С началом Великой Отечественной войны потребность в вере, в национальных традициях, великих ценностях и традициях земли русской необычайно возросли – это хорошо понимал Сталин. Необходима была консолидирующая сила, построенная на исконно русских убеждениях. Интересен тот факт, что свое знаменитое обращение 3 июля 1941 года - «Братья и сестры! К вам обращаюсь я, друзья мои» - Иосиф Виссарионович начал именно со слов «братья и сестры». Так обращались к прихожанам православные священники. И хотя Сталина называют недоучившимся семинаристом, а он недоучился всего один год, говорить о том, что это лишь простое совпадение, не приходится. 

Интересно, но поруганная православная вера, которую попытались полностью уничтожить и искоренить, продолжала давать силу и поддержку советским солдатам, которую не в силах было оказать ничто другое. Так, протоирей Александр Ильяшенко вспоминает, что как-то его пригласили причастить генерала, ветерана войны. Тогда священнослужитель у него спросил: «Раз вы меня пригласили, вы, очевидно, верующий. А в войну?». Генерал ответил: «Конечно, я же из деревни. Храм закрыли, но и Пасху справляли, и Рождество справляли». Достал крестик на груди, латунный, говорит, в окопах из стрелянной гильзы ребята сделали. 

Пусть негласно, но вера стала единственным источником успокоения и надежды. Протоирей Александр Ильяшенко вспоминает еще одну показательную историю: «Наш танк стоит за домом или в переулочке деревни, а по улице идет “Тигр”, немецкий тяжелый танк. За уничтоженный “Тигр” и орден полагался, и денежная награда. Просто такая удача – борт подставляет, дистанция небольшая, вот он поворачивает башню, ему только чуть-чуть её довернуть и выстрелить. А башня заклинила. “Тигр” прошел, и он так и не смог выстрелить. Выскакивает из танка, смотрит. Оказывается, он подвозил пехоту, и пехотинцы, когда прыгали, задвинули брезент под башню, и ее заклинило.

Война заканчивается, слава Богу, возвращается солдат домой, встречает мать и все это рассказывает. Она ему отвечает, слушай сынок, а знаешь, чего ты живой с фронта пришел? Ты знаешь, как я молилась? Так вот и у этого немецкого танкиста тоже мать есть, она тоже молилась».

В годы войны всё, пусть и негласно, было пропитано верой и Богом. И здесь важен каждый исторический факт: сколько священнослужителей ушли воевать на фронт, где вдохновляли своими проповедями солдат, как много Православной Церкви удалось собрать средств на благотворительность и многое-многое другое.

Так, настоящим гражданским подвигом стало поведение верующих и духовенства Ленинграда. Священники и их паства в блокированном городе жили одной судьбой. Вокруг храмов существовали объединения людей, которые помогали друг другу выжить, выстоять. Даже в самую страшную блокадную зиму 1941-1942 годов храмы продолжали функционировать, давая горожанам духовное утешение и поддержку.

Первая военная Пасха 18 апреля 1942 года совпала с 700-летием со дня разгрома немецких рыцарей в Ледовом побоище святым князем Александром Невским – небесным покровителем города на Неве.

Пасхальное богослужение собрало много народа, однако меньше, чем год назад: сказывались последствия войны. Каждый третий житель города умер от голода, началась массовая эвакуация. Многие верующие вместо куличей освящали кусочки блокадного хлеба. Богослужение перенесли с полуночи на 6 часов утра, что позволило избежать больших жертв. Именно к Пасхе гитлеровцы приурочили особенно яростный налет на Ленинград. Фашистские самолеты в эту пасхальную ночь не только сбрасывали на храмы бомбы, но и обстреливали их на бреющем полете из пулеметов.

Удивительно, что в блокадном городе, несмотря на нищету и голод, продолжался сбор пожертвований в фонд обороны. Активно в этом участвовало духовенство города: к 1 июня 1944 года сумма таких пожертвований достигла 390 тысяч рублей. Всего же верующие за 1942 год собрали 1485 тысяч, а за 1943 — 5051 тысячу рублей.   

Стоит отметить, что таких удивительных примеров, когда вера помогла выстоять и не пасть духом, тысячи. И это в атеистической стране! Творчество также откликалось на потребности народа. Достаточно вспомнить припев песни «Вставай, страна огромная»:

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна.
Идет война народная,
Священная война.

Или прочитать строфу стихотворения Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»:

И будто за каждой смоленской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих.

И эти строчки написал коммунист, который никогда вере особого значения не предавал. Однако использовал сильнейший православный образ.

Да, Советский Союз был атеистической страной, но многие советские воины шли на войну не только за свою землю, за отчий дом, и своих близких, но и за веру. Вряд ли можно было бы найти другой народ, который бы так служил Богу и Церкви, жертвенно сохраняя веру отцов в страшных испытаниях ХХ века и побеждая в самой ужасной в истории войне, где ему противостояли не 76 миллионов немцев, а объединенная Гитлером, вся 300-миллионная континентальная Европа того времени.

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной