О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Первая космическая ракета: от мечты к реальности
Первая космическая ракета: от мечты к реальности

                                                                                             «Я вижу Землю! Она так прекрасна!»
                                                                                              Юрий Гагарин с орбиты нашей планеты

12 апреля 1961 года – дата, ознаменовавшая начало космической эры.  Впервые в человеческой истории, преодолев законы земного притяжения, советский летчик-испытатель Юрий Гагарин совершил полет в космос на борту корабля «Восток-1».

В тот же день в поздравительной телеграмме Юрию Гагарину Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев написал: «Совершенный Вами полет открывает новую страницу в истории человечества в покорении космоса и наполняет сердца советских людей великой радостью и гордостью за свою социалистическую Родину». Принято считать, что именно Никита Сергеевич одобрил космическую программу и что достижения в космической сфере стали возможны благодаря его поддержке. Но на самом деле инициатором покорения космоса был не Хрущев, а Иосиф Виссарионович Сталин, первые практические действия в этом направлении были сделаны в 20-е годы XX века, а предположения о возможности полета в космос на корабле в форме ракеты родились в умах русских философов и теоретиков космонавтики еще раньше – в конце XIX – начале XX веков. В преддверии празднования Дня космонавтики рассказываем о пути первой космической ракеты от мечты к реальности. Ну, что, «Поехали»?

Космос покорит человек

Создание первой космической ракеты не было случайным и внезапным. Да, она была сконструирована и совершила успешный полет благодаря техническому таланту Сергея Королева, однако перед ним стояла целая плеяда предшественников. Первыми в этом ряду были русские философы-космисты: Николай Федоров, Владимир Вернадский, Александр Чижевский и другие. Они были убеждены в глубокой взаимосвязи человека и космоса, мыслили вселенскими категориями, верили в силу сознания человека и мечтали о том, что нога хомо сапиенса однажды ступит на поверхность далеких планет. 

Особенной глубиной отличались философские взгляды Николая Федорова (1829-1903), которые оказали основополагающее влияние на становление теоретика космонавтики Константина Циолковского (1857-1935). Федоров грезил о покорении космических просторов и знал, что однажды у людей появится возможность, преодолев земное притяжение, перебраться жить за пределы Земли и Солнечной системы. 

Только ракета!

Константин Циолковский познакомился с Николаем Федоровым в возрасте 16 лет. Федорову на тот момент было уже 44 года. Юноша с жадностью ловил каждое слово учителя, звездные дали манили и звали за собой. 
Духовное родство учителя и ученика неоспоримо. Во многом их представления совпадали. Но Циолковский пошел дальше. Если Федоров считал, что человек призван стать управителем Космоса и его задача – одухотворить «громадные небесные миры», то Циолковский в своих трудах «Научная этика» и «Воля Вселенной» утверждал, что все существующие во Вселенной обитаемые планеты уже одухотворены, мироздание обладает нравственностью, а человек связан взаимозависимыми нитями со всем, что существует.

Мировоззрение и научные прозрения Константина Циолковского – вершина теоретической космонавтики. Его крылатое выражение «Земля-колыбель человечества, но нельзя оставаться в колыбели вечно» стала источником вдохновения для его последователей – инженеров-конструкторов – сначала Фридриха Цандера, затем Сергея Королева, которые доказали с течением времени справедливость смелых концепций и теорий ученого. 

К.Э. Циолковский

Циолковский поднимал в своих научных трудах вопросы жизнеобеспечения космонавтов в ходе путешествий в космос, возведения межпланетных станций с оранжереями, строительства космических городов и т.д.
Это были не просто рассуждения – все свои мысли он подтверждал грамотными, тщательно проработанными практическими выкладками. 

В 1890-х годах ученый пришел к пониманию, что отправиться в космос человек может только на ракете с реактивным двигателем. А в 1903 году опубликовал сделавшей его знаменитым научную работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где представил проект ракеты на жидком топливе. 

Циолковский считал, что у ракеты должен быть обтекаемый корпус, предложил двигатель на жидком топливе представил чертежи системы управления, охлаждения и защиты космического корабля, устройство шлюзовой камеры, занимался решением проблемы нагрева ракеты при движении в тропосфере и стратосфере, вопросом ее возвращения на Землю. 

Основополагающее открытие великого ученого было сделано им в конце 1920-х годов. Он предложил концепцию многоступенчатой ракеты, состоящей из нескольких соединенных в «эскадрилью» ракет, справедливо полагая, что это позволит летательному аппарату развить необходимую для перемещения в космическом пространстве скорость.  

Вперед на Марс!

Следующий шаг на пути покорения человеком космоса сделал выдающийся советский ученый и инженер, изобретатель в сфере реактивных двигателей и летательных аппаратов Фридрих Цандер. 

Ф.А. Цандер

Фридрих увлекся межпланетными полетами еще в детстве, слушая истории отца о звездных мирах и их разумных обитателях. У мальчика появилась мечта – когда-нибудь отправиться на Марс. Когда он ознакомился с работами Константина Циолковского, понял, что есть возможность когда-нибудь реализовать свою мечту в реальной жизни. 

Книги ученого подтолкнули Фридриха к собственным исследованиям. Став студентом Рижского политехнического института, молодой человек занялся вопросами реактивного движения и создания космических аппаратов. Он основал Общество воздухоплавания и техники полета, участники которого были искренне увлечены идеями Циолковского. 

В 1917 году Цандер разработал проект межпланетной космической ракеты, части которой сгорают в атмосфере, позволяя таким образом уменьшить ее массу и набрать необходимую скорость. Он доказал, что двигатель звездолета должен быть жидкостным с аэродинамическим торможением. 

В 1919 году, будучи сотрудником завода «Мотор» в Москве, Цандер передал на рассмотрение в Главное управление авиационных заводов несколько проектов двигателей на жидком топливе. 

А в 1924 году в журнале «Техника и жизнь» в статье «Перелеты на другие планеты» представил проект космического корабля, объединенного с самолетом. 

В 1920-е годы изобретатель был погружен в исследование планирующего спуска космических аппаратов и занимался разработкой их двигателей. 

В августе 1931 года по протекции маршала Советского Союза Михаила Тухачевского при Бюро воздушной техники Центрального совета Осоавиахима была открыта Группа изучения реактивного движения (ГИРД) для строительства первой советской ракеты на жидком топливе – ГИРД-Х. Во главе гирдовцвев встал Фридрих Цандер, который сосредоточился на работе над ракетными двигателями. Технический совет возглавил считающий Цандера единомышленником и учителем Сергея Королева – он занялся конструированием летательных аппаратов. Вместе с Цандером и Королевым также работал Михаил Тихонравов. 

Это был труд горячих энтузиастов, которые трудились, не покладая рук, воодушевленные общей идей межзвездных полетов. Вот, как об этом писал Циолковскому в честь его 75-летия Фридрих Цандер: «Мы в ГИРД дружной работой ряда воодушевленных людей продолжим изыскания в счастливой области звездоплавания, в области, в которой Ваши работы разбили вековечный лед, преграждавший людям путь к цели».

Важными достижениями ученого стали создание и успешные испытания в 1932 году первого советского реактивного двигателя ОР-1 и создание в 1933 году – двигателя ОР-2. К сожалению, испытаний ОР-2 и успешного старта результата плодов гирдовцев – ракеты на жидком топливе ГИРД-09 конструкции Михаила Тихонравова, важной частью которой был созданный им двигатель, Фридрих Цандер так и не дождался. Летом 1933 года во время поездки на отдых в Кисловодск он заболел тифом и скоропостижно умер за пару месяцев до испытаний. 

Они состоялись 17 августа 1933 года на полигоне в Нахабино (Московская область). Ракета летела 18 секунд, поднявшись над землей на высоту 400 метров. Это был значимый успех и мощный стимул для развития ракетной отрасли и космоплавания. 

Сталин и космическая программа

В 1933 году при поддержке маршала СССР Михаила Тухачевского в Москве приступил к работе Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). В его состав вошли ГИРД и Газодинамическая лаборатория (ГДЛ). Руководителем института стал Ивана Клейменов, его заместителем по научной работе – конструктор Сергей Королева, начальником отдела по проектированию одноступенчатой ракеты с вертикальным взлетом – конструктор Михаил Тихонравов. 

М.К. Тихонравов

В 1944 году институт реорганизовали в НИИ-1. Работая в НИИ-1, Тихонравов занимался изобретением жидкостных двигателей для ракет и создал двигатели ЖРД-208 и ЖРД-605.

А в 1946 году министр авиационной промышленности Советского Союза Михаил Хруничев передал Председателю Совета Министров СССР Иосифу Виссарионовичу Сталину предложение группы инженеров под руководством Михаила Тихонравова и Георгия Чернышева «о создании ракеты, предназначенной для полета с двумя человеками и аппаратурой на высоту 100–150 километров». По поручению Сталина Хруничев создал экспертную комиссию, которая вынесла заключение – идея инженеров рабочая, полет в космос может быть совершен. Министр предложил Иосифу Виссарионовичу одобрить создание конструкторского бюро «для проведения нужных расчетов и всех конструкторских и проектных работ». Но тот отложил это на время. После окончания Великой Отечественной войны страна нуждалась в восстановлении, и было не до освоения космоса. 

Добро на проведение изобретательских работ по теме «Теоретические и экспериментальные исследования по созданию двухступенчатой баллистической ракеты с дальностью полета 7000 — 8000 км» Иосиф Виссарионович дал только за 2 недели до смерти 13 февраля 1953 года. 

Так что именно Сталин одобрил старт советской космической программы, а не Никита Сергеевич Хрущев, как принято считать. Да, при Хрущеве – в конце 1950-х – начале 1960-х годов Юрий Гагарин совершил полет в космос, было и много других достижений в области советской космонавтики, но без научно-исследовательских разработок сталинской эпохи и постановления Иосифа Виссарионовича всего это не было бы. 

Военное ракетостроение СССР и полет человека в космос

Запуск первого комического корабля в космос напрямую связан с именем инженера-конструктора Сергеем Королева. Тема покорения необъятных космических далей заинтересовала его в 1927 году во время посещения Первой мировой выставки межпланетных аппаратов и механизмов в Москве, где ознакомился с идеями своих предшественников – Фридриха Цандера и Константина Циолковского. 

Он подробно изучил труды Циолковского, а в 30-е и 40-е годы уже активно работал над созданием ракет на жидком топливе и ракетных двигателей. 

Мечта конструктора о покорении космоса приобрела конкретные очертания в 1945-1956 годах после окончания Великой Отечественной войны, когда Сергей Королев по поручению правительства СССР занимался разработкой баллистических и крылатых ракет дальнего действия наземного и морского базирования. 

Военное ракетостроение СССР имеет самое прямое отношение к советской космической программе. Ведь именно в недрах отрасли родилась на свет межконтинентальная ракета Р-7 – ракета-носитель искусственных спутников, первого космического корабля «Восток-1», других космических кораблей и орбитальных станций.
Разработка баллистических ракет началась в Германии, Берлине. Конструктор отправился туда после войны для изучения немецкой трофейной техники, в частности, реактивной ракеты Фау-2. В 1946 году в Германии был создан институт «Нордхаузен» для развития советского ракетостроения. Главным инженером назначили Королева. 

С.П. Королев

В том же году в СССР был основан НИИ-88 для создания ракет дальнего действия. Конструктор возглавил отдел ОКБ-1. Испытания разрабатываемой техники проводились на полигоне Капустин Яр, куда в полном составе переехал весь «Нордхаузен». До 1957 опытное конструкторское бюро создало и успешно испытало ряд одноступенчатых и двухступенчатых ракет и их модификаций: Р-1 на основе Фау-2, Р-2 с дальностью полета 600 км, Р-3 с дальностью полета до 3000 км, Р-4, Р-5, Р-11, межконтинентальные баллистические и крылатые ракеты Т-1 и Т-2 и двухступенчатую межконтинентальную ракету Р-7. 

Правительство СССР и ЦК КПСС подписали постановление о создании Р-7 20 мая 1954 года, а в феврале 1955 года началось строительство полигона для испытаний в ауле Байконур в Казахстане.

Испытания Р-7 были проведены в августе 1957 года. Ракета четко проследовала по заданному маршруту и поразила цель на Камчатке.

Уже через пару месяцев – 4 октября 1957 года с помощью Р-7 были выведены на орбиту Земли первые искусственные спутники Земли (ИСЗ) – «Спутник-1» и «Спутник-2».

Первый искусственный спутник представлял из себя алюминиевую сферу весом 83,5 кг и диаметром 58 см с внешними антеннами и специальной аппаратурой внутри. Его позывные принимали радиолюбители всего мира, а за полетом можно было проследить с любой точки земного шара с помощью телескопа и подзорной трубы. 

Логическим продолжением полета «Спутника-1» стала разработка и запуск в космос первого космического корабля, управляемого человеком. Это было особенно актуально в условиях начавшейся между СССР и США космической гонки. Обе страны хотели быть впереди планеты всей в области покорения космоса и активно работали над реализацией этой задачи. Вопрос заключался в следующем: «Кто окажется первым»?

Первым, как известно, оказался Советский Союз. И огромную роль в этом сыграл конструкторский, организаторский талант Сергея Королева. В августе 1956 года он занял должность руководителя и главного конструктора вышедшего из состава НИИ-88 ОКБ-1, а его главной задачей стало создание космической системы – из корабля и трехступенчатой ракеты-носителя, способной вывести корабль с человеком на борту на околоземную орбиту. 

Главный конструктор и его команда пришли к пониманию, что ракетой-носителем космического корабля должна стать модернизированная Р-7. 

Сергей Королев лично следил за всеми разработками. Он тщательно контролировал каждую мелочь. 
Чтобы полностью исключить риск для жизни космонавта, была поведена целая серия испытаний космической ракеты.

Сначала в мае 1960 года был выведен на орбиту прототип корабля «Востока» без живых существ. Но в ходе полета произошел сбой в тормозной установке. 

Через 3 месяца после устранения технических недочетов в космос с целью изучения влияния на организм млекопитающих невесомости, перегрузок, шума, вибраций была запущена вторая версия корабля «Восток» с собаками Белкой и Стрелкой. Корабль совершил 18 оборотов вокруг Земли. Капсула с собаками благополучно приземлилась. Животные чувствовали себя великолепно. 

После путешествия в космос собак Белки и Стрелки настало время и для космического полета человека. Предназначенный для этой цели корабль «Восток-1» весил 4725 кг, его длина была равна 4,3 м, ширина – 2,43 м. Управление осуществлялось в двух режимах – автоматическом и ручном. Окна были защищены от космической радиации и перепадов температуры. Внутри корабля находилось кресло для космонавта с надежной системой жизнеобеспечения.

8 апреля 1961 года Государственная комиссия утвердила дату полета – 12 апреля и кандидатуру космонавта – старшего лейтенанта военно-воздушных сил СССР Юрия Гагарина.  

В 9:07 по Москве трехступенчатая ракета-носитель Р-7 вывела на орбиту Земли космический корабль «Восток-1» с первым космонавтом Земли – Юрием Гагариным на борту.

Старт состоялся с космодрома Байконур. Команду о запуске отдал главный конструктор Сергей Королев. В ходе полета первый космонавт все время держал связь с оставшимися на Земле людьми и записывал свои наблюдения на магнитофон. «Восток-1» облетел нашу планету 1 раз со скоростью 28 000 км/час, максимальная высота полета составила 327 км. Через 106 минут Юрий Гагарин получил приказ катапультироваться и в 10:55 благополучно приземлился на парашюте около деревни Смеловка рядом с Саратовом. 

Газеты и радио мира наперебой сообщали о случившемся. Это была настоящая сенсация. В разных уголках планеты люди радовались, как дети, и поздравляли друг друга, а Юрий Гагарин мгновенно стал героем всего земного шара. 

Первый полет человека в космос положил начало стремительному взлету СССР в области космонавтики и лидерству страны в космической сфере на долгие годы вперед.

Все этапы: философские идеи Николая Федорова, теории Константина Циолковского, изобретения Фридриха Цандера, смелые конструкторские решения Сергея Королева были пройдены на пути к цели – путешествиям человека за пределы Земли. То, что казалось когда-то несбыточным, получило конкретное воплощение.
Это была заслуженная, честная победа Советского Союза, которой мы по праву гордимся до сих пор. 

С праздником вас, друзья! С торжеством воли и смелых дерзаний человека! С Днем космонавтики!

Источники:

  1. Е.В. Архипцева.  Космическая ракета К.Э. Циолковского: от фантазии к реальности – www.gmik.ru/
  2. Философские и гуманистические взгляды Н.Ф. Федорова и К.Э. Циолковского в теории русского космизма – www.rus-lad.ru/ 
  3. Наталия Ячменникова. Исполняется 125 лет со дня рождения изобретателя Фридриха Цандера – www.rg.ru/
  4. Арсений Замостьянов. Человек с ракетой: кто вдохновлял Сергея Королева – //iz.ru/
  5. «Подъем!» – www.stimul.online/
  6. Кирилл Сидоров. Поехали! История полета первого космического корабля «Восток-1» – www.digitalocean.ru/
  7. «Эту ракету мы создавали по его указанию» Как при Сталине СССР хотел запустить человека в космос – www.lenta.ru/
  8. Космическая программа СССР: как советские люди осваивали космос – www.iz.ru/

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной