О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Непоколебимая вера Николая II
Непоколебимая вера Николая II

Личность Николая II до сих пор вызывает много споров. Кем же он был: безвольным правителем или сдержанным и воспитанным христианином, любящим Россию больше всего на свете?

Своими нравственными качествами, а также искренней верой в Бога Николай II обязан своим родителям – Александру III и Марии Фёдоровне. Русский военный деятель Николай Обручев в своей работе «Подлинный облик Царя-Мученика как человека, Христианина и Монарха» писал: «От них (родителей) он унаследовал ничем непоколебимую веру в Бога, глубокое благочестие, преданность и покровительство Св. Православной церкви, осознание своего священного долга Монарха, как главного правителя и первого слуги Богом вверенного Его попечению народа российского».

Александр III и Мария Фёдоровна

Николай рос добрым и отзывчивым мальчиком. Знание духовной литературы соединялись у будущего императора с блестящим светским образованием. Он обладал исключительной памятью, был начитан, знал четыре языка, из которых французский и английский - в совершенстве. 

Николай II в детстве

Русский прозаик и драматург Илья Сургучёв в книге «Детские годы императора Николая II», которая была написана со слов одного из воспитателей будущего царя полковника Владимира Оллонгрена, писал, что дворцовая жизнь детей текла однообразно. Их единственными развлечениями были посещение богослужений и летние переезды в Гатчину. Главными семейными праздниками считались, в первую очередь, Рождество и Пасха. Писатель Йен Воррес записал со слов Великой Княгини Ольги Александровны: «в эти два дня понятие "семья" включало не только императора, императрицу и их детей, но также великое множество родственников. К ней принадлежали тысячи слуг, лакеев, придворной челяди, солдат, моряков, членов придворного штата и все, кто имел право доступа во дворец. И всем им полагалось дарить подарки».

Семья Николая II была также глубоко верующей. Каждый их день начинался молитвою, молитвою и кончался. Перед любым серьезным делом царь осенял себя крестным знамением, призывая себе в помощь Бога. Рядовой офицер охраны Дмитрий Ходнев писал: «…Я вспоминаю обедню, в воскресенье 10 декабря 1906 года, в церкви Царскосельского дворца, когда я впервые увидел Государя молящимся. Я был поражен благочестием, смирением и усердием, с коими молился Царь. Было видно и чувствовалось, что Он действительно молился, забывая обо всем постороннем и как бы уходя от всего окружающего в мир иной… Все православные церковные правила и обычаи строго выполнялись Царской Семьей – посты, исповедь, св. причастие, христосование».

По словам современников, богослужение Николай II всегда слушал внимательно, на стул не приседал, не облокачивался, всегда стоял прямо. В церкви царь держался скромно и просто. «Вообще, – вспоминает священник Георгий Шавельский, – о религиозности Государя надо сказать, что она была искренней и прочной. Государь принадлежал к числу тех счастливых натур, которые веруют, не мудрствуя и не увлекаясь, без экзальтации, как и без сомнений».

Христианское смирение

Николай II родился в день церковного поминовения памяти св. Иова Многострадального, и в этом он всегда видел предопределение своей дальнейшей судьбы. Говорят, что в день крестин маленького Великого Князя, в то время, когда шествие направлялось из храма под перезвон колоколов, Андреевская звезда, жалуемая каждому Члену Императорской Фамилии при рождении, вдруг сорвалась с подушки, которую нес церемониймейстер, и с грохотом упала на пол. Суеверные люди расценили этот случай как «тревожное предзнаменование». Дальнейшая череда событий - крушение Царского поезда в Борках, покушении на Цесаревича в Японии, Ходынская катастрофа в дни священного Коронования Императора Николая II, пророчество монаха Авеля – только подтверждали страшные предположения.

В дневнике Николай II писал: «...у меня более чем предчувствие, у меня в этом глубокая уверенность… что я обречен на страшные испытания и что я не буду за них вознагражден на этом свете. Сколько раз я применял к себе слова святого Иова: Ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня, и чего я боялся, то и пришло ко мне».

Но больше всего Николая II потряс случай, который произошел с ним во время прославления святого Серафима Саровского в июле 1903 года. Стоит отметить, что за время царствования Николая II было прославлено больше святых, чем за все предыдущие. Генерал Александр Мосолов вспоминает: «По всей губернии, и особенно начиная от границы губернии, на десятки верст тянулись огромные вереницы народа. Говорили, что помимо окрестных жителей со всех концов России в Саров прибыло около 150000. Прибытие в Саров было удивительно торжественно. Колокольный звон, множество духовенства, толпы народа около Государя. Вечерня. На другой день самый чин прославления тянулся четыре с половиной часа. Удивительно, что никто не жаловался на усталость, даже Императрица почти всю службу простояла, лишь изредка присаживалась.

Обносили раку с мощами уже канонизированного Серафима три раза вокруг церкви. Государь не сменялся, остальные несли по очереди. <...> В день нашего отъезда Их Величества посетили скит святого и находящуюся близ него купальню. <...>

При отъезде из Сарова к Императору с трогательной речью обратился епископ Иннокентий: «Благочестивейший Государь! Русский народ, собравшийся на великое торжество милости Божией, явленное в Саровской обители, пережил знаменательные дни тесного общения с Тобою: Православный Царь был на богомолье вместе со Своим народом в святой обители. И народ видел, как пешим его Царь-батюшка посещал святые места Сарова, как нес Он на Своих плечах святые мощи новоявленного Саровского Чудотворца; народ видел, как с ним вместе, на коленях и со слезами, молились угоднику Божию Царь и Царица. <...> Вместе с Саровской пустынью глубокий земной поклон делает своему Царю и вся земля Русская».

Серафим Саровский

Во время торжеств Николаю II передали письмо Серафима Саровского, написанное незадолго до смерти святого. Серафим Саровский просил отдать его тому царю, который приедет в Саров «особо обо мне молиться». До сих пор точно неизвестно, что в письме было. Монахиня Наталия Чичагова писала: «Государь прочитал письмо, уже вернувшись в игуменский корпус, он горько заплакал. Придворные утешали его, говоря, что хотя батюшка Серафим святой, но может ошибаться, но Государь плакал безутешно».

Да, в течение всего правления Николая II, главной чертой его души оставалось христианское смирение, но это качество не делало его безвольным правителем, вопреки распространенному мнению. Русский историк и публицист Сергей Ольденбург отмечал: «У государя поверх железной руки была бархатная перчатка. Воля его была подобна негромовому удару. Она проявлялась не взрывами и бурными столкновениями». 

Во время царствования Николая II в России произошло множество мрачных событий, которые воспринимались царем спокойно, но с горечью. Баронесса Бухсгевден вспоминает: «Сдержанность была второй его натурой. Многие спрашивали: отдавал ли он полностью себе отчет в трагичности некоторых событий? — настолько спокойно было его отношение, настолько скрытно было выражение его лица. На самом деле это была маска». 

Непонятый царь

Внутренняя сила и осознание своей власти сочетались в Николае II с редкой скромностью и воспитанностью, не зря царя называли «самым воспитанным человеком в Европе». Полковник Анатолий Мордвинов писал: «Он был деликатен чрезвычайно, даже до утонченности». 

Его простота была обезоруживающей. Тому пример случай, который произошел с царской семьей осенью 1910 года в Германии. Николай II, в штатском и без охраны, вместе с детьми гулял по Гамбургу. Отметим, что Николай II был человеком бесстрашным, он никогда не боялся покушений и был против мер элементарной безопасности. «Идя переулком по направлению к парку, мы столкнулись с почтовым экипажем, с которого неожиданно свалился на мостовую ящик, - вспоминала ближайшая подруга императрицы Анна Танеева. - Государь сейчас же сошел с панели, поднял с дороги тяжелый ящик и подал почтовому служащему; тот едва его поблагодарил. На мое замечание, зачем он беспокоится, Государь ответил: "Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения; такими должны быть и мои дети!»

Николай II

Согласно воспоминаниям современников, от Николая II невозможно было услышать резкое слово, грубость. Однажды министр иностранных дел Сергей Сазонов высказал свое удивление по поводу спокойной реакции царя в отношении одного безнравственного человека. На что государь ему ответил: «Ну что Вы. Эту струну личного раздражения мне удалось уже давно заставить в себе совершенно замолкнуть. Раздражительностью ничему не поможешь, да к тому же от меня резкое слово звучало бы обиднее, чем от кого-нибудь другого».

В семье царь также не позволял себе раздражаться или злиться, но мог быть строг.

Об удивительной выдержке свидетельствует следующий случай, описанный в воспоминаниях баронессы Бухсгевден: «Во время одной прогулки по берегу Днепра, при посещении Императорской Ставки Верховного Главнокомандующего, Цесаревич в будучи шаловливом настроении, вытащил у меня зонтик и бросил его в реку. Великая Княжна Ольга и я старались зацепить его палками и ветками, но так как он был раскрыт, то течением и ветром его подхватило, и не было под рукой ни лодки, ни плота, с которого можно было бы его поймать.

Неожиданно появился Государь. "Что это за представление?" - спросил он, удивленный нашими упражнениями около воды.

"Алексей бросил ее зонтик в реку, и это такой стыд, так как это ее самый лучший", - ответила Великая Княжна, стараясь безнадежно зацепить ручку большой корявой веткой.

Улыбка исчезла с лица Государя. Он повернулся к своему сыну.

"Так в отношении дамы не поступают, - сказал он сухо. - Мне стыдно за тебя, Алексей. Я прошу извинения за него, - добавил он, обращаясь ко мне, - и я попробую исправить дело и спасти этот злополучный зонтик".

К моему величайшему смущению, Император вошел в воду. Когда он дошел до зонтика, вода была выше колен...

Он передал мне его с улыбкой: "Мне все же не пришлось плыть за ним! Теперь я сяду и буду сушиться на солнце."

Бедный маленький царевич, красный от отцовского резкого замечания, расстроенный подошел ко мне. Он извинился как взрослый.

Вероятно, Государь позже поговорил с ним, так как после этого случая он перенял манеру отца, подчас забавляя нас неожиданными старомодными знаками внимания по отношению к женщинам. Это было очаровательно».

Цесаревич и великий князь Алексей

Вместе с тем царь был милосерден. Главноуправляющий Канцелярией по принятию прошений Василий Мамонтов характеризует Николая II следующими словами: «С врожденным и сильно развитым чувством справедливости, добрый, слишком, к сожалению, добрый, гуманный, он с величайшей готовностью шел на встречу предлагавшимся ему канцелярией мерам восстановления попранных прав и смягчению суровых велений закона, когда изъятие из него не нарушало ничьих интересов и вызывалось требованиями высшей справедливости. Я не говорю уже об оказании им широкой помощи впавшим в нужду - доброта его в таких случаях не имела предела, - только недостаток средств заставлял его с сожалением отказывать».

Не стоит воспринимать выдержанность Николая II как черствость. «Потребовались бы целые горы бумаги, чтобы перечислить все случаи его безграничной, деликатной отзывчивости, его сердечных переживаний горя с другими и той искренний радости, когда его помощь шла на пользу людям,- писал Анатолий Мордвинов. - Его доброта была не поверхностного качества, не выказывалась наружу и не уменьшалась от бесчисленных разочарований. Он помогал сколько мог, из своих собственных средств, не задумываясь о величине просимой суммы, в том числе лицам, к которым, я знал, он был лично не расположен. "Он скоро раздаст все, что имеет", - говорил мне однажды покойный князь Н.Д. Оболенский, управлявший кабинетом Его Величества, основывая на этом даже свое желание покинуть занимаемую должность».

Конечно, такому человеку как Николай II было сложно находиться у власти. Царю были противны неискренность и подлость, он часто разочаровывался в людях, и так и не смог сделать того, что от него требовал двор - «подавить в себе чисто человеческие чувства». Дмитрий Ходнев дал верное заключение: «Государь… безгранично любил Россию и свой народ. Он всем желал лишь добра и счастья! И готов был все сделать, чтобы дать всем благополучие, мир и благоденствие. И не его вина, если не всегда и не все ему удавалось. Он, привыкший к правде, не мог и думать, что приближенные к нему, призванные в помощь на благо России, могут его вводить в заблуждение, лицемерить и обманывать. Увы, - это было, и еще как было!!! И только в ужасную ночь 2/3 марта 1917 года доверчивый к людям Государь с горьким чувством принужден был записать: "Кругом измена, трусость и обман"...»

Источники:

  1. Николай II Александрович. Дневники. (www.militera.lib.ru/db/nikolay-2/index.html)
  2. Н. Обручев Подлинный облик Царя-мученика как человека, христианина и Монарха (www.history.wikireading.ru/hxqEGIrvT5)
  3. Дмитрий Орехов «Подвиг царской семьи» (www.amphora.ru/book.php?id=1778#)
  4. «К 100-летию со дня рождения св. Царевича-страстотерпца Алексия (комментарий в интересах нации)» (www.sedmitza.ru/text/400170.html)
  5. Государь Николай II и Русская Православная церковь в годы революции 1905—1906 (www.klin-demianovo.ru//klin-demianovo.ru/novosti/65179/gosudar-nikolay-ii-i-russkaya-pravoslavnaya-tserkov-v-godyi-revolyutsii-1905-1906/)
  6. Император Николай II в борьбе с революцией (www.orthodoxy.stnikolas.ru/biblio/tzar/multatuli/part2_5_2.html)

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной