О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Русское зарубежье: Яркий талант Владимир Ипатьев
Русское зарубежье: Яркий талант Владимир Ипатьев

Выдающийся русский химик, создатель и глава химической промышленности Советского Союза, основатель американской нефтехимической отрасли, изобретатель промышленного контактного катализа нефти и прототипа современного автоклава – «бомбы Ипатьева» Владимир Николаевич Ипатьев всегда ставил во главу угла свою любовь к Родине и пользу, которую мог ей принести.

Совершив множество ярких открытий в России, последние 20 лет жизни он находился и работал в США. Иностранные коллеги Ипатьева отмечали, что каждый час его жизни и научной деятельности за рубежом питались беспредельной любовью к родной стране. 

                               «Я впервые посмотрел на мир открытыми глазами» 

Будущий гений родился 9 (21) ноября 1867 года в Москве в дворянской семье архитектора Николая Ипатьева и гречанки Анны Глики. Кроме Владимира, в семье было еще два ребенка – Вера и Николай.

В.Н. Ипатьев

Мальчик рос рассеянным, впечатлительным ребенком. В гимназии его не интересовал ни один предмет, пока весной 1882 года подростку не попалась на глаза глава из учебника по физике, посвященная химическим явлениям. Как рассказывал в дальнейшем сам Ипатьев, его поразила их стройная связанность: «... я перечитывал эти немногие страницы, стараясь понять законы, которые эту связанность определяют. Мне казалось, что я впервые посмотрел на мир открытыми глазами». 

Это событие предопределило дальнейшую судьбу Володи Ипатьева, осознавшего, что изучение химии позволит глубже постичь тайны мира. 

Однако, несмотря на огромное желание заниматься химической наукой, юный Ипатьев поступил в Александровское военное училище, откуда через два месяца перевелся в Михайловское артиллерийское училище. В Михайловском училище он самостоятельно изучил химию по учебникам «Основы химии» Дмитрия Менделеева и «Аналитическая химия» Николая Меншуткина.

Старания курсанта не прошли даром – в 1890 году он получил приглашение заняться анализом сталей и чугунов на Колпинском заводе. В этот же году его приняли в Русское физико-химическое общество. Он стал самым молодым его членом – Ипатьеву было всего 23 года! 

Исследователь – первопроходец

В 1892 году Ипатьев женился на Варваре Ермаковой, закончил училище и остался там в должности репетитора и помощника заведующего химической лабораторией. Параллельно он работал в Санкт-Петербургском университете в лаборатории профессора А.Е. Фаворского, изучая органическую химию, в частности, структуру и синтез изопрена. Фаворский объяснил молодому ученому необходимость изучения органической химии и предложил ему тему диссертации «О действии брома на третичные спирты и бромистого водорода на ацетиленовые и алленовые углеводороды». Он успешно защитил ее в 1895 году, получив восторженные отзывы и малую премию имени А. М. Бутлерова.

Высоко оценив успехи ученого, Петербургская академия наук отправила Ипатьева в командировку за границу – в Мюнхен и Париж. За рубежом он пробыл два года, занимаясь исследованиями строения карона и кароновой кислоты и вопросами производства бездымных порохов. Но, самое главное, – он впервые узнал здесь о работах Поля Сабатье в сфере гетерогенного анализа. Впоследствии гетерогенный анализ станет одной из центральных тем научных интересов Ипатьева и приведет его к революционному открытию – созданию высокооктанового бензина. 

Первым значительным шагом в этом направлении после возвращения в Россию стало для химика исследование двойного каталитического разложения алкоголей – он разработал высокотемпературные методы получения олефинов из спиртов. Ипатьев первым в истории химии стал использовать в гетерогенном анализе высокое давление, что заставило его коренным образом усовершенствовать лабораторное оборудование и разработать в 1904 году прототип современных анклавов – «бомбу Ипатьева» – аппарат, оснащенный термометром и измеряющей давление и температуру термопарой. 

Результатом исследований каталитических реакций при высоких температурах и давлениях стала докторская диссертация на эту тему, которую Ипатьев защитил в 1908 году. А в 1910 году, дослужившись до генеральского чина, ученый стал первым в России генералом-лейтенантом с докторской степенью по химии.

В 1913 году он осуществил полимеризацию этилена, в 1914 году стал членом-корреспондентом, в 1916-м – академиком Петербургской Академии Наук. Рекомендуя его в действительные члены академии, видные деятели науки отмечали, что работам Ипатьева свойственно большее разнообразие, чем трудам Сабатье, получившего за открытия в области контактного катализа Нобелевскую премию.

Исследования Поля Сабатье во Франции и Владимира Ипатьева в России ознаменовали начало эры гетерогенного (контактного) катализа в экстремальных условиях. Сабатье занимался подборкой катализаторов и воздействием примесей на химические реакции. Ипатьев же сосредоточился на пирогенетических реакциях с катализатором, который ограничивал разрушительное влияние тепла. 

Первая мировая война. Председатель Химического комитета Главного артиллерийского управления русской армии

В годы Первой мировой войны руководство русской армией назначило Ипатьева председателем Химического комитета Главного артиллерийского управления, поручив разработать методы защиты войск от химического оружия и расширить производство российских взрывчатых веществ.

Владимир Николаевич совершал регулярные поездки на фронт, оценивая эффективность создаваемых способов защиты бойцов. Он разработал производство толуола из нефти, азотной кислоты из аммиака путем коксования, фосгена и хлора, добившись к январю 1917 года увеличения у России в 8 раз по сравнению с началом войны запаса взрывчатых веществ и различных снарядов. 

В 1917 году Временное правительство отправило Ипатьева в Екатеринбург – разузнать причины взрыва на динамитном заводе. В Екатеринбурге ученый встретился с братом Николаем, особняк которого считался одним из самых красивых домов в городе. По трагическому совпадению именно в этом особняке ровно через год будет расстреляна царская семья. 

Глава химической промышленности Советского Союза

События Октябрьской революции Владимир Николаевич воспринял отрицательно. Однако, будучи патриотом своей страны, отказался, как эмигрировать, так и войти в состав Белой армии. 

В январе 1917 года он принял предложение большевиков заняться созданием и развитием химической промышленности СССР. 

В 20-е годы прошлого века Ипатьев возглавил химическую промышленность молодого государства – организовал исследования в сфере химии, открыл научно-исследовательские центры и институты: Институт прикладной химии, Химико-фармацевтический институт, Институт удобрений и инсектофунгицидов, Радиевый институт, промышленные предприятия, являлся членом Президиума ВСНХ и Госплана, руководителем Главхима и будущего Министерства химической промышленности. 

Кроме того, проводил собственные исследования и опубликовал множество научных работ.

В 1920 году химика отправили в Европу. Его задачей было налаживание связей с учеными и владельцами предприятий химической отрасли. Журналисты парижских газет, посчитав поездку пропагандой большевизма за границей и вспомнив об убийстве в доме его брата царской семьи, предложили Ипатьеву сменить свою фамилию. На что великий химик с достоинством ответил, что дом Романовых вышел из Ипатьевского монастыря, процарствовал 300 лет, и за это время Россия выросла в громадную империю, поэтому не видит основания для перемены своей фамилии из-за того, что царской семье суждено было погибнуть в доме Николая Ипатьева.

В 1927 году ученый отпраздновал свое 60-летие и 35-летие научной карьеры, часто бывал за границей, в Германии, занимаясь опытами по методу высоких давлений, получил Ленинскую премии за исследования в области катализа и высоких давлений. 

Тучи сгущаются

Между тем в СССР накалилась обстановка. Многих коллег, друзей, учеников знаменитого химика арестовали, обвинив во «вредительстве и шпионаже». Расстреляли пять близких учеников Ипатьева. К высшей мере наказания, замененной на 10 лет тюрьмы в одиночной камере, приговорили друга ученого – Е. Шпитальского.

Отстранили от власти Льва Троцкого, с которым Ипатьев тесно сотрудничал. Глава химической промышленности понял, что скоро, его, как друга Троцкого, царского генерала и родственника эмигранта – владельца «ипатьевского дома», также арестуют. Догадку подтвердили ряд обстоятельств: ученого вывели из Президиума ВСНХ, вспомнив его отказ вступить в компартию, а на Лубянку стали поступать доносы о его заграничных поездках химика, во время которых он якобы встречался с врагами Советского Союза. 

В 1930 году Владимир Николаевич уехал с женой за рубеж на Международный энергетический конгресс в Берлине и задержался там на год для лечения (у Ипатьева был рак горла). Через год ему продлили отпуск по состоянию здоровья еще на три года. Ученый не собирался оставаться за рубежом, но, когда узнал об усугублении в СССР ситуации с арестами, принял трудное для него решение не возвращаться на Родину.

В сентябре 1930 года Ипатьев уехал в США. В Чикаго ему сделали успешную операцию. Он стал читать лекции по катализу в Чикагском университете и занялся научными разработками катализа, заключив контракт с фирмой Universal Oil. 

В 1935 году Академия наук потребовала от ученого вернуться назад, но он вежливо отказался. Это привело к тому, что в 1936 году Ипатьева лишили сначала звания члена Академии СССР, а затем, в 1937 году, и советского гражданства. В Советском Союзе запретили публиковать его новые работы и ссылаться на уже изданные. 

Жизнь в Америке. Создатель высокооктанового бензина 

Научная деятельность Владимира Николаевича в США связана с рядом гениальных открытий. Он получил в Америке 200 патентов на свои изобретения, стал основателем собственной научной школы, внес огромный вклад в американскую нефтяную промышленность, стоял у истоков производства полимеров и пластмасс. 
Более 20 лет Ипатьев был профессором и главой лаборатории недалеко от Чикаго. 

В 1935 году он изобрел промышленный каталитический крекинг, который увеличивал на 20% выход бензина в процессе переработке нефти.

Русский химик также заложил основы полимерной промышленности, произведя синтез этилена, дивинила, пропилена и других полимеров.

В начале 1940 года он изобрел авиационное топливо – высокооктановый бензин, который отличался стойкостью к детонации и позволял в разы повысить скорость самолета. Использование высокооктанового бензина дало авиации США и Великобритании значительное преимущество во время Второй мировой войны. 
В 1937 году Ипатьев стал «человеком года», в 1939 году получил звание академика Национальной академии наук США и самую высокую награду в области химии – медаль Лавуазье. 

Личная драма

К сожалению, несмотря на славу, успех и богатство, Владимир Николаевич не чувствовал себя полностью счастливым. Причина – глубокая личная драма ученого. У Ипатьевых было четверо детей: сыновья Дмитрий, Николай, Владимир и дочь Анна.  

Старший сын Дмитрий погиб во время Первой мировой войны в 1914 году в битве под Вильно. Чета Ипатьевых глубоко переживала потерю. Утешение давало им «только сознание, что его геройская смерть пошла на благо России».

Средний сын Николай, участник белого движения, негативно воспринял сотрудничество отца с большевиками и даже не пожал ему руку на встрече в Брюсселе. Однако чуть позже написал отцу письмо с покаянием. Письмо дошло, но встретиться отцу и сыну больше не удалось – Николай уехал в Африку и умер, испытывая изобретенное им лекарство от желтой лихорадки. 

В 1936 году, когда выяснилось, что Ипатьев не собирается возвращаться на Родину, отрекся от отца его младший сына Владимир. Как оказалось потом, отречение было сфабриковано. Владимира, как и других сыновей ученого, ждала непростая судьба. Он был арестован, 10 лет пробыл в лагерях Гулага и вышел на волю только в 1946 году. 

Дочь Анна вынуждена была остаться в СССР, почти лишенная возможности общаться с родителями, – за переписку с отцом ей грозил арест. 

Чтобы хоть как-то скрасить одиночество, Ипатьевы удочерили двух русских девочек. 

Жизни не мыслю без России!

Страдания причиняла ученому и невозможность жить и работать на Родине. До конца жизни в его душе жило горькое чувство: почему так сложились обстоятельства, что он принужден остаться в чужой для него стране, сделаться ее гражданином и работать на ее пользу.

До последнего вздоха ученый страстно любил Россию и верил, что получится вернуться в СССР.
Он не обзавелся в Америке собственным домом и автомобилем, а при продаже своих патентов неизменно предоставлял Советскому Союзу право безвозмездно пользоваться его изобретениями.

Три раза Ипатьев обращался в посольство СССР с просьбой разрешить ему вернуться в родную страну. В 1944 году Владимир Николаевич пришел на прием к послу Андрею Громыко, и, узнав об отказе, не сдержал слез: «Вы понимаете, мне без России нет жизни!». Две последующие попытки также оказались безуспешными. 
Великий русский химик скончался 2 декабря 1952 года и был похоронен на русском кладбище города Джексон (штат Нью-Джерси).

Только спустя много лет – в марте 1990 года, когда Академия наук СССР снова включила Ипатьева в ряды своих действительных членов, его имя стало известно в родной стране. 

Преданный забвению, вычеркнутый на десятилетия из истории отечественной науки, великий русский химик, хоть и посмертно, сумел восстановить заслуженную славу в дорогой его сердцу России, ради которой и во имя которой он совершал все свои гениальные открытия. 

Источники:

  1. www.rg.ru/2017/03/20/rodina-vladimir-ipatev.html  – Выдающиеся научные открытия и расстрел в «ипатьевском доме» определили жизнь великого русского химика Владимира Ипатьева
  2. www.rg.ru/2017/12/20/rodina-emigranty.html   – Русские отцы Америки. Кого потеряло наше Отечество в годы революционного Исхода
  3. www.vestkhimprom.ru/posts/vladimir-nikolaevich-ipatev  – Владимир Николаевич Ипатьев
  4. www.polit.ru/news/2020/11/21/ipatyev/  – Владимир Ипатьев 

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной