О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Балагур Евгений Моргунов
Балагур Евгений Моргунов

Евгений Моргунов был не только потрясающим советским и российским актером, которого многие знают по роли Бывалого в серии кинокомедий Леонида Гайдая. Он был еще и большим шутником, любителем розыгрышей. Вспоминаем некоторые из них.

 

27 апреля исполнилось 92 года со дня рождения советского и российского актера, режиссера Евгения Моргунова. Зрители прежде всего запомнили его по роли Бывалого в серии советских комедий Леонида Гайдая, хотя фильмография актера насчитывает более 100 ролей. Большим балагуром он был не только в кино, но и в жизни — с успехом разыгрывал как знакомых, так и первых встречных. И часто в шутку повторял: «Я человек скромный, несмотря на свою порядочность».

До сих пор жизнь Евгения Моргунова окутана слухами. Мол, имел связи с криминалом, выпивал, завидовал более успешным коллегам по цеху. Все это, конечно, неправда. А правда заключается в том, что Евгений Моргунов был невероятным жизнелюбцем, оптимистом, однако — человеком прямым. Он не любил подобострастия и лицемерия, что часто становилось причиной конфликтов. При этом всегда старался помогать окружающим людям. Именно Моргунов помог актеру Леониду Броневому выпросить квартиру у первого вице-мэра Москвы Владимира Ресина, устраивал в детские сады детей знакомых, давал бесплатные концерты в тюрьмах и привозил нуждающимся продукты.

Артист эстрады и цирка Владимир Цукерман, главный хранитель единственного в мире Музея трех актеров (Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова), оставил много воспоминаний. Как-то у актера и музыканта Олега Анофриева забрали права. Моргунов узнал об этом и сказал Анофриеву: «Поехали к начальнику ГАИ. Ему сегодня 50 лет, поздравим и решим вопрос». Анофриев отказывался: «Ну что ты, Женя, не надо». Но Моргунов настоял. И вот они приехали к начальнику ГАИ Москвы, у него в приемной уже стояли горы цветов. Моргунов выхватил из вазы самый лучший букет и направился в кабинет. Через 15 минут права были в руках у Анофриева.

Владимир Цукерман в интервью изданию «Аргументы и факты» рассказывал: «Он (Евгений Моргунов — прим. ред.) таким был всегда — как-то к профессору ВГИКа, знаменитейшему тогда режиссеру Сергею Герасимову подошел никому еще неизвестный студент Евгений Моргунов с просьбой: „Сергей Аполлинариевич, посмотрите солдатика!“ Герасимов отмахнулся: „Какой солдатик? Набор уже закончен!“ — „Ну посмотрите, послушайте, пусть прочитает что-нибудь. Это же 5 минут!“ Герасимов смилостивился, послушал — и взял солдатика без экзаменов. Солдатиком этим оказался Сергей Бондарчук».

И, конечно, окружающие любили приписывать Евгению Моргунову самые невероятные розыгрыши. Хотя то, что актер любил дурачиться, не поддается никаким сомнениям. После окончания ВГИКа он с 1948 года работал в Театре-студии киноактера. Здесь произошел уже хрестоматийный случай, о котором упоминали Владимир Цукерман и Наталья Моргунова (жена актера — прим. ред.). Однажды в дирекцию Театра киноактера позвонили из ЦК партии и сообщили, что завтра в театр приедут Вячеслав Молотов и Лазарь Каганович, будут говорить о перспективах советского кинематографа. Директор и худрук от волнения лишились дара речи, их трясло. Когда Молотов и Каганович приехали, неожиданно им навстречу вышел Евгений Моргунов. Он представился как директор и худрук театра. Моргунов беседовал с вождями больше часа. Он полностью осветил положение в советском кинематографе и попросил прибавить зарплату актерам низшей категории, то есть себе, объяснив, что талантливая молодежь — надежда советского кино. Высокие гости согласились с его доводами. Моргунов проводил их до машины и пошел успокаивать директора и худрука, находившихся в кабинете в обморочном состоянии. В результате Моргунов вместе с другими молодыми актерами получил прибавку к зарплате.

Евгений Моргунов любил применять свой актерский талант в повседневной жизни. Артист раздобыл где-то «красные корочки» для того, чтобы проверять в трамвае билеты пассажиров и ездить в такси бесплатно. Он же притворялся в ресторане сотрудником органов, который следит за преступником, и напуганный официант так и не решался принести ему счет. Как-то раз в Киеве Моргунов выдал себя за сына Павлика Морозова и на этом основании отнял хулигана у милиционеров. Еще один достаточно известный пример — на остановке Моргунов спускал рога троллейбуса и говорил первому попавшемуся: «На, подержи, чего стоишь?!" Тот, естественно, держал, думая, что Моргунов — водитель. А Моргунов переходил на другую сторону и наблюдал. В это время настоящий водитель уже понимал, что-то не так, выходил из кабины и ругал «по матушке» того, кто схватился за рога.

Любил Евгений Моргунов шутить и над сотрудниками дорожно-постовой службы. Владимир Цукерман припоминал: «Как-то едет на „Жигулях“, специально развернулся на полосу встречного движения, его, конечно, остановили. Тогда Моргунов крикнул гаишнику: „Смирно!“ Тот отдал честь. Моргунов поинтересовался: „Ну что, нарушил?“ — „Нарушил“. — „Вольно! Я решил проверить твою бдительность“. И поехал дальше. В другой раз, когда гаишник остановил Моргунова, тот опустил стекло и сказал: „Иди сюда, моя дорогуша! На, пожми руку Моргунову, вон сзади едут Вицин и Никулин. Съёмка!“ Страж порядка даже жезл из рук выронил».

Интересно то, что в любой ситуации Моргунов мог быстро сориентироваться, моментально выдать смешную реплику. Так, в молодости актер был высоким и худым блондином, за что его очень любили женщины. Как-то на банкете несколько дам пристали к нему: «Ну, Женя, ну отрежь маленький кусочек торта». — «Не хочу!» — «Ну, пожалуйста!» Тогда он отрезал маленький кусочек, оставил его, а остальной торт взял и унес. Или другая ситуация — на одном из вечеров артист цирка, иллюзионист Игорь Кио решил представить Моргунову свою жену — Галину Брежневу. «Брежнева, — протянув руку, сказала Галина Леонидовна. «Сталин», — в тон ей ответил Моргунов.

Любовь к шуткам не прошла и после того, как на Евгения Моргунова обрушилась слава. Конечно, всему виной стала серия комедий Леонида Гайдая 1960-х годов: «Самогонщики», «Пес Барбос и необычный кросс», «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика». Евгений Моргунов стал невероятно узнаваем, и этим пользовался. Например, он был страстным футбольным фанатом — болел за команду ЦСКа. Контролеры на стадионах его пропускали, улыбались, забывая про свои обязанности, а Моргунов мог взять с собой с десяток знакомых, небрежно кивнув: «Это со мной». Однажды с помощью очередных ухищрений он прошел в ложу, где сидели высокопоставленные чиновники и генерал-лейтенант милиции. Моргунов во время матча попросил у него закурить, генерал вытащил пачку «Казбека», чтобы угостить любимого актера. Моргунов в ответ взял папиросу, но когда генерал сделал движение, чтобы убрать пачку с сигаретами в карман, очень серьезно отметил: «Не надо прятать». И генерал держал папиросы в руках весь матч.

 

Кадр из фильма "Кавказская пленница"

 

Когда в Севастополе за приехавшими на гастроли актерами присматривал инструктор горкома КПСС, Евгений Моргунов сказал ему: «Вы знаете, товарищ, наши артисты — Вицин, Санаев, Ладынина, Мартинсон — просто мечтают поехать на экскурсию на кладбище, чтобы поклониться могилам российских моряков. Только встаем мы все очень рано, поэтому давайте что-нибудь организуем часов эдак в семь утра». На следующий день в семь утра у гостиницы стоял автобус, а гид ходил по номерам, стучался к сонным артистам и зазывал на экскурсию. Но автобус так и остался пустым.

Так в чем же был секрет Евгения Моргунова? Почему даже самые высокопоставленные чины слушали его? На эти вопросы постарался ответить режиссер и сценарист Георгий Данелия: «Думаю, что помимо природного дара внушения, которым он, безусловно, обладал, Моргунов еще правильно выбирал нужную в данном эпизоде роль и безукоризненно ее исполнял. В работе актера над ролью есть понятие — пристройка. Пристройки могут быть разные: снизу, на равных, сверху. У Моргунова в его моноспектаклях были только две пристройки: на равных — с начальством и сверху — со всеми остальными. С начальством любого ранга он общался по-приятельски: радушно и раскованно, как с одноклассником, с которым сидел за одной партой. А с остальными говорил спокойно, ровным голосом, с чувством собственного превосходства и легкого презрения. И „остальные“ понимали, что перед ними — начальник. И поэтому его слушались и всюду пускали».

В 1984 году Юрий Никулин стал директором и художественным руководителем Московского цирка на Цветном бульваре. Известно, что Георгий Вицин категорически запрещал своей дочери Наташе бесплатно приходить в цирк к Никулину, только по купленным билетам. Моргунов же выписывал контрамарку на 2 лица, потом подрисовывал единичку и проводил 12 человек в ложу дирекции. В цирке Никулина Моргунов устраивал немало розыгрышей. Но самый знаменитый этот: Моргунов встал у входа в Цирк на Цветном бульваре, громогласно сообщая, что все желающие улучшить свои жилищные условия могут обратиться к Никулину. После очередного настырного посетителя Юрий Владимирович не на шутку разозлился: «У нас своих клоунов хватает!»

Иногда розыгрыши Евгения Моргунова приводили к конфликтам. Доподлинно неизвестно, почему актер Михаил Глузский двадцать лет не здоровался с Моргуновым. Есть предположения, что за какой-то проступок. Но история имеет продолжение – однажды им пришлось ехать в одном купе в Ленинград, и Моргунов попросил прощения у Глузского. Они снова зауважали друг друга, но утром, когда Глузский уезжал в Москву, и уже сел в вагон тронувшегося поезда, Моргунов бежал следом за вагоном, крича на весь перрон: «Лаврентий Павлович! Товарищ Берия! Зачем вы уезжаете? Я освободил целый корпус в „Крестах“! У нас столько задумано! Остановите пломбированный вагон!» Глузский только плюнул в его сторону.

Хотя Евгений Моргунов каламбурил и дурачился, он не был человеком поверхностным. Наоборот, его близкие отзывались о нем, как об очень умном и начитанном артисте. Моргунов мог без нот играть Брамса, Шопена, Шостаковича, обожал Чайковского, Рахманинова, Мусоргского. Сам он не имел музыкального образования, а композиции воспроизводил на слух. Перед гастролями актер сначала изучал историю того города, куда должен был ехать. Кладбища, рынки и краеведческие музеи — это первые три места, куда он ходил, знакомясь с местными достопримечательностями. Михаил Глузский рассказывал: «Когда у меня была презентация Музея трех актеров, я диктовал адрес Никулину и Моргунову: „Приезжаете на улицу генерала Берзарина…“ Никулин спросил: „А кто такой этот Берзарин?“ И тут Моргунов начал рассказывать всю биографию генерала — где родился, на ком женился, где учился, на каких фронтах воевал».

Только в конце жизни Евгений Моргунов немного сдал – сильно подкосил диабет, которым всю жизнь актер страдал. А смерть младшего сына, Николая Моргунова, сломила его окончательно. Он пережил его всего на год, перенеся в этот период два инфаркта и инсульт. Когда актера положили в больницу на очередное обследование, врачи сообщили, что надежды на выздоровление нет. Но и тут Моргунов пошутил: «Вы не вынесете меня отсюда, потому что я — не-вы-но-си-мый!». Заслуженный артист России Евгений Александрович Моргунов скончался на 73-м году жизни в Москве в Центральной клинической больнице 25 июня 1999 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Владимир Цукерман рассказывал, что только Евгений Моргунов постоянно пополнял коллекцию о себе в Музее трех актеров. Юрий Никулин принес ботинки и клоунский костюм, больше не приходил. Георгий Вицин тоже был там всего один раз, на открытии, подарил свою детскую фотографию. За десять дней до смерти Моргунов пришел снова. Владимир Цукерман вспоминал: «Он принес мне за десять дней до смерти дипломат. Видно, ходил в баню. В нем шлепанцы — обе на левую ногу и обе женские. Вот такой он был балагур».

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной