Дорогие друзья!
Наиболее проницательные наши современники уже в 1990-е годы начали обнажать фундаментальные отличия между Русским и Западным проектами будущего мира и роли человека. Это время, когда в Россию потоком хлынули установки чужого будущего, далекого от исторических устремлений и идеалов русского народа. В чем различие между тем и другим проектами, на примере многими обожаемых кинофильмов, размышляет кандидат философских наук, доцент кафедры философии Поволжского государственного технологического университета Ирина Анатольевна Дедова.
От начала 1990-х нас отделяют три десятилетия и Россия медленно, но возвращается к своим историческом культурным и ценностным основам. И сегодня, когда за внешними контурами СВО ставится вопрос о будущем всего мира, об образе всеобщего будущего – нам особенно важно понимать, какой именно мир мы ходим создать для себя и для наших детей и внуков. Тем более, что в мире существует лишь один проект, на протяжении веков отличающийся не столько сугубо национальной, сколько всечеловеческой направленностью. И это – Русский проект. И нам нужно очень точно распознавать в том, что мы уже начали и собираемся создавать, навязанные извне чужие ноты.
В середине 1980-х годов одновременно вышли на экран два фантастических фильма, представляющих образы будущего: «Гостья из будущего» (1984 г., реж. – П. Арсенов) и «Терминатор» (1984, реж – Д. Кэмерон). Фильмы ориентированы на различную аудиторию: первый – на детскую, второй – на взрослую, что, безусловно, отражается на смысловом содержании и визуальных эффектах.
Учитывая это, мы все же понимаем, что сталкиваемся с совершенно различными мировоззренческими парадигмами, определяющими видение будущего человечества. Эти фильмы, безусловно, не могли бы возникнуть без противостояния двух социальных систем – социалистической и капиталистической. И сегодня те, кто застали Советский Союз, ощущают не только утрату прошлого, но и утрату будущего – того, будущего, которое рисовалось в воображении «строителей коммунизма» и которое «строители капитализма» назвали неосуществимой утопией. Мы предлагаем подумать об образах, представленных в этих фильмах как о двух вариантах путей развития человечества в глобальном масштабе, ведь советский проект был проектом не столько национальным, сколько общечеловеческим. Наша задача при этом – выяснить, какие культурные коды представлены в этих проектах.
Культурный код мы определяем как ментальное образование, уходящее в глубинные сферы коллективного бессознательного. Этот код лежит в основе установок и ценностных систем – моральных, религиозных, эстетических, познавательных. Это уникальная информация, определяющая национальную психологию и поведение, и объединяющая множество поколений в единый развивающийся организм. Один и тот же культурный код содержится во всех формах культуры - мифах, традициях, языке, морали, религии, искусстве, философии. Поэтому конкретное произведение искусства как текст всегда включено в дискурс – социопсихический контекст, содержащий общие для множества индивидуальных сознаний темы и смыслы. Понимание текста невозможно вне дискурса, и поэтому то, что выступает в качестве идеала для одного народа, может быть неприемлемым для другого. Проект будущего – это «развертывание» культурного кода как идеального плана коллективного бытия.
Можно ли в принципе изменить культурный код или его можно только уничтожить вместе с народом? Давайте задумаемся об этом и попытаемся посмотреть на киноискусство не как на развлекательный контент, а как на мощное средство когнитивной войны, способ изменения массового сознания. Термин «когнитивная война» в последнее время довольно часто используется вместо термина «идеологическая война» с тем, чтобы показать опасность столь внешне «мягкого» воздействия на образ мыслей человека. Если идеологическая война носит более-менее открытый характер: понятны заявленные цели и ценности, – то когнитивная война задействует сферу бессознательного и естественные проявления человеческой психики – интерес, любопытство, внимание, страх, отвращение. Тем самым стихийные на первый взгляд социальные процессы становятся управляемыми и предсказуемыми. Когнитивное воздействие – это не реакция на последствие человеческого выбора, а способ формирования самого этого выбора. Прежде паттерны, формирующие мировосприятие и поведение, закладывались мифами и сказками; сейчас эту функцию выполняют фильмы.
Что нужно для эффективного психологического воздействия?
1) привлекательный образ героя, способного предложить решение личной или социальной проблемы;
2) антагонизм героя и антигероя, лежащий в основе захватывающей сюжетной коллизии, приключения;
3) разрешение противоречия, исход борьбы в пользу справедливости, снятие напряжения, катарсис.
Борьба добра и зла, разворачивающаяся на экране, вызывает ощущение мирового раскола, внутреннего разрыва, отчуждения человека от самого себя. Это создает всплеск психической энергии, которая направляется в некое заданное сюжетом фильма русло. В конечном итоге напор энергии должен получить выход и восстановить утраченную целостность. Должно произойти объединение человека с миром и самим собой, - это создает ощущение безопасности и осмысленности бытия. Но – как именно происходит это объединение, зависит от культурного кода. Поэтому любое духовное потребление есть одновременно усвоение культурного кода, особенно в том случае, когда это потребление некритично.
Для того, чтобы «расшифровать» культурный код, необходимо понять базовый принцип описания реальности, из которого исходят все остальные ценности и мотивы. На наш взгляд, таковыми принципами являются монизм и дуализм. В развитии культуры можно обнаружить постоянное противостояние этих мировоззренческих систем. Одним из проявлений этого противостояния стали знаковые для переломной эпохи 80-х годов фильмы «Гостья…» и «Терминатор». Разлом происходил на всех уровнях – социально-экономическом, политическом, идеологическом и культурно-ценностном. От того, кто одержит символическую победу – Алиса или Терминатор – зависела дальнейшая траектория движения человеческой цивилизации, по крайней мере, на территории Евразии. Далее мы увидим, кто эту победу одержал.
Суть монизма в том, что реальность, в которой мы существуем, едина, принципиально познаваема, совершенна и разумна. Это не означает приоритет только материально-чувственной сферы бытия или только духовной: за видимым миром может скрываться мир невидимых сущностей, мало того, реальность может быть «многослойной», уходящей незримыми связями всего со всем в единую внепространственную и вневременную «точку». Главное здесь – признание взаимопроникновения всех сфер бытия друг в друга, взаимообусловленности материального и духовного, природного и божественного, личного и общественного. В сюжете фантастического фильма этот принцип выражается в описании будущего как продолженного настоящего - то есть по сути той же самой привычной реальности, но улучшенной и преобразованной совместными усилиями людей. Здесь будущее не теряет своей человечности. В «Гостье» есть и роботы, и летающие автомобили, и перемещения во времени, но эти достижения научно-технического прогресса показаны не как самоцель, а как средства совершенствования человека и общества. Алиса, девочка из будущего, обладает сверхспособностями – высоким интеллектом и физическими качествами. Но подобный уровень развития показан как нормальный для всех детей будущего. То есть сверхтехнологии должны стать общедоступными, а человеческие сверхспособности – общераспространенными. Таким образом, здесь нет «разрыва» между реальностью обычного человека (народа) и высшим, более совершенным миром.
«Расстояние» между настоящим и будущим преодолевается благодаря знанию. А вера в безграничные возможности самого человека, его интеллектуальное и нравственное развитие, и есть истинный гуманизм.
Суть дуализма – в противопоставлении «обычной реальности» и «сверхреальности». Иная реальность таинственна, непостижима и доступна лишь избранным. Здесь знание делится на «профанное» и «сакральное», а наука приобретает статус магии: даже если человек использует знание для практических целей, он все равно не понимает истинной сущности вещей. Антигуманизм этой позиции выражается в отношении к человеку как неизменному по своей сути, не способному к качественному развитию и не заслуживающему доверия: даже если бы ему открылось знание, он не смог бы распорядиться им во благо. Научно-технический прогресс в «Терминаторе» приводит к созданию системы искусственного интеллекта Skynet – боевой информационно-управляющей системы, которая стала воспринимать человека как потенциального соперника: человек – это существо, действующее на основе эмоций, следовательно, ему нельзя доверять. Поэтому ядерная война явилась действенным средством самозащиты для Системы. Как видим, дело не в кровожадности или стремлении к власти, а в большей рациональности Системы по сравнению с человеком. Боевой робот здесь также создан не людьми, а Системой. Люди же не придумывают ничего лучшего, как, воспользовавшись машиной времени, послать солдата Сопротивления, Кайла Ривза, в прошлое, чтобы спасти девушку, Сару Коннор, чей нерождённый сын в будущем выиграет войну людей с машинами. Во-первых, судьба всего человечества зависит от единственного избранного, то есть коллективные усилия всех – ничто по сравнению с загадочными способностями исключительной личности. Во-вторых, герой, Кайл Ривз, явно проигрывает Терминатору по своим воинским качествам: он испытывает страх, менее сосредоточен, допускает ошибки и в конце концов погибает даже не от оружия Терминатора, а от собственного неудачного взрыва. Да, у нас остается надежда на будущего Спасителя, но настоящее человечества явно безнадежно. Кроме того, зрительские симпатии оказываются на стороне робота! Безусловно, сыграла роль харизма актера, Арнольда Шварценеггера, но сам по себе персонаж – сильный, твердый, целеустремленный - оказывается более привлекательным: зритель хочет отождествлять себя с победителем, а не с побежденным.
Будущее в «Терминаторе» постапокалитично, то есть между настоящим и будущим – не только временной разрыв, но и качественно-смысловой. Несмотря на техническое развитие, человеческие качества остаются неизменными. Дуализм именно в том, что два плана бытия отделены друг от друга непроходимой границей. Мотив тайны, эзотеричности знания играет здесь ключевое значение. Героиня, Сара Коннор, отважно борется с роботом, но эта борьба носит исключительно внешний характер: автомобильные погони, перестрелки и «прятки». Нет интеллектуального превосходства человека над машиной – ни в настоящем, ни в будущем. В культурно-мировоззренческом смысле машина здесь – олицетворение высшей силы, надчеловеческого и абсолютно безличного бытия. Терминатор – воплощение Судьбы: он безжалостен и беспристрастен, с ним невозможно договориться, его нельзя задобрить. На пути к своей цели он преодолевает все препятствия. Прежде чем найти будущую мать мальчика, он убивает нескольких девушек по имени Сара Коннор, так как ему известны лишь имя и город проживания. При этом он действует довольно разумно и осторожно: чтобы не выдать себя как робота, он не производит лишнего шума, не убивает всех подряд, не выделяется среди людей. Примечательно, что именно это сочетание человеческой внешности и бездушной механичности оказалось наиболее привлекательным для зрителей.
Что дал зрителю Терминатор и чего не смогла дать Алиса? Очень сильную эмоцию – страх, связанный с унижением. Страх перед неведомой и неподконтрольной силой вызывает ощущение беспомощности, безысходности. Вместе с тем разрыв между человеком и миром в настоящем времени преодолевается надеждой на будущее, где возможно преодоление этого разрыва (победа человека над машиной). Этот эмоциональный компот дает необходимую психологическую разрядку: человек понимает, что он на что-то способен, еще не все потеряно! Зритель одновременно отождествляет себя с несовершенным человеком (Кайл Ривз и Сара Коннор) и совершенной машиной (Терминатор), ведь они в равной степени вызывают симпатию и сопереживание. Обратите внимание на то, что типичным для всех дуалистических мировоззренческих систем является перенос некоего совершенного бытия (Царства Божьего, общества всеобщего благоденствия, «вставания России с колен» и т.п.) в неопределенное будущее, - тем самым гасится общественная энергия протеста и поддерживается существующая система. Человек, постоянно испытывающий унижение и фрустрацию в капиталистическом обществе – от ощущения социальной несправедливости, от сравнения себя с более успешными людьми, от несбыточной детской мечты и нереализованного творческого потенциала – получает благодаря кино возможность приобщения к совершенной бесчеловечной системе (симпатия к Терминатору) и в то же время хотя бы минимальный шанс этой системе противостоять. Это не Сара одержала победу над Терминатором, это зритель победил Систему! Победа, одержанная зрителем, это самая важная победа в жизни человека – победа над самим собой, над собственным страхом и неуверенностью, над собственным чувством неполноценности, над своими зависимостями! Внутренние противоречия разрешены – вот итог манипуляции через кино. При этом зритель не осознает, что временное снятие напряжения работает на настоящую систему – капиталистическую, основанную на глубочайшем неравенстве. Голливудская фабрика грез с успехом выполняет свою задачу поддержания этой системы.
С 80-х годов началась активная фаза наступления капиталистической системы на социалистическую. В «войне» Алисы и Терминатора победил Терминатор. То есть американский боевик был воспринят российским зрителем как более реалистичный. В «Гостье» есть антигерои – космические пираты, прибывшие из будущего для того, чтобы похитить миелофон – прибор, читающий мысли любого живого существа, - с тем, чтобы завоевать вселенную. Но, несмотря на то, что мы знаем об их нечеловеческой сущности (как и Терминатор, пираты лишь внешне имеют облик человека), они не вызывают настоящего страха. В большинстве советских фильмов (исключение – военные) отсутствует энергетика страха. При просмотре «Гостьи» сейчас поражаешься ощущению удивительной, абсолютной безопасности, царящей в мире. Здесь дети свободно перемещаются по всему городу без всякого контроля, заходят на пустыри и в заброшенные дома, в одиночку бегают за преступниками. Пираты в погоне за шестиклассником Колей никому не причиняют зла, и сцену «пыток», конечно, нельзя назвать настоящей. Они вообще не совершают каких-либо насильственных действий: даже миелофон не отбирают из рук Алисы, а крадут, когда тот остается без присмотра.
Замечательна фраза Алисы в ответ на замечание о том, что миелофон может кто-нибудь использовать для вредных целей: «Какие могут быть вредные цели?». Она даже не знает о существовании неблагих помыслов! Все это воспринималось советскими зрителями как вполне нормальное состояние дел. Социалистическая система сама по себе создавала чувство безопасности, ощущение побежденного навсегда зла, поэтому все фильмы той эпохи так или иначе несли в себе это состояние безмятежного спокойствия.
Социалистическая реальность оказалась искусственной оранжереей посреди дикого леса. СССР был проектом будущего, но это будущее еще не наступило. Алиса проиграла Терминатору не потому, что была не права, а потому, что ее правда находится не здесь, а в «прекрасном далеке». Сознание зрителя восприняло мрачную реальность «Терминатора» как более правдивую потому, что в ней есть зло. Отождествление со злом, а затем победа над злом позволяет прочувствовать динамику жизни, опуститься до ее низменных проявлений и затем подняться до божественных высот. Здесь человек ощущает свою сопричастность к чему-то большому и великому. Реальность как будто творится усилием его личной воли, он становится действительно избранным. Ленивой человеческой психике легче пережить иллюзорную борьбу со злом, чем осуществить реальные усилия для собственного совершенствования.
Что мы должны понять в нашем настоящем, глядя на опыт советского прошлого? Настоящий герой «Гостьи» - это не «избранный», не Алиса, а коллектив, народ! Только совместные усилия ребят приводят к победе. Русское сознание несет в себе идею того, что спасение невозможно в одиночку. Родовое мировоззрение славян, православная соборность и советский коллективизм – проявления единого культурного кода, без которого невозможно существование русского народа. Только объединенная энергия способна преобразить мир, и каждая личность – без исключения – является частью этой энергии. Не существует ненужных, лишних людей. Так же как нет людей «высших» и «низших». Каждый, выполняя только ему присущую уникальную роль, вносит свой неповторимый вклад в общее дело. В «Гостье» не только все дети оказываются полезными. Мало того, только в общем деле формируется и проявляется Личность, ведь именно от личного решения зависит ход событий. Но для этого необходимо внутреннее преображение личности, победа над злом в самом себе, а это гораздо труднее, чем внешняя иллюзорная борьба. Алиса демонстрирует уже свершившуюся победу, и потому ее образ утопичен. Но в этой утопии и скрыт настоящий путь освобождения, без которого народ не сможет выжить.