О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Петр и Феврония: гимн настоящей любви
Петр и Феврония: гимн настоящей любви

День семьи, любви и верности — это праздник, который имеет в основе красивую легенду о чувствах князя Петра и княгини Февронии. Объясняем, почему их история стала гимном супружеской любви и верности.

8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Праздник берет свое начало в середине XVI века, когда Русская Церковь причислила благоверных супругов князя Петра и княгиню Февронию Муромских к лику святых. С тех пор в православной традиции они считаются покровителями семьи и брака. Рассказываем, с кем исследователи отожествляют Петра и Февронию, кто написал знаменитую повесть об их жизни и почему отношения князя и княгини считаются эталоном.

Князь Петр в летописных источниках не упоминается, поэтому некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям князем Давидом Юрьевичем и его супругой. Князь Давид правил в Муроме с 1205 по 1228 год и принял постриг с именем Петр, о его супруге практически ничего неизвестно. История их жизни и любви передавалась из уст в уста в качестве народных преданий, пока митрополит Макарий (митрополит Московский и всея Руси с 1542 года по 1563 год — прим. ред.) не поручил сделать литературную обработку легенды писателю и публицисту Ермолаю-Еразму к московскому церковному собору 1547-го года. Литературоведы считают, что именно в «Повести о Петре и Февронии Муромских» автор достиг совершенства в разработке сюжета: ясности в передаче главной мысли, конкретности деталей, четкости диалогов и композиционной завершенности. Произведение полюбилось на Руси — о его популярности говорят сотни копий сочинения в XVI—XVII вв.

Ермолай-Еразм

Итак, в повести Ермолай-Еразм рассказывает о жизни «преподобного и достойного похвалы» князя Петра и «благоверной» жены его, княгини Февронии. Почему же автор наделяет своих героев такими эпитетами? Повесть начинается со смелого и благородного поступка Петра. Он убил Агриковым мечом крылатого змея, который повадился летать к его снохе. Интересно, что о существовании такого оружия герой узнал во время молитвы. Крылатый змей, умирая, обрызгал князя своей кровью, от чего Петр заболел: покрылся струпьями и язвами.

В то время рязанская земля славилась своими врачами, поэтому князь Петр повелел привезти его туда. Послал он своих приближенных искать лекарей. Один из княжеских отроков забрел в село «Ласково». Он подошел к неизвестному дому и, никого не увидев, вошел в него. Там ему представилось удивительное зрелище: за ткацким станком сидела в одиночестве девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц. Это и была крестьянка Феврония.

Уже первый диалог княжеского отрока и Февронии дает понять читателю, что крестьянка — мудрая и прозорливая девушка. Как только слуга вошел в дом, она сказала: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей!» Юноша не понял, сказанных ею слов, и спросил: «Где хозяин этого дома?» На что Феврония ответила: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть». Конечно, слуга ничего не понял, тогда крестьянка вынуждена была объяснить: уши дома — это пес, который стал бы лаять, завидев гостей, а очи дома — это ребенок; взаймы плакать — это оплакивать покойника на похоронах, ведь когда-то и о самих скорбящих будут горевать. Брат же крестьянки оказался древолазом. Чтобы не сорваться с высоты, он часто смотрит вниз, на землю, то есть на свою смерть.

Умная девушка согласилась лечить князя, но поставила условие: после выздоровления Петр женится на ней. Крестьянка зачерпнула обычной хлебной закваски и подула на нее, а затем велела князю вымыться в бане и смазать закваской все струпья, кроме одного. Такое необычное лечение мудрая девушка назначила не случайно. Князь отреагировал на требование с пренебрежением из-за низкого происхождения девушки, но решил проверить, так ли она мудра, как о ней говорят. Он послал ей небольшой пучок льна и наказал: пусть из этого льна девушка сделает сорочку, одежду и платок для него за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония отослала слугой князю обрубок поленца со словами: «За то время, пока я очешу этот пучок льна, пусть князь твой смастерит из этого обрубка ткацкий стан и всю остальную снасть, на чем будет ткаться полотно для него». Князь, услышав слова слуги, возмутился, ведь выполнить указание за такое короткое время невозможно. Девушка же на это ответила: «А это разве возможно – взрослому мужчине из одного пучка льна за то малое время, пока он будет в бане мыться, сделать сорочку, и платье, и платок?»

Петр был восхищен находчивостью Февронии и выполнил ее врачебные указания, а на следующее утро полностью выздоровел и уехал в Муром. Гордость не позволила князю взять в жены простолюдинку. Но за лукавство и высокомерие его быстро настигла кара: струп, оставшийся не смазанным, воспалился, и болезнь снова распространилась по всему телу. Князь вернулся к Февронии и был вынужден смиренно просить у крестьянки прощения. Девушка увидела, что раскаяние его искренне, и согласилась помочь во второй раз. Исцелившись, князь увез Февронию в Муром и женился на ней. Там они жили благочестиво, «ни в чем не преступая божии заповеди», а после смерти брата Петра — стали править городом.

Сюжет повести построен таким образом, что обстоятельства и люди снова и снова проверяют главных героев. Но ум, благородство и кротость помогают Февронии преодолеть все препятствия, а из каждой конфликтной ситуации выходить победительницей. Например, эпизод противопоставления благородства крестьянки низкому и корыстному поведению ее высокородных противников — вельможей. Дело в том, что бояре невзлюбили Февронию — ведь она стала княгиней не по происхождению — и решили прогнать ее. Но блаженный князь не захотел нарушить божиих заповедей и отказался от царствования ради жены. Вот, что писал Ермолай-Еразм в повести: «Ведь сказано, если кто прогонит жену свою, не обвиненную в прелюбодеянии, и женится на другой, тот сам прелюбодействует. Сей же блаженный князь по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди божьей не нарушить».

И хотя Петр по своей воле отказался от царствования, он чувствовал себя подавленным. Мудрая же Феврония посоветовала супругу переносить тяготы со смирением, понадеявшись на Бога, который обязательно за них заступится. Так и произошло: в борьбе за трон многие бояре погибли, а оставшиеся в живых пришли к Петру просить его вернуться. Супруги возвратились в Муром и продолжили править, соблюдая заповеди и наставления божьи. «Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли», — отмечал Ермолай-Еразм.

В сюжетную линию повести автор включил интересную притчу. Однажды в судне с княгиней плыл мужчина с женой. Он, искушаемый бесом, «посмотрел на святую с помыслом». Феврония же сразу угадала его дурные мысли и попросила мужчину зачерпнуть воды с двух сторон судна, а затем выпить. Он в точности выполнил указания княгини. Тогда Феврония спросила его: «Одинакова вода или одна слаще другой?» Он же ответил: «Одинаковая, госпожа, вода». После этого она промолвила: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?» Подчеркнем, что в повести Феврония не просто прозорлива, она обладает даром врачевания (вылечила Петра от тяжелой болезни) и чудотворения (крошки в ее руках превращаются в ладан и фимиам, а обрубки деревьев после ее благословения — в большие деревья с ветвями и листвой).

Муромские правители жили праведно, поэтому Бог им позволил умереть в один день. Когда пришло время благочестивого преставления князя и княгини, то приняли они монашество. Автор писал: «И назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, а преподобная Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией». Супруги завещали, чтобы их положили в одну гробницу, а гробы сделать из одного камня, имеющих между собою тонкую перегородку. Они умерли каждый в своей келье 25 июня 1228 года. (25 июня по юлианскому календарю, 8 июля по григорианскому — прим. ред.)

Но и после смерти Петра и Февронии в Муроме продолжали происходить чудеса. Служители церкви не могли положить их в совместный гроб, так как супруги стали иноками. Им сделали отдельные гробы, куда и поместили тела. «Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви пречистой Богородицы в общем гробу, который они велели сделать для себя еще при жизни. Неразумные же люди пытались разлучить их: опять переложили их в отдельные гробы и снова разъединили. И снова утром оказались святые в едином гробу. И после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы, как повелели они сами, — в едином гробу, который бог даровал на просвещение и на спасение города того: припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление», — заключил Ермолай-Еразм. 

Эта красивая история любви и служения Богу легла в основу Дня семьи, любви и верности. Святые супруги были погребены в соборной церкви Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету царя Ивана Грозного в 1553 году. Примерно через 300 лет после кончины Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. До 1921 года святые мощи Петра и Февронии находились в церкви погребения, во времена советской власти — в Благовещенском мужском монастыре, в 1992 году они были перевезены в Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме, где и находятся до сих пор.

Сейчас у входа в Свято-Троицкий женский монастырь установлен бронзовый монумент благоверным супругам. Всего подобных памятников по России — более шестидесяти. А икону с изображением Петра и Февронии можно найти практически в каждой церкви.

Православный мир чествовал семейных покровителей 8 июля всегда, традиция светского празднования дня Петра и Февронии была восстановлена муромцами в 1990-х годах: день города решили объединить с днем семейных ценностей. Инициатива об учреждении нового государственного праздника была единогласно одобрена в Совете Федерации на заседании Комитета СФ по социальной политике 26 марта 2008 года. Всероссийский масштаб День семьи, любви и верности приобрел в 2008 году, получив одобрение Межрелигиозного совета России.

Оргкомитет праздника возглавляет супруга заместителя председателя Совета Безопасности Российской Федерации Светлана Медведева. По ее предложению символом знаменательного дня была выбрана ромашка. Ежегодно в День семьи, любви и верности лучшим семьям страны вручается общественная награда — медаль за любовь и верность. С одной ее стороны изображается символ праздника — ромашка, с оборотной — лики святых Петра и Февронии. Лозунг медали: «За любовь и верность семье». Вместе с медалью вручаются также ценные подарки, которые соответствуют «семейной» тематике и определяются местными властями и организаторами.

О Дне семьи, любви и верности написано много, в том числе служителями церкви. Но, кажется, лучшие слова сказал протоиерей Андрей Ткачев на портале «Православие»: «В день праздника, православные, идите в храмы. Идите, держась за руки: жених и невеста, муж и жена, родители и дети. Благодарите Бога за чудо семейной жизни, подаренное вам. Молитесь о детях своих, чтобы будущий их брак был единственным и удачным. Поминайте тех, кто родил вас: отцов, матерей, дедушек и бабушек. Выстраивайте через молитву и память живые связи с теми, кто жил до вас и будет жить после вас. В этом переплетенном единстве народ становится непобедимым и цельным. Древняя Русь входит в сегодняшний день, чтобы укрепить и освятить его. Будущее угадывается сегодня, и это будущее будет благодарно сегодняшнему дню за то, что мы с вами не разменялись на погоню за одной лишь прибылью и удовольствиями, но поискали и нашли подлинные смыслы жизни».

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной