О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Тайна загадочной русской души
Тайна загадочной русской души

Стать настоящим русским, стать вполне
русским, может быть, и значит только...
стать братом всех людей, всечеловеком...
потому что наш удел и есть всемирность,
и не мечом приобретенная, а силой
братства и братского стремления нашего
 к воссоединению людей.

Федор Михайлович Достоевский

Веками подряд иностранцы бьются над разгадкой таинственной русской души.

Представители русской нации, с их точки зрения, щедры и сострадательны, смелы и безрассудны, склонны к героическим поступкам и широким жестам, отличаются сплоченностью и гостеприимством, повышенной духовностью и глубиной постижения Бога. И, конечно, притчей во языцех стала многоликая, продемонстрировавшая миру величающие достижения в литературе, музыке, живописи, театральном искусстве культура России, в которой до мелочей отразились лучшие черты русского национального характера. Знаменитые русские философы, этнографы, писатели и поэты, историки, государственные и церковные деятели: Владимир Мономах, преподобный Нил Сорский, Петр Чаадаев, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Николай Некрасов, Федор Достоевский, Лев Толстой, Николай Гоголь, Алексей Хомяков, Василий Ключевский, Николай Бердяев, Владимир Соловьев, Николай Лосский, Иван Ильин, Александр Солженицын и другие стремились постичь и описать уникальные особенности русской души. Попробуем и мы понять, что такое русская душа, в чем самобытность нашего национального характера. Поговорим и о самом главном – особой роли и миссии России в масштабах всей планеты и необходимости сохранения нашей сокровищницы духа – русской культуры. 

Что повлияло на своеобразие русской души?

Мы все люди, жители единого дома – Земли, и общечеловеческие моменты никто не отменял, но все же мы настолько различны в силу целого ряда условий и обстоятельств, что обитатели, к примеру, Индии, удивляются обычаям и привычкам японцев, кубинцев или тех же немцев. Каждый народ обладает индивидуальным характером, на формирование которого оказывают непосредственное влияние географическое положение страны, ее природа, климат, исторические, политические события, общественный строй, социальная среда, организация труда, традиции, религия, культура. 

На своеобразие русской нации повлияло несколько факторов: незащищенные морем и горами границы; суровый климат, в условиях которого приходилось заниматься сельским хозяйством; расположение Руси на перекрестии Европы и Азии, что привело к синтезу западных и восточных цивилизационных проектов на ее территории; и, наконец, принятие в X веке православного христианства от преемницы Древней Греции Византии.

Раскроем подробнее, какие черты русского национального характера кристаллизовались в нечто прочное и устойчивое в результате каждой из этих причин, показав разные грани многоликой и прекрасной русской души. Переливаясь на солнце, как настоящая драгоценность, они не существуют отдельно, а дополняют и усиливают друг друга, составляя вместе удивительный сплав мужества и терпения, умения сопереживать ближнему и мобилизовать силы и возможности при возникновении внешней угрозы, эмоциональности, идеализма, веры в особую миссию России, которая спасет весь мир.

Уязвимые границы и суровый климат

Неоспоримый факт: фактически вся территория России находится в северных широтах. Это значит, что почти полгода у нас царит матушка-зима, и нет никакой возможности заниматься в это время сельским хозяйством. Поэтому уже нашим предкам приходилось интенсивно, максимально задействовав свои силы и возможности, работать на протяжении короткого весенне-летне-осеннего периода, умудряясь выполнить за столь ограниченное время полный сельскохозяйственный цикл. Европейские народы, в силу более благоприятного климата, в таких жестких условиях работать вряд ли бы смогли, зато результатом мягких климатических условий оказалась способность европейцев трудиться регулярно, ровно, изо дня в день, действовать поступательно, последовательно. Это привело к тому, что народы Европы в целом отличаются большей кропотливостью, ровностью, дотошностью, в отличие от русских, которые умеют действовать на пределе, в высшей степени концентрируясь на выполнении своей задачи, а вот въедливости и равномерности у них не всегда хватает. Отсюда и кажущиеся чем-то фантастическим наши дерзкие прорывы в военных действиях после периода вынужденного истощения врага, стремительные продвижения и умение мужественно переносить ограничения и лишения, терпеть сложности – людям, которые живут на севере, испокон веков приходилось терпеть, ждать, когда закончится долгая зима, и, если нужно, пренебрегать довольством и комфортом ради выживания. 

О том, какое воздействие оказал суровый климат на формирование характера русского человека писал знаменитый историк конца XIX – начала XX века Василий Ключевский: «Россия со своими лесами, топями, болотами на каждом шагу представляла тысячи мелких опасностей, с которыми приходилось поминутно бороться. Это приучало русского человека следить за природой, смотреть в оба, развивало в нем изворотливость в мелких затруднениях и опасностях, привычку к терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями». Ключевскому вторит советский социолог и культуролог Ксения Касьянова, автор книги «О русском национальном характере: «Терпение для нас – не способ достигнуть лучшего удела, ибо в нашей культуре терпение, последовательное воздержание, самоограничение, постоянное жертвование собой в пользу других, мира вообще – это принципиальная ценность...»

Не меньшее воздействие, чем природные условия, на своеобразие русского национального характера оказал и тот факт, что границы нашего государства не защищены горами и морем, что на протяжении всего пройденного Россией исторического пути служило причиной непрекращающихся попыток ее завоевания: сначала со стороны кочевников, монголо-татар, а затем и Запада: Швеции, Польши, Франции, Германии. Из-за бесконечных оборонительных войн, которые приходилось вести русскому народу, сражаясь за свои суверенитет и безопасность, расплачиваясь за победу миллионами жизней, он научился целенаправленно и сплоченно действовать. 

По мнению американского социолога и культуролога Питирима Сорокина, «рост русской нации, завоевание независимости и суверенитета могли быть достигнуты только вследствие глубочайшей преданности, любви и готовности ее представителей пожертвовать своими жизнями, судьбами и другими ценностями во имя спасения своей родины в критические периоды ее истории...». Сосредоточив общие усилия на отстаивании независимости своей страны, русская нация совершенствовала и оттачивала из столетия в столетия такую свою редкую черту как соборность, единство, братство, «мы» взамен эгоистичного «я».

Доминанта общего, коллективного, а не индивидуального начала: «Один в поле не воин», «Сам себя не хвали, пусть другие похвалят» способствовала выработке в качестве особенности русского национального характера стремления к целому, желания руководствоваться в своей жизни не собственными потребностями, а целями и задачами коллектива. Отсюда любовь русских людей к своему Отечеству, неукротимая жажда справедливости, их особая душевность и доброжелательность, сострадание к окружающим, взаимовыручка русской нации, общительность и открытость другим людям, а также невероятная мобилизация сил, возможностей, таланта во имя общего дела. Вспомните, как русский народ сообща шел в атаку ради сохранения своей родины и государственности, ударные стройки и пятилетки советского времени, мощный промышленный рывок СССР, запуск первого в мире спутника Земли и первого человека в космос, строительство всем миром храмов на Руси, защиту культурных ценностей в годы Великой Отечественной войны, мужество и взаимовыручку при блокаде Ленинграда. Можно привести еще много таких примеров, когда со всей присущей ему страстностью русский народ воодушевлялся общей великой целью, совместным значимым делом, и не жалел ради него ресурсов, знаний, опыта, времени. В коллективном начале до сих пор – наши мощь и сила, в единении и сплоченности взамен мелочной и корыстной индивидуальной свободы. Как говорил русский философ, публицист Петр Чаадаев: «Провидение создало нас слишком великими, чтоб быть эгоистами». 

Между Европой и Азией

На неповторимость русской души оказало влияние и географическое положение России. Наша страна находится одновременно на территории и Европы, и Азии, являясь своеобразным мостом между Западом и Востоком. А это значит, с точки зрения философа Николая Бердяева, что здесь «сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. Русский народ не есть чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира». Результатом подобного взаимопроникновения двух потоков мировой истории является сплав в русской национальном характере одновременно рационального, западного, и духовного, иррационального, восточного начал. Мы способны к вершинам познания и научной мысли, можем действовать, опираясь на разум, и в то же время следовать голосу сердцу, а не сухого, равнодушного рассудка, постигать тонкости созерцания и божественного откровения, являя чудеса аскезы и монашеского самоотречения. 

Православие 

Восточная духовность пришла к нам в X веке из Византии вместе с православным христианством. Православие оказало мощнейшее воздействие на наш национальный менталитет.

Приняв христианство из рук наследницы Древней Греции – Византии, Русь, впитала в себя дух греческой цивилизации, ставившей во главу угла этику, эстетику, гармонию, духовность, красоту.

Православие способствовало формированию у русских людей глубокой религиозности, нравственности, духовности, неукоснительного стремления следовать в своей жизни христианским заповедям, совестливости, честности, доброты, смирения перед трудностями, сострадательности, милосердия, самопожертвования, сочувствия к ближнему, равнодушия к успеху и богатству. Представители русского народа понимают, что добро побеждает зло, что врагов нужно прощать, а главное мерило поступков – совесть. 

Благодаря православию мы устремлены больше не в сферу земного, а идеального. Недаром испокон веков на Руси считалось, что, даже если человек будет владеть целым миром, а душе своей принесет вред, то смысла в таком владении нет никакого. Так, например, святой отец Иоанн Лествичник утверждал: «Кто истинно возлюбил Бога, кто истинно желает и ищет будущего Царствия, ... тот не возлюбит уже ничего временного, уже не станет суетиться и заботиться ни об имениях и приобретениях, ни о славе и чести мира сего, и ни о чем земном».

Собственная выгода, богатство никогда не были в приоритете в нашей стране. Добросердечие, душевность, взаимовыручка ценились намного больше. Успехом считались не довольство и роскошь, а жизнь согласно этическим нормам, православным ценностям. 

Уважали только таких богатых, которые вели скромный образ жизни, направляя немалую часть своих сбережений на богоугодные, общественные дела: возведение храмов и богаделен, культурных, образовательных и медицинских учреждений: гимназий, галерей, театров, больниц и т.д. 

Исследуя отношение русских людей к богатству, историк и этнограф Марина Громыко пришла к выводу, что на Руси: «От человека, оказавшегося по своей ли воле или в силу обстоятельств богатым, требовались особые усилия на пути благочестия… Богатство, сочетаемое с щедрыми пожертвованиями в храмы и монастыри, с личным молитвенным подвигом, вызывало неизменную положительную оценку в глазах основной массы русских людей. Большое значение придавали при этом источникам богатства – какими способами оно было изначально накоплено. Человек, обнищавший из-за своей лени, не вызывал сочувствия; предпочтение отдавали тому, кто разбогател в результате своего трудолюбия». 

Русский народ считал, что на все – богатство и бедность, хорошее и плохое, счастье и несчастье Божье соизволение, исполняя в своей жизни завет из «Евангелия от Матфея»: «Заботьтесь прежде всего о Царстве Божьем и о праведности, а все прочее будет вам дано в дополнение». То есть, главным было не богатство, а смиренное трудолюбие, когда человек со всей возможной старательностью и отдачей трудился изо дня в день, при этом, по представлению наших предков, получение за свой труд материального благополучия зависело только от Бога. 

До сих пор, впитав в себя традиции и заветы тех, кто раньше нас жил на русской земле, мы не считаем богатство главным в жизни, для нас гораздо важнее, чтобы человек был хорошим: добрым, совестливым, душевным, готовым быть рядом с нами в горе и радости. 

Родом из православия и восприятие счастья русскими людьми. Счастье на Руси всегда считалось не чем-то абстрактным, а справедливой наградой за праведную жизнь, несущие пользу окружающим поступки, за стойкость и перенесенные тяготы, страдания, которые нужно пройти с честью, потому что Бог дает испытания для возвышения и развития души. Такое понимание счастья связано со свойственными русской нации этическими принципами, преобладанием морального начала над обыденными потребностями – быть счастливым стыдно, если счастья не заслуживаешь. Кроме того, счастье, по мнению русского народа, не что-то стабильное и вечное, а категория весьма ненадежная – может исчезнуть в любую минуту, поэтому следует ценить то, что имеешь, радоваться тому, что есть, а не зацикливаться на неудачах. В этом – источник оптимизма русских людей, их способность верить в лучшее в любых обстоятельствах. 

Идеализм – еще одна ключевая характеристика русской души, которая способствуют подобному отношению к счастью. Дело в том, что русский человек всегда живет верой в великую идею, которая освещает, как яркая звезда, его существование, воодушевляя на подвиги и свершения. Ради высокой идеи мы готовы жертвовать собой, стойко переносить боль, ограничения, болезни, проявлять чудеса единства, сплоченности и мужества, работать на пределе, действовать в тяжелых условиях и обстоятельствах. И неважно, какая это идея – Святая Русь, Победа в судьбоносной войне, социализм, коммунизм и т.д. Комфортное, спокойное существование, пребывание в состоянии непрекращающегося Дня Сурка, отсутствие глобальных смыслов не имеет отношения к нашему национальному менталитету. Напротив, по утверждению русского философа Семена Франка, мы живем «для соучастия в каком-то великом общем деле, которое совершенствует мир и ведет его к конечному спасению». 

О тоске русского человека по идеалу, о неутолимой жажде его достижения говорил и философ Николай Бердяев: «В России, в душе народной есть какое-то бесконечное искание, искание невидимого града Китежа, незримого дома... Русская душа сгорает в пламенном искании правды, абсолютной, божественной правды и спасения для всего мира и всеобщего воскресения в новой жизни... Есть мятежность, непокорность в русской душе, неутолимость и неудовлетворимость ничем временным, относительным и условным».

В высказывании Бердяева есть важные слова о том, что русская нация заботится о спасении всего мира. В сознании русского народа всегда жило представление о том, что именно Россия поведет весь мир к божественной правде и порядку, спасет его от прагматизма, вседозволенности и бездуховности. Такое представление о глобальной роли русской нации присутствовало в сознании русского народа уже в период средневековья. Об этом же говорил и Федор Михайлович Достоевский в своей «Пушкинской речи»: «Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только... стать братом всех людей, всечеловеком... потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей».

Эта тяга ко всемирности, желание видеть счастье не только своей нации, но и народов Земли, заботясь об их нуждах так же бережно, как о своих потребностях, принося в жертву ради общего блага свои жизни, время, комфорт, – еще одна ведущая характеристика русского национального характера. Философ Николай Бердяев, назвал ее ответственностью народа России за всех, кто живет на нашей планете. 

Неоднократно выразитель прекрасной русской души – наш народ приносил добровольную жертву во имя спасения традиций, культуры, государственности стран Европы от разрушения и полной ликвидации. Примеры этому: война с Наполеоном и его притязания на мировое господство в начале XIX века, Первая мировая война, Вторая мировая война, миротворческая помощь другим государствам в наши дни... Если бы не русская нация, многих европейских государств могло бы вовсе сейчас не существовать. Страшно представить, какими были бы Европа и весь мир, если бы мы не победили фашизм – ареной для жестоких экспериментов и умерщвления целых наций, местом для гетто и военной диктатуры, где права и свободы были бы только у «истинных арийцев»? 

К сожалению, европейцы почти полностью забыли о жертвенном подвиге русских людей, мало того – волна русофобии и ненависти ко всему имеющему отношение к России, накрыла Европу с головой. До сих пор повторяется то, о чем вопрошал «солнце нашей поэзии» Александр Сергеевич Пушкин еще в 1831 году в стихотворении «Клеветникам России»: 

«И ненавидите вы нас…
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?»

Как же действовать нам в этих условиях лжи и лицемерия, страстного желания правителей стран Европы разорить нашу Россию, сделать нищим, отсталым, неразвитым русский народ? Как быть стойкими к клевете и наветам, как сохранить нерушимым наше бесценное сокровище – национальную самобытность – широкую, глубокую, стремящуюся к вершинам духа русскую душу? Ответ на этот вопрос содержится в словах о России философа Ивана Ильина: «... хороши мы в данный момент нашей истории или плохи, мы призваны и обязаны идти своим путем, – очищать свое сердце, укреплять свое созерцание, осуществлять свою свободу и воспитывать себя к предметности. Как бы ни были велики наши исторические несчастия и крушения, мы призваны самостоятельно быть, а не ползать перед другими; творить, а не заимствовать; обращаться к Богу, а не подражать соседям; искать русского видения, русских содержаний и русской формы, а не ходить в кусочки, собирая на мнимую бедность. Мы западу не ученики и не учителя. Мы ученики Богу и учителя себе самим. Перед нами задача: творить русскую самобытную духовную культуру – из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность».

Источники:

  1. М.Г. Чухрова. Национальные особенности характера русского человека – www.cyberleninka.ru/
  2. Л.Г. Сорокина. Особенности русского национального характера как национальные истоки социальных противоречий – www.cyberleninka.ru/
  3. В Л. Бозаджиев. Русский национальный характер – www.monographies.ru/ъ
  4. В.И. Петрушин. Об особенностях национального характера русского народа – www.kommersant.ru/
  5. Свойства русского национального характера – www.studme.org/
  6. Н.М. Лебедева. Русский национальный характер – www.characterology.ru/
  7. И.С. Бусыгина. Психологические особенности русского национального характера – www.elar.urfu.ru/
  8. М.Г. Иванова. Особенности русского национального характера в контексте системы верований и языка – www.elar.uspu.ru/
  9. С.В. Смирнов. Русский человек: своеобразие национального характера – www.kpfu.ru/
  10. В.Г. Артемова, Я.В. Филиппова. Философия ментальность русского народа: традиции и эволюция – www.unn.ru/
  11. А.Г. Миненко. Русский национальный характер: основные подходы к исследованию – www.ideaidealy.nsuem.ru/

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной