Жизнь принцессы Елизаветы Гессен была тяжелой, но удивительной. Хотя она была немкой и вначале исповедовала лютеранство, ее тепло приняли в России и даже канонизировали после смерти. Как так получилось? Ответ прост: служение Богу и безграничная любовь к своей второй Родине.
Елизавета Федоровна, принцесса Гессен-Дармштадская, была одной из семерых детей великого герцога Людвига IV и принцессы Алисы. Дети воспитывались строго, в традициях старой Англии. Одежда и еда были простыми, без изысков. Элла (так Елизавету называли в семье) получила домашнее образование, любила рисование и музыку.
За порядком и соблюдением правил следила принцесса Алиса. Старшие дочери выполняли часть домашней работы: держали комнаты в чистоте, заправляли постели, топили камин. Впоследствии Елизавета Федоровна говорила: «В доме меня научили всему». Кроме того, принцесса Алиса старалась воспитать детей в соответствии с христианскими заповедями. Не удивительно, что с детства Элла была очень религиозна.
Большую роль в ее духовной жизни сыграл образ святой Елизаветы Тюрингской, в честь которой девочка была названа. Эта святая, родоначальница герцогов Гессенских, прославилась делами милосердия.
Семья герцога Людвига IV также принимала активное участие в благотворительности. Родители Эллы раздали большую часть своего состояния на нужды страждущих. Вместе с матерью дети постоянно ездили в госпитали, приюты, дома для инвалидов. Они неизменно привозили с собой большие букеты цветов, ставили их в вазы, разносили по палатам больных.
В 1876 году в Дармштадте началась эпидемия дифтерита. Заболели все дети Людвига IV, кроме Елизаветы. Мать просиживала ночами у их постелей. Вскоре умерла четырехлетняя Мария, а вслед за ней заболела и умерла сама великая герцогиня Алиса в возрасте 35 лет. Отец Эллы заключил морганатический брак, поэтому девочку отдали на воспитание бабушке — английской королеве Виктории.
Со временем принцесса превратилась в одну из самых красивых женщин своего времени. Не удивительно, что в качестве потенциальных женихов для Елизаветы рассматривались исключительные партии.
Например, ее кузен Фридрих Баденский или другой кузен, прусский кронпринц Вильгельм. Последний некоторое время даже ухаживал за принцессой и, по неподтвержденным сведениям, даже сделал ей предложение руки и сердца, которое она отвергла.
В 1882 году Элизабет Гессенская получила предложение руки и сердца от брата российского императора Александра III, великого князя Сергея Александровича. Принцесса знала его с детства: он приезжал в Германию со своей матерью, императрицей Марией Александровной, также происходившей из Гессенского дома. Как отмечала писательница Шарлотта Зеепват, Элизабет размышляла больше года, прежде чем принять предложение: «Князь тоже вел себя нерешительно, и все же в сентябре 1883 Элизабет и Сергей Александрович, наконец обручились. Отец невесты сказал Александру III: „Я дал своё согласие не колеблясь. Я знаю Сергея с детского возраста; вижу его милые, приятные манеры и уверен, что он сделает мою дочь счастливой“».
Венчание состоялось 3 июня 1884 года в церкви Большого дворца Санкт-Петербурга по православному обряду, а после него и по протестантскому в Александровской зале. Великая княгиня Елизавета была ослепительно красива. Не зря в те времена говорили, что в Европе есть только две красавицы, и обе — Елизаветы: Елизавета Австрийская, супруга императора Франца-Иосифа, и Елизавета Федоровна.
Супруги поселилась в купленном Сергеем Александровичем дворце Белосельских-Белозерских, который стал именоваться Сергиевским. Медовый месяц они провели в подмосковном имении Ильинское, расположенном на берегу Москвы-реки. Здесь семья жила большую часть года. По настоянию Елизаветы Федоровны, в Ильинском была создана больница. Периодически здесь проходили ярмарки в пользу крестьян.
В России великая княгиня старалась как можно глубже познакомиться с местными традициями и обычаями. Она активно посещала православные богослужения, хотя все еще исповедовала лютеранство. Вдобавок Елизавета в совершенстве овладела русским языком, говоря практически без акцента.
В 1888 году, она вместе с супругом совершила паломничество на Святую землю. В житии Елизаветы Федоровны упоминался следующий эпизод: когда на вершине Елеонской горы она увидела огромную колокольню, которая названа «русской свечой», великая княгиня воскликнула: «Как я хотела бы быть похороненной здесь». Тогда она не знала, что произнесла пророчество, которому суждено исполниться. В дар храму святой Марии Магдалины Елизавета Федоровна привезла драгоценные сосуды, Евангелие и воздухи.
Поездка на Святую землю произвела на великую княгиню огромное впечатление. Все чаще Елизавета Федоровна стала задумываться о том, чтобы принять православие. Наконец, она решилась сообщить об этом отцу. Вот, что она написала Людвигу IV: «… А теперь, дорогой Папа, я хочу что-то сказать Вам и умоляю Вас дать Ваше благословение. Вы должны были заметить, какое глубокое благоговение я питаю к здешней религии с тех пор, как Вы были здесь в последний раз — более полутора лет назад. Я все время думала и читала, и молилась Богу — указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь — принадлежать к одной церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж».
В ответ герцог написал письмо, в котором признался, что решение дочери принесло ему боль. Желаемого благословения Елизавета Федоровна так и не получила. Но решение она не изменила. В 1891 году великая княгиня приняла православие. Согласно традиции, отчество Федоровна давали немецким принцессам в честь почитаемой Федоровской иконы Божией Матери.
К сожалению, у Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны не было детей. Однако они воспитывали племянников — детей великого князя Павла Александровича, Марию и Дмитрия, чья мать умерла во время родов.
В 1891 году великий князь Сергей Александрович был назначен на пост московского генерал-губернатора.
Семья переехала жить в Москву. Как супруга генерал-губернатора, Елизавета Федоровна должна была выполнять множество обязанностей. Так, в 1892 году она организовала Елисаветинское благотворительное общество. По сути, это был детский приют. Деятельность общества вначале проходила в Москве, а затем распространилась и на всю Московскую губернию. Великая княгиня также возглавила Дамский комитет Красного Креста, была попечительницей Филармонического общества, учредительницей приюта для престарелых театральных деятелей, покровительницей Строгановского училища. Кроме того, она была почетным председателем Дамского тюремного комитета, опекавшего детей, чьи матери отбывали наказание. И даже этот список далеко неполный.
Художник Михаил Нестеров, который был лично знаком с Елизаветой Федоровной, писал в воспоминаниях: «О себе Великая княгиня была самого скромного мнения. Она говорила, что роль свою в жизни и свои силы знает, их не преувеличивает, на крупное не претендует. Говорила, что „ум ее не создан для больших дел, но у нее есть сердце, и его она может и хочет отдать людям и отдать без остатка“».
Когда началась русско-японская война, Елизавета Федоровна возглавила в Москве движение по оказанию помощи воинам, вдовам и детям погибших. Она устроила пошивочные мастерские для создания одежды солдатам — под них были заняты все залы Кремлевского дворца, кроме Тронного. Великая княгиня организовывала сбор продовольствия, медикаментов, подарков для воинов и отправляла на фронт. Более того, она отправляла на фронт походные церкви с иконами и всем необходимым для совершения богослужения. Лично от себя посылала Евангелия, иконки и молитвенники.
В Москве Елизавета Федоровна также устроила госпиталь для раненых. На свои средства великая княгиня сформировала несколько санитарных поездов. Но русские войска терпели одно поражение за другим. Люди устали воевать. Начался небывалый всплеск террористических актов, митингов и забастовок.
Елизавета Федоровна резко осуждала вольнодумство. В письме от 1902 году (вскоре после убийства министра внутренних дел Дмитрия Сипягина) она написала Николаю II: «Неужели нельзя судить этих животных полевым судом?». И сама же ответила на вопрос: «Необходимо сделать все, чтобы не допустить превращения их в героев… чтобы убить в них желание рисковать своей жизнью и совершать подобные преступления (я считаю, что пусть бы он лучше заплатил своей жизнью и таким образом исчез!). Но кто он и что он — пусть никто не знает… и нечего жалеть тех, кто сам никого не жалеет».
4 февраля 1905 года Сергей Александрович был убит террористом Иваном Каляевым. Преступник метнул в его карету ручную бомбу. Этот трагический момент очень подробно описан в житии великой княгини. Елизавета Федоровна прибыла к месту взрыва и своими руками собрала останки погибшего мужа. Греческая королева Ольга Константиновна, двоюродная сестра убитого Сергея Александровича, писала: «Это чудная, святая женщина — она — видно, достойна тяжелого креста, поднимающего ее все выше и выше!».
Смерть любимого человека стала большим ударом для великой княгини. На следующий день после покушения Елизавета Федоровна навестила умирающего кучера Андрея Рудинкина, получившего тяжелейшие ранения. В житии говорится, что она успокоила его перед смертью, сказав, что Сергей Александрович выжил. За гробом кучера она шла через Москву с непокрытой головой. На могильной плите Елизавета Федоровна распорядилась выбить слова: «В малом ты был верен, над многими тебя поставлю» (Мф. 25:23). Надпись сохранилась до сих пор.
Наверное, один из самых запоминающихся эпизодов в биографии Елизаветы Федоровны — посещение убийцы ее мужа в тюрьме. Она принесла Ивану Каляеву прощение от имени Сергея Александровича и Евангелие. «Я буду молить Господа простить вас, а я вас уже простила», — сказала она. Каляев ответил, что специально выбирал время, потому что не хотел убивать ее. «Неужели вы не понимаете, что уже убили меня», — ответила Елизавета Федоровна. Более того, она обратилась к Николаю II с просьбой о помиловании убийцы, но император ее отклонил.
После смерти мужа Елизавета могла уехать заграницу и жить там на пенсию от императорского дома. Но она решила остаться в России, сделав помощь людям смыслом своей жизни. Так, Елизавета Федоровна заменила своего мужа на посту председателя Императорского православного палестинского общества и исполняла эту должность с 1905 года по 1917 год.
Елизавета Федоровна распустила двор. Ее спальня в Николаевском дворце стала напоминать монашескую келью — роскошная мебель была вынесена, на белых стенах висели иконы и картины духовного содержания. На светских приемах она не появлялась. Бывала только в храме на бракосочетаниях или крестинах родственников и друзей. Траур она не снимала.
Драгоценности она решила продать. При этом великая княгиня отдала в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых. На вырученные деньги Елизавета Федоровна купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом. Здесь и расположилась основанная ею в 1909 году Марфо-Мариинская обитель милосердия. В апреле 1910 года состоялось ее посвящение в звание крестовых сестер, а наутро за Божественной литургией она была возведена в сан настоятельницы обители.
Всю оставшуюся жизнь Елизавета Федоровна помогала нуждающимся. Она организовала общежитие для мальчиков, которые потом составили артель посыльных, а для девушек — дом работниц с дешевой или бесплатной квартирой, где они уберегались от голода и влияния улицы. Она устраивала рождественские елки для бедных детей с подарками и теплой одеждой, изготовленной руками сестер, создала приют для неизлечимо больных туберкулезом. Во время Первой мировой войны в Марфо-Мариинской обители она открыла госпиталь.
В апреле 1918 года настоятельница была арестована. Вместе с другими Романовыми она была депортирована на Урал, в город Алапаевск. 18 июля 1918 года Елизавета Федоровна вместе с другими мучениками была сброшена в Нижне-Селимскую шахту под Алапаевском в Свердловской области. После занятия Алапаевска войсками адмирала Александра Колчака останки Елизаветы Федоровны были эвакуированы в Иерусалим, где в 1921 году были захоронены в церкви Марии Магдалины.
В 1981 году святая великая княгиня Елизавета была канонизирована Русской православной церковью за рубежом. А 5 апреля 1992 года Елизавета Федоровна была прославлена архиерейским собором Русской православной церкви как преподобномученица.
Источники:
- Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова (www.ria.ru/20141101/1030771634.html)
- «Большевики ввели белых в заблуждение». Как умерла Елизавета Федоровна Романова (www.ria.ru/20180718/1524777744.html).
- «Как немецкая принцесса-протестантка стала святой в России, и почему её уважали даже террористы» (www.kulturologia.ru/blogs/280319/42665/).
- Святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета (www.days.pravoslavie.ru/Life/life6575.htm).
- Воспоминания Михаила Нестерова о Елизавете Федоровне Романовой (www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post472486959/).
- Это был ангел: почему внучку британской королевы уважали в московских трущобах (www.iz.ru/848518/georgii-oltarzhevskii/eto-byl-angel-pochemu-vnuchku-britanskoi-korolevy-uvazhali-v-moskovskikh-trushchobakh).