О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
О смыслах русской жизни и истории
О смыслах русской жизни и истории

Непримиримые противоречия дня сегодняшнего, которым мы с вами являемся свидетелями, вновь и вновь заставляют нас задумываться о смысле жизни. И не просто о смысле существования как личном целеполагании: что для меня ценно и важно – такие поступки совершаю, так действую по собственному разумению. Сегодняшнее заставляет нас размышлять о предназначении человека русского, чей смысл жизни определяется прямо сейчас под воздействием внешних сил. Перетягивание одеяла только на Я, на эгоистичные запросы больше не представляется возможным, потому что под угрозой находится Единое: культурная идентичность – осознание человеком себя как части целого, Родины. И осознание это без формулировки смысла жизни Народа и народного лидера – Правителя – невозможно.

Чтобы разобраться с этой проблемой понятного для всех нас и осознанного всеми смысла жизни – действительно фундаментальной в философском и эпохальном толковании – нам надо увидеть его в деталях и подробностях, оценив которые, мы сможем отказаться от мелочного и ситуативного двинуться к благу и добру.

Что такое смысл жизни? Что такое смысл вообще? Понятие смысла – одно из сложнейших для научного анализа. К нему подбирались философы всех эпох. Но более понятным оно становится вне мудреных и громоздких терминов. Посмотрите на термина, а на слово в русском языке – С-Мысл. Великая тайна отгадывается сразу же – это мысль о чем-то. И мысль совместная. Смысл не может быть без размышления, без дум, без приведения в единый порядок того, что сначала кажется разрозненным и пустым. На основе чего происходит это приведение в порядок? Только ли по собственному вкусу? Конечно, нет! Мысля, наделяя значением идеи, явления, предметы, человек соотносит их со своим опытом и опытом культуры, со своим знанием и знанием человечества. Таким образом, определение смысла оказывается частью важнейшего для человека процесса самоопределения, понимания своего места в мире.

Что же такое «смысл жизни»? Это не мысль об одном факте – модели телефона, свидании или выборах депутатов Думы. Смысл жизни – система значений, в которую уложены представления, размышления о целях существования, о порядке мироздания и жизни в согласии с этим порядком. Философски «смысл жизни» мудрецы пытались описать с начала становления самой философии. В античности все начиналось с определения космоса, бытия, его законов. Затем древние греки стали вписывать в эти определения Человека, одновременно пытаясь понять рецепт космического баланса – гармонии природного и человеческого. Смысл жизни увидели в служении интересам государства – полиса, в формировании не индивидуального, а гражданского. Понимание сущности полиса античные философы связали с естественным порядком мира, нарушение которого отдельным человеком вело бы к нарушению смысла всего существующего.

Кстати, говоря, подобных взглядов придерживались не только древние греки. Эти же идеи были и в более ранние времена на Востоке. Философы Древнего Китая, Древней Индии связывали смысл человеческой жизни со смыслом жизни мира, состоящего не только из тел, но и душ. Так, индийцы видели смысл в соответствии дхарме – великому безличному закону, упорядочивающему все существующее. Дхарма – не только космическая «конституция», она – требование для каждого, как части целого. Крестьянин, торговец, ремесленник, правитель, мужчина и женщина – все выполняют предназначение, данное дхармой. И главное в нем – стремление к мировой гармонии, соблюсти которую можно в послушании, труде, служении, уважении. Царь служит народу, тем самым – космосу. Народ служит правителю – космосу. Всеобщее служение, всеобщий труд во благо не частных удовольствий, а ради Единого.

В Древнем Китае смысл жизни человека и бытия связали почти так же: через поиск соответствия одного человека. Только обозначили через закон Дао и культ Неба. Дао – еще одна мировая «конституция». Но она не диктует человеку, как надо жить. Дао есть, он нерушим. И признание его возвышения над существующим составляет смысл жизни. Дао нельзя изменить, вмешаться, исправить. Осознав это, человек поймет счастье в следовании за ним – в движении по пути без конкретной цели. Земное, с точки зрения даосов – эпизод созерцания великого Дао.

В учении Конфуция место Дао заняли культ Неба и предков. Но глобально эти идеи не изменили основы представлений о смысле существования мира и жизни человека. Все человеческое, как считал учитель Кун, должно быть в служении общим целям семьи, общины, государства. А эти цели находятся в прямой связи с космосом – Небом. Предки знали законы мироздания и жили правильно. Что остается новым поколениям? Жить так, как жили в «золотые» времена – в понимании себя как «атома» в Едином.

С ходом времени философы стали уходить от такого «физического» определения смысла жизни – от связи человеческого (личного и социального, духовного и цивилизационного) с природой и космосом. Этот отход, скорее всего, и оказался крупнейшей ошибкой, которая не только нас, а все страны и народы стала вести, начиная с эпохи Нового времени, к катастрофе. Только богословская традиция, пыталась удержать вместе земное и духовное ради понимания смысла жизни.

В средневековой философии организацию Порядка понимали как то, что делается в соответствии с Законом Божьим. Бог просто и доступно пояснил его людям – как разумное Слово. И этот Порядок многократно раскрывался – и в Библии и в слове богочеловека Иисуса Христа. Высшая сущность мироздания оказалась Текстом, Логосом. И в человеке, обществе, государстве этот Текст, с точки зрения богословов, должен был осознаваться и актуализироваться – раскрываться в поступках и действиях. Так, земным правителям нужно было быть примером служения заповедям божьим – олицетворением нормы, ценности Порядка для всех.

Конечно, в действительности, правители совсем не соответствовали этим предписаниям, и смысл жизни видели в захвате земель, роскоши и власти. Народы тоже должны были служить, принимая служение как смирение не перед земными царями, а перед их ролью помазанных пастырей – защитников людей, вверенных под покровительство Богом. Все добродетели, определяющие смысл жизни простого человека и правителей, рассматривались через их соотнесение с христианской нравственностью – нормами милосердия, искренности, скромности, ответственности, веры, надежды и любви. Гармония земного и небесного была возможной только тогда, когда с этих добродетелей начинались поступки и действия всех и каждого.

В эпоху Ренессанса понимание смысла жизни еще балансировало на грани – между светом и тьмой, стремлением к личному благу и благу общему. Гуманисты пытались утвердить установку о самосовершенствовании человека ради целей общего процветания. В развитии способностей ума, духа – в чтении, занятиях творчеством и наукой они еще видели путь, смысл жизни, истинно связывающий человека и мир. Надежду на движение по этому пути им давал пример Иисуса Христа, в чьей божественной и человеческой природе сливались все абсолютные возможности Создателя. Человек, созданный по образу и подобию, с точки зрения философов-гуманистов, мог стремиться к этому совершенству Творца. В трактатах гуманистов-«политологов» давались практические рекомендации правителям и обычным людям: как им нужно развивать возможности – что читать, как одеваться, как себя вести в разнообразных ситуациях. Почти в каждом трактате напоминали об уважении достоинства других людей, о равенстве всех перед Богом и людьми, о правах и обязанностях.

Однако такие высокие идеи в определении смысла жизни продержались в размышлениях только до конца Ренессанса. Развитие науки и техники, колонизация, становление капиталистических отношений привели к вымыванию представлений о гармонии, основанной на осознании связи человека и мироздания, человека и Бога, первенстве морали и приоритете интеллектуального совершенства. Была выхолощена та самая космическая глубина постановки целей жизни: да, идти стало гораздо проще – к собственному дому, счету в банке, лампочке и автомобилю; но, вместе с тем, путь стал совсем недалеким.

С эпохи Нового времени смысл существования приземлили – восхищение природой превратили в освоение, борьбу с ней ради комфорта. Вспомните, например, идеи о развороте рек вспять! Или нынешние безумные установки о праве определения половой принадлежности, узаконенные операции по смене гендерной природы. Эти «гуманные нормы» - то же разворачивание рек, та же потенциальная катастрофа человеческого рода. И если к Земле, благодаря «зеленой» экоповестке (это всего лишь бизнес, к сожалению) стали относиться уважительнее, то человеку, по-прежнему, приходится рассчитывать только на псевдогуманизм, его цели тела, а не духа.

Русские философы не остались в стороне от проблемы определения смысла жизни, целеполагания человека и культуры, государства и правителя. И, отмечу, что в отечественной мысли у каждого ученого постоянно подчеркивалась связь многого с Единым – народа с духом, Богом, разумностью, нравственностью. Лишь у некоторых просвещенцев (мы их рассматривали в прошлой статье – ссылка) проскальзывали идеи приземленной нововременной Европы. Основной массив великих – Ф. Достоевский, Л. Толстой, И. Ильин, В. Розанов, Вл. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский, С. Булгаков – писали о вершинах определения смысла существования. И делали они это всегда не в сухих и скучных философских абстракциях в конкретике – размышляя о революционной трагедии судьбы России, о смыслах национальной истории и культуры.

Так, у В. Розанова в «Опавших листьях» скорбь о России. Он пишет о том, что это чувство и есть выражение любви. Государство для него – не территория, технологии, ремесла или власть. У Розанова это система представлений о должном. Если проще: государство – единство представлений о смысле бытия. Именно это составляет народ, культуру и цивилизацию. А не границы или фабрики. Поэтому «царство» для философа – то, что строят с терпением и страданием. А построенное народ не будет разрушать, потому что слишком много душевных сил в него было вложено. Все искусственное, чужое не удержится – будет смыто, как следы на песке. Потеряв связь с космосом и Богом, по Розанову, человек остался блуждать в истории и делать «необходимые дела», не понимая более смысла своей жизни. Это функциональное существо несчастно. Обрести снова связь с мирозданием можно только через любовь – любовь в семье. Смысл жизни для Розанова – мистичность семьи, понимание ее связи с гармонией мироздания. Но такая семья почти потеряна. И без нравственного начала ее не обрести. Получается, что Розанов вернулся к древнейшим представлениям мировой философии – показал зависимость служения одного общим целям, семьи – Единому. И указал ключ к связи – любовь.

В.В. Розанов

Иван Ильин тоже поставил смысл жизни на нравственное основание. Начинается путь с осознания свободы духа. Именно свобода – та сила, которая может привести человека к выполнению предначертания. Пока не будет внутренней свободы, кто-то другой будет вести нас. Помните выражение античных стоиков о заданности жизненного пути? «Кого-то судьбы ведут, а кого-то тащат» - так сказал Клеанф, а затем повторил Сенека. Оба подчеркнули то, что существует Порядок бытия, и смысл жизни человека состоит в том, чтобы осознать его и двигаться по пути свободно. Без осознания идти придется, но дорога будет чужой и трудной. Наш И. Ильин, по сути, продолжил древних философов, указывая на то, что именно свобода позволит добиться истинных целей. Только свобода может привести к предначертанному. Развитие этой силы, подкрепленное скромностью, ответственностью и добром – смысл жизни русского человека. А помощь другим в ее осознании – мессианская функция России. 

И.А. Ильин

С восточными, античными и русскими философскими учениями трудно не найти созвучие сегодня. Искать смысл жизни в условиях политических катастроф для себя лично – абсурд и трагедия. Искать смысл существования народа и государства в достижении условных мест на экономической арене – такие же абсурд и трагедия. Где же тогда взять основания для мыслей и поступков своих и социальных? На что нанизать распадающееся существование личности и страны? На баланс внутреннего и внешнего мира, на космос духа и космос природы. Только осознание этого древнейшего представления о гармонии и установление нравственных правил ее поддерживающих может помочь нам подняться со дна пропасти, стать сильнее духом и повести за собой остальное человечество.

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной