III. МАТРИЦА ЛЮЦИФЕРА
В периоды духовного и интеллектуального безвременья неожиданное начинает играть важную роль в жизни как отдельных людей, так и народов. Разве ожидали народы СССР краха и расчленения их страны? Сегодня они знают, что это был неожиданный для них результат сговора национальных элит, нарезавших вотчины собственной Власти из территории бывшей общенациональной империи. И если бы даже не было перед этим национального референдума, подтвердившего нерушимое единство страны волей ее народов, участники сговора должны были быть объявлены государственными преступниками и предателями, со всеми приличествующими последствиями. А что сделали народы?
Насколько неожиданным стало явление Гитлера в цивилизованной Европе, столь же неожиданным может стать глобальный гитлеризм, но уже во всем мире. И что сделают народы? Возмутятся? Каков был их ответ на появление Гитлера? Не они ли первые в Европе встали под его знамена? Историки и философы, как и миллионы простых людей придут в изумление и скажут, что этого они никак не ожидали. «Как Бог это допустил?» – будут недоуменно спрашивать они друг друга и моргать. Конечно, они будут полагать, что ни в чем не виноваты. Такая вот неприятность!
Возможно, если бы теория фашизма существовала тогда и преподавалась в западной Европе начала ХХ века, феномен Гитлера просто бы не состоялся. Но если нет такой теории, с помощью которой народы реагируют на опасность и имеют о ней ясное представление, их будущее всегда чревато явлением Черных лебедей с последующими стенаниями: «Как же это все так произошло?».
Возможность тотального поражения современной цивилизации злокачественным процессом по типу фашизма существует. Ведь уходящая эпоха – это проект политический и глобальный. Ни много, ни мало, это был проект будущего для всего человечества. За ним стояли и стоят глобальные интересы не классов, не рас, не этносов, как объясняли массам глобальные игроки, но интересы самих этих глобальных игроков, использующих массовые идеологии инструментами в борьбе за Власть, и у которых массовые интересы вызывают то же раздражение, как понятия «демократия», «народ» и «культура». Независимо от идеологии, проект модерна имел единственный финал – глобальный олигархат, концентрирующий в руках немногих глобальную Власть, мировые деньги и мировые военно-технические ресурсы. И если судить по итогам мировых потрясений и войн, план, каким бы фантастическим не казался, воплощается: олигархат обретает институциализацию и легитимность в ХХ веке, особенно, во второй его половине – после Второй мировой войны. Именуемый и «мировой финансово-политической элитой», и «глубинным государством», олигархат все менее скрывает своих менеджеров и управленцев, и открыто заявляет цели. Однако, народы, в том числе, и самые революционные в прошлом – молчат. А есть ли еще эти народы, сохранились ли они?
Действия олигархата, в отличие от правительств, показывают, что вопросы культуры и ценностей его заботят чрезвычайно – именно на этих площадках и происходит сборка онтологических сообществ – народов, которые могут заявить права на Власть и историческую субъектность. Именно этим народы, в отличие от вненациональных гражданских обществ, составляют смертельную опасность для олигархата. Поэтому олигархат под свои интересы редактирует историю. Образ фашизма смягчается – уничтоженный «силами света», он дается как феномен, который в том прошлом, куда возврат невозможен. Сам Гитлер становится «домашним» героем комиксов наравне с «Параллаксом» (DC Comics) или «Покровителем Убийц» (Vertigo). Конечно, он – мастер всяческих ужасов, но он – явление единичное, понимать которое обыватель-кролик не обязан: в среде примерных обывателей и их послушных детишек, такой персонаж не появится. Историки и гуманитарии олигархата стойко «держат» эту линию. «Где тот историк, который сумел бы прогнозировать Гитлера?» (Э. Канетти), он – настоящий некрофил (Э. Фромм), он – манихеец, навязавший миру «Битву Богов» (М. Рей). «Если Гитлер не был ни сумасшедшим, ни одержимым… история нацизма остается необъяснимой» (Ж. Бержье, Л. Повель).
Американский историк Дж. Толанд, лауреат Пулитцеровских премий и известный биограф Гитлера, сравнивает его с Меттернихом и Макиавелли: «Если бы Гитлер умер в 1937 году, - пишет он, – в четвертую годовщину прихода к власти, он, несомненно, вошел бы в немецкую историю как один из ее величайших деятелей. По всей Европе у него были миллионы почитателей. Писательница Гертруда Стайн считала, что Гитлер должен получить Нобелевскую премию мира»1. Он приводит шведского ученого, Свена Хедина, заявлявшего, что Гитлер одарен великой неутомимой страстью к справедливости, широтой политического видения, безошибочным предвидением и «подлинной заботой о своих согражданах», и пишет: «Человек, который за четыре года поднял свой народ со дна к самосознанию, гордости, дисциплине и власти, заслуживает благодарности своих сограждан и восхищения всего человечества»2.
На этом фоне история Нового времени подается чередой побед над косностью и авторитаризмом, где современный системный кризис цивилизации оказывается лишь периодом трансформации и перехода к новому. Будущее также обозначено. Не кто-нибудь, но глава Международного Экономического Форума в Давосе, куда быть приглашёнными является честью для каждого президента, и за кем стоит глобальный транснациональный бизнес, Клаус Шваб, видит это будущее как «Stakeholder capitalism» - «капитализм заинтересованных сторон», такое «международное братство производителей» под Властью олигархата, заменяющего авторитаризм как государств, которых не будет, так и производителей, активность которых в цифровой сфере тотального контроля и электронных денег станет жестко ориентированной на «общий результат» – в мире, который будет представлять сумму цифровых платформ глобального управления под единой Властью.
В этом мире все будет принадлежать кругу «справедливых и заботливых» хозяев, где прибыль будет справедливо делиться между всеми, кто честно работает на «общий результат» – стейкхолдерами. Именно поэтому главными качествами политико-экономической системы «Stakeholder capitalism» Шваб называет «порядочность и доверие»3. Доверие необходимо новой элите, которая начнет брать на себя управление миром, ломая всех, кто будет препятствовать утверждению новой системы Власти. Указывая важнейшей вехой на этом пути утверждение глобального управления, в книге «Stakeholder Capitalism» (2021) К. Шваб пишет: «мы более не будем продолжать экономическую систему, движимую эгоистическими ценностями, такими, как краткосрочная максимизация прибыли, уход от налогов и экстернализация вреда окружающей среде. Вместо этого мы создадим глобальное общество и экономику, которые позаботятся обо всех людях на всей планете»4.
В основе этих планов проступает одна и та же матрица, хорошо знакомая и по «корпоративистскому государству» Муссолини, и по «нацистскому государству» Гитлера, и по идеям «тотального управления», восходящим к Французской революции. Это матрица секулярной, нацеленной только на свои собственные интересы сверхчеловеческой Власти, высшей формой которой и является фашизм. Начиная с Французской революции, эта матрица всеми силами старается воплотиться в новой истории. Делает она это под разными предлогами и именами, и декорирует себя золотыми мифами массовых идеологий, – неизменно от имени свободы. Известный американский политолог и исследователь фашизма Дж. Голдберг, само появление матрицы фашизма обнаруживает в начале эпохи Нового времени: «трудно понять, как можно сомневаться в фашистском характере Великой французской революции. – пишет он, – Мало кто станет оспаривать, что она была тоталитарной, террористической, националистической, конспиративной и популистской… и основывалась на принципе, согласно которому страной должен управлять просвещённый политический лидер, призванный стать подлинным выразителем «общей воли».»5.
Поэтому планы финансово-политических элит вряд ли можно счесть полной неожиданностью, чем-то вроде Черного лебедя. Совсем не зря массовому обывателю-кролику постоянно внушается мысль, что фашизм – это феномен из почти древней истории; теории фашизма нет и она совершенно не нужна; нужды изучать первоисточники фашизма вообще за гранью необходимости: вдруг обыватель придумает сравнить написанное с происходящим вокруг? Вдруг обыватель-кролик перестанет быть обывателем, и со всей ясностью увидит, на каком фундаменте возведен современный мир и из какого источника пробивают себе путь идеи Клауса Шваба и его транснациональных партнеров? Перекрывая такую возможность, на рубеже XX–XXI веков понятие фашизм даже в среде интеллектуалов оказывается столь стертым, что утрачивает смысл. Кажется, в него можно включить – или напротив, исключить из него – почти все, что угодно. Так, из фашизма исключают германский нацизм (Д. Лукач), но включают «движение неоевразийства» (А. Умланд), «фундаментальных христиан» (К. Хеджес, Р. Перлстайн) и «Черных пантер» (М. Гарви).
Вместе с тем научные исследования фашизма (Э. Нольте, З. Стернхелл, Д. Флинн, Д. Моссе, Р. Гриффин, К. Вонданг, К. Хольц и др.), позволяют не только выявить его базовые черты, но говорить о нем, как о явлении, которое с 1920-х годов ХХ века вышло на международный и глобальный уровень 6 и которое позволило такому известному «мэтру», как Э. Нольте, рассматривать «эпохой фашизма» почти всю современную эпоху7.
Проходя через Новое время фашизм, казалось бы, уничтоженный великой победой России-СССР над гитлеровской Германией, к началу XXI века, на фоне разрушения СССР и всех массовых идеологий, вновь поднимает голову и становится слагаемым как политической, так и геополитической динамики современного мира, ясно демонстрируя, что он никуда и не исчезал. Как пишет влиятельный американский социолог фашизма Майкл Манн, фашизм есть «крайняя версия господствующей политической идеологии нашей эпохи»8.
По сути, это научно-социологическая констатация, что фашизм является неотъемлемым качеством Нового времени как политического проекта, включая все идеологические системы. И это перекликается с выводами других ученых и исследователей фашизма ХХ века, свидетельствуя, что в среде девальвации культуры и человеческой жизни, главными ценностями оказываются не материальные блага и даже не деньги, но Власть. Самооценка такой Власти идет не перед другим человеком или народами, чье мнение вообще не интересует глобальные элиты – но перед теми, с кем они себя соотносит: перед сверхчеловеком, преодолевшем в себе все человеческое, и даже перед Богом.
В рамках исследований, фашизм оказывается не отдельной идеологией, противостоящей идеологиям модерна, но единой идеологией Власти в постгуманистическом и нигилистическом мире – методологией ее достижения, укрепления и безграничного расширения. По мнению крупнейшего немецкого философа ХХ века П. Тиллиха, в таком качестве фашизм может оказываться слагаемым любой идеологии проекта модерна – единой матрицей, пробивающей дорогу к Власти в ипостасях как либерализма или нацизма, так и коммунизма. В таком качестве фашизм, замечает П. Тиллих, становится общей всем идеологиям их радикальной формой9. При этом характер и содержание идеологии не играют роли: как универсальная идеология Власти в антиценностным мире, фашизм реализует одну-единственную цель – утверждение абсолютной Власти политической группы «пучка джентльменов» (fascio) над всеми, с применением ими государственных и надгосударственных военно-политических институтов и финансовых структур, а также с использованием любых способов – включая террористические и откровенно криминальные.
Это и есть суть Власти глобального олигархата, который сегодня пытается подмять все страны, все народы и все государства, формируя турбулентный мир перехода к новой эпохе тотальной дегуманизации. Чем раньше народы осознают степень нависшей опасности, тем меньше шансов на реализацию своих идей получат многочисленные уже сторонники олигархата – граница противостояния все явственнее проходит не по геополитическим, но по внутренним границам национальной жизни и будущего. Осознание единства национального «МЫ» и его великой ценности, возвращающей безграничность будущего – единственное противоядие на пути в это будущее. Оно же и воспрепятствует уже сгущающимся неожиданностям.
Литература:
- Толанд Дж. Адольф Гитлер. Кн. I // М.: «Интердайджест», 1993. С 286.
- Там же, С. 286.
- World Economic Forum, 19-th January 2020.
- Klaus Schwab, Peter Vanh Stakeholder Capitalism. A global economy that works for progress, people and planet // World Economic Forum. Published by John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, New Jersey. 2021. p. xvi.
- Голдберг Дж. Либеральный фашизм // М., Рид Групп. 2012. С. 20.
- C. Landauer, H. Honegger (Hg.). Internationaler Faschismus. Beitrage uber Wesen und Stand der faschistischen Bewegung und uber den Ursprung ihrer leitenden Ideen und Triebkrafte. Karlsruhe, 1928.
- E. Nolte. Der Faschismus in seiner Epoche. Die Action francaise. Der italienische Faschismus. Der Nationalsozialismus. Munchen, 1963.
- Michael Mann Fascists // Cambridge University Press, 2004. Р. 2.
- Тиллих П. Избранное. Теология Культуры // М., Юрист, 1995. С. 401-402.