О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Православный храм: сокровенные символы
Православный храм: сокровенные символы

«Основание дома Божия, Церкви, — Сам
Христос, стены — закон Божий, столпы
— апостолы, евангелисты, учители,
покров — Дух Святый»

Св. Димитрий Ростовский

Храм для русского человека – место для моления, покаяния, утешения, очищения души, возвышения, прикосновения к Горнему. Сюда приходят, чтобы  обращаться к Богу, участвуют в христианских таинствах, соборных молитвах, церковных богослужениях.  Это «дом Господень», в котором присутствует Творец, осеняя его своей благодатью. 

Все в церкви имеет свой символизм, напрямую связанный с Ветхим, Новым заветом и искупительной жертвой Иисуса Христа. Потребность в закреплении и детальном разъяснении символики храма появилась, когда стали возникать еретические учения. С IV века ее начинают описывать в церковных трудах. В IV – VIII веках святые отцы: Софроний, Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник и др. разрабатывают символику в мельчайших деталях.

Обстоятельное знание символизма храма – ключ к сокровенным глубинам православия, его большему пониманию, чувствованию, осознанию. 

Пройдемся по типичной русской церкви – от притвора, к средней части, иконостасу, святая святых – алтарю и, наконец, вернемся в центр средней части, где установлен купол, изучая по ходу движения сакральный смысл архитектуры, росписей, икон, убранства православного храма. Но прежде, чем отправится в путь, обернемся и посмотрим вглубь веков, обратившись к моменту, когда появился первый храм. Также поговорим о том, как менялась церковная архитектура с течением времени, и особенностях русского стиля.

Краткий экскурс в историю храмостроения

Главные черты архитектуры и убранства храма были обозначены уже за 1 500 лет до н.э., когда Бог передал пророку Моисею на горе Синай образ первого храма-палатки из кожи и ковров – скинии Завета: ее расположение, деление на части, предметы, необходимые для службы: кадильница, жертвенник и т.д. 

Обозначающая весь мир скиния, согласно описанию древнеримского историка Иосифа Флавия, имела трехчастное деление. Самая дальняя часть символизировала Небо (Бога) – здесь хранился Ковчег Завета со скрижалями Завета, вторая часть обозначала «землю и море, над которыми свободный путь имеют люди», третья – мир мертвых. 

Через 500 лет царь Соломон взял скинию за образец и возвел в 1014 – 1007 гг. до н.э. каменный храм в Иерусалиме, который также состоял из трех помещений: притвора для прихожан; святилища для священников и святая святых – алтаря.

Первый иерусалимский храм был разрушен, а на его месте построен Второй, который постигла участь Первого. В Третий храм приходил молиться сначала Иисус Христос, затем апостолы. После жертвы Спасителя апостолы стали не только посещать Третий храм, но и собираться для чтения Евангелия и совершения христианских таинств в домах первых христиан. 

Затем последовали столетия гонений на адептов христианской религии, которые были вынуждены скрываться и проводить тайные литургии в катакомбах – подземных храмах. К счастью, этот сложный период в истории христианской церкви закончился в 313 г. н.э., когда император Константин Великий принял закон о свободе вероисповедания. 

Каменные храмы III–VI вв. назывались базиликами. Прямоугольное помещение было разделено на три части (нефа – «корабля»), которые заканчивались полукруглыми выступами – апсидами. Средний неф был выше и шире двух боковых. Предваряли вход в здание притвор и портик (крыльцо). 

Базилики возводились вплоть до V века н.э. Тогда в Византии появился новый тип храма –  крестово-купольный. В его основе было квадратное центральное помещение с четырьмя столбами, на которые опирались несущие купол арки, алтарь завершался тремя полукружиями апсид. 

Византийское наследие на русской земле

После Крещения Руси в 988 году крестово-купольная система была взята за основу при строительстве первых храмов в Киеве, Москве, Пскове, Владимире, Новгороде. Церковные постройки, повторяющие в общих чертах облик византийского храма, в то же время имели чисто национальные черты: меньшее количество окон, полукруглый дверной проем, отсутствие колонн, использование древесины в качестве материала для строительства, луковичное навершие купола. 

Позднее в русской церковной архитектуре сменилось несколько архитектурных стилей: шатровое зодчество, барокко, классицизм и др.  

Начиная со времен Древней Руси вплоть до наших дней русские православные храмы посвящаются Иисусу Христу, Богородице, христианским праздникам, святым, апостолам, знаменательным историческим событиям.  

Но, кому бы ни был посвящен храм, символика его архитектуры, росписи, убранства, везде одинакова. 
Что это за символика? Какие сакральные смыслы включает в себя метафизический словарь православного храма? Разбираемся.

Символика православного храма

Путешествие в мир символизма храма совершим с позиции прихожанина, который сначала воспринимает его снаружи как единое целое, затем оказывается у входа, поднимается по ступенькам, проходит в притвор,  далее в среднюю часть, увенчанную куполом или куполами, если церковь многоглавая, и, наконец, приближается к иконостасу, за которым находится самая сокровенная часть церкви –  алтарь. 

Будем двигаться подобным образом, постигая шаг за шагом все глубже и глубже символизм архитектуры и живописных изображений храма.

Общая символика

Прежде чем оказаться внутри, окинем всю церковную постройку внимательным взглядом. Храм как единое целое – это образ мироздания, Вселенной, все в которой – от крохотной травинки до звезд и планет создано Творцом. Бог незримо присутствует в храме: именно ему он посвящен. 

Обратимся лицом к храму, который «смотрит» на восток – в сторону света, где встает солнце и находится потерянный рай. «Восток» – символ Иисуса Христа, являющегося для верующих «Солнцем правды», от которого воссиял Божественный свет. Совсем скоро мы поднимемся по ступенькам в храм с западной стороны, которая ассоциируется с грехом, адом, тленом и Геенной Огненной, чтобы пройти путь в сторону Света.
Перед нами – единый организм храма, который, как уже было сказано ранее, состоит из трех основных частей: притвора, средней части и алтаря. 

Притвор – земной мир, живущий во грехе, – раньше здесь стояли те, кто решил стать христианином, но пока не принял Крещение, и кающиеся: те, кто совершил грех, или на кого церковь наложила эпитимию. 

Средняя часть – мир горний, где находятся не только ангелы, но и праведники. Кроме того, это уже обоженное земное бытие – новое небо и земля, Царство Божие. В ветхозаветном храме средняя часть была святилищем, куда могли заходить только священники, мирянам вход туда был закрыт. Сейчас же средняя часть – место, где могут находиться прихожане, так как после принесенной Спасителем жертвы Царство Божие открыто для всех. 

Алтарь – аллегория бытия Божьего. В ветхозаветном храме он назывался святая святых.

И, как и в ветхозаветные времена, алтарь по-прежнему – самое священное помещение храма. Здесь творится Таинство Евхаристии (превращение хлеба и вина в плоть и кровь Христову), и восседает на престоле сам Господь, ниспосылая всем присутствующим в храме свою благодать. 

Вход в храм: паперть

Осмотрев храм снаружи, поднимемся по ступенькам на паперть – небольшую площадку перед самым входом. Церковь отличается от житейского мира, находится вне его, поэтому и нужны ступени – возвысить душу человека, который по ним поднимается, показать ему неземную суть храма.

Притвор (Трапеза)

Открываем дверь и оказываемся в притворе – аду, «стране мертвых» в противовес алтарю – раю, «стране вечной жизни». Здесь продают свечи, церковную литературу и все для домашнего алтаря, оставляют дары для Церкви и помощь нуждающимся. Иначе притвор называется также трапеза, так как раньше здесь кормили нищих в честь церковных праздников или поминовения умерших. 

Чтобы напомнить о том, что нам закрыт вход в рай после совершенного Адамом и Евой греха, здесь расположены росписи на тему изгнания из рая, которая считается точкой отсчета земной истории.

Красные врата

Находясь в притворе, обратимся лицом на восток. Перед нами – двери из двух створок или Красные врата – символ входа в Царствие Небесное.

Над вратами – изображение Страшного суда – олицетворение конца земной истории, когда Бог отделит праведников от грешников, воздав по делам и воле нашей. 

Средняя часть храма

Пройдем через Красные врата в среднюю часть храма – обоженный тварный мир и Царствие Небесное, где пребывают ангелы и праведники. 

Прямо в центре – икона «Голгофа». Образ Распятого Христа – зримое напоминание о смертной муке и страданиях, которые пришлось претерпеть Ему ради нашего спасения. Справа от «Голгофы» – образ «Богоматери», слева – «Иоанн Богослов».  

Храм держится на четырех стенах, символизирующим четыре народа в четырех сторонах света, то есть весь мир, охваченный Вселенской Церковью. Именно поэтому росписи стен представляют священную историю Церкви от начала времен – Ветхого Завета – к Новому Завету и концу историю – Страшному суду, изображение которого мы видели на западной стене над Красными вратами в притворе. 

Что же касается северной и южной стен, их росписи – это Закон Божий в красках: события из Ветхого завета, земной жизни Христа, Богоматери, апостолов, устроителей Церкви и т.д. Тут мы видим представителей Церкви Небесной: апостолов от семидесяти, святых (преподобных, святителей, мучеников, князей), которые самоотверженно следовали при жизни христианской вере и проповедовали ее другим людям. Теперь они продолжают свое служение на Небесах, передавая просьбы верующих – Церкви Земной, самому Господу. 

Алтарь

Теперь приблизимся к самой сакральной части храма – алтарю, бытию Божьему, где пребывает благодать Творца. Слово «алтарь» переводится с латыни как «возвышение». Алтарь, действительно находится выше других помещений храма – приподнятый над обыденностью, он направляет наше внимание ввысь – к Богу. 

В центре алтаря (центре бытия, средоточии мира) расположен Святой Престол, который является одновременно престолом Единого Бога-Творца и Христа Вседержителя. Четыре стороны престола – олицетворение четырех Евангелий и сторон света, где они распространяются. Также это символ четырех ипостасей Личности Христа, который являлся одновременно Великого Совета Ангелом, Жертвой, принесенной во имя спасения людского рода, Царем мира и человеком. Эти ипостаси Спасителя, в свою очередь, соответствуют четырем существам, которых увидел на Божественном престоле в Храме небесном святой Иоанн Богослов: Орлу (высшая, ангельская природа), Тельцу (Жертва), Льву (Сила и власть Царя Небесного) и Человеку (человеческая природа). 

Христос Вседержитель восседает на Святом Престоле вместе с апостолами, таким образом присутствуя в алтаре. Также он пребывает здесь в Святых Дарах – Теле и Крови Хритовой, используемых для совершения Величайшего церковного Таинства – Евхаристии. 

Перед алтарем находится преграда из нескольких рядов икон – иконостас – Церковь Небесная во главе с ее создателем – Господом Иисусом Христом. Явленные в иконописных изображениях иконостаса свидетели мира Невидимого – представители Церкви Небесной молятся вместе с находящимися в храме прихожанами – Церковью Земной. Будучи посредниками между Небом и Землей, Горним и Дольним, они недаром размещены на границе между средней частью храма – обоженной землей и алтарем – вышним миром.

В центре иконостаса размещены Царские врата, откуда исходит сам Господь Иисус Христос, присутствуя в Святых Дарах – Теле и Крови при совершении таинства Причастия. 

С правой стороны от Царских врат в самом нижнем ряду иконостаса – образ Христа Спасителя, за ним следует икона местного святого или изображение священного события, которому посвящен храм. С левой стороны – Божья матерь. Образы Иисуса Христа и Богородицы, молящей Господа о нашем спасении, – напоминание о том, что именно Спаситель и Его Матерь открывают верующим вход в Царство Небесное. 

Также в нижнем ряду иконостаса находятся почитаемые именно в этом храме святые и праздники.

Следующий ряд иконостаса – деисусный, где находятся представители Церкви Небесной, молящиеся за нас. Третий ряд – праздничный с иконами, рассказывающими о главных событиях из жизни Иисуса Христа и Богоматери: «Благовещение», «Рождество Христово», «Крещение», «Преображение», «Вознесение» и т.д.

Второй ряд – образы представителей Церкви Ветхого Завета от Моисея до Христа: пророки, первосвященники, цари и т.д., в центре – Давид, Соломон и Даниил. И, наконец, самый верхний ряд – праотеческий. Тут – Церковь Ветхого Завета самого раннего периода священной истории – от первого человека Адама до Моисея: Адам и Ева, Авель, Ной, Авраам и др.

Солея и амвон

Алтарь и иконостас расположены на едином возвышении, которое частично выходит за пределы алтаря в сторону молящихся. Часть пространства от иконостаса до края возвышения называется солея, на которой во время службы стоят чтецы и певцы, олицетворяющие славящих Бога ангельские силы. 

В центре солеи – полукруглый выступ – амвон – символ места проповеди Христа и камня, который отодвинул Ангел от Гроба Господня, возвестив о Воскресении Спасителя, сделав тем самым все человечество причастным Его бессмертию. Поэтому недаром на амвоне совершается Причастие – возможность посредством хлеба и вина вкусить Тело и Кровь Христову, приобщившись в Жизни Вечной.

Столпы, своды, купол, паруса

Пройдя от предела к средней части храма и алтарю, вернемся в центр храма, чтобы изучить символику опор, сводов и купола.

Опоры или столпы выступают из стен и поддерживают купол. Они символизируют «столпы Церкви» – тех, кто проповедовал Божье слово, вел праведную жизнь, совершал подвиги во имя христианской веры и распространил ее по всей земле: апостолы, мученики, подвижники, святители, епископы, учителя Церкви.

Столпы несут арки и своды, которые намекают на плавность, обтекаемость небесного свода.  

На четырех центральных столпах в самом центре храма – купол, увенчанный маковицей главы с крестом, которая является символом Небесного пламени и жертвы Христа. 

Купол – это Небо, а расположенная под ним нижняя часть храма – Земля. На внутренней поверхности купола – образ самой высокой из возможных вершин – стоящего во главе Вселенской Церкви Христа Вседержителя. 

В барабане купола – ангельские силы: архангелы, херувимы, серафимы, которые присматривают за живущими на земле людьми, помогая таким образом Небесному Царю – Господу Иисусу Христу править миром.

Ниже – на парусах, там, где своды переходят от центрального объема храма к барабану, изображены святые евангелисты: Иоанн, Матфей, Марк, Лука с существами, увиденными пророком Иезекиилем на Небесном Престоле: Орлом, Человеком, Львом и Тельцом.

Опираясь на крепкие «столпы церкви», поднимаясь к евангелистам на парусах, ангельским силам в барабане купола и, наконец, устремив взгляд к парящему над всем пространством храма образу Христа Вседержителя, возвышаешься духом, настраиваешь свой внутренний камертон на Небесные вибрации, купаешься в лучах бессмертного Солнца Мира – Господа Бога Иисуса Христа. 

Он Средоточие, Центр мироздания, тот, кто, по словам святителя Григория Богослова, «разделяет по достоинству, правдиво судит..., чтоб лучшее владычествовало над худшим, а худшее не восставало против лучшего», тот, кто показал нам свет в конце туннеля и даровал Бессмертие. 

Каждый из стоящих на Земле храмов посвящен Христу, каждый пришедший в церковь получает Его Высочайшую Защиту, Помощь, Духовное водительство и Покровительство. Объединяя собой все символы в храме, Спаситель выражает главный смысл христианского вероучения – Преображение и Спасение Души. Все же остальное – только дополнения, раскрывающие и показывающие многочисленные грани Единого смысла.

Источники: 

  1. Галина Калинина, «Символика и устройство православного храма» – www.azbyka.ru/
  2. Олег Стародубцев, «Символика православного храма» – www.pravoslavie.ru/
  3. Михаил и Татьяна Кудрявцевы, «Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм» –  www.studfile.net/
  4. Николай Троицкий, «Христианский православный храм в его идее. Опыт изъяснения символики храма в системном изложении – www.rusarch.ru/

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной