Российские ученые научились бороться с раковыми опухолями по методике бор-нейтронозахватной терапии. Это первый в мире подобный эксперимент на крупных млекопитающих. Он станет серьезным шагом к клиническим испытаниям на людях.
Новосибирский государственный университет совместно с Институтом ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН) представил успешные результаты эксперимента по лечению домашних животных со злокачественными опухолями по методике бор-нейтронозахватной терапии (БНЗТ). Это первое в мире исследование in vivo на крупных млекопитающих с использованием подобного ускорителя. Об этом сообщает пресс-служба ИЯФ СО РАН.
БНЗТ — это метод, который позволяет избирательно уничтожать клетки злокачественных опухолей, при этом не трогая здоровые клетки. В рамках эксперимента было пролечено 15 кошек и собак со злокачественными опухолями. Эксперимент проводился in vivo, то есть непосредственно на живых организмах. Отбором, подготовкой и клиническим сопровождением животных занималась Лаборатория ядерной и инновационной медицины НГУ совместно со специалистами ветеринарных клиник.
Так, кошкам и собакам вводили препарат адресной доставки бора, затем их погружали в медикаментозный сон и фиксировали под ускорителем. В среднем процедура облучения длилась два часа. В это время ученые проводили мониторинговый контроль основных физиологических параметров животных. Весь период после лечения собак и кошек протекал под постоянным наблюдением сотрудников лаборатории и ветеринарных врачей, которые отслеживали динамику опухолей и параметры общего состояния подопечных.
«Эксперимент является одним из значимых результатов длительной совместной работы НГУ и ИЯФ по отработке методики БНЗТ. За 50-летнюю историю методики по всему миру было проведено достаточно много экспериментов, но до сих пор в публикациях не отмечалось исследований на крупных млекопитающих с использованием ускорительных источников нейтронов. В этом отношении мы являемся абсолютными лидерами. Можно констатировать, что эффект БНЗТ получен не только на клеточных культурах и лабораторных мышах, но и на крупных млекопитающих — кошках и собаках, а в дальнейшем, возможно, на кроликах и свиньях. В широком смысле это обязательный этап внедрения БНЗТ-технологий в медицинскую практику», — рассказал автор исследования, заведующий Лабораторией ядерной и инновационной медицины физического факультета НГУ кандидат медицинских наук Владимир Каныгин.
Ученый также отметил, что эксперимент включал только животных со спонтанными опухолями (а не привитыми, как у лабораторных мышей). Дело в том, что у кошек и собак, как правило, развиваются сходные виды рака в тех же органах, что и у людей. Кроме того, биологические и терапевтические реакции на опухоли у домашних животных являются лучшими моделями реакций тканей человека, чем тела мелких грызунов.
Интересно, что некоторых «пациентов» приходилось облучать дважды. «У одной собаки на морде была такая большая опухоль, что “съела” всё контрастное вещество на КТ. После облучения на морде практически ничего не осталось. Собаке снова сделали КТ с контрастом и обнаружили четыре метастаза в легких. Облучили повторно. Сейчас собака жива и здорова, это отражено в статье», — отметил научный сотрудник ИЯФ СО РАН кандидат физико-математических наук Дмитрий Касатов.
Ученые продолжат исследования, чтобы поделиться с московскими коллегами новыми наработками. Ожидается, что конечным итогом совместной работы НГУ и ИЯФ станет усовершенствование разных аспектов основной технологии БНЗТ на ее доклиническом этапе.