Когда произносишь слова «герой Отечества», перед глазами мгновенно появляется образ какой-нибудь героической личности, которая принимала участие в военных действиях: к примеру, боях Первой мировой, Великой Отечественной, Чеченской войны. Но герой - это не только тот, кто отдал свою жизнь в схватке с врагом, защищать Родину можно и в мирное время – стоять на страже ее интересов, рискуя своей жизнью, спасать соотечественников от стихийных бедствий, пожаров, неминуемой смерти.
Каждый год в нашей стране присваивается звание Героя Российской Федерации мужественным, отважным людям, гражданам России с большой буквы, которые, жертвуя собой, демонстрируют чудеса смелости, решительности и силы духа. Часто это почетное звание присваивается посмертно.
Посмертно звание Героя Российской Федерации было присвоено заслуженному военному летчику Российской Федерации, командиру пилотажной группы «Русские витязи», начальнику 237-го гвардейского Центра показа авиационной техники ВВС России, полковнику Игорю Ткаченко. Он трагически погиб, пожертвовав собой ради спасения мирных российских граждан, в 2009 году в самом расцвете сил – ему было всего 45 лет – накануне авиасалона «МАКС-2008» во время репетиции пилотажной группы «Русские витязи». Его гибель потрясла не только его товарищей, семью, родственников, а и всю Россию.
В нашей публикации мы расскажем о подвиге этого смелого летчика, который в критической ситуации сделал единственно правильный выбор, и покажем, как формировался и оттачивался характер героя в течение всей его жизни, которую он от первого вздоха до последнего отдал Небу – его исследованию, покорению, преодолению.
Покоритель Неба. Выше только Бог
Игорь Ткаченко родился 26 июля 1964 года в поселке Венцы-Заря Гулькевичского района Краснодарского края. В школьные годы вместе с родителями переехал в город Тында Амурской области. Здесь будущий военный летчик получил среднее образование в школе №7.
Уже в детские и юношеские годы Игорь проявил себя как сильную личность, лидера с чрезвычайно твердым и настойчивым характером. За что бы он не взялся, к какой бы цели не стремился, обязательного добивался результата. Тренировал силу воли и выносливость закаливанием и регулярными упражнениями – в занятиях не давал себе поблажки – подтягивался на турниках даже в сильные морозы. При этом нос перед сверстниками не задирал, относился к друзьям и товарищам открыто, просто, с душой. В свободное время от учебы и тренировок даже писал юношеские стихи.
Это сочетание упорства и простоты, решительности и доброты в дальнейшем позволили Ткаченко, как достичь высот в управлении самолетом, так и заслужить любовь и уважение друзей, членов семьи и сослуживцев. Будучи душой компании, вечным мальчишкой, он быстро находил точки соприкосновения со всеми, с кем довелось встретиться на жизненном пути. Яркий, заметный, веселый, талантливый, Игорь покорял своей многогранностью – не только показывал высший пилотаж в Небе, но и отлично разбирался в нетрадиционной медицине и автомобилях – второй своей неизменной страсти после самолетов.
Профессиональное образование в области военной авиации Ткаченко получил сначала в Борисоглебском высшем военном авиационном ордена Ленина Краснознаменном училище летчиков им. В.П. Чкалова, закончив его в 1985 году, а затем, спустя пятнадцать лет летной карьеры в качестве летчика-инструктора, продолжил его в 2000 году в Военно-воздушной академии имени Ю. Гагарина в поселке Монино Московской области – высшем учебном заведении, которое занимается подготовкой командных кадров для военной авиации.
В 1987 году летчик поступил на работу на военный аэродром (авиабазу) Кубинка, где служил вплоть до 1989 года, освоив за годы службы управление российскими многоцелевыми истребителями Су-35 и Су-27, сверхзвуковым истребителем МиГ-21, учебным самолетом МиГ-29. реактивным учебно-тренировочным самолетом Л-29, зарубежными самолетами – многоцелевым истребителем «Мираж» (Франция) и легким многоцелевым самолетом F-16 (США). В общей сложности в Кубинке летчик налетал 2 300 часов, приобретя профессионализм и огромный опыт.
«Русские витязи». Ас высшего пилотажа
Однако, как человек, который привык всегда идти только вперед, преодолевая с каждым шагом все более трудные и неизведанные рубежи, в 1989 году Игорь Ткаченко решил заняться высшим пилотажем, добиться мастерского управления истребители.
В 1993 году он вошел в состав группы «Русские витязи» 237-го гвардейского Проскуровского Кразнознаменного ордена Кутузова 3-й степени и Александра Невского (центра показа авиационной техники имени И. Н. Кожедуба (237-й ЦПАТ)) – пилотажного подразделения, созданного из лучших летчиков авиабазы Кубинка.
Группа выполняла сложные фигуры группового высшего пилотажа на тяжелых истребителях: «бочка», «фонтан», «ножницы», «колокол», петля Нестерова, вираж на форсаже, «стрела» и др. При выполнении подобных фигур управлять истребителями очень сложно. Такое под силу только настоящим профессионалам летного искусства, к числу которых относился и Ткаченко. В других странах пилотажные группы поднимаются в небо только на учебных самолетах или на облегченных боевых, и только у нас, в России, пилоты смогли освоить для высшего пилотажа такую тяжелую технику, как истребители.
Летчик Ткаченко участвовал, как в групповом, так и одиночном пилотаже (ему удавалось почти невозможное – полеты на предельных режимах Су-27) и стал одним из самых лучших пилотов «Русских витязей».
С 1997 года Игорь выполнял полеты как внешний ведомый пилотажной группы: дважды стал участником авиасалона «Чжугай-1998», принимал участие в демонстрационных показах в городах России и за границей, Международном авиационно-космическом салоне «МАКС – 2001».
В мае 2002 года Ткаченко стал командиром «Русских витязей». 10 декабря 2002 года в небе над Кубинкой группа впервые показала свое мастерство под началом нового руководителя. В 2004 году, включив в программу выступлений совместный полет с пилотажной группой «Стрижи» – 9 самолетов в строю «ромб», весь комплекс фигур пилотажа сразу, Ткаченко вместе с другими членами команды поставил мировой рекорд – подобного за всю историю авиации никто никогда не делал. Еще одно достижение «Русских витязей» и ее командира – первое место за высокое летное мастерство в классе группового пилотажа на реактивных самолетах и золотые медали FAI (Международной авиационной федерации), завоеванные в начале 2006 года в Объединенных Арабских Эмиратах.
До 2007 года командир группы выступал с «Русскими витязями» на Фестивале пилотажных групп в Жуковском, «Асы Второй мировой войны» в Монино, гидроавиасалоне в Геленджике, в городе Дудинка (полуостров Таймыр), Международных авиационно-космических салонах «МАКС», в Китае и т.д.
Россиянам надолго запомнятся полеты «витязей» и «стрижей» в совместном строю на воздушном параде над Красной площадью 9 мая 2005 года и 9 мая 2007 года на высоте всего 300 метров! В 2007 году гвардии полковник Игорь Ткаченко как ведущий летчик пилотажной группы поздравил ветеранов с Великой Победой непосредственно из кабины своего Су-27.
В каком бы месте не появлялись «Русские витязи», будь то наша страна или заграница, их выступления вызывали восхищение и бурные аплодисменты зрителей. Однако мало кому приходило в голову, что подобное совершенство – результат напряженного труда и колоссальных усилий. Регулярные многочасовые тренировки, бесконечное оттачивание летного мастерства, постоянное преодоление себя, полеты на пределе человеческих возможностей во имя блестящего результата – вот, что такое высший пилотаж.
Игорь Ткаченко знал, как никто другой, что такое выкладываться по полной, чего стоит новая сложная фигура в программе выступлений, сколько сил и терпения нужно вложить, чтобы добиться очередного рекорда и вызывающего восторг полета.
Знал и то, что профессия летчика напрямую связана с возможной опасностью и необходимостью принимать верные решения в критической ситуации. В небе ошибка и промедление смерти подобны.
И даже так бывает – решение правильное, но летчик не обладает достаточной компетенцией, чтобы учесть все обстоятельства. Так случилось на авиасалоне в Малазии в декабре 1995 года, когда погибли четыре отважных «Русских витязя». При заходе на посадку на аэродром Камрань пилоты не увидели гору, скрытую в облаках, и, врезавшись в нее, разбились насмерть.
В тот день Игоря Ткаченко от гибели два раза спасло чудо. Первый раз, когда возникли неполадки с самолетом и он пересел на идущий в сопровождении Ил-76. Второй – когда пилот Ил-76 в самую последнюю минуту сумел заметить гору и увести «крылатую птицу» в сторону, чтобы избежать столкновения.
Последний полет. Подвиг Игоря Ткаченко
Дважды летчик выиграл у судьбы право на жизнь. Но уже следующий раунд оказался роковым.
В 2009 году Игорь Ткаченко занимался подготовкой к своему последнему выступлению – на Международном авиационно-космическом салоне «МАКС-2009». Уже был написан рапорт об отставке, оставалось всего только один раз подняться в небо в составе «Русских витязей». А дальше – можно работать в другом месте и больше времени проводить с семьей – женой Галиной и детьми – Игорем и Дашей.
Ас высшего пилотажа, маэстро, как называли его коллеги, даже не предполагал, что последний полет в составе «витязей» станет последним в его жизни.
Это случилось 16 августа 2009 года.
Стоял теплый ясный летний день. У пилотов «Русских витязей», которые отрабатывали заключительный тренировочный полет над городом Жуковским накануне открытия «МАКСа – 2009» было отличное настроение. Ничто не предвещало трагедии. Тренировка прошла «на ура», пилоты собирались в строй, чтобы вернуться в полном составе на аэродром. Игорь Ткаченко летел на двухместном истребителе Су-27УБ вместе с Игорем Куриленко. Командир хотел как можно скорее вернуться на аэродром, а потом провести вечер со своей семьей.
Резкий удар о борт самолета прервал ход мыслей. Одноместный истребитель Су-27, которым управлял подполковник Виталий Мельник, на полном ходу столкнулся с самолетом с Ткаченко на борте.
В результате столкновения Су-27УБ загорелся. Мельник и Куриленко сразу же катапультировались. Ткаченко же не покинул борт самолета, приняв решение увести истребитель в сторону от жилых домов – спасти людей из поселка внизу, на земле, от неизбежной гибели. Отвел истребитель на максимально возможное расстояние и катапультировался из разрушающегося прямо в воздухе самолета. В результате неисправности (некоторые эксперты считают, что парашют загорелся, еще одни, что пилоту не хватило высоты) парашют не раскрылся и Ткаченко трагически погиб.
От падения Су-27УБ на землю пострадали несколько человек – погибла жительница поселка «Сосны-2», еще четыре человека получили ожоги. Трудно представить, сколько еще могло быть жертв, если бы не героический поступок ведущего летчика «Русских витязей», которой увел самолет от населенного пункта, сумев тем самым спасти огромное количество жизней.
«Боевые» товарищи Игоря Ткаченко тяжело восприняли гибель своего любимого командира, отменив все свои показательные выступления на «МАКС-2009». И только в последний день салона, 23 августа, в память о своем друге и коллеге летчики совершили полет «ромбом» в небе над городом Жуковским.
19 августа 2009 года командир пилотажной группы «Русские витязи», заслуженный военный летчик, гвардии полковник Игорь Ткаченко был похоронен недалеко от места базирования «витязей» – на кладбище села Никольское рядом с городом Кубинкой.
«Он настоящий русский мужик – здоровый, умный, преданный авиации»
Указом Президента Российской Федерации № 966 от 22 августа 2009 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга, гвардии полковнику Игорю Валентиновичу Ткаченко было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. Его семье вручили знак особого отличия Героя – медаль «Золотая Звезда».
Отдавая дань памяти отважному летчику Игорю Ткаченко, герою, который всегда преданно служил своему Отечеству, в городе Жуковском на месте его гибели был открыт памятник, имя пилота было присвоено средней общеобразовательной школе №7 города Тында Амурской области и Кубинской средней общеобразовательной школы №1 Одинцовского района Московской области, также в честь него была назван астероид 269390 (2009 QA34) – Igortkachenko.
Закончить публикацию мы хотим высказыванием об Игоре Ткаченко почетного президента Международного авиационно-космического салона «МАКС» Магомета Толбоева: «Он настоящий русский мужик – здоровый, умный, преданный авиации!»
Настоящий мужик Герой Российской Федерации Игорь Ткаченко всегда был для других образцом мужества и силы духи, маэстро, асом, высокопрофессиональным летчиком, который сумел расширить пределы человеческих возможностей, выписывая в небе немыслимые фигуры на тяжелом истребителе. Небо было его жизнью, его судьбой. И оно же стало его последним пристанищам, куда он, улетел, молодой, умный, смелый, на своем реактивном Су-27 навсегда.
Источники:
- www.russianknights.ru/istoriya/ – авиационная группа высшего пилотажа «Русские витязи»
- www.vk.com/russiageroes?w=wall-17315087_62927 – Памяти героя Российской Федерации полковника Игоря Ткаченко
- www.tyndaschool7.ucoz.ru/index/geroj_rossii_i_v_tkachenko/0-415 – Герой России И. В. Ткаченко
- www.ria.ru/20130924/965326815.html – Именем погибшего командира «Русских витязей» назвал астероид
- www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=11965 – Ткаченко Игорь Валентинович
- www.vesti.ru/article/2221032 – Полковник Ткаченко. Нелепая смерть летчика-аса