О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Голос детства — Олег Анофриев
Голос детства — Олег Анофриев

Народного артиста России Олега Анофриева считали легендой еще при жизни. «Спокойной ночи, малыши», «Бременские музыканты» и еще десятки его работ стали культовыми. Артиста не остановили обстоятельства, ведь все большое получается не благодаря, а вопреки.

Песни в исполнении советского и российского актера театра и кино, кинорежиссера, автора Олега Анофриева в России знают все. Его голос — это олицетворение детства для многих поколений в нашей стране. Олег Анофриев спел для знаменитой заставки телепередачи «Спокойной ночи, малыши», озвучил львенка и черепаху, которые лежали на солнышке, и практически всех героев «Бременских музыкантов». Наконец, именно он спел легендарную песню «Есть только миг» в фильме «Земля Санникова». Его жизнь была трудной, со взлетами и падениями, но Анофриев всегда старался быть верен самому себе, а остальное, как он считал, приложится.

Олег Анофриев родился 20 июля в 1930 году в Геленджике в семье врача и домохозяйки. Вообще Анофриевы постоянно проживали в Москве, но каждое лето отца, Андрея Сергеевича, отправляли в качестве главного врача санаториев на Черноморском побережье. В одной из таких командировок и родился мальчик. Детство Олега Анофриева прошло на Смоленской площади и Арбате, а каждое лето он проводил на море.

Олег Анофриев в детстве

Как вспоминал Олег Анофриев, в школе он учился плохо. «Но все считали почему-то, что я буду комедиантом, артистом, и относились ко мне снисходительно, — рассказывал актер в телепередаче „Линия жизни“. — И вместо „тройки“ ставили „четверку“, вместо „двойки“ — „тройку“. Честно говоря, педагоги любили меня». С детства мальчик обожал музыку. Дома у Анофриевых стояло фортепьяно, на котором он часто играл, как умел.
Актер признавался, что один из самых ярких периодов его детства пришелся на Великую Отечественную войну. Советские солдаты, приезжавшие с фронта, часто останавливались в их доме на ночевку. Как правило, они приезжали в открытых грузовиках. У каждого солдата ручные гранаты хранились в специальных сумках, потому что некоторые пижоны подвешивали их чекой за ремень. Естественно, из-за этого было много самовзрывов.

«Гранаты для того, чтобы в сумке не носить, солдаты сбрасывали в подвал, где у нас были сарайчики и одновременно бомбоубежище. И мы, пацаны, знали об этом, конечно же. Тут же бежали, — рассказывал Олег Анофриев. — Но солдаты делали так — гранаты разворачивали: „рубашку“ и запал бросали отдельно. Но мы-то хитрые, мы же потом собирали, вынимали кольцо, отбрасывали. Шарахало на весь двор. У меня была перешитая детская шинель из отцовской. И я ходил, увешанный этими гранатами, но они были уже безопасны». Во время одной из таких игр с мальчиком случился трагический эпизод, который оказал влияние на всю его дальнейшую жизнь. Во дворе на Смоленской площади Олег с друзьями нашел «лимонку» и попытался ее разобрать. Граната взорвалась, искалечив правую руку 12-летнему мальчику. Врачам пришлось удалить ему фаланги двух пальцев. К счастью, Анофриев родился левшой.

Уже после серьезной травмы, мать Олега Анофриева, видя талант сына, решила отвести его к педагогу по музыке. Та попросила мальчика сесть за фортепиано и положить руки на клавиатуру, что он и сделал. Когда педагог увидела его правую руку, то сказала: «Мамочка, ну что же вы ко мне этого инвалида привели». «Не „инвалида“, она еще хуже сказала», — с горечью рассказывал Анофриев. — С тех пор я возненавидел лютой ненавистью всех педагогов по музыке. И никогда в жизни, ни одного дня, не учился ни в одном музыкальном училище. Все то, чего я добился своими полутора руками, как у того самого зайца, которого научили стучать на барабане».

С 6-го класса Олег начал заниматься в школьном драмкружке. В это время, как он признавался во многих интервью, будущий композитор начинает сочинять песни, чтобы обольщать девушек. К моменту окончания школы Анофриев понял, что хочет идти в театральное училище. И поступил в Школу-студию МХАТ, которую успешно закончил в 1954 году. А через год к Олегу Анофриеву пришла первая слава — он успешно дебютировал в короткометражном кино «Секрет красоты» в роли стиляги Эдика. После этого фильмы с участием Олега Анофриева начали выходить несколько раз в год. Среди них «За витриной универмага», «В добрый час!», «Девушка с гитарой», «Алые паруса», «Там, на неведомых дорожках», «После дождичка в четверг» и другие. Всего актер снялся в более 50 фильмах.

Олег Анофриев в роли царя Авдея (кинофильм "После дождичка в четверг")

После студии МХАТ у Олега Анофриева был выбор — пойти служить в Театр Советской армии (сейчас — театр Российской армии), Московский академический театр сатиры или Центральный детский театр (сейчас — Российский академический Молодежный театр). И актер выбрал последнее. «Тогда это был один из театров в Москве, куда ходила публика. Театры бедовали, не шел народ. Даже Московский Художественный театр, — вспоминал артист. — Помню, как я, женихаясь со своей будущей женой, проходил мимо филиала Художественного театра, и как капельдинеры стояли и говорили: „Молоды люди, не хотите ли посмотреть наш спектакль, бесплатно, пожалуйста“. Не было зрителя. А в детский театр ломом шел зритель, потому что в это время там работали советский режиссер театра и кино Анатолий Эфрос, режиссер и актер Олег Ефремов, художественный руководитель Мария Кнебель и, конечно же, драматург Виктор Розов».

По словам артиста, именно в детском театре он стал настоящим актером, потому что много играл на публике. Олег Анофриев быстро стал ведущим актером театра. Но прослужил там всего три года. Ему вдруг показалось унизительным играть только для детей. Олег Анофриев мечтал попасть во взрослый театр, и однажды такая возможность ему представилась. После очередного спектакля, как обычно, он вышел к поклонницам, но среди них актер увидел седовласого мужчину. Пожилой человек рассказал, что пришел из Московского театра Маяковского, где режиссер Николай Охлопков ищет актера на роль Хлестакова. Он же пригласил Анофриева показаться режиссеру. И Олег Анофриев легкомысленно перешел в театр для взрослых, о чем потом сожалел всю жизнь. «Два года я там прослужил, ничего почти не играл, ну, и я загрустил, выпивать стал, может быть, лишнего, скажем, скорее всего лишнего», — признавался артист.

Все изменилось, когда театральный режиссер Александр Шапс пригласил Олега Анофриева дебютировать в роли Василия Теркина в театре Моссовета. «Я согласился, но уйти просто так из театра Маяковского невозможно. Охлопков только отпускал ногами вперед из театра, — шутил актер. — Со скандалом — не отдавали трудовую книжку — я перешел в театр Моссовета». Именно в роли Василия Теркина к Олегу Анофриеву пришла настоящая слава. Дебют артиста вызвал ошеломляющий успех. Анофриев так оживил стихи Александра Твардовского, что зарубежные газеты писали: «Актер сумел передать необъятную русскую душу». Артист объездил со спектаклем все страны восточной Европы. Успех дал актеру ведущее положение в театре. Однако через несколько лет Анофриев ушел из театра навсегда, продолжая сниматься в фильмах и ездить по Советскому Союзу с концертами.

Первые песни Олега Анофриева появились на радио в 1957 году. Член художественного совета Александр Цфастман услышал, как музыкант играет на рояле свои сочинения — «Колыбельную» и «Весеннюю». И пригласил Анофриева в Государственный дом радиовещания и звукозаписи на художественный совет, показать свои песни. Анофриев бросился к знакомым, чтобы те написали ноты к его произведениям. В результате музыкант нашел пианистку-аккомпаниатора, которая сделала необходимую работу и пошла с Анофриевым на худсовет.

«И я пришел на худсовет, ну, нахал, конечно, жуткий. В этот день сдавал свои песни известный тогда композитор Арно Бабаджанян, — вспоминал музыкант. — Бабаджанян первый пошел, какую-то чуть ли не „Королеву красоты“ представил, не приняли. Следом за ним шел Владимир Шаинский. Ему сказали: „Погуляйте молодой человек“. Потом пошел я со своим аккомпаниатором, я до сих пор вспоминаю это, как страшный сон. И она начинает аккомпанировать, я пою. Вдруг худсовет большинством голосов принимает мои песни. Я их записываю в Доме Звукозаписи. И через некоторое время узнаю, что они попадают в Золотой фонд Советской эстрады, что автоматически означало запись на фирме „Мелодия“ на пластинку. Ну вы представляете, идиоту такое счастье высветило?»

А в 1969 году Олег Анофриев озвучил и спел практически всех героев «Бременских музыкантов», кроме Принцессы и Осла. А ведь мультик мог так и остаться сценарием. Руководство фирмы грамзаписи «Мелодия» никак не давало авторам возможности записать пластинку, откровенно тянуло время. Оказалось, причиной всему были тексты песен, в них нашли политическую подоплеку («Нам дворцов заманчивые своды // не заменят никогда свободы»). Автор сценария Юрий Энтин рассказывал, что однажды ночью артистам удалось прорваться на студию «Мелодия»: «Я договорился с двумя сторожами, дал им две бутылки водки стоимостью 3 рубля 40 копеек. Пластинку нужно было записать быстро, за одну ночь».

Роли авторы распределили заранее: Трубадура должен был озвучивать Олег Анофриев, Атаманшу — актер театра и кино Зиновий Гердт, Принцессу — певица Эльмира Жерздева, остальные герои — голосами квартета «Аккорд». Но к полночи смог прийти только Олег Анофриев, да и то, чтобы предупредить, что заболел и работать не может. «И тогда мы стали его умолять, чтобы он хотя бы попробовал записать одну партию. Он стал петь и говорит, я вообще чувствую себя неплохо. Как-то мне стало лучше. Мы его стали умолять озвучивать дальше, — рассказывал Юрий Энтин. Дальше он вошел в такой раж, что спел Атаманшу, а затем и всю пластинку».

В то время Олег Анофриев был одержим идеей театра одного актера. Считал для себя делом принципа работать только там, где ему позволяют озвучивать все роли сразу. В кино и театре это было невозможно, зато в анимации — пожалуйста. Мультфильм «Бременские музыканты стал классикой, во многом благодаря голосу Анофриева. После его выхода на экраны 17 апреля 1969 года Олег Анофриев получил звание «Заслуженного артиста РСФСР».

Живой легендой артист стал в 1973 году, когда на экраны телевизоров вышел фильм «Земля Санникова» Альберта Мкртчяна и Леонида Попова. Причем в фильме актер не снимался. Он озвучил песню Александра Зацепина «Есть только миг». Интересно, что в первом варианте эту композицию и другие песни офицера Евгения Крестовского исполнил сам актер Олег Даль. Но, когда фильм сдавался худсовету «Мосфильма», было принято решение их переозвучить. Для перезаписи и пригласили популярного в то время певца Олега Анофриева. Он перезвонил Олегу Далю и спросил у него разрешения. Даль ответил: «Записывайся».

Вот как вспоминал об этом сам Анофриев: «Сам я обожаю эту песню, конечно, она стала молитвой моей. Но предшествовали этому совсем иные события. Звонок: „Олег Андреевич, милый дорогой, выручай. Группа горит, нам сдавать картину, остались не озвученными две песни, а наш герой в клинике, и раньше, чем через две недели, он не выйдет. Мы горим!“ Ну, как бы вы поступили? Я, не думая, поехал. Тем более, что я уже довольно много всего озвучивал, это было для меня обыкновенной простой работой. Потом я был уверен, что выйдет Олег Даль, и его перепишут. С этим и ехал».

Олег Анофриев признавался, что плакал, когда записывал «Есть только миг». Так близка композиция ему показалась. После записи песня уже жила сама по себе. В 1974 году фильм «Земля Санникова» посмотрели более 41 миллиона зрителей. Артист стал настоящей звездой советской эстрады, самым узнаваемым голосом. Дело в том, что в то время практически единственным развлечением советского человека были походы в кино. Любовь к актерам была необычайна, сопоставима разве что с обожанием космонавтов.

До конца жизни Олег Анофриев продолжал заниматься музыкой. У него — шесть выпущенных дисков с песнями и музыкой собственного сочинения. Кроме того, он продолжал сочинять музыку к фильмам и сериалам. Олег Анофриев умер в 28 марта 2018 года на 88-м году жизни в Москве от тяжелой болезни сердца. Но до конца своих дней актер был верен своим идеалам: когда не нравилось, он не боялся уходить из театра и кино, теряя на этом заработки и звания. Ведь, как он сам говорил, все большое получает воплощение не благодаря, а вопреки.

Источники:

  1. Олег Анофриев. Линия жизни / Телеканал Культура (//www.youtube.com/watch?v=LEsl6USXUuY)


 

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной