О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Дети войны
Дети войны

Ребята, которые воюют вместе со взрослыми и работают по 10 часов за станками, - это не выдумки, а реальность мальчишек и девчонок, чье детство совпало с Великой Отечественной войной. Скидку на возраст не делают, если ты приближаешь День Победы.

До сих пор исследователи спорят, сколько человек потерял СССР во время Великой Отечественной войны. Пока наиболее распространенное мнение - военные и гражданские потери советской стороны составили 26,6 млн человек. Но статистика молчит о том, сколько погибло детей. Известно только, благодаря работе комиссии Министерства обороны СССР, что умерших детей по причине повышенной смертности (из числа родившихся в годы войны) было 1,3 млн человек. Вот, собственно, и все. А ведь это важная глава в российской истории. Ребята, приближая победу, не только взваливали на себя тяжелый труд вместо взрослых, но и часто служили наравне с ними.

Во время войны занятия в школах не прекращались, даже в прифронтовых городах. В бомбоубежищах, в подвальных, в большинстве не отапливаемых помещениях, при керосиновых лампах школьники продолжали учебу. Учебников не хватало, тетрадей не было тоже: дети писали на газетах, старых квитанциях, на любом клочке бумаги, какой нашли. Чернилами служила сажа из печи, ее разводили водой и наливали в баночку. Одевали в школу то, что было, выбирать не приходилось. 

Учебный день был короткий, так как нужно было идти на работу. Всех мужчин, кроме стариков, забирали на фронт, ребята оставались дома с матерью или другими родственниками. Старшие работали в колхозах и фабриках с утра до ночи, потому все домашние дела ложились на детей: заготовка дров, покос сена, забота о младших, присмотр за скотиной и так далее. Из-за трудной жизни многие дети бросали школу и не учились, кто-то смог выучиться после войны, а кто-то так и остался с тремя-четырьмя классами образования.

Из-за голода многие ребята были вынуждены уйти работать на заводы. Они трудились на оборонных предприятиях, швейных фабриках, в обувных мастерских. Совсем маленьким подставляли под ноги ящики и скамейки, чтобы те могли дотянуться до заводских станков. В интернете можно легко найти десятки подобных снимков. В один из первых дней войны в газете «Правда» была опубликована информация о том, что около 2 тысяч московских школьников пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших в действующую армию. В стране было распространено движение «Молодежь - на производство!». Если в 1940 году доля подростков на оборонных предприятиях составляла 6%, то в 1942-м – 18%, а в Наркомате тяжелой промышленности – 24% и 49, 4% соответственно.

Во время войны Сергей Михалков написал стихотворение «Данила Кузьмич», строки из которого наиболее полно отражали происходившее тогда на многих предприятиях:

« …Я вам хочу рассказать про Смирнова,
Который вставал в половине шестого,
Который, с трудом подавляя зевоту,
Садился в трамвай и спешил на работу,
Где восемь и десять часов, если надо,
Работал как мастер шестого разряда.

И немного далее:
В большой, не по росту, казенной тужурке,
В огромной ушанке из кроличьей шкурки,
В таких сапожищах, что я испугался,
Стоял человечек и мне улыбался.
- Как звать? - я спросил.
- По работе кто знает, -
Ответил малыш, - Кузьмичом называет.
Смирновым Кузьмой был покойный папаша,
Данила Кузьмич - будет прозвище наше.
- А сколько вам лет? - я спросил у Смирнова.
- Четырнадцать минуло двадцать восьмого, -
Сердито ответил он басом солидным
(Должно быть, вопрос показался обидным).»

Одной из самых больших проблем во время войны стала нехватка продуктов питания. И если в одних воспоминаниях говорится, что «сильного мы голода не чувствовали», то в других – «кушать было нечего, ходили по полю собирали колоски и замершую картошку». Подробно о ситуации с продовольствием порталу «Моя победа» рассказывала ребенок войны Капиталина Фартунатова: «В основном нас кормила тайга. Мы собирали ягоды и грибы, заготавливали на зиму. Самым вкусным и радостным было, когда мама пекла пироги с капустой, черемухой, картошкой. Мама садила огород, на котором работала вся семья. Ни одного сорняка не было. А воду на полив носили с речки, поднимались высоко в гору. Держали скот, если были коровы, то 10 кг масла за год отдавали на фронт. Копали замершую картошку и собирали оставшиеся на поле колоски». 

В воспоминаниях Капиталина Фартунатова упомянула, что когда ее папу забрали на фронт, то старший брат Ваня заменил его. «Он, как и отец был охотником и рыбаком. В нашей деревне текла река Илга, в ней водилась хорошая рыба: хариус, беляк, налим. Поднимет нас Ваня рано утром, и пойдем мы ягоды разные собирать: смородину, боярку, шиповник, бруснику, черёмуху, голубицу. Соберем, высушим и сдаем за деньги и на заготовку в фонд обороны. Собирали, пока роса не сойдёт. Как сойдёт, бегом домой – надо на колхозный сенокос, грести сено. Еды выдавали очень мало, по маленькому кусочку, только бы всем хватило. Брат Ваня шил на всю семью обувь ”чирки”. Папа был охотником, добывал много пушнины и сдавал ее, поэтому, когда он уехал, осталось большое количество запасов. Выращивали дикую коноплю и из неё шили штаны. Старшая сестра была рукодельницей, она вязала носки, чулки и варежки».

Дети полка

В годы Великой Отечественной войны тысячи подростков шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и отправлялись защищать Родину. По данным Центрального архива Министерства обороны России, в рядах Красной армии служило более 3500 фронтовиков младше 16 лет. Их называли «сыновьями полка», хотя были среди них и девочки. Однако, очевидно, данные ведомства не совсем корректны. Во-первых, в указанное число не входят дети-участники партизанских отрядов и подполья, ведь только в оккупированной Белоруссии в партизанских отрядах воевали почти 74,5 тысячи мальчишек и девчонок, юношей и девушек. Во-вторых, командиры зачастую старались скрыть наличие в подразделении ребенка.

Попасть в регулярные части действующей армии можно было несколькими способами. В основном это были дети, чьи родители и родственники были убиты или угнаны немцами. В этом случае, если ребята не попали в детский дом, они были обречены на голодную смерть. В газете Калужской области «Мир новостей» в 2010 году вышел материал Н. Я. Солохина под названием «Мы родом не из детства». В нем описываются зверства, с которыми немцы развлекались в тылу: «Часто из-за развлечений группа немцев на отдыхе устраивала себе разрядку: бросали кусок хлеба, дети бежали к нему, а вслед им автоматные очереди. Сколько детей погибло из-за таких забав немцев по всей стране! Опухшие от голода дети могли что-то взять, не смысля, съестное у немца, и тут же очередь из автомата. И наелся ребенок навек!» Естественно, части Красной Армии чутко относились к таким ребятам и забирали их с собой. 

Часто дети и сами убегали на фронт и, если им удавалось достичь передовой, военным ничего не оставалось, как принять их. Были случаи, когда командиры брали с собой своих детей, полагая, что так будет безопаснее для них. Конечно, бойцам подразделения приходилось скрывать появление ребенка во вверенном ему подразделении, но бывало и так, что юных солдат официально ставили на довольствие — «сын полка» получал обмундирование, а иногда и личное оружие. Обычно их берегли и поручали разные хозяйственные работы, но иногда они становились полноправными участниками боевых операций.

Например, самым молодым известным разведчиком стал 11-летний Юра Жданко. Он был воспитанником моторазведывательной роты 332-й стрелковой дивизии 4-й ударной армии. Мальчик попал на фронт в июле 1941-го - показал отступающей в обход города советской части брод через Западную Двину. Вернуться домой он уже не смог, так как пока выступал в роли проводника, в Витебск вошла немецкая бронетехника. Красноармейцы-разведчики, которым было поручено сопроводить мальчика назад, взяли его с собой. 

Юра Жданко

Постепенно Юра стал незаменимым разведчиком: притворившись нищим, он ходил по деревням и собирал сведения о расположении и численности вражеских гарнизонов. Мальчишке также удалось выкрасть у немецкого офицера Отто Нордена секретные документы с планами уничтожения окруженного партизанского отряда, оперировавшего в Понизовском районе Смоленской области. С бумагами его доставили на самолете в Москву, где он передал документы маршалу СССР Клименту Ворошилову. Военачальник лично объявил мальчишке благодарность за образцовое выполнение особого задания. За этот подвиг отважный одиннадцатилетний пионер был принят в комсомол – редчайший случай даже по тем временам.

Летом 1942 года Юре с группой разведчиков удалось взорвать стратегически важный мост через реку Березину. Для этого солдаты 15 суток пробирались по тылам врага, а потом еще несколько дней Юре пришлось притворяться рыбаком. За выполнение задания мальчик получил свою первую награду – медаль «За отвагу».

В 1943 году батальон, в котором служил Юра, попал в окружение. Бойцы, посланные в разведку, чтобы отыскать выход из вражеского кольца, погибли. Тогда командование послало в разведку Юру. Нужно было найти дорогу, как выйти из окружения. Он нашел дорогу, вывел остатки групп по болотам и привел в штаб полка. Прямо на линии фронта, под огнем, подобрал трехлетнюю девочку - ее сдали в детдом под фамилией «Жданко». На фронте двенадцатилетнему Юрию был вручен орден Красной Звезды.

В феврале 1944 года в районе Дриссы, под Верхнедвинском, Юра был ранен в ноги и контужен снарядом немецкого орудия. Его отправили в госпиталь в город Калинин на шесть месяцев. Победу он встретил в Москве, в ремесленном училище, где учился на газоэлектросварщика. Интересно, что в 1952 году Юрий был призван в ряды Советской Армии и заброшен в Венгрию в десантную дивизию старшиной батареи. В конце второго года службы он встретил знакомого по фронту командира батальона Федора Таранца, который его обнял и закричал: «Жданко! Что ты здесь делаешь?». Юра ответил ему, немного растерявшись: «Как что? Я здесь служу». Таранец удивился: «Как ты в армии оказался? Ведь фронтовикам год войны за два зачитывается». Юрий ничего определенного так и не ответил. Оказывается, первоклассному разведчику было неудобно рассказывать о себе призывной комиссии.

Таких историй можно найти немало, вот имена нескольких детей-героев: Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков и Зина Портнова. Некоторые из них прошли всю войну, другие – были убиты на фронте. Есть и такие, кто получил высшую награду Героя Советского Союза.

Напоследок, уместно вспомнить фотографию, которая давно приобрела историческое значение. На ней запечатлен мальчик, оставляющий автограф на стене Рейхстага. Это 15-летний Володя Тарновский, который попал в действующую армию в 1943 году, когда советские войска освободили его родной Славянск. Он был разведчиком: участвовал в форсировании Днепра, спас офицера и даже захватил «языка».  А потом были Берлин и знаменитый автограф на Рейхстаге. Тогда Володя расписался за себя и своих боевых товарищей. Да, наверное, и за всех детей. Ведь они наравне со взрослыми приблизили дату победы.

 

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной