О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
«Богословие в красках»: Метафизика иконы Павла Флоренского
«Богословие в красках»: Метафизика иконы Павла Флоренского

Иконопись есть закрепление небесных образов...  
Павел Флоренский

Иконопись или «богословие в красках» рассказывает историю Священного Писания с помощью образов. Иконы с изображениями Бога-Отца, Спасителя, Богородицы, ангелов, святых, сюжетов из Ветхого и Нового Завета находятся в храмах, являясь полноправными участниками богослужений. Вплоть до наших дней иконопись была и остается сакральном видом искусства, не умаляясь до обыкновенного рисования. По мере умаления нашего присутствия в Боге и сосредоточия на материальных вещах и интересах, метафизический смысл иконы, как и самой Священной истории от нас ускользает. Но остаются еще те, кто может вернуть нас на путь этого понимания. Один из них – знаменитый русский философ, богослов и искусствовед конца XIX — начала XX веков о. Павел Флоренский. 

Истоки метафизики иконы

Большое влияние на формирование эстетических и духовных взглядов философа оказали, в первую очередь, события его биографии. После окончания физико-математического факультета Московского университета и Московской Духовной академии при Троице-Сергиевой лавре Павел Флоренский работал священником лавры и преподавателем академии, руководил журналом «Богословский вестник». 

Октябрьская революция 1917 года заставила его сменить род деятельности – он вошел в состав Комиссии по охране памятников искусства и старины Троицы-Сергиевой лавры как ученый секретарь, проводил опись находящихся в монастыре старинных икон и культовых предметов из золота и серебра. 

В первой половине 1920-х годов Флоренский примкнул к плеяде советских искусствоведов, которые вплотную занялись изучением иконописи, определив методологию исследования и интерпретации этого самобытного вида искусства. Богослов участвовал в деятельности крупнейших научно-исследовательских учреждений СССР: ВХУТЕМАС, ИНХУК, МИХМ: выступал с докладами на тему иконописи на научных собраниях и конференциях, читал курсы о теории восприятия, пространстве и времени в искусстве древности и средневековья, символизме цвета и линии в иконописи на печатно-графическом факультете ВХУТЕМАСа.

Согласно его собственным признаниям, на него значительно повлиял символизм. Павел Флоренский и сам принадлежал к кругу символистов: посещал встречи и собрания, лично знал многих представителей этого направления: Александра Блока, Зинаиду Гиппиус, Дмитрия Мережковского, Валерия Брюсова и др., писал стихи в стиле символизма, публиковал свои произведения в журналах «Весы» и «Новый путь», восхищался философскими открытиями Владимира Соловьева.

Метафизика иконописи открылась богослову и в процессе его личного религиозно-мистического опыта. Будучи участником богослужений в Троицком храме Троице-Сергиевой лавры как священник, он непосредственно взаимодействовал с находящимися там старинными иконами, испытывал во время службы состояние благоговения и эмоционального подъема. Об этом «благоговейном религиозном состоянии» о. Павла Флоренского вспоминал известный русский философ Алексей Лосев, утверждая, что именно по этой причине «обряд, икона, и вообще все такое внешнее, что было в церкви, у Флоренского засияло напряженным внутренним чувством и прониклось большой интимностью». Возвышенно-приподнятое состояние прикосновения к Богу автор «Иконостаса» испытывал и взаимодействуя посредством личной молитвы с написанной по его заказу иконописцем Василием Кириковым маленькой копией иконы «Троица» Андрея Рублева. Эта прекрасная копия шедевра великого иконописца постоянно была в поле зрения о. Павла Флоренского, когда он работал над книгой, даруя ему духовные откровения и вдохновляя на тонкость и точность описаний. 

Наконец, нельзя обойти стороной и особую любовь богослова к трудам Платона, идеи которого сыграли не последнюю роль в распознавании и переводе в плоскость понимания читателя символичного языка православной иконописи. Сочинения Платона подтолкнули Флоренского включить в свою метафизику иконы представления об идеях (эйдосах), ликах, ложности иллюзионистической живописи и т. д. И даже манеру изложения второй части «Иконостаса» в виде сократического диалога с неким собеседником он заимствовал у древнегреческого философа.

Богословско-художественная концепция Флоренского 

Материалом для исследований Флоренского в области духовного содержания иконы стал созданный в 20-х годах XV века иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, включающий в себя шедевры иконописного искусства: «Троицу» Андрея Рублева, «Спаса» Симона Ушакова, «Богоматерь Одигитрию», «Успение», житийную икону Св. Сергия Радонежского, иконы праздничного чина, пророков и апостолов.
Богатая эрудиция, тонкая интуиция, обстоятельное знание науки, философии, культуры помогли автору «Иконостаса» представить различные грани иконописи как целостное явление.

Он предлагает вниманию читателя информацию об исторических истоках иконописания, анализирует образный ряд, особенности иконописных изображений, рассказывает о материалах, красках, символике цвета и света, живописном каноне, требованиях, предъявляемых к иконописцу и зрителю иконы.

Икона – окно в неведомое

В основе метафизики о. Павла Флоренского лежит восприятие иконы как окна, двери в неведомое – божественную реальность, которая во время молитвенного созерцания просвечивает, проступает через изображение, входя в наш тварный мир.

По убеждению философа, душа молящегося, смотрящего на икону, «восторгается из видимого и, потеряв его из виду, восхищается в область невидимого... И, воспарив горé, в невидимое, она опускается снова к видимому, и тогда пред нею возникают уже символические образы мира невидимого — лики вещей, идеи». Задача иконописца – закрепить, «оплотнить» эти «сверхчуственные идеи», сделать доступными для зрителя существующие в мире небесном образы и явления.

Флоренский согласен с представлением Платона об идеях (эйдосах) как подлинных сущностях вещей, которые смотрящий на икону познает во время зрительного (чувственного) постижения: «Иконы... напоминают молящимся о своих первообразах, и, взирая на иконы, верующие «возносят ум от образов к первообразам». Священник считает, что восприятие иконы напрямую связано с уровнем сознания молящегося. Именно от глубины его духа зависит преображение материального изображения на иконе в духовное, именно зритель несет ответственность за то, что конкретно и каким образом он видит. 

Требования к иконописцу

Особое место в метафизической концепции Флоренского занимает представление о задачах иконописца и предъявляемых к нему требованиях. Богослов руководствуется законами, прописанными в церковном предании, называя настоящими создателями икон не иконописцев, а святых: «Это они творят художество, ибо они созерцают то, что надлежит изобразить на иконе». 

Иконописцев же он считает не более чем «свидетелями свидетелей», которые «свидетельствуют не свое иконописное искусство, т. е. не себя, а святых, свидетелей Господа, или же – и Самого Господа». 

Философ сводит назначение иконописца сугубо к прикладному, считая, что художники иконы не являют «живые идеи нашим обрадованным очам», а лишь устраняют «застившие нам их свет препятствия», идеи же сами являются «нашему созерцанию».

При этом о. Павел Флоренский отрицает наличие самостоятельного художественного замысла даже у таких знаменитых иконописцев как Феофан Грек, Андрей Рублев и др. Так, например, он пишет: «В иконе Троицы Андрей Рублев был не самостоятельным творцом, а лишь гениальным осуществителем творческого замысла и основной композиции, данных преподобным Сергием». 

Рассуждая об обязательных требованиях к иконописцам, богослов говорит, что авторы икон «должны быть смиренны и кротки, соблюдать чистоту, как душевную, так и телесную, пребывать в посте и молитве и часто являться для советов к духовному отцу».

Иконописный канон и одухотворение иконописания

Кроме того, художник-иконописец обязан строго следовать законам и правилам живописного канона. Флоренский полагает, что «трудные канонические формы во всех отраслях искусства всегда были только оселком, на котором ломались ничтожества и заострялись настоящие дарования». Он уверен, что канон не препятствует, а, напротив, только помогает иконописцу, отучая «от случайного, мешающего в деле, движения» и высвобождая «творческую энергию художника к новым достижениям, к творческим взлетам».

Важная составляющая богословско-искусствоведческой концепции о. Павла Флоренского – восприятие процесса иконописания (выбор, подготовка доски, использование определенного вида красок, способы и манера изображения, нанесение на икону букв и слов, закрепление изображения с помощью олифы) как священного действа на границе земного и небесного. 

Автор «Иконостаса» наделяет духовными, метафизическими качествами даже технологию изготовления иконы и материальные средства, используемые художником: «... в консистенции краски, в способе ее нанесения на соответствующей поверхности, в механическом и физическом строении самих поверхностей, в химической и физической природе вещества, связывающего краски, в составе и консистенции их растворителей, как и самих красок, в лаках или других закрепителях написанного произведения и в прочих его «материальных причинах» уже непосредственно выражается и та метафизика, то глубинное мироощущение, выразить каковое стремится данным произведением, как целым, творческая воля художника».

Особенности изображения

Рассуждая о сокровенном смысле иконы, о. Павел Флоренский подробно рассказывает о законах и особенностях иконописного изображения. К ключевым изобразительным принципам иконописания он относит обратную перспективу, плавь, цветовую гамму, золотой фон, писание иконы «от светлого к темному», отсутствие тени.

Философ воспринимает обратную перспективу как выстраивание подлинного мира во всей его целостности с помощью множественных точек зрения, линейную же перспективу называет «ширмой, застящей свет бытия», делящей мир на отдельные фрагменты.

Еще одним важным изобразительным средством священник считает использование плави – метода жидкого нанесения краски. А вот применение в иконописи таких художественных методов, как мазок, лессировка, тончайшие полутона, с его точки зрения, невозможно. 

По Флоренскому, в иконе отдается приоритет не линии, а цвету: линия только обозначает очертания проступившей в виде образа идеи, цвет же является светом, входящим в нашу обыденную реальность.
Золотой фон иконы и вовсе не что иное, как «чистый беспримесный свет», которым иконописец «конструирует... невидимое», в этом золоте «нет ни следа мути, вещественности, грязноватости».

Богослов говорит, что художник, пишущий икону, «изображает вещи как производимые светом, а не освещенные источником света». «Свет в иконе надматериален», «вечен, божественен, несотворен, всепространственен», «исходит не извне, а изнутри», он «полагает и созидает вещи», является их объективной причиной. 

Любая икона творится на свету, который есть «бытие, и даже благобытие», «в нем –  все просветлено и всякая тьма от века побеждена, преодолена и просвещена», тень же, в представлении о. Павла Флоренского – «простое отсутствие бытия», «ей в иконописи «нет места: иконописец этим темным делом не занимается и теней, конечно, не пишет».

Тему противопоставления света и тени в иконописи автор «Иконостаса» переводит на уровень богословской проблемы борьбы света и тьмы в мироздании, где свет всегда одерживает победу. Зритель, созерцающий икону, так же, как иконописец, «идет от темного к светлому, от тьмы к свету», просветляя свое сознание, входя посредством иконного образа в сияющее пространство вечного и невыразимого. 

В этом главное достижение метафизики иконы о. Павла Флоренского, ее глубинный, сакральный смысл. Не пассивное восприятие, а духовное горение, не безверие, а пламенная вера, не власть темного, тяжелого, земного, а приоритет светлого, легкого, божественного, – вот, чему учит искусство иконописи. Созерцание иконы позволяет настроиться на энергии священного, заручиться помощью и защитой высших сил, получить импульс к переустройству своей жизни согласно христианским заповедям: любви к ближнему, милосердию, прощению, нестяжательству, сделать окружающий мир более духовным, красивым и совершенным – таким, каким его создал Творец, произнеся в момент сотворения мира всем известные слова «Да будет свет!» 

Источники:

  1. Священник Олег Корытко . «Иконостас» о. Павла Флоренского как опыт православного осмысления искусства» – www.pravoslavie.ru
  2. Сергей Колесников. «Метафизика света и тени в богословии иконы о. Павла Флоренского» – www.cyberleninka.ru
  3. Сергей Колесников. «Богословие иконы священника Павла Флоренского: метафизика преображения материальности» – www.cyberleninka.ru
  4. Дмитрий Марченко. «Флоренский и богословие иконы». Портал «Православие и жизнь» –www.pravlife.org/ru
  5. Оксана Маякова. Иконы: гид по сюжетам и символам. Учимся понимать знаки и читать образы как увлекательный рассказ – www.culture.ru
  6. Иконописный канон – как язык в иконе – www.teofos.com
  7. Иконопись, Увидеть невидимое – www.artchive.ru
  8. Павел Флоренский. «Иконостас» 
  9. Павел Флоренский. «Обратная перспектива»
  10. Павел Флоренский. «Храмовое действо как синтез искусств» 

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной