О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Русский гений Константин Станиславский
Русский гений Константин Станиславский

Метод Станиславского до сих пор используют актеры по всему миру. Рассказываем, что повлияло на формирование великого русского гения.

Русский театральный режиссер, актер и преподаватель Константин Станиславский известен по всему миру. Его крылатую фразу «Не верю!», которая обличала недостоверную игру актера, кажется, знает каждый. И не случайно: метод Станиславского заложил фундамент современной науки о театре.

Константин Станиславский родился в 1863 году в Москве. Его отец Сергей Владимирович Алексеев был фабрикантом и промышленником, а мать, Елизавета Васильевна Алексеева — дочерью известной в свое время парижской артистки Варлей и богатого владельца каменоломен в Финляндии Василия Яковлева. Всего в семье было 10 детей. Режиссер писал в воспоминаниях: «Мои родители были влюблены друг в друга и в молодости, и под старость. Они были также влюблены и в своих детей, которых старались держать поближе к себе».

Одно из главных детских воспоминаний мальчика — его первое выступление на сцене в возрасте трех-четырех лет. Спектакль проходил в небольшом флигеле, стоявшем во дворе дачи в имении Любимовка. Маленький Костя изображал Зиму. Посреди сцены стояла небольшая срубленная ель, которую обложили кусками ваты.
Константин Станиславский описывал это так: «На полу, укутанный в шубу, в меховой шапке на голове, с длинной привязанной седой бородой и усами, постоянно всползавшими кверху, сидел я и не понимал, куда мне нужно смотреть и что мне нужно делать. Ощущение неловкости при бессмысленном бездействии на сцене, вероятно, почувствовалось мною бессознательно еще тогда, и с тех пор и по сие время я больше всего боюсь его на подмостках».

Сначала Станиславского обучали дома, однако в возрасте 13 лет отдали в гимназию при Лазаревском институте восточных языков. Учеба давалась ему с большим трудом. Другое дело ходить с семьей каждое воскресенье в цирк или театр! Станиславский даже мечтал стать директором цирка, когда вырастет. Меньшим удовольствием для детей была опера. Режиссер рассказывал об этом так: «Нам была скучна музыка. Тем не менее я очень благодарен родителям за то, что нас с ранних лет заставляли слушать музыку. Не сомневаюсь в том, что это благотворно повлияло и на мой слух, и на выработку вкуса, и на глаз, который присмотрелся к красивому в театре. <…> Впечатления от спектаклей итальянской оперы живут и теперь во мне с чрезвычайной остротой и, конечно, гораздо больше, чем от цирка. Я думаю, это происходит оттого, что самая сила впечатлений была огромна, но не осознана тогда, а воспринята органически и бессознательно, не только духовно, но и физически. Я понял и оценил эти впечатления лишь впоследствии, по воспоминаниям».

Дома дети тоже то и дело ставили спектакли. Постановки проходили теперь в небольшом деревянном театре, выстроенном в 1877 году отцом на месте развалившегося старого флигеля. Вокруг Кости даже образовался кружок любителей театра, получивший название Алексеевского (настоящая фамилия мальчика, псевдоним Станиславский он взял в 1885 году). Здесь он проводил первые сценические опыты. Например, ставил никому неизвестную новую оперетту «Жавотта», бесхитростный сюжет и текст, который он немного сам переделал. Это был вариант известной сказки Шарля Перро «Золушка».

В дальнейшем репертуар Алексеевского кружка усложнился и в нем чаще стали появляться новые, совсем недавно поставленные в Европе оперетты, например, «Мадемуазель Нитуш» и «Лили» Флоримона Эрве. Отметим, что постановки Алексеевского кружка отличались высоким исполнительским и художественным вкусом, что резко положительно отличало Алексеевский кружок от существовавших в то время других любительских театральных коллективов. Вершиной деятельности и последней постановкой Алексеевского кружка была оперетта на японский сюжет «Микадо или Город Титипу» английского композитора Артура Сюлливана.

После окончания обучения Станиславский поступил на службу к отцу — на фабрику золотоканительного дела. Занимаясь днем семейным бизнесом, вечерами молодой человек играл в Алексеевском кружке. Через несколько лет Константин Сергеевич принял приглашение его двоюродного брата Николая Алексеева стать одним из членов дирекции в Русском музыкальном обществе. Его «сотоварищами» по дирекции стали композитор Петр Чайковский, пианист и композитор Сергей Танеев, а позже один из создателей галереи Третьяковых Сергей Третьяков.

Интересно, что после знакомства со Станиславским Петр Чайковский записал в дневнике: «Новый директор очень симпатичен». Более того, узнав о незаурядных вокальных способностях Константина Сергеевича, Чайковский решил писать оперу о Петре Первом со специально предназначенной для Станиславского заглавной партией. На эту мысль композитора натолкнул еще и рост Константина Сергеевича — где-то почти под два метра. Однако задумка так и не была осуществлена.

Как признавался режиссер, его положение давало возможность знакомиться с выдающимися и талантливыми людьми. Например, с композитором и дирижером Антоном Рубинштейном или немецким дирижером Максом Эрдмансдерфером. Константин Сергеевич писал: «Даже при поверхностном общении с великими людьми сама близость к ним, невидимый обмен душевных токов, их иногда даже бессознательное отношение к тому или другому явлению, отдельные восклицания или брошенное слово, красноречивая пауза оставляют след в наших душах. Впоследствии, развиваясь и сталкиваясь с аналогичными фактами в жизни, артист вспоминает взгляд, слова, восклицания, паузы великого человека, расшифровывает их и понимает их настоящий смысл».

В 1888 году 26-летний Константин Станиславский принял ряд важных решений. Во-первых, будучи самым известным в Москве актером-любителем он покинул Алексеевский семейный театральный кружок, считавшийся тогда лучшим в городе. Во-вторых, он оставил место директора Русского музыкального общества.
Станиславский решил создать Московское общество искусства и литературы (МОИиЛа). Главной целью организации должно было стать создание образцовых произведений. Вместе с певцом и педагогом Федором Комиссаржевским и художником Федором Соллогубом они разработали проект, вложив в него личные финансовые средства. Первый спектакль в МОИиЛа состоялся 8 декабря 1888 года.

За десять лет работы МОИиЛа Станиславский стал признанным актером, которого сравнивали с лучшими исполнителями императорских театров. Особо выделялись его роли Анания Яковлева в «Горькой судьбине» и Платона Имшина в «Самоуправцах» Алексея Писемского (1888, 1889), Паратова в «Бесприданнице» Александра Островского (1890), а также Звездинцева в «Плодах просвещения» Льва Толстого (1891).
С января 1891 года Станиславский официально взял на себя руководство режиссерской частью в Обществе искусств. Им были поставлены спектакли «Уриэль Акоста» немецкого писателя Карла Гуцкова (1895), «Отелло» (1896), «Много шума из ничего» (1897) и «Двенадцатая ночь» (1897) английского драматурга Уильяма Шекспира, «Польский еврей» французских писателей Эмиля Эркмана и Александра Шатриана (1896), «Потонувший колокол» (1898) немецкого драматурга Герхарта Гауптмана, в которых сам Станиславский сыграл Акосту, Отелло, бургомистра Матиса, Бенедикта, Мальволио, мастера Генриха.

В конце XIX-го века творческая интеллигенция жила в поисках новых путей развития драматического театра. Стало ясно, что прежние приемы и методы устарели. Среди прочих был не удовлетворен состоянием театра режиссер Владимир Немирович-Данченко. В 1897 году он пригласил Станиславского встретиться и обсудить эти проблемы. Станиславский сохранил визитную карточку, на обороте которой карандашом было написано: «Я буду в час в Славянском базаре — не увидимся ли?».

Во время их — просто представьте — восемнадцатичасовой беседы были сформулированы задачи нового театрального дела и программа их осуществления. По словам Станиславского, они обсуждали «основы будущего дела, вопросы чистого искусства, наши художественные идеалы, сценическую этику, технику, организационные планы, проекты будущего репертуара, наши взаимоотношения».

Они основали учреждение, которое получило название Художественно-Общедоступный театр (с 1919 г. — Московский Художественный академический театр или всем известный МХАТ). В труппу вошли актеры Общества искусства и литературы и ученики Немировича-Данченко. Первым спектаклем театра стал «Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого.

Однако, как считают эксперты, подлинное рождение МХАТа связано с драматургией Антона Чехова («Чайка», 1898; «Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901; «Вишнёвый сад», 1904) и Максима Горького («Мещане» и «На дне», оба — 1902). Работа над этими постановками и легла в основу для всемирно известной системы Станиславского. Ее целью стало достижение полной психологической достоверности актерской игры. Станиславский признавался, что метод «списал с Шаляпина». Певец оставался идеалом артиста для Константина Сергеевича. Федор Иванович же шутил по этому поводу, что Станиславский его «ограбил». В 1912 году совместно с режиссером Леопольдом Сулержицким Константин Сергеевич организовал при МХАТе Первую студию, в которой преподавал по своей системе.

Кроме того, именно Станиславский стал одним из родоначальников режиссуры как профессии. В своей практике он всегда старался подчинить все средства выразительности единой цели — от звука до костюмов — воплощению идеи пьесы. Константин Сергеевич так писал об этом: «Режиссер — это не только тот, кто умеет разобраться в пьесе, посоветовать актерам, как ее играть, кто умеет расположить их на сцене в декорациях, которые ему соорудил художник. Режиссер — это тот, кто умеет наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством знаний во всех областях, кроме своих профессионально-театральных. Иногда эти знания являются результатом его работы над какой-нибудь темой, но лучше их накапливать впрок. Наблюдения тоже можно накапливать специально к пьесе, к образу, а можно приучить себя наблюдать жизнь и до поры до времени складывать наблюдения на полочку подсознания. Потом они сослужат режиссеру огромную службу».

Деятельность Станиславского полностью поменяла траекторию развития театра во всем мире. Он стал признанным гением еще при жизни. За пять лет до своей смерти Станиславский написал о своем пути так: «Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет. Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести, был молод. Состарился. Скоро надо умирать. Теперь спросите меня: в чем счастье на земле? В познавании. В искусстве и в работе, в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу — талант! Выше этого счастья нет!».

Источники:

  1. Константин Станиславский (//www.culture.ru/persons/8492/konstantin-stanislavskii)
  2. Московский Художественный театр (//mxat.ru/history/)
  3. Биография Константина Станиславского (//ria.ru/20130117/918202761.html)
  4. История Московского художественного академического театра. Справка (www.ria.ru/20100125/206174312.html).

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной