О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Демонизм в творчестве Лермонтова и Врубеля
Демонизм в творчестве Лермонтова и Врубеля

В истории русской культуры существует немало доказательств тому, что странные совпадения, непостижимые стечения обстоятельств, таинственные предопределения не редкость. Еще одним таким примером может послужить поразительная духовная и творческая взаимосвязь двух великих русских гениев XIX и XX веков - поэта Михаила Лермонтова и художника Михаила Врубеля.

Два великих русских гения – художник Михаил Врубель и поэт Михаил Лермонтов – признаны во всем мире. Их личностям посвящали сотни работ, их творчество хорошо изучено, но крайне редко два этих имени объединяют вместе. А ведь есть то, что делает процесс созидания Лермонтова и Врубеля неразрывным, целостным. Одной из главных тем в творчестве творцов является демонизм. Венценосная поэма Лермонтова «Демон» и поразительные врубелевские рисунки к ней стали вершинными произведениями обоих мастеров.

Конечно, помимо фигуры Демона, есть еще целый ряд сходств в их жизни, которые отмечают многие исследователи. Они оба рано потеряли мать, увлекались историей и литературой, имели одних и тех же любимых авторов: Данте, Байрона, Шекспира, Гёте и Пушкина. Кроме того, с детства и Лермонтов, и Врубель обожали музыку, которую могли слушать часами, с увлечением рисовали и писали красками, любили науку. Их биографы обращают внимание на то, что обоим с детства была также присуща мечтательность: в минуты особого порыва Лермонтов убегал в беседку с акациями в саду, а Врубель незаметно уходил в свою комнату или в дедовскую библиотеку.

Необходимо отметить и то, что Лермонтов был любимым поэтом Врубеля. Он знал многие его стихотворения наизусть и в зрелые годы их декламировал друзьям и близким. В гимназии и позже Врубель читал много других авторов, но Лермонтов имел на него особое влияние.

Но главное духовное родство Врубеля и Лермонтова - в стремлении к возвышенному, величаво-прекрасному, героическому. Ни поэт, ни художник не находили этого в окружавшей их жизни, и поэтому их творчество стало трагичным по своему существу. Наверное, поэтому они и обратились к такому, на первый взгляд, страшному образу – Демону. Но он страшен только на первый взгляд.

Лермонтовский «Демон»

Поэма «Демон» создавалась Михаилом Лермонтовым в течение 10 лет. Она имеет 8 редакций. Первая из них начата в 1829 году, последняя завершена в начале 1839 года. При жизни поэма не была опубликована и впервые появилась за границей.

В основу ее сюжета положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против Бога, изгнанном за это из рая и превращенном Богом в дух зла. В художественной разработке образа «духа отрицанья и сомненья» Лермонтов имел немало предшественников. Это Сатана из поэмы Мильтона «Потерянный рай», Мефистофель из гётевского «Фауста», Люцифер из мистерии Байрона «Каин», падший дух из поэмы Виньи «Элоа», демон из стихотворений Пушкина «Демон» и «Ангел» и др. Однако у Лермонтова была своя трактовка мирового образа, которую он совершенствовал от редакции к редакции. Действительно, одним из отличий лермонтовского Демона от остальных является многосторонность этого образа. Демон мятежен, непримирим, как мильтоновский Сатана. Он знающ и мудр, как байроновский Люцифер. По мощи отрицания он превосходит гётевского Мефистофеля. Он еще более соблазнительно прекрасен и вместе с тем коварен, чем герой Виньи.

Но в нем есть неведомая этим героям неудовлетворенность - не только миром, но и самим собой. Образ Демона трагичен, ведь вместе с отрицанием и навязанным ему злом в нем живет жажда идеала.

В центре поэмы - отношения Демона и Тамары. Однако в его развитие властно вмешивается третья сила в лице Бога. Фактически Бог не появляется в поэме. Но его присутствие влияет на раздумья героев, на действия выполняющего его волю Ангела, наконец, на законы созданного им мира, определяющих в немалой мере судьбы главных персонажей.

Через любовь к земной женщине Демон Лермонтова вновь хочет постичь гармонии, почувствовать ценность добра и красоты («Хочу я с богом помириться, Хочу любить, хочу молиться, Хочу я веровать добру»). Встреча с Тамарой для Демона не залог «возвращенного рая», а новая ступень в его исканиях «с начала мира». Но в борьбе со своим соперником, властителем Синодала, он прежний «лукавый демон», искушающий жениха Тамары «коварною мечтой». После его гибели в Демоне идет упорная борьба между зарождающимся чувством любви и укоренившейся привычкой к злу.

Постепенно чувство, которому он пытался поначалу сопротивляться, не веря в его возможность, достигает апогея: «Тоску любви, ее волненья, //Постигнул Демон в первый раз». Однако сама любовь к Тамаре исполнена эгоизма: она нужна Демону для собственного возрождения, возвращения утраченной гармонии с миром. Цена этой гармонии неизбежная и неотвратимая смерть Тамары. Демон умертвляет главную героиню своим первым поцелуем.

Смысл этого смертельного поцелуя многозначен. С одной стороны, безмерная, испепеляющая страсть демона оказалось гибельной для простой смертной. С другой стороны, это еще одна демонстрация злого начала в Демоне, которое отравляет даже такое чувство, как любовь.

Конечным словом Демона, брошенным в мир, стало проклятье:

И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья, без любви!..

Интересно то, что точного описания демона в своей поэме Лермонтов не дает. Поэт описывает своего главного героя иносказательно: «Он был похож на вечер ясный», «ни день, ни ночь - ни мрак, ни свет!». Именно поэтому было очень трудно найти такого художника, который смог бы сделать образ Демона зримым, но впоследствии это все же удалось.

В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского пехотного полка Михаила Лермонтова, и в том же году в Омске, в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка Александра Врубеля родился сын - будущий художник Михаил Врубель.

Врубелевский Демон

До работ Михаила Врубеля ни один из сотворенных художниками дьяволов не имел живого прототипа. А его Демон имел, поскольку был написан с реального человека, к тому же любимой женщины.

В 1860 году в одном из храмов Киева случилось чудесное явление - в Кирилловской церкви были обнаружены старинные росписи. Эти уникальные фрески священник нашел случайно. Во время Великодневной службы от стены отвалился кусок штукатурки и все увидели, что на паству смотрит Ангел. Тогда священник отсоединил от стены еще кусок штукатурки и под ней оказались старинные росписи, которым было свыше 700 лет.

Эти фрески нужно было срочно реставрировать, так как под доступом воздуха, уникальные росписи могли разрушиться. Но найти для этого мастера оказалось не так просто. Художники один за другим отказывались от этой работы. Основная причина состояла в том, что Кирилловская церковь имела недобрую славу, потому что располагалась на территории психиатрической больницы. Но как раз в это время в Киеве появляется никому не известный студент Петербургской Академии художеств Михаил Врубель, которого пригласил известный искусствовед Адриан Прахов. И он не ошибся: Врубель блестяще справился с поставленной задачей.

Художник начинает реставрационные работы уже в первый день, даже не заезжая на квартиру, которую ему предложил Прахов. Первые недели работы он почти не выходит из Кирилловской церкви и на других людей реагирует только тогда, когда они поднимаются на риштовку, чтобы подать художнику новый карандаш или замесить краски. Но в один из дней в церковь приходит необычный посетитель - изящно одетая женщина с покрытой головой. Она долго стоит внизу и пытается привлечь к себе внимание. Когда, в конце концов, художник отвлекается от работы, она властно просит его спуститься.

Внешне женщина была далеко не красавица: невысокого роста, имела коренастую фигуру, но у нее были потрясающие огромные глаза невероятного размера, и сохранившиеся фотографии это подтверждают. Женщина назвалась женой заказчика Эмилией Праховой.

Она пришла, чтобы пригласить мастера на семейный ужин. Впоследствии художник навсегда запомнит ее властный тон и гордую осанку. Позже Врубель напишет: «Я не знал тогда, что она пришла, чтобы одним единственным приглашением изменить мою жизнь». Но его любовь к ней оказалась трагичной. Из писем Врубеля: «Я резал себя ножом. Поймете ли вы? Я любил женщину - она меня не любила. Даже любила, но много чего мешало ей понять меня. Я страдал, а, когда резал себя, страдания уменьшались».

Трагическая любовь не давала покоя Врубелю. И в 1885 году измученный мастер решает отомстить жестокой женщине - использовать свой дар, как оружие, и нарисовать Демона с лицом Эмилии Праховой. Первого Демона видел только отец Врубеля, заставший сына в больном, лихорадочном состоянии во время его работы над картиной. После он утверждал, что этот Демон был похож на чувственную злую женщину. И действительно, Демон получился страшный настолько, что Врубель сам испугался своего творения и уничтожил рисунок, разорвав его на куски.

Но образ Демона уже не покидает художника. В 1891-м году, к юбилею со дня трагической смерти Михаила Лермонтова, было издано уникальное полное собрание сочинений поэта, к оформлению и работе над которым были привлечены многие известные художники того времени. Среди прочих мастеров оказался и Михаил Врубель, которого тогда никто толком и не знал, а потому никто не принимал всерьез. Однако именно рисунки Врубеля к лермонтовской поэме «Демон» как нельзя лучше подошли к самой сути, к самому духу поэзии Лермонтова.

Но, между тем, художники больше всех критиковали именно Врубеля за «непонимание Лермонтова», за безграмотность и даже за неумение рисовать. И только лишь в узком кругу молодых художников (Серов, Коровин) понимали значение уникальных рисунков Врубеля, их гениальность и адекватность произведениям поэта. Никто из других иллюстраторов Лермонтова не подошел к его творчеству так близко, как это удалось художнику, заколдованному лермонтовским «Демоном» и своим собственным.

Михаил Врубель представлял себе этого злобного духа небес как прекрасного и одинокого человека, могучего, в рассвете сил, верящего, что он обретет на земле свое счастье. Именно таким Михаил Врубель изобразил своего главного героя в картине «Демон (сидящий)». Ее эскиз был создан в 1890 году и хранится в Государственной Третьяковской галерее. Врубель написал свою картину «Демон сидящий» в Москве в доме Саввы Мамонтова. Художник так писал о своей работе: «Демон - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый...» А в письме к сестре Михаил Врубель пишет: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

Как часто на вершине льдистой
Один, меж небом и землей,
Под кровом радуги огнистой
Сидел я мрачный и немой.

М. Ю. Лермонтов

Если взглянуть на эту картину, то нельзя сказать о том, что Демон Врубеля «мрачный и немой», как у Лермонтова. Он скорее печальный и задумчивый. Его плечи опущены, руки бессильно сложены. Вообще, Демон - сложная, противоречивая натура. И прием контраста еще раз доказывает это: Демон имеет темное лицо и светлое тело; Демону тесно в картине, хотя он один в пустом пространстве; у него очень сильное молодое тело с безвольно опущенными руками... «Демон сидит в самом бездейственном состоянии, но мускулы его напряжены так, будто он действует», - писала критик Н.Петрова.

«Демон» Врубеля - соединение противоречий: красота, величие, сила и в то же время скованность, беспомощность, тоска; его окружает сказочно-прекрасный, но окаменевший, холодный мир.

Следующая картина - «Демон летящий» - была написана Врубелем через несколько лет после создания «Демона сидящего» (1899). Здесь образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. Это последний, отчаянный полет над горами. Демон почти задевает вершины своим телом. Колорит картины мрачен.

Позднее демон изображался Врубелем уже со сломленной верой, с разбитым телом, распростертым среди холодных гор каменистой гряды, хотя и по-прежнему гордым, непокоренным. Таким Врубель изобразил своего главного героя в картине «Демон поверженный», которая была создана в 1902 году и в настоящее время хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Как говорил сам Врубель: «Демона не понимают - путают с чертом и дьяволом, тогда как «черт» по-гречески значит просто «рогатый», дьявол - «клеветник», а «Демон» — значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе».

Порабощение демоном своего создателя-художника

После окончания работ над иллюстрациями к произведениям Лермонтова Врубель почти десять лет не возвращается к теме демона. Не возвращался, чтобы потом вновь взяться за нее - и остаться с ней навсегда. В последние годы жизни тема Демона стала центральной в творчестве Врубеля. Он создает множество рисунков, эскизов и написал три огромные картины.

Последнюю из них («Демон поверженный») он продолжал улучшать даже тогда, когда она уже появилась на московской выставке, тем самым изумляя и пугая публику. Врубель снова и снова переписывал лицо Демона, менял колорит. «Каждое утро... публика могла видеть, как Врубель "дописывал" свою картину. Лицо становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее, его поза, его сложение имели в себе что-то пыточно-вывернутое...», - писал Бенуа. Современники отмечали, что были дни, когда Демон представал перед посетителями в очень страшном обличии, но потом опять в выражении лица Демона появлялась глубокая грусть и новая красота». Причем, Врубель никак не мог оставить своего героя и тогда, когда полотно сняли с подрамника, скатали и отправили в Петербург на выставку «Мира искусств». Он поехал вслед...

Бенуа писал: «Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую черту своего божества, то сразу и ту, и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым. Его безумие явилось логичным финалом его демонизма».

К этому времени относится ухудшение физического и психического состояния художника, что только подлило масло в огонь и укрепило уже возникшую легенду о мастере, продавшем душу дьяволу. Его образ все-таки поработил своего создателя. Демона Врубеля называли «вещим сном художника о самом себе».
1 апреля 1910 года Михаил Врубель умирает в клинике Бари. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Петербурге. Александр Блок сказал о Врубеле на его могиле: «Именно в нем наше время выразилось в самое красивое и самое печальное, на что оно только было способно... Возвращаясь в своих созданиях постоянно к «Демону», он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением...».

Прекрасный или ужасный?

Возможно, для некоторых творцов Демон – это олицетворение мирового зла, но только не для Лермонтова и Врубеля. Ведь они оба смогли увидеть в этом страшном образе страдающего человека. Их герой не вызывает чувства ужаса, наоборот, ему сострадаешь, о нем беспокоишься.

И Лермонтов, и Врубель наделили своих героев человеческими чертами. Образ Демона — это живое переживание творцов, а не их фантазия. Наверное, поэтому Врубель не смог справиться в полной мере со своим героем – слишком многое он в него вложил.

Демон для обоих гениев стал образом - символом страдающей души. Изломанной, нуждающейся в помощи, но все-таки души.

Источники:

  1. Михаил Лермонтов «Демон» (www.ilibrary.ru/text/1149/p.1/index.html)
  2. Михаил Лермонтов (www.lermontov-lit.ru/)
  3. Врубель и Лермонтов. Демон. Судьбы и творчество (www.vrubel-lermontov.ru/)

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной