О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Мировой кризис XXI века - истоки
Мировой кризис XXI века - истоки

В начале ХХ века О. Шпенглер (1880-1936), описывая «закат» западной цивилизации, не раскрыл его причину целиком. Ему виделся благородный исход культуры Европы в усталую техноцивилизацию финала. Однако западная культура – предмет его восхищения, как и культура России, изначально была великим христианским проектом Нового мира и нового человека.

    И угасание западной культуры не было ни блистательным, ни величественным, на что Шпенглер ориентирует европейцев, да и вовсе не было оно угасанием. Европейская культура, разбиравшаяся в себе с раннего средневековья до Возрождения и Просвещения, была побеждена и уничтожена. И не исходом в умирающую цивилизацию феллахов, но антиевропейским хищническим проектом британским. О. Шпенглер сам его и называет – фаустовский проект, принципиально антихристианский. Рожденный элитами Европы в Х-XI веках в пику культуре и ценностям христианства, в XV-XVI веках он берется Англией в качестве стрежня ее государственности и политики достижения глобальной Власти над Евразией и Америкой.
      Сам же О. Шпенглер и пишет, что трагедия Европы в том, что Наполеон, начав «с борьбы против английской политики, бывшей самой выразительной представительницей английского духа, как раз в этой борьбе завершил на континенте победу этого духа. …Его империя – создание французской крови, но английского стиля. Теория «европейской» цивилизации была создана в Лондоне Локком, Шефтсбери, Клэрком, в особенности Бентамом, а Бейль, Вольтер и Руссо перенесли ее в Париж. Во имя этой Англии парламентаризма, деловой морали и журнализма люди сражались при Вальми, Маренго, Йене, Смоленске и Лейпциге, и во всех этих сражениях одержал победу английский дух над французской культурой Запада»»1.  
       О. Шпенглер удивился бы еще больше, узнав, что «английский дух» одержал победу над Европой еще до Наполеона – во Французской революции, организованной сетевыми структурами Англии. Через эту революцию и была уничтожена европейская христианская культура – с тяжелейшим последующим кризисом европейского сознания XIX века и кровавыми политическими потрясениями во всей Европе и на континенте, переходящими в ХХ век и входящими в XXI столетие. Шпенглер пребывал в убеждении, что все происходит внутри общей западной культуры, вошедшей в период цивилизации. Однако никакой общей западной культуры давно не существовало – и дело было не в различиях самих западных стран, но в различиях двух цивилизаций – континентальной европейской и англосаксонской морской, из которых последняя именно так пожирала и уничтожала другую, подчиняя собственной Власти в жажде мирового англо-британского господства – как конечного состояния всей человеческой истории.   
       Рубеж ХХ века и Первая мировая обозначили не только полное крушение европейской культуры, что очень желал понять Шпенглер, но замещение ее чуждыми и чужими Европе политическими идеями и идеологическими установками. В трагическом финале европейской культуры Шпенглер не распознал ту жажду глобальной Власти, которая уже начала притягивать массы, и которая, в обход христианской культуры Европы, была на вооружении англосаксонских цивилизаций Британии и США. На фоне краха европейской культуры, эти идеи в ХХ веке уже исповедовали европейские интеллектуалы, геополитики и политики – тот же Гитлер, завороженный англосаксонским духом расового превосходства, избавления мира от недочеловеков и чистоты крови, как и идеей расовой генетики – евгеники. Евгеника, утверждал ее основатель Френсис Гальтон, брат Чарльза Дарвина, имеет целью обосновать право англосаксонской расы на мировое господство и сделать эту идеологию «частью национального сознания, наподобие новой религии»2.   

Идеальная малышка – триумф евгеники. Портленд, 1913

        Выделив себя в отдельную от Европы и континента морскую цивилизацию, англосаксонский мир уже при жизни Шпенглера обозначил себя единой геополитической стратегией, нашедшей себя в трудах всех отцов-основателей англо-американской геополитики – Х. Маккиндера, А. Мэхэна, Б. Адамса, Н. Спикмэна, И. Боумана, Ф. Тёрнера и других. Целью этой геополитики были порабощение и полный, как физический, так и моральный, контроль народов западной Европы, Евразии и всего Мирового Острова
        Позже о них с восхищением писал ведущий немецкий геополитик Гитлера генерал К. Хаусхофер: «Книга Фредерика Тернера “Значение американской границы в американской истории”, была написана приблизительно в то же время, что и книги Брукса Адамса и адмирала Мэхэна. Эти геополитики заложили интеллектуальный фундамент всей современной позиции США как мировой силы; они и воспитали ведущих политических деятелей Америки, которые вывели США на путь установления мирового господства. Они начертали американские политические цели экспансионизма в Тихом Океане и на Карибских островах и определили грядущие претензии США на мировое господство»3.

Вы не верите? Нам? Вы не оставляете нам выхода!

        Стремление к господству требовало какого-то морального оправдания в глазах народов. И такое оправдание, в условиях краха европейской культуры и ее ценностей, было найдено. Им стала Власть как точка отсчета, где стремление к Власти, тем более, к глобальной Власти над всеми, является признаком физического и духовного здоровья. В своей книге «Американская стратегия в мировой политике» (1942), оказавшей огромное влияние на президентов США Ф. Рузвельта и Г. Трумэна, произведшего ядерную бомбардировку городов Хиросимы и Нагасаки, Н. Спикмэн указывает: «Любые формы насилия, включая разрушительные войны, допустимы в международном сообществе… Власть означает способность выживать и навязывать свою волю другим, способность диктовать не имеющим силы и вырывать уступки у слабейших… Там, где конечной формой конфликта является война, борьба за власть является борьбой за военную мощь и подготовкой к войне… Стремление к власти осуществляется не для достижения моральных ценностей; моральные ценности используются для облегчения пути к власти»4.
         Война за господство, которая с ХVIII века ведется Англией путем политических провокаций, лжи и сталкивания народов континента в пучину войн, революций и социально-культурного разложения, на рубеже ХХ века четко формулируется англо-американским истеблишментом, геополитиками и учеными в виде расовой теории исключительных прав англосаксов на Власть над народами – что и составляет американскую национальную идею и все основание мессианской судьбы США – Manifest Destiny. После О’Салливана, эти идеи уже в 1895-м озвучивает сенатор Генри Лодж: «вся наша история – это история завоеваний, колонизации и экспансии, с которыми ни одна нация в ХIХ веке не может сравниться. И никто в будущем не будет в состоянии нас остановить»5. Брукс Адамс, один из главных творцов геополитики США XX столетия и друг президента США, расиста Т. Рузвельта, указывал соплеменникам на Евразию и весь Мировой Остров: «американцы должны понять – писал он в «Новой промышленной революции» (1901), – что это будет война не на жизнь, а на смерть – борьба не против отдельной нации, но против целого континента. В мире нет места двум центрам процветания и империи. Один организм должен победить и уничтожить другой. Тот, кто слабее, должен погибнуть»6
        На Европу начала ХХ века, с утратой культуры и исторического сознания, эти планы производят катастрофическое воздействие. Ответом становится оголтелый европейский нацизм, затронувший почти все страны Европы и ловко перенаправленный Британией и США с помощью своих креатур, в частности, Гитлера, в другую сторону – на Восток, в пучину континентальной войны. Хотя и Гитлер, и его ведущие геополитики, в частичности, К. Хаусхофер, были убеждены, что удастся отстоять континент от власти «цивилизаций моря». Именно это имел в виду Гитлер, говоря: «Исход борьбы за гегемонию в мире будет решен в пользу Европы… И тогда Европа станет неприступной крепостью»7.  

Томас Коул. Падение Римской империи. 1836

        Вожделение Власти именно как мирового господства являет, по Шпенглеру, суть фаустовского проекта, реализуемого особым меньшинством, обладающим фаустовским инстинктом Власти. «Воля к власти также и в области нравственного, – пишет он, – стремление придать своей морали всеобщее значение, принудить человечество подчиниться ей, желание всякую иную мораль переиначить, преодолеть, уничтожить –все это самое наше собственное достояние»8. При жизни Шпенглера все это воплотится в гитлеровской Германии, в идеологию Третьего Рейха, в тексты Розенберга, как воплощалось ранее во Французской революции и кровавых потрясениях Европы, а также в Первой мировой: «В западной этике все, – пишет Шпенглер, – направление, притязание на власть… В этом вполне сходятся Лютер и Ницше, папы и дарвинисты, социалисты и иезуиты…Это входит в состав необходимых условий фаустовского бытия. Кто иначе думает, чувствует, желает, тот дурен, отступник, тот враг» (Шпенглер Освальд. Закат Европы. Образ и действительность. Перевод Н.Ф. Гарелина Том I // Новосибирск, ВО Наука, 1993. С. 441-442).  
       То, что в ХХ веке так и осталось скрытым для Шпенглера, не укрылось от национальной русской интеллигенции XIX века. «Северная Америка, – в 1876-м писал К. Аксаков, – вся насквозь проникнута эгоистическим, холодным началом и вся представляет обширную общественную сделку… нигде нет такой страшной деятельности, устремленной, главное, на выгоду, как в Северной Америке; и зато нигде нет такого страшного эгоизма, такого бездушного тиранства и унижения себе подобных, как в Северной Америке…»9. В отличие от Шпенглера, К. Аксаков ясно разделяет эти цивилизации, и, при понимании различия культур России и Европы, питает надежду, что европейское историко-культурное «личностное начало» одержит победу, окажется «распространено в Европе» и, сопровождаемое «благими последствиями… спасает Европу от конечного истребления в ней всего доброго и всего живого»10. В этих словах проявляется благородство, свойственное не только К. Аксакову, но отличавшее имперскую Россию и русских людей, продолжавших, при всех кровавых инсинуациях Европы против России, считать европейцев братьями: заблуждающимися, обманутыми и обманывающими – но братьями.   
       Сама же Европа, в которой после Французской революции начинается уничтожение исторической христианской культуры и ее носителей – духовенства, дворянства, офицерства и национально мыслящей интеллигенции – постепенно встраивается в предназначенные для Европы англо-масонские либеральные, морально-релятивистские установки. При этом она признает их своими, а Англию – частью европейской цивилизации. Массы этим не озабочиваются – их увлекает английское свободомыслие. «Следует считать, – говорит К. Шмитт, – что народ тогда завоеван, когда без протеста воспринимает иностранную лексику и политические идеи»11.   
        Но завоеванный народ может оставаться народом – пока хранит культуру, историю и ценности. Чужих богов и чужие установки принимают только масса и коррумпированная элита – на них и делается ставка при разрушении народов с помощью революций и «пятой колонны». В начале ХХ века, особенно, после Первой мировой войны, народов в Европе не остается – остается сумма модернистских политико-идеологических наций. Не остается в Европе и своей идеи. Все, вплоть до нацизма, окажется заемным у культуры-протея, которая до ХХI века будет притворяться «своей» в Европе: «в течение последних десятилетий, – пишет современник О. Шпенглера, Г. Зиммель, – мы живем уже вне всякого объединения какой-либо идеей… в противоположность средневековью, имевшему свою церковно-христианскую идею… или эпохе Просвещения XVIII столетия, жившей идеей всеобщего человеческого счастья»12. Дьявола никому и никогда не удавалось принимать частями. Присутствие его чувствовали и в России, и в Европе, но прекращали даже искать источник этого ощущения.  
       Катящийся в пропасть мир Европы XIX века считал, что все идет правильно в русле либеральных идей Англии, становившейся мировой империей и вступающей в роль, которую в XX–XXI веках будут играть США. Сама же Англия уже несколько столетий «европейцем» себя не считала и никакого пиетета перед Европой не испытывала. Она холодно глядела на Европу, как чуждую цивилизационную систему, которой предстоит участь других цивилизаций континента – быть порабощенной или уничтоженной. Именно этого требовали политические установки философа и канцлера Англии Фрэнсиса Бэкона и ее «великого комбинатора» Джона Ди, создавшего для Елизаветы I образ «Зеленой империи», властвующей над миром. «Все меры и пропорции английской политики, – пишет К. Шмитт, – стали несравнимы и несовместимы с таковыми у стран Европы… Слово «континентальный» обрело значение отсталости, а жители континента стали “backward people” – “отсталым народом”»13. Даже в фиале ХХ века почетный профессор политики Университета Шеффилда Д. Маркванд прямо напишет: «Я подсознательно симпатизирую англичанам, которые на протяжении 500 лет отказывались быть европейцами»14.    
        Одержать победу над цивилизациями континента в прямом вооруженном столкновении Англии было не по зубам – да этого и не требовалось. Достаточно было сталкивать народы в революции и войны на самоуничтожение, и «помогать» им оружием, деньгами и ресурсами. При этом достижение идеального континентального шторма, в котором окажется задействовано максимальное число народов, возможно только при условии вовлечении в эти войны центральной части континента, которую занимает Россия, и столкновения ее с другими игроками – странами Западной Европы, а лучше с Западной Европой в целом, и подключением любых иных стран и народов. Французская революция становилась при этом «искрой», из которой должно разгореться континентально-очистительное пламя. В ход пойдет все – от английского убийства императора Павла I и спецслужбистской лжи о «завещании» Петра Великого, якобы желавшего поработить всю Европу, до глобального геополитического противостояния Англии России, которое Р. Киплинг назовет «Большой игрой» и даст напутствие: «На заключай мировой с медведем».
        Не европейцы, но Англия и ее сетевые структуры становятся подлинным источником русофобии, с помощью которой осуществляется «закошмаривание» Европы страхом перед Россией. Страх англичан усиливается после победы России над Наполеоном. «Для англичан начала XIX века,– пишет итальянский ученый Дж. Росси (2017), – Россия превратилась в кошмар, когда император Александр I изгнал из Москвы французов, преследуя их до Парижа, куда и вошел с триумфом 30 марта 1814 года, определив судьбу Наполеона. Тот день стал потрясением для дипломатических кругов Лондона и британского двора… если русские могли дойти до Франции, значит, они могут дойти куда угодно. 
       Английская русофобия подняла российскую опасность до мирового уровня (завоевания не просто Европы, а всего мира), изменив ее природу: если у французов русофобия была ограничена дипломатическими и философскими кругами (в сущности, спор о демократии и деспотии был идейным столкновением), то англичане ее «демократизировали», перенеся в сферу общественного мнения и манипулируя сферой символических образов. В течение всего XIX века в британской публицистике «антироссийская истерия» достигла ранее невиданных в Европе вершин, породив бесконечное количество антироссийских стереотипов, создавших предрассудки сродни тому, как пытаются сегодня сделать западные СМИ»15
       Ненависть Англии в рамках «Большой игры» была нацелена не только на Россию; в неменьшей степени она была нацелена на Европу и европейцев. Последним отводилась роль участников самых бесчеловечных войн, затеянных англосаксами в борьбе за Власть над континентом и центральной его частью, сердцевиной – Хартлендом, который тысячелетие занимает Россия, и без обладания которым, по Х. Маккиндеру, Власть над миром невозможна в принципе. Для этой цели Европа, как инструмент, годится вполне – не хуже индейцев или австралийских аборигенов. Об этом отношении к европейцам, продолжающим в глазах англосаксов оставаться «грязными римо-католиками», в конце ХХ века пишет и знаменитый англо-американский поэт Уистен Хью Оден: «думаю, в глубине души средний англичанин полагает, что католики являются идолопоклонниками, аморальными и физически грязными»16. С XIX века Европа – с ее феодальным, культурно-раздробленным сознанием – втягивается в «Большую игру» Хозяина, не зная, что ему – в его либеральной свободе – понадобятся не только войны и революции. Понадобятся и кровавые тоталитарно-идеологические и религиозные режимы по всему миру – контролируемые им «машины войны», которые в еще более античеловеческом качестве шагнут из ХХ века в XXI столетие. 

Литература:

  1. Шпенглер Освальд. Закат Европы. Образ и действительность. Перевод Н.Ф. Гарелина Том I // Новосибирск, ВО Наука, 1993. С. 217-218.
  2. Galton, Francis. Hereditary Genius // New York, 1891, Р. 338; 346.
  3. Haushofer Grenzen in ihrer geographischen und politischen Bedeutung // Heidelberg -Berlin -Magdeburg, 1939. S. 44.
  4. Nicholas John Spykman. America's Strategy in World Politics. The United States And The Balance Of Power // Institute Of International Studies Yale University. New York, 1942. Р. 18.
  5. William Appleman Williams The Tragedy of American Diplomacy // Dell Publishing Co, New York, 1972. Р.34.
  6. Adams, Brooks The New Industrial revolution // Atlantic Monthly, LXXXVII, 1901. Р. 165.
  7. Хью Тревор-Ропер Застольные беседы Гитлера. 1941-1944. М., Центрополиграф, 2005. С. 58.
  8. Шпенглер Освальд. Закат Европы. Образ и действительность. Перевод Н.Ф. Гарелина Том I// Новосибирск, ВО Наука, 1993. С.444.
  9. Аксаков К. С. Эстетика и литературная критика // М.: Искусство, 1995. С. 44.
  10. Там же.
  11. Carl Schmitt et. al. Die Tyrannei der Werte / Lutherisches Verlagshaus, Gamburh, 1979. S. 9-45.
  12. Зиммель Г. Конфликт современной культуры / Он же. Избранное. В 2 т. // М., 1996. Т.1. С.499-500.
  13. Carl Schmitt. Land und Meer. Eine weltgeschichtliche Betrachtung // J. G. Cotta’sche Buchhandlung Nachfolger GmbH, 1942. S. 55.
  14. Marquand D. Going into Europe. Encounter 114. 1963. Vol. 20, No. 3., p. 70.
  15. Giampaolo Rossi. Russofobia: due secoli di “fake news” // Il Giornale 09.01.2017.
  16. Auden W.H. Going into Europe. Encounter 112. 1963. Vol. 20, No. 1, Р. 53. 

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной