О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Неизвестный Владимир Хавкин
Неизвестный Владимир Хавкин

Владимир Хавкин – ученый, который в 32 года спас миллионы человек от эпидемии холеры. Еще через несколько лет он же создал вакцину от чумы, остановив опасную вспышку болезни. Рассказываем о жизни выдающегося исследователя.

 

Владимир Хавкин – всемирно известный российский бактериолог и эпидемиолог, создатель первых в мире вакцин от холеры и чумы. В 1897 году он получил награду из рук английской королевы. В Индии его считают спасителем нации, «махатмой» (титул выдающихся общественных деятелей – прим. ред.), как Ганди. Именем ученого назван крупнейший исследовательский институт в Мумбаи. Память о нем хранят в Париже, в Лозанне, в Иерусалиме, но только в России имя Хавкина знают лишь специалисты. Рассказываем о жизни выдающегося исследователя.

Владимир Хавкин родился в Одессе 3 марта 1860 года. При рождении он получил имя Маркус-Вольф (с идиша – прим. ред.). Кроме него в семье было еще десять детей, жили бедно. Вскоре после рождения мальчика семья была вынуждена переехать из Одессы в Бердянск. Хавкин блестяще закончил хедер (базовая начальная еврейская школа – прим. ред.), после чего родителям с огромным трудом удалось устроить сына в русскую гимназию. Мальчик взял имя Владимир, но это не спасло его от антисемитизма со стороны учителей. Однажды преподаватель латыни позволил себе злую шутку, на что оскорбленный юноша заявил ему: «Вы дурак!». И тут же был исключен из гимназии.

Молодой человек решил не сдаваться - он поехал в Одессу, где стал вольнослушателем университета. Заведение это было демократичным, среди учащихся были даже крестьянские дети. Владимира всегда влекла биология, но именно в Одессе его увлечение переросло в нечто большее. «Одесса – один из двух торговых портов России, а торговый порт – это маяки с иностранных кораблей, то есть болезни, перевозимые моряками. Понятно, что опыт у одесских врачей был, наверное, в отношении этих болезней самый выдающийся в Российской империи», - рассказал ведущий научный сотрудник Института эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи Федор Лисицын. Походив на разные лекции, Владимир быстро понял, что он хочет учиться только у профессора Ильи Мечникова. Но чтобы попасть на его факультет, нужен был аттестат. Тут помог случай: директор гимназии, откуда был отчислен Владимир, разобравшись в ситуации, уволил несдержанного преподавателя латыни. Владимиру разрешили доучиться. Вскоре он получил на руки желанный аттестат.

В университете Владимир сразу обратил на себя внимание – такого сочетания трудолюбия и способностей Мечников не видел ни у кого. У студента появилась возможность занять место преподавателя на кафедре зоологии – не предел мечтаний, но хоть что-то. Но как еврей Хавкин не имел возможности вести научные исследования в России. Университетское руководство, стремясь открыть талантливому студенту дорогу к научной карьере, предложило Хавкину принять православие. Однако он отклонил это предложение. В итоге лучший ученик Мечникова был с трудом принят на должность препаратора в зоологическом музее. Жалование платили мизерное и к науке работа отношение не имела. Владимир Хавкин занимался исследованиями после работы, по ночам. В 1885 году в Парижском журнале «Анналы натуральных наук» вышла его работа, посвященная простейшим, обитающим в черном море. Но на Родине у Хавкина не было никаких перспектив – он был евреем и революционером.

Хавкин снова не сдался – в 1888 году он послал запрос в университет Лозанны и вскоре получил приглашение занять там должность приват-доцента. В 1889 году ученый по рекомендации Ильи Мечникова стал младшим библиотекарем Пастеровского института в Париже. Конечно, это была сомнительная должность для молодого ученого. Но Хавкин телеграфировал учителю: «У Пастера я готов хоть пробирки мыть». И отправился в Париж. Кроме того, сам Луи Пастер лично пообещал Мечникову, что если молодой человек проявит себя, то он подумает, как ему помочь.

В то время институт Пастера был передовым. Четырьмя годами ранее его основатель сделал первую в истории прививку от бешенства, и бактериология и вакцинация стали считаться самыми перспективными направлениями. Появился шанс избавить человечество от страшных инфекций, таких как чума и холера.

Владимира Хавкина повысили через год, осенью 1890 года. Он стал ассистентом профессора Эмиля Рул, вице-директора института. Не удивительно, что главным направлением работ ученого стали защита человеческого организма от инфекционных болезней с помощью сывороток и вакцин. «Попытки создать вакцину от холеры появились сразу же после отработки Дженнера (Эдвард Дженнер – английский врач, разработал первую в мире вакцину - против натуральной оспы – прим. ред.) прививки от оспы. Был открыт возбудитель легкой формы холеры, вибрион Мечникова, на основе которого Гамалея (Николай Гамалея – российский и советский врач, микробиолог и эпидемиолог – прим. ред.) создал вакцину. Она прошла испытания и была в общем-то достаточно безопасной, у нее был только один недостаток – она была крайне неэффективна», - отметил Федор Лисицын.

К 1892 году Владимир Хавкин создал первую эффективную вакцину против холеры, доказав на самом себе её безопасность для человека. В тот день он сидел один в лаборатории пастеровского института. Напротив него лежал шприц с противохолерной вакциной. Он рисковал и понимал, что если ошибся в расчетах, то его могут ждать трагические последствия. С другой стороны, миллионы людей по всему миру могли быть спасены. К счастью, испытания прошли успешно: исследователь заразил себя вибрионом холеры и не заболел.

В одночасье русский ученый стал мировой знаменитостью. Владимир Хавкин мечтал начать помогать России, где только за последний год холерой заболели 600 тысяч человек, из них половина людей погибли. Но на Родине инициативу внедрить вакцину по всей стране не поддержали. В институте экспериментальной медицины сочли, что Хавкин не внушает доверия. Тогда ученый предложил вакцину европейским странам, где также потерпел неудачу. 

Вакциной заинтересовались лишь англичане - британское правительство разрешило Хавкину испробовать ее в Индии, где в это время свирепствовала эпидемия холеры, уносившая сотни тысяч человеческих жизней. Ему предложили отправиться туда в ранге государственного бактериолога. Ученый был готов пойти на такой риск, лишь бы доказать эффективность своего изобретения, чтобы оно, наконец, вышло из лабораторных стен. В начале 1893 года Хавкин отправился в Индию.

Он прибыл в Калькутту, где представил подробный план по ликвидации холеры на всей территории страны. Проект включал в себя скорейшее налаживание производства вакцины в промышленных масштабах, создание по всей Индии разветвленной сети прививочных пунктов, массовую вакцинацию, проведение разъяснительной работы среди населения и строительство санитарно-технических сооружений. План посмотрели и завернули – слишком долго и дорого. Владимир Хавкин был потрясен. Оказалось, что колониальные власти с его помощью рассчитывали сэкономить на борьбе с холерой. Но они недооценили ученого: всего за неделю он собрал противохолерный отряд из местных врачей. И с имевшимися запасами вакцины двинулся прямо через джунгли в ближайшую зараженную деревню.

Здесь и произошел один интересный эпизод. Это случилось, когда доктор Хавкин делал последние приготовления к вакцинации жителей. За дверью послышался шум, а потом в хижину влетел испуганный местный доктор. Только что он объяснял местным принцип действия прививки, но, когда выяснилось, что вылечить уже заболевших медики бессильны, а укол надо делать тем, кто еще здоров, то в доктора полетели камни. «Белым поскорей бы нас уморить», - негодовала толпа. В этот момент дверь хижины зашаталась и рухнула. Ворвавшиеся внутрь люди с палками вдруг замерли. У них на глазах белый доктор задрал рубаху и вонзил себе шприц. Это был Владимир Хавкин. Палки были отброшены, у палатки медиков выстроилась очередь. Из 116 привившихся жителей деревушки холерой никто не заболел.

«Хавкин следует за пилигримами северо-восточных провинций Индии, добираясь до Кашмира, и производит им прививки против холеры. Работает беспрерывно; отдыхает только во время переездов. Привито уже несколько тысяч человек», - писали в «Британском Медицинском журнале» в ноябре 1893 года.

Ученый путешествовал по деревням Индии чуть боле двух лет и везде приходилось уговаривать местных жителей сделать укол. «На Хавкина было организовано несколько покушений. Почему? Все просто: медики приезжают делать прививки перед эпидемией, потом случается эпидемия. Значит, они всех и заразили, - объяснял Федор Лисицын. – А так его упрекали очень во многом. Упрекали, что когда ему сделали укол, он разделся, снял рубашку перед индусами. В 1893 году в Индии белый человек, оголивший тело перед индусами, совершил преступление против белой нации». За два года исследователь лично участвовал в вакцинации свыше 42 000 человек. В результате среди прошедших вакцинацию заболеваемость холерой и смертность от неё сократились в десятки раз. Прививки вакцины Хавкина стали после этого массовыми и применяются в улучшенном виде до сих пор.

 

 

Вскоре ученый был вынужден вернуться в Европу, так как он заболел малярией. После индийского триумфа отношение к нему в корне поменялось. Научное сообщество единодушно аплодировало исследователю стоя. И все же на вакцинацию, как на метод профилактики опасных болезней, по-прежнему смотрели с подозрением. После выздоровления Владимир Хавкин решил вернуться в Индию. В 1896 году, прибыв в Калькутту, он столкнулся с новым, еще более опасным врагом – чумой. В это время эпидемия поразила второй по величине город Индии - Бомбей и его окрестности. Погибли более пяти млн человек. Власти сжигали трупы, свозили больных в гетто, где те умирали, дезинфицировали дома зараженных, но все это слабо помогало. Ученый заявил, что единственный способ сдержать эпидемию – начать вакцинацию населения. Правда, вакцины от чумы не было.

Владимир Хавкин прибыл в Бомбей по просьбе властей. Для производства вакцины требовалась живая чумная палочка. Чтобы добыть ее, надо было отправиться в один из зараженных районов, что ученый и сделал. Он в кратчайшие сроки создал первую эффективную противочумную вакцину и снова доказал её безопасность вначале на себе. Интересно, что испытания проходили в тайне, нельзя было допустить паники сотрудников лаборатории.

Вакцина была готова, но власти требовали гарантий ее эффективности. Ученому по-прежнему не доверяли. Но тут помог случай – в городской тюрьме было выявлено несколько заболевших. И власти решили привить сначала заключенных. Провели вакцинацию - снова успех! Ни один привитый чумой не заболел. После этого случая прививки стали массовыми. Лаборатория получила новое здание, а Хавкин стал ее полноправным руководителем. В течение нескольких лет Владимир Хавкин непосредственно участвовал в вакцинации населения. Десятки тысяч доз вакцины ежедневно отправлялись и в Европу. Чума отступила, заболеваемость снизилась на 70 процентов, смертность – на 90. Возник даже новый термин – «хавкинизация». «Я видел огромные толпы людей, которые с криком толкались вокруг прививочного пункта, срывая друг с друга одежду, желая скорее пробраться к врачу», - из воспоминаний врача-вакцинатора Лестера Бирза.

В общей сложности Владимир Хавкин провел в Индии около 15 лет. В 1897 году королева Виктория наградила Хавкина одним из высших орденов Британской империи. Созданная им в Бомбее небольшая противочумная лаборатория стала впоследствии крупнейшим в Южной и Юго-Восточной Азии исследовательским центром по бактериологии и эпидемиологии и с 1925 года носит название Институт имени Хавкина.

 

Источники: 

1. www.youtube.com

2. www.tvkultura.ru/video

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной