Для тех, кто лишен страха высоты и желает глубже понять суть происходящего, в том числе в России, в период Нового времени и его финала на рубеже XX–XXI веков, Редакционное бюро Проекта «МЫ» публикует главы исследования «Тень Заратустры» Владимира С. Александрова (Питерского). Исследование, ведущееся с позиции Русского исторического проекта, меняет сложившуюся точку зрения на главные процессы эпохи, их задачи и цели, раскрывающиеся только теперь – в финале эпохи.
(Продолжение. Начало – в разделе «Русский проект»)
Глава III. ПРАВДА И ЛОЖЬ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
в) Подполье разложения
В XVI веке Англия осознает себя державой, не только отделенной от Европы узким проливом, но особой «морской цивилизацией», призванной властвовать не только над Европой, но всем евразийским и американским континентами. На рубеже XVI-XVII веков идея мировой английской Власти оформляется в геополитическую концепцию, которую англо-американский истеблишмент реализует до сих пор.
Становление этой концепции уже в практическом плане осуществляется на протяжении XVI-XVIII веков. При этом Французская революция становится не только важным ее этапом в конце XVIII века, но началом целой эпохи, внутри которой многие составляющие этой концепции получают необходимую и весомую поддержку.
На протяжении всего XVIII века основным конфликтом Европы становится военно-политическое противостояние Англии и Франции. Оно начинается войной за испанское наследство (1701–1714), после которой Англия, по сути, оказывается вассалом Франции, и заканчивается Французской революцией, наполеоновскими войнами и потерей Францией своей лидирующей роли в Европе. По итогам конфликта, Англия, напротив, становится ведущей империей мира на всем протяжении XIX века, а в ХХ веке, вместе с США, продолжает играть значимую роль в историческом процессе1. На фоне бурных событий модерна, механизм постигшей Францию революционной катастрофы был погребен под мифами Нового времени. Однако вопрос этот всплывает в конце эпохи – как стремление понять, что же произошло внутри нее с человеком, его миром и историей.
Сегодня, из постмодернистского «далека» уже понятно, что Французская революция не является частным феноменом далекой французской и даже европейской истории XVIII века. Революция вписана в глобальный контекст развертывания Нового времени и постмодерна – финала эпохи. Сам этот сценарий можно представить, как насильственное объединение всего мира на основе либерально-релятивистских идей свободного политико-идеологического рынка, где итогом неслыханных социальных потрясений и войн должен объявиться Последний победитель, устанавливающий Новый мировой порядок на века.
Массовые идеологии модерна, взошедшие на идее абсолютного превосходства подлинных людей над недочеловеками – классового, расистского или нацистского – убеждали адептов, что Новый порядок станет благом для человека. Важно, что сама мысль о таком «порядке» невозможна без предварительного принятия идеи разрушения культур и народов - этих онтологических историко-культурных субъектов истории. Главным условием такого дискурса постмодерн оказывается изначально – как радикальный отказ не только от историко-культурного «первородства», но от всего европейского Просвещения, логики и рациональности – когда личный произвол оказывается показателем личной «продвинутости». Поэтому вектор на Последнего победителя или сверхчеловека, ставший основой дискурса свободного политико-идеологического рынка, отменял не только ценности и культуры – осевые поля значений в определении вектора истории, но народы и цивилизации – превращая их из субъектов истории в расходный материал Власти и личного произвола Последнего победителя.
Стараясь прояснить настоящее в русле открывающегося будущего, необходимо понять механизм, с помощью которого идея сверхчеловеческой Власти над людьми и народами одержала верх в Западной Европе XVIII века – еще христианском мире, чьим отражением и стало европейское Просвещение. Если не брать маргинальный уровень мышления, то ни в сознании континентальной Европы, ни в европейском Просвещении ничего подобного не было.
Впрочем, загадки здесь нет – за исключением поразительной склонности массового обыватели к умственному покою. Указанный дискурс характерен для совершенно другой цивилизационной группы, для так называемых (они себя сами так выделяют) цивилизаций моря – Англии и США. Развивался этот дискурс в системе чисто английских представлений – от Дж. Ди и Ф. Бэкона к Дж. Локку, Т. Гоббсу, И. Бентаму, Дж. Ст. Миллю и другим английским мыслителям, ставших «стержневыми» для английского мировоззрения, мышления и политики. В его основе – животный индивидуализм в природной среде: «в естественном состоянии – пишет Дж. Локк, – каждый обладает исполнительной властью, вытекающей из закона природы»2. Даже святые отцы Английской церкви убеждены, что для объединения людей в народы нет веских причин, кроме выработки материальных благ. Люди, пишет Р. Хукер (1554-1600) в «Церковной политике», «никогда не имели какого-либо установившегося содружества, никогда не имели торжественного соглашения между собой о том, что делать или чего не делать; но поскольку мы сами не в состоянии обеспечить себя достаточным количеством вещей…это и стало причиной объединения людей в политические общества»3.
Между тем, строя воздушные замки для обывателя, они не говорят, что «война всех против всех», взывающая к «Левиафану», есть исключительный результат индивидуализма, и рождает она еще и самый разнузданный криминал, и терроризм, и жажду порабощения, и массовое уничтожение людей и народов. Но такова война за безграничную Власть – народа, расы, класса или отдельного человека. По отношению к цивилизации ценностей, формировавшейся внутри христианской Европы, этот дискурс был возвратом к архаике, кровавому язычеству, идеологии «судьбы и крови», внутри цивилизации ценностей давно уже преодолённой – в отличие от морских цивилизаций интересов.
Истоки англосаксонского дискурса цивилизации интересов – укорененность в государственном криминалитете, вынесенная на высший мотивационный уровень. Здесь королевская поддержка пиратства - этого свободного кровавого разбоя, где Ф. Дрейк оказывается «пиратом ее величества», выливается в поддержку зловещей фигуры Генри Моргана, которому за страшные разграбления Карибского бассейна, в частности, городов Пуэрто-дель-Принсипе и Панамы, присуждается короной отнюдь не виселица, но почетное губернаторство на Ямайке. Именно такой английский дискурс располагал к тому, чтобы Ост-Индская компания, это «яркое воплощение соединения короны, знати, пиратов и венецианцев» оказалась инструментом, с помощью которого «британский королевский дом станет одним из крупнейших наркоторговцев мира, поддерживающим торговлю оружием и опиумную торговлю, сажая таким образом «на иглу» миллионы китайцев»4.
Здесь важен не столько «гуманистический образ» такой политики, исчерпываемый Властью и богатством в качестве высших человеческих целей любыми средствами, сколько то, что итоги политики одобрительно принимаются обывательской массой – как норма отношения и действия человека в мире. Так эта Власть, все более уклоняющаяся от оси универсального становления, «распаковываемой» внутри континентальных культур, склонна не только окружать себя обществом безгласных людей-кроликов и самых отчаянных маргиналов под собственным контролем. Власть, опирающаяся на прямой разбой, террор, рабство и убийства людей, закрепляет себя и свой стиль как «норму» в их сознании, создавая компенсаторную мифологию «высшей расы» и исключительности прав «белых людей» на континенты и народы мира, что неуклонно прослеживается в англо-американском мировоззрении и в XXI веке. Отсюда то преклонение Англии перед тайными террористическими и криминальными операциями спецслужб, где у нее нет соперников, и которое уже несло в себе и континентальные революции, и мировые войны, и тайную деятельность, которой занимались ее известные писатели, ученые и высшая знать.
Уже лорд Честерфилд (1694-1773) в «Максимах» учил: «Посол, которому поручены важные дела, непременно должен иметь у себя в услужении платных шпионов», а разведка Англии хорошо усвоила, как «давать взятки вельможам и министрам», чтобы привлечь их на свою сторону5. Собирая сведения, в XVIII веке секретная служба Англии в качестве агентов пользует молодых аристократов, путешествующих для приобретения светского лоска в Европе; кроме сбора информации, они участвуют в дворцовых переворотах.
Но в XVIII веке Франция – на первом месте; тайные встречи лорда Уолдгейна с графом Франсуа де Бюсси из внешнеполитического ведомства Франции, чрезвычайно важны для английской короны6. Хотя в Германии ту же роль выполняет Якоб Дейлинг, в Испании – министр Рипперд, в Сицилии – аббаты Карачоло и Платания. Если жаждешь Власти – не гнушайся никакими средствами.
Но спецслужбы – лишь поддержка и, в некотором смысле, страховка. Зажечь сердца, подготовить интеллектуалов-вольнодумцев и тысячи провокаторов – на это спецслужбы XVIII века, даже английские, не способны. Это деятельность для мощной сетевой организации, какой, если не брать Римскую церковь, ни в Европе, ни на Востоке не было ни у кого – кроме Англии. И в отличие от Римской церкви, которую эта организация именовала врагом, своей целью она ставила мировую Власть английской короны. На рубеже XVII – XVIII веков ее структуры активно работают в Европе под личиной гуманитарных обществ и именуют себя вольными каменщиками или масонами; свои храмы они называют ложами, а то, что над собой единственной Властью они признают только корону Англии – об этом не догадывается никто.
С этой организации начинается история Французской революции. Но не только. С нее начинается история Нового-Новейшего времени, вплоть до постмодерна и исхода в тот самый, уже упомянутый мир дегуманизации и постапокалиптики – при благожелательно-улыбчивом согласии массового обывателя. Его разум неспособен идентифицировать признаки выхода за пределы оси универсального качественного становления и разворота в противоположную сторону – деградации и саморазрушения.
В XVII-XVIII веках эта история совпадает с перемещением в Англию из Европы ее крупнейших капиталов, и четким формулированием в этот период идей мировой Британской империи и прав морской цивилизации на мировую Власть. К XVII веку сознательная борьба за эту Власть обретает нарастающий характер и мощь пришлых капиталов. Сами капиталы к этому времени создают в Лондоне финансовый центр под венецианским флагом – Сити, не подотчетный ни английскому правительству, ни короне – такое «государство в государстве», более могущественное, чем папский престол в Ватикане.
С XVI века Англия ведет серию коварных и изматывающих соперников войн в Европе, где уже проявляется ее влияние. Мэтр британской исторической мысли ХХ века А. Тойнби именует этот период «духовной революцией» Европы – с отторжением ее, под влиянием Англии, от христианской культуры. Он согласен с Коном, оценивающим «духовную цивилизацию XVII века как подъем новой цивилизации»7. Продвигая дух этой «новой цивилизации», Англия без объявления войны, вероломно и под предлогом помощи повстанцам «Республики соединенных провинций», в 1585 году нападает на Испанию, навязывая ей изнурительную войну до 1604 года, оканчивающуюся победой над «Непобедимой армадой». Без последствий не остается возвышение и другого конкурента – Голландии, противостоя которой Англия развязывает несколько войн подряд.
Стремительное возвышение Франции в XVIII веке ставит Англию в отчаянное положение, грозя похоронить все планы на мировое господство – Англия переживает трудный период. Желание Франции доминировать в Европе проявляется на фоне колоссальных потерь Англии в войне с США (1775-1783), почти полной потери Северной Америки – кроме Канады и Ньюфаундленда, и новых претензий Испании на Гибралтар. Однако, во Франции находилось нечто, что давало Англии совсем особое преимущество. Это были ее тайные сетевые структуры в Европе – ее масонские организации. Радикализируя их деятельность, Англия получает потрясающий эффект. Во Франции она впервые применяет это оружие, которое никто еще не испытывал – идейное оружие модерна – но с каким ошеломительным успехом! Англия же и возглавляет потом коалицию стран Европы (Австрия, Пруссия, Испания, Россия, Сардиния и пр.) против впавшей в хаос революционной Франции.
Благодаря английским сетевым структурам, по странам Европы Новое время прокатывается огненным шквалом, к ХХ в. камня на камне не оставляющим от ее былой культурной, политической и экономической роли. Если английское Просвещение, восходя к расизму Ф. Бэкона и холодному эгоизму Гоббса, становится очищением элит – с укреплением короны и ее претензий на глобальную Власть, то континентальное Просвещение, ранее принимавшее Фронду (1648-1653), теперь с тревогой относится к европейцам, жаждущим «распространить торжество принципов английской революции на континенте Европы»8. На удивление европейцев, английские принципы в континентальной Европе обнаруживают иной, радикально антиевропейский результат, где «английская модель» входит в противоречие с самим духом европейского Просвещения. После революции она оставляет тяжелый «кризис европейского сознания», а уже потом, по итогам европейских революций и мировых войн ХХ века – оборачивается крахом всех европейских империй и исторической культуры Европы. Также постепенно происходит экономическая, а затем и политическая оккупация Европы морскими державами – Британией и США.
Известно, что Французской революции предшествует развитие этой сетевой структуры в самой Англии, где масоны – с культом Великого Архитектора Вселенной и Храма Соломона вместо Небесного Иерусалима, обретают настоящее имя и дело – Английскую революцию (1640–1660 гг.) - с гражданской войной, убийством Карла I, предложением Кромвелю английской короны и реставрацией Карла II. Все это, однако, заканчивается Славной революцией 1688 г., изгнанием бездетного Якова II и утверждением на английском троне Вильгельма Оранского. Для Французской революции особенно важно, что Яков II и его сторонники, нашедшие приют при дворе христианнейшего короля Франции Людовика XIV, вместе с французскими англофилами учреждают во Франции первые ложи – эти масонские структуры в Европе, тайно отстаивающие английские интересы и работающие как в идеологической сфере, так и внедрением своих представителей в структуры европейских монархий. Действуя под личиной гуманитарных обществ с рыцарскими традициями и обрядами посвящения, они увлекают европейскую знать таинственностью и не настораживают монархов, полагающих эти организации национальными. Лишь в ХХ веке становится известен их подлинный Владелец – с его целями и задачами.
А. Вандам, историк политики XIX-ХХ вв. пишет: «распространение нового масонства по другим странам взяли на себя английские аристократы. Вслед за новыми ложами в Англии, лорд Дервенсватер, дворянин Момелон, сэр Гентри и несколько других английских джентльменов устроили ложи во Франции. Великий мастер граф Стратмор дал посвященным в Лондоне одиннадцати немецким господам и добрым братьям разрешение на открытие лож в Германии. Секретарь английского посольства в Стокгольме Фулман получил приказание лорда Банлея организовать ложи в Швеции. Лорд Гамильтон открыл ложу в Женеве; герцог Мидлэссекский — во Флоренции, Милане, Вероне, Падуе, Венеции и Неаполе; лорд Калейран — в Гибралтаре и Мадриде; Гордон — в Лиссабоне, Миних — в Копенгагене; капитан Филипс — в Петербурге, Москве, Ярославле и Архангельске»9.
Подавая себя братством Золотого века Астреи10, для английской короны масоны решали три задачи: объединение влиятельных политиков, финансистов и гуманитариев на основе либерально-релятивистских понятий о добре, справедливости и природе человека, разложение морали и национального «МЫ» европейских стран, включая религиозное и политическое сознание, и подготовку войн, социальных потрясений и революций, переводящих страны Европы под контроль английских интересов. «Здесь вырабатывался тип человека, – о масонских ложах писал историк Французской революции О. Кошен в 1921 году, – которому были отвратительны все корни нации: католическая вера, дворянская честь, верность королю, гордость своей историей, привязанность к обычаям провинции, сословия, гильдии… Будучи отрезан от духовной связи с народом, он смотрит на него как на материал, а на его обработку – как на техническую проблему. Это выражено в символе масонов – в образе храма, где люди – камни, прикладываемые друг к другу по чертежам архитектора»11.
В Европе XVII–XVIII веков никто, кроме самих «просветленных» не знал, что король Англии по статусу является и Гроссмейстером Великой ложи Англии – главной ложи масонов мира. Это была тайна, которую хранила эта организация с непонятными для профанов – так она именует всех не-масонов – целями, и которая вызывала любопытство, смешанное со страхом – пока на рубеже XX века не стала сама раскрывать тайны, публиковать собственные документы, журналы и информационные бюллетени, При этом подтверждалось то, что в XIX в. говорил премьер-министр Великобритании, граф Бисконфильд – Б. Дизраэли (1804 – 1881): «историю Европы может описывать только тот, кто посвящен в тайны лож»12. «Для заведования ложами, – в начале ХХ века писал А. Вандам, – в каждой стране назначалась своя «Великая Ложа», великий мастер которой, нося название провинциального, в свою очередь, подчинялся английской ложе. Таким образом, все государства Европы превращены были в своего рода английские провинции»13.
Уже в период Французской революции и в финале XVIII века было известно, кто ее подготовил. Французских историков, и просто наблюдательных людей, которые об этом писали, потом надолго – на века лишили слова; их сочинения уничтожали или обходили полным молчанием – как четырехтомное исследование аббата О. Баррюэля «Мемуары по истории якобизма» (1797). Поэтому признание «Великого Востока Франции», опубликованное в 1910 году в официальном органе масонов – журнале «Акация», не открыло ничего нового: «Масоны подготовили Великую Революцию… на их долю выпала великая честь дать этому незабвенному событию формулу, в которой воплотились ее принципы: свобода, равенство и братство»14.
Вместе с тем незнание Владельца политической сети часто выливалось и в самые мистические представления о ней, которые она сама и распространяла, в XVIII–XIX веках сбивая с толку и направляя исследователей по ложному следу. Французский историк Ш.-Л. Гассинкур в 1797 году утверждал, что Французская революция – месть масонов за сожжённого магистра Тамплиеров Якоба Моле, и приводил Авиньон, как центр революционных зверств, «потому что он принадлежал папе и там хранился пепел великого магистра»15. Тогда же родилась и легенда, что когда голова Людовика XVI упала в корзину, один французский масон рванулся вперед, окунул пальцы в кровь и брызнул ею в толпу с криком: «Жак де Моле, ты отмщен!»16. Со своей стороны, О. Баррюэль полагает, что Французская революция стала итогом сговора элиты просветителей и императора Фридриха II. Наряду с этим, во время революции уже многие знали, что решение о казни Людовика XVI принималось не Французским Конвентом в Париже, но масонскими Конвентами в Вильгельмсбаде и во Франкфурте еще в 1782-м и 1785-м годах17.
Накануне революции Париж «буквально кишел масонами»18. Масонским гнездом была ложа «Девять сестер» или «ложа энциклопедистов» открытая в 1769 году издателем Ж.-Ф. Лаландом; в число братьев входили знаменитости, как Кондорсе, Вольтер, Грёз, Гудон, братья Монгольфье, Б. Франклин, Демулен, Дантон, Марат, Кутон и другие. Во всей Франции уже функционировали 600 лож, объединявших не менее 30 тысяч братьев19.
Именно здесь обкатывались и выдвигались на первый план идеи «другой свободы» – свободы от истории, культуры, ценностей, человеческого образа – которая открыто заявит себя уже в финале эпохи, в начале XXI века. Это идеи принципиального равенства добра и зла, о которых не должны были знать профаны, и без которых любая Власть над ними, кроме рабовладельческой, оказывалась невозможна. Это идеи большей эффективности зла в реализации целей, и идеи договорного равенства между Богом и Сатаной – Великим Архитектором Вселенной, выполняющим каждый оговоренную функцию в рамках своего пространства – где «нижний мир» целиком отдавался «на откуп» Сатане, именуемом князем мира сего. Отсюда важной необходимостью становится и равенство их прав – неотъемлемое от либерального дискурса. Равенство прав помещает Сатану и все его действия под защиту Закона и под рукоплескания всех, кто любыми средствами прорывается к новой Власти в Новом мире. Даже осуждение их действий становится явлением совершенно незаконным, тираническим и антинародным, направленным против свободы и требующим сурового наказания.
Якобинцы, «неподкупные» представители масонства, проводя эти идеи под прикрытием «идеалов свободы» и «счастья народа» непосредственно сами и столкнулись с ними. «В течение месяца, – писал Робеспьеру, незадолго перед его казнью, друг юности Бюиссар, – с тех пор как я писал тебе, мне кажется, что ты спишь, Максимилиан, и допускаешь чтобы убивали патриотов»20. Но это было неправдой. «Максимилиан не спал, – писал А. Манфред, – Он все видел и слышал. Но он не действовал. Этот человек действия, человек железной воли и неукротимой энергии потерял присущий ему дух действенности. Он не действовал потому, что понял, что эта революция, с которой он связал свою судьбу, не повинуется больше голосу справедливости, совести, заботе о народном благе. …после стольких жертв торжествуют не равенство и добродетель, а преступления; пороки, богатство»21. И в тот момент, когда он записывает себе: «из этой борьбы выйдут лишь тираны и рабы»22, он уже совсем недалек от понимания конфигурации мира, катализатором которой стали они сами и Французская революция в целом. Хотя он не признается себе в этом до конца – это значило бы не только лечь под нож гильотины, но убить свою личность – пусть даже обманом вовлеченную туда, где ему выпала главная роль. Макбет должен всегда оставаться Макбетом.
Когда-то они уверяли, что на них клевещут враги. «Клевета, – убеждал М. Робеспьер «Общество друзей свободы и равенства», – …с таким упорным и нелепым ожесточением преследовала якобинцев и другие народные общества, чтобы уничтожить вместе с ними патриотизм и народ»23. Но народом они видели только себя – остальные были только материалом, который следовало очищать от мусора и грязи, и придавать форму, содержанием которой станут именно их Власть, Воля и Свобода. «Это огонь свободы, – ликовал Сен-Жюст, – который очистит нас, подобно тому, как кипение металлов в тигле освобождает их от грязи»24.
Разрушение и уничтожение народов также было включено уже в формируемую новую Власть, как и разрушение и уничтожение человека. В глазах Робеспьера, Дантона, Кутона, Сен-Жюста и других якобинцев, таким очищением становились «горы трупов», о которых мечтал Сен-Жюст, и растерзанных садистами людей – ремесленников, рабочих, крестьян, священников, интеллигенции, дворянства, во славу Франции трудившихся и не понимавших, почему их и их семьи нужно убивать. Они бы удивились еще больше, узнав, что все они – тираны и враги Франции: «Нет никакой надежды на процветание, пока дышит последний враг свободы. – призывает Сен-Жюст, – Вы должны наказывать не только предателей, но даже и безразличных; вы должны наказывать всех, кто пассивен к республике и ничего не делает для нее… между народом и его врагами нет ничего общего, кроме меча. Надо править железом… надо угнетать тиранов»25. Почти как англичане, а, возможно, и более, они испытывали страх перед французским народом, как носителем истории, культуры, ценностей и Бога. В четырехтомном издании «Истории якобизма» О. Баррюэль отчетливо показывает, сколь эта клика, которую он именует «сектой», ненавидит и презирает французский народ – впрочем, как и любой иной.
Руководство ложами осуществлялось из Лондона; в разное время его представляли очень высокие лица – пэр Англии Филипп Уортон, бывший Великий мастер Великой ложи Лондона, с 1728 г. ставший Великим мастером Великой ложи Франции, герцог Антинский, принц крови Бурбон-Конде и, конечно, герцог Орлеанский (Луи Филипп II), при котором «Великая ложа Франции» становится «Великим Востоком Франции».
Вокруг герцога Орлеанского, принца крови и потомка Людовика Святого, присвоившего себе в 1792 году имя «Эгалитэ» (Равенство) – этого Великого мастера «Великого Востока Франции» с 1771 г. кипела тайная революционная деятельность. В 1793-м его мечта исполнилась – он и многочисленные его сторонники в Конвенте голосовали за казнь венценосного носителя его крови – Людовика XVI. Спустя лишь несколько месяцев, он сам шагнет на эшафот, как проводник английских интересов и либеральный центр большого круга англофилов, ставших известными деятелями революции. Среди них – Жильбер Лафайет, командующий Национальной гвардией, Эммануэль-Жозеф Сьейес – один из авторов «Декларации прав человека» и основатель Якобинского клуба, Шодерло де Лакло – горячий сторонник регентства герцога Орлеанского, Николя Кондорсе – председатель Законодательного собрания, вице-предсе6датель Конвента и многие другие – все деятели масонского Якобинского клуба, находившегося под зорким контролем Великой ложи Англии. Якобинского клуба, без которого Французская революция никогда бы не состоялось26.
«Во имя так называемого равенства и деморализующей свободы, – пишет аббат О. Баррюэль, – они растоптали алтарь и трон; они побуждали все нации к восстанию и стремились в конечном счете ввергнуть их в ужасы анархии. …Это люди, которые сделали французскую революцию бичом для всей Европы, ужасом для правителей, которые тщетно объединяются, чтобы остановить революционные армии – более многочисленные и разрушительные, чем при нашествии вандалов»27.
Между тем, ни информированный аббат Баррюэль, ни сама «секта», до конца не представляли, какой именно мир предстанет глазам в финале эпохи, начавшейся Французской революцией. Мы и сами, добравшиеся до финала этой самой страшной и кровавой эпохи, достаточно смутно представляем себе ее подлинный финал. Мы лишь тревожно всматриваемся в уже проступающие из тумана будущего черты постчеловеческого и постисторического мира, будто неумолимо запрограммированного эпохой с самого начала – Французской революции. И по мере того, как развертываются события ее настоящего финала, уже подведшего мир к постапокалиптической бездне под бессмысленно-безумный, благодушный взгляд массового обывателя, мы начинаем понимать, что эпоха реализовывала совсем не человеческие цели, и что отнюдь не она была Подлинным Новым временем. Как в кошмарном сне – когда хочется крикнуть, бежать, но невозможно сделать ни того, ни другого. Здесь же нельзя даже проснуться.
Чтобы, однако, нащупать выход, важно вернуться в точку, где была сделана ошибка. Тогда можно размотать весь клубок и выйти к другому финалу – откуда откроется выход на более высокий уровень исторического процесса. Ложное Новое время – лишь «зигзаг истории» за пределами направления, каким шла христианская цивилизация. Чтобы понять, в чем именно ошибка и вернуть утраченное будущее, нам придется сместиться на более глубокий уровень постижения Французской революции – что мы и сделаем в следующей главе.
Окончание следует…
Литература:
- 1Фанталов А. Н. Военно-политическое противостояние Англии и Франции в XVIII в.: войны и секретные операции // Вестник МГОУ: История и политические науки, 2020, № 4. С.69
- Локк Дж. Сочинения: В 3 т. // М., Мысль, 1988. т. 3. С. 268
- Hooker, Richard, Of the Lawes of Ecclesiastical Politie \\ Book I.-10
- De Conspiratione. 2-е издание // М., ТИИ КМК, 2014. С. 17
- Черняк Е.Б. Пять столетий тайной войны//М., Международные отношения, 1991. С. 243
- Там же, С. 245
- А. Дж. Тойнби. Цивилизация перед судом истории//М., Айрис Пресс, 2009. С. 211
- Поршнев Б.Ф. «Вторая Фронда» и английская республика // Из истории общественных движений и международных отношений: сб. статей памяти акад. Е.В. Тарле//М.: изд-во АН СССР. 1957. С.56
- Вандам А.Е. Наше положение. СПб.: Типография А. С. Суворина, 1912. Ch. XXIII
- Клизовский А. Правда о масонстве. Рига,1990. С.10-11
- Cochin Augustin. Les societes de pensee et la democratie. Etudes d'histoire revolutionnaire // Paris, Plon-Nourrit et cie., 1921
- Цит. по: Иванов В. Тайная дипломатия // Харбин, 1937. С. 34
- Вандам А. Наше положение… там же.
- Акация,1910, С. 402
- Цит. по: Волошин М.А. Пророки и мстители. Предвестники великой революции//Масонство и русская культура. Сост. В.И. Новиков. М., 1998. С. 365
- Michael Baigent and Richard Leigh, The Temple and the Lodge, Arrow, London, 2000, p. 91
- Черняк Е.Б. Западноевропейское масонство XVIII века // Вопросы истории, 1981, № 12. С. 116
- Брачев Виктор. Масоны у власти //М., Алгоритм, 2006. С. 101
- Замойский Л. За фасадом масонского храма. Взгляд на проблему // М., 1990. С. 143
- Albert Mathiez. La politique de Robespierre et le 9 Thermidor expliqués par Buonarotti \\ Etudes sur Robespierre, 1910. p, 279
- Цит. по: Робеспьер Максимилиан. Избранные произведения. В 3-х т. // М., Наука, 1965, т. I, С. 80
- Там же, С. 82
- Робеспьер Максимилиан. Избранные произведения. В 3-х т. // М., Наука, 1965, т. II, С. 59
- Œuyres Complètes de Saint-Just / Avec une introduction et des notes Charles Vellay, Docteur es lettres // Paris, Eugène Fasquelle, Éditeur 11, Rue De Grenelle, Т. II, 1908. р. 28
- Ibid., p. 76
- Тьер Луи-А. История Французской революции. Т. 1. М.: Изд-во Захаров, 2015
- Memoirs, Illustrating the History of Jacobinism, written in French by the Аввe Barruel, Part I // London: Printed for the translator, By T. Burton, No. II, New Bond-street.1798. р. 1