О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Святая Русь Ярослава Мудрого
Святая Русь Ярослава Мудрого

Согласно летописи, 20 февраля 2024 года исполнилось 970 лет со дня смерти одного из самых почитаемых руководителей исторического Русского государства – Ярослава Мудрого, сына святого крестителя Руси, великого князя Владимира Святославовича – Владимира Святого.

Ярослав Мудрый стал наследником и продолжателем главного дела своего отца, Владимира Святого – а именно, исторического Русского проекта. Сегодня, на изломе эпох, в начале XXI века, Русский проект получает дополнительные силы и общенациональную поддержку в реализации исторической миссии России среди народов. 

        «Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, 
то погибнете сами и погубите землю отцов своих и 
дедов своих, которые добыли её трудом своим великим»

Ярослав Мудрый. «Повесть временных лет»

Уже во времена Ярослава Мудрого земля отечества являлась ценностью, которую придавали ей не только внешняя красота и готовность растить хлеб. Для него, как и многих русских людей его поколения, Русская земля являла отражение Света неземного: духовного образа Святой земли и представлений о Небесном Иерусалиме. Этот образ и становится позднее частью представлений о Святой Руси и нетленном величии Третьего Рима, как земли, избранной Богом для спасения человечества. Святая Русь не совпадала с реальной Русью ни географически, ни исторически: она отражала вечное и непреходящее, в ее пределах текли реки Евфрат, Фисон и Иордан, ее центром являлся Небесный Иерусалим, а ее населением было все человечество, обратившееся к Богу и обретшее сияющее счастье, которое окутывало бескрайние просторы мира.  
       В контрасте с сияющим счастьем, уже начинавшим наполнять душу русского народа в X-XI веках, пребывал суровый образ реального мира, в котором происходили всякие нестроения и творились ужасные вещи. Время было непростое. Князь Владимир, отец Ярослава и святой креститель Руси, умер в 1015 году, так и не завершив победу над печенегами. В Киеве стал властвовать старший брат Ярослава Святополк, который учинил расправу над младшими братьями Борисом и Глебом, войдя в историю России под именем Окаянного. Кровь святых братьев Бориса и Глеба взывала к справедливости в душе Ярослава. Начинался период длительной борьбы Ярослава со Святополком, который, после его разгрома в 1016-м у Любеча на Днепре, обернулся нашествиями поляков во главе с тестем Святополка Болеславом Храбрым, к которому тот бежал после разгрома. В 1020 году полоцкий князь Брячислав, племянник Ярослава, грабит Новгород и уводит в плен часть жителей; в 1024-м его младший брат Мстислав захватывает Чернигов и левобережье Днепра. Все это требует внимания и военного участия Ярослава, включая поход на Царьград 1043 года, с целью избавиться от внешнего «кураторства» Русского государства со стороны Константинополя. 
           В реализации идеалов Святой Руси и исторического Русского проекта рассчитывать можно было только на собственные силы и христианскую солидарность народа. Ждать поддержки любых устремлений христианского Русского государства от «христианского Запада» Х-XI веков уже тогда было совершенно невозможно. Связано это было не только с колоссальной деградацией и варваризацией всего пространства западной Европы в сравнении с западной Римской империей. Так, младшая дочь Ярослава Анна, которую он выдал замуж в 1051-м за французского короля Генриха I, и которая стала родоначальницей французских королей, согласно легенде, писала отцу: «В какую же варварскую страну ты меня заслал! Здесь жилища мрачны, церкви безобразны, нравы ужасны».  

Портрет Анны Ярославны

      Но дело в другом. Это период, когда христианский проект будущего Западного мира прекращал свое существование. Германский историк Г. Вебер в своей многотомной «Всемирной истории» описывает это время: «Всеми сословиями овладела жажда наслаждений…  люди думали только о чувственных удовольствиях, о еде, питье, вешнем блеске, красивых женщинах, высшие блага утратили всякую цену для этих изнеженных и нравственно грубых людей… Единственной связью между людьми был расчет выгод, всеми поступками управлял эгоизм, и духовенство отдалось чувственным страстям одинаково с мирянами. В нем почти не было людей, которые вели бы такую жизнь, как требовала церковь, религиозность ограничивалась исполнением обрядов, в монастырях не осталось следов нравственного порядка»1.    
       Главным фактором разложения христианской души Запада стала сама Римская церковь, которая в 1054 году выходит из поля ценностей Единой Апостольской Соборной церкви и вырывается «на свободу» для самых античеловеческих преступлений перед Богом и историей в реализации жажды Власти земной и стяжания богатств. При этом Римская церковь становится уже не носителем Святого духа, но крупнейшим феодалом, играющим по кровавым правилам феодалов в старании подмять их под себя, как и королевские дома Европы. Поэтому с IX-Х веков Римская церковь уже не мешает христианам предаваться сатанинским культам, а для реализации своих целей заручается поддержкой авантюристов и маргиналов. Это последнее прямо касалось Русского государства и образа Святой Руси – великого православного идеала мирного и немятежного бытия русского народа в Русской земле
       Это уже в ХХ-XXI веках будут говорить о «борьбе двух систем», холодной войне и ее возвращении, как о чем-то, неведомо откуда взявшимся. Однако, корни этого разлома следует искать здесь, в X-XI веках, в отторжении Римо-католическим западом христианского проекта мира и отличии западной цивилизации интересов от цивилизации ценностей, контуры которой складываются основателями Русского государства князьями Владимиром Святым и Ярославом Мудрым при поддержке русского народа. Ярослав Мудрый не увидит, но после «великого церковного раскола» 1054 года, Запад отделяет себя «железным занавесом» от христианского мира – Византии и России, организуя против них грабительские нашествия и «крестовые походы», планируемые самой Римо-католической церковью. 
        То, что Запад позднее стал мягко именовать «решением русского вопроса», с XII века объединяло страны Европы. С XIII века против Руси Рим организует датчан, венгров, военизированные монашеские католические ордена, шведов, германцев. Еще в 1147 году папа Евгений III благословляет «первый крестовый поход против славян», начиная от «Вендского похода» германцев, датчан и поляков под знаменами Генриха Вёльфа и Альбрехта Балленштедтского (1147), до Конрада I Мейсенского и Фридриха Саксонского (1160), и объединенного «крестового похода» на Русь подготовленного Григорием IX в 1230-1242 годах. Вооруженные походы на Русь, с поистине патологическим упорством, организуются кровавой чередой на протяжении всего тысячелетия – до объединения Запада против России уже в XXI веке. 
       Всего этого, как и того, что в XXI веке Западный проект, по сути, полностью рабовладельческий, исчерпает себя в глазах миллионов людей и  большинства народов, Ярослав Мудрый не знал, но отчетливо понимал главное – ценностное направление, в котором следует двигаться, чтобы достичь расцвета истории человека, его духа и его свободы.      
       Важнейшей частью представлений об идеальном человеке и обществе становятся и образы великих князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Например, Владимир преображается в памяти народной во Владимира Красное Солнышко – героя народных былин, сказок и легенд. Оба князя являются не только великими деятелями Русского государства, его защитниками и полководцами, но основоположниками всего цивилизационного Русского проекта. И если Владимир заложил духовное основание Русского проекта, как историко-культурного фундамента российской цивилизации ценностей, то уже при Ярославе Мудром Русский проект обретает универсально-всечеловеческие черты, которые пройдут через историю страны, вполне раскрываясь в духовной и общественной деятельности Ярослава и митрополита Илариона – автора знаменитого «Слова о законе и благодати» (сер. IX в.).
         Сам Ярослав Мудрый, брат русских святых Бориса и Глеба и отец святых Владимира и Святослава, закладывает основы Русской земли: он сплачивает земли славянские в единую Русь, основывает города, строит православные храмы, возводит первые монастыри в Новгороде и Киеве, издает общественный свод законов – «Русскую правду» и Церковный устав. При нем берет начало знаменитая русская иконопись и начинается работа по переводу священных книг Византии на церковнославянский и древнерусский языки.   

А.Д. Кившенко. Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава.

       Его деятельность укрепляет образ Святой Руси, который включает в себя немало сказочного. В этот начальный период Русского государства многие русские люди становились активными причастниками христианской культуры и священной истории. Известная былина о хождении во святой град Иерусалим «сорока калик с каликою» передает настрой ходоков: «А идтить нам, братцы, дорога неближняя, Идти будет ко городу Иерусалиму, Святой святыне помолитися, Господню гробу приложитися, Во Ердань реке искупатися, Нетленною ризой утеретися». Первые русские паломничества былина относит ко времени великого князя Владимира. При этом летописи упоминают и св. Варлаама, игумена Дмитриевского, ходившего к Гробу Господню в 1062 году, а за сорок лет до этого – и св. Феодосия Печерского, который будучи еще подростком, встречался в Курске с русскими странниками, возвращавшимися из Палестины.    
        Дух Святой Руси, находящийся в основании Русского проекта, изначально вбирает черты большого стиля, охватывающего исторический процесс в его направлении и целях развития. Отражая представления русского народа об истинном, вечном, добром, прекрасном этот дух разворачивается как дыхание, вбирая матричные условия становления всего мира, истории и человека. При всей любви русского народа к своему государству, князьям, царям и императорам, черты стиля, над которым трудится дух народа, формируя свой исторический проект, свою культуру и идеологию, не имеет отношения к политическим амбициям как самого Российского государства, так и позднейшего искажённого его воплощения в СССР – не говоря о России финала ХX – начала ХXI веков. Выходя за технико-рационалистические рамки, внутри которых образ идеального общества создавали еще Платон и Аристотель, Русский проект, в лице князей Владимира и Ярослава, преодолевал ветхозаветный языческий уровень «плодитесь и размножайтесь» и восходил к христианскому ценностному становлению человека в его родовой свободе
     Это отражено в том, что впервые в истории звеном и целью исторического процесса Русский проект утверждает не расу, не этнос, не общество и даже не государство, но ценности духа и духовного человека, «распаковывающего» высшие уровни становления мира в своей культуре и душе, как отражении образа и подобия Творца. Через призму Русского проекта Ярослав Мудрый рассматривает и идею, и цели своего государства и Власти, у которой не было иных задач, кроме защиты Русского отечества и формирования условий развития духовно-ценностного человека – главной составляющей народа. «Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров; ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых. Правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор.16.19-20).  
      С позиций Русского проекта, любая общественная конструкция людей эгоистичных, злобных и завистливых, оказывается машиной войны с человеком – и при Аристотеле, и при кредитно-финансовой системе XXI века. Ее цель – обращение человека в инструмент Власти, в раба. Концепция «механической» или, как определяют в ХХ веке, технотронной Власти, никак не вписывалась в горизонты большого стиля и самоощущение славянских народов, которые и в дохристианские времена института рабства не имели. Идея «механической» Власти «остановить мгновение» для рабов на уровне биологии и зова «плодитесь и размножайтесь», пусть даже подкрепленного прогрессом, никак не вписывалась в ценности вертикального становления человека, заданные христианством и нашедшие себя в понимании Святой Руси и стилистике Русского проекта
       Формируя главные условия развития Русского государства и человека, Русский проект обращался к Новому уровню истории и Новому миру нового человека, созидаемого в любви к Богу, истине и человеку. В духовном складе русского народа эти ценности уже в Х веке составляли абсолютный уровень, который впоследствии и станет духовным камертоном русской культуры. Равноапостольная княгиня Ольга (ок. 920-969), принявшая христианство в 957 году, первая из правителей Русского государства разглядела в христианстве необоримую духовную и созидательную силу. Благодаря этому последующее крещение Руси великим князем Владимиром в 988 году становится лишь естественным закреплением государственного и цивилизационного образа исторического Русского государства, его народа и его будущего.

                                                                М.В. Нестеров. Святая Русь

Созидая контуры Святой Руси и исторического Русского проекта, Ярослав Мудрый В ХI веке становится родоначальником сакральной географии Руси. Он возводит дополнительную крепостную стену в Киеве. Впервые на Руси, как некогда в Иерусалиме, в стене создаются Золотые ворота, через которые Спаситель некогда вошел в Иерусалим. Вслед за Киевом, Золотые ворота строятся в каждом крупном городе Руси, становясь великим народным свидетельством и приглашением Спасителя на Святую Русь. В «Хождении игумена Даниила» во святую землю, датируемом 1104-1106 годами, Даниил отнюдь не случайно именует Святую землю обетованную «своей родиной»2. Семена, посеянные Владимиром, при Ярославе Мудром прорастают великой мистической верой русского народа в то, что «благодать Святой Земли – молитвами, трудами и подвижничеством – может быть перенесена и на нашу родину»3. При этом Русская земля обретает черты подлинной Святой земли – Нового Иерусалима. Тысячелетие спустя, в деяниях Ярослава Мудрого мы найдем ясность и определённость, задающие духовную высоту истории Русского государства и обретающиеся лишь на самых высоких уровнях духовной свободы.       
            При этом Западный фаустовский проект, смещая христианские ценности на периферию и делая из них свой инструмент Власти, реализует онтологию обезбоженного мира, сводящуюся к интересам и Воле сильной сверхличности, творящей мир «под себя и свои интересы» и в своей свободе Власти, реализующей любые свои вожделения. Говоря о Западном проекте, Шпенглер обозначает волю к Власти высшей целью, к которой с самого начла устремлена «фаустовская душа» Запада и его «фаустовская культура». «Не христианство,– пишет он, – преобразовало фаустовского человека, а он преобразовал христианство. Воля к власти также и в области нравственного, стремление придать своей морали всеобщее значение, принудить человечество подчиниться ей, желание всякую иную мораль переиначить, преодолеть, уничтожить – все это самое наше собственное достояние»4. «Общее достояние» Запада, о котором пишет Шпенглер, изначально являлось образом незамысловатых идей и устремлений, царивших в Европе в X-XI веках, когда, по Шпенглеру, и совершалось рождение западной «фаустовской души».

Китеж-град

При этом образ Святой Руси, отразивший представления русского народа об идеальном обществе и находящийся в пространстве неземного Православного царства и Небесного Иерусалима, со временем трансформируется и дополняется. Отдалясь от эпохи Владимира Святого и Ярослава Мудрого, этот образ,     подобно сказочному граду Китежу, до времени погрузившемуся в глубину озера Светлояр, перемещается в глубину народного сознания, откуда «в хорошую погоду» можно услышать неземные переливы далекого звона его колоколов. На смену сияющему, воздушному образу Святой Руси приходит вполне земной образ Руси действующей, защищающей христианские народы и святые христианские ценности и исполняющей универсально-ценностную миссию в историческом мире перед лицом Творца. И это совсем не воздушный и совсем не бестелесный образ Небесного Иерусалима. На смену ему приходит образ Православной земной империи, реализующей себя по праву первородства и соответствия принципу Translatio Imperii на основе книги пророка Даниила. Так Святая Русь становится важнейшей частью представлений о Третьем Риме, катехоне, удерживающем мир от зла.  

              Литература

  1. Вебер Г. Всеобщая история. Т. 5 // М., Издание К.Т. Солдатенкова, 1887. С.606.

  2. Житие и хождение игумена Даниила из русской земли/Сайт Пушкинского дома РАН.

  3. Задонский Г. Сакральная география Руси // Журнал «Русский Дом» № 12, 1999.

  4. Шпенглер Освальд. Закат Европы. Образ и действительность. Перевод Н.Ф. Гарелина Том I //Новосибирск, ВО Наука, 1993. С. 444.

                                              Публикация статьи «Третий Рим» - через неделю.
                     Заходите на Сайт Проекта «МЫ», делитесь своими мыслями и предложениями.

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной