О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Первый в мире атомный ледокол «Ленин»: история создания
Первый в мире атомный ледокол «Ленин»: история создания

Первый в мире атомный ледокол был построен в СССР. Рассказываем о невероятной истории создания судна, об его обустройстве и, конечно, о соперничестве советских разработчиков с американскими.

 

Первый в мире атомный ледокол «Ленин» — это кульминация советской инженерной мысли конца 1950-х годов. С самого начала к судну предъявлялись жесткие требования: маневренность, живучесть, гарантирующая сохранение движения в сложной ледовой обстановке, а так же радиационная безопасность для всех находящихся на борту ледокола и для экипажей и грузов, следующих за ним. Лучшие конструкторы, инженеры и физики создали его за три года и три месяца. В то время ни один ледокол так быстро не строился.

28 ноября 1953 года было подписано Постановление Совета Министров СССР о проектировании и строительстве мощного атомного ледокола для Арктики. Постановление готовилось по предложению физика, академика АН СССР Анатолия Александрова, физика, «отца» советской атомной бомбы Игоря Курчатова и руководителей отечественной промышленности.

Интересна предыстория создания атомного ледокола. О ней подробно писал ученый Б.Г. Пологих в статье «Создание первой атомной энергетической установки для ледокола». Он рассказывал, что в предвоенные тридцатые годы в СССР возобновился интерес к арктическому региону: увеличилась частота плавания морями с запада на восток, была учреждена Администрация Северного морского пути. Во время Великой Отечественной войны маломощные, но отважные суда ледового плавания отстаивали советские базы в Заполярье. В районе острова Диксон среди этих судов отличился ледокольный пароход «Ленин». Его имя и было передано впоследствии первому атомному ледоколу.

Кроме того, к Крайнему Северу был неравнодушен Иосиф Сталин. «В послевоенный период он вновь интересовался, строят ли дома в Арктике, рожают ли там женщины и, наконец, предложил сделать Новый Порт в Обской Губе крупной перевалочной базой для грузов, направляемых на Север. В связи с этим началось строительство железной дороги из района Северного Урала в Новый Порт. Однако задуманное оказалось во многом проблематичным. Дорога через тундру была не только дорогостоящей, но и постоянно разрушающейся из-за ненадежной опоры на вечную мерзлоту. Обская губа была мелководной и требовала не только сооружения углубленного канала, но и постоянного восстановления его из-за заносов речным песком. Заметных успехов во всем мероприятии не просматривалось, и 22 мая 1947 года Правительство приняло новый план, предусматривающий создание мощных ледоколов, способных обеспечить сквозное плавание по Северному морскому пути транспортных судов», — сообщал  Пологих.

Для реализации плана строительства ледоколов в Ленинграде в 1947 году было создано Центральное конструкторское бюро (ЦКБ-5) под руководством кораблестроителя и конструктора Василия Неганова. Постепенно работа над проектом приближалась к завершению, но вскоре была на несколько лет приостановлена. В это время из-за начавшейся холодной войны ЦКБ было переключено на создание крейсеров. «В 1953 году у нас уже полным ходом шли работы по созданию атомной подводной лодки, готовилось строительство наземного прототипа ее реакторной установки. Создавалась уверенность, что реакторы аналогичного типа можно будет с успехом применять на судах мирного назначения. Именно это и позволило выйти с предложением о строительстве атомного ледокола», — отмечал Б.Г. Пологих.

Научным руководителем создания ледокола назначили академика Анатолия Александрова, главным конструктором ледокола — Василия Неганова, главным конструктором атомной установки — конструктора и организатора работ по созданию ядерных реакторов, руководителя КБ завода № 92 Игоря Африкантова. За дело взялись лучшие конструкторы и физики СССР.

24 августа 1956 года состоялась закладка атомного ледокола на стапеле (наклонный помост на верфях для постройки судов и спуска их на воду – прим. ред.) Адмиралтейского завода в Ленинграде. 5 декабря 1957 года ледокол, получивший имя «Ленин», был спущен на воду у стенки завода, где и достраивался. Это был смелый проект. Одновременно во многих государствах велись разработки атомных судов. Но строились лишь два: советский атомный ледокол «Ленин» и грузопассажирское судно «Саванна» в США, причем строительство атомного ледокола шло со значительным опережением по сравнению с американским судном.

«В начале августа 1959 года на Адмиралтейский завод прибыл адмирал (американского флота — прим. ред.) Хайман Риковер, который хотел составить собственное представление об уровне технологии наших реакторных установок, — писал Пологих. — Проявив изрядную настойчивость, он добился того, чтобы ему показали всю атомную установку ледокола. Он ее инспектировал в течение двух часов. <…> Впоследствии Риковер писал: „Мне показали все, что я хотел“. <…> Позднее, выступая в сенатском комитете, он отмечал, что американцы далеко впереди в строительстве кораблей и надо бы форсировать строительство надводного атомного судна „Саванна“, чтобы и здесь опередить нас. „Саванна“ была спущена на воду 21 июля 1959 года, и адмирал надеялся, что она выйдет в море раньше ледокола „Ленин“».

Посмотреть, как проходило строительство, можно в документальном фильме Дмитрия Боголепова «Атомный ледокол „Ленин“». Это гладкопалубное судно весом около 11 тысяч тонн с двумя мачтами. В кормовой части разместили взлетно-посадочную площадку для вертолетов ледовой разведки. Корпус корабля собирался из отдельных секций, которые изготавливались из специальной высокопрочной стали. Длина корпуса — 136 метров, ширина в средней части — 27 метров. На ледоколе оборудовали 12 палуб, столовая и более тысячи помещений. Отметим, что экипажу создали хорошие бытовые условия для длительного арктического плавания. Например, в медсанчасти для моряков были оборудованы операционные, лаборатории, рентген- и стоматологические кабинеты.

         Самое важное, что источником энергии на ледоколе стал атомный реактор. Управлять механизмами, устройствами и системами моряки могли дистанционно. Атомная установка и все ее коммуникации были надежно изолированы от других помещений судна толстыми плитами из листов нержавеющей стали. Их не могло пробить даже мощное реактивное излучение. Сам реактор заключили в стальной кожух, заполненный водой. Конечно, во время работы реактора в окружающем его воздухе было возможно появление некоторой радиоактивности. Вентиляционная система непрерывно откачивала этот воздух. Проходя через специальные фильтры, он полностью очищался от радиоактивных примесей, и только после этого выбрасывался в атмосферу.

14 сентября 1959 года началась апробация ледокола в море под управлением опытного полярника, который к тому моменту более 30 лет командовал судами арктического флота, Павла Пономарева. Ледокол был выведен на Неву к мосту лейтенанта Шмидта, на матче гордо реял советский флаг. Судно принимало на своем борту экскурсантов, среди которых были представители Комиссии по атомной энергии США вместе с председателем Мак Коуэном. «Гости были удивлены быстрым снятием со стоянки и движением ледокола. Говорят, что после их доклада в США о результатах поездки в нашу страну адмирал Риковер получил упрек от сената за неправильную информацию о строительстве атомного ледокола», — утверждал Пологих.

Ледокол «Ленин» был передан Министерству морского флота СССР как заказчику 3 декабря 1959 года. Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Это было непревзойденное судно, которое с любопытством и интересом встречали матросы других стран во время плаваний. Нескольких интересных эпизодов описывал Б.Г. Пологих. Однажды в проливе Бельт рядом с советским ледоколом оказался датский фрегат. Он пристраивался к судну то с одного, то с другого борта, то заходил с кормы. Видимо, на фрегате производили измерения уровней излучения вокруг ледокола. Не оставили без внимания ледокол и с воздуха — низко над ним пролетали самолеты и вертолеты с различными опознавательными знаками. На выходе из проливов фрегат обогнал ледокол и даже вышел поперек его курса. На его палубе появилась команда, над фрегатом замелькали сигнальные флаги. Это вызвало беспокойство у советских моряков, но оно прошло, когда они прочитали: «Счастливого плавания».

В целом, встречные суда воспринимали ледокол доброжелательно. «Как обычно в море, палубы встречных судов остаются безлюдными. Так было и на подходе ледокола к очередному встречному судну, пока там кто-то не замечал, что навстречу идет атомоход. Тогда и на носу, и по бортам судна быстро собирались свободные от вахты моряки. Они кричали что-то, махали руками. Судно салютировало флагами и гудком. Ледокол отвечал тем же, завершая церемониал басовитой сиреной», — рассказывал Пологих.

Стоит так же привести воспоминания полярного моряка В. Лихолата, которые были опубликованы в газете «Советская Онега» в сентябре 1966 года. Это литературное, образное описание в полной мере дает представление о том, как выглядел ледокол во время работы. «Караван, насчитывающий 40 судов, растянулся змеевидной линией на 15 миль. Впереди над ледяными торосами гигантской громадой возвышается флагман арктического флота атомный ледокол „Ленин“, увенчанный многоэтажной обтекаемой надстройкой. Его обледенелые антенны и ванты в белых пушистых гроздьях снега и льда, четко вырисовываются на фоне серого неба. Круто срезанный нос могучего корабля наползает на ледяную целину, запорошенную снежным серебром. Сокрушаемые атомным богатырем льдины обнажают свои темно-голубые или бирюзовые клыки и с грохотом и треском переворачиваются, уходя под края ледяного поля, образуя широкий канал для прохода вслед идущего каравана. Из-под форштевня фонтанами взлетают брызги студеной воды. Сопротивление Арктики, содрогающейся от могучих ударов атомного богатыря, становится все слабее. <…> Флагман, движимый неисчерпаемой энергией мирного атома, уверенно прокладывает путь. В трудную минуту ему на помощь приходят самолеты полярной авиации».

За создание атомного ледокола «Ленин» ЦКБ-15 и Адмиралтейский завод были награждены орденами Ленина. Научному руководителю Анатолию Александрову, главному конструктору АППУ Игорю Африкантову и главному конструктору ледокола Василию Неганову были присвоены звания Героев социалистического труда. Две группы специалистов (всего 12 человек) были удостоены Ленинской премии, многие были награждены орденами и медалями.

В июне 1971 года ледокол «Ленин» первым из надводных судов прошел севернее Северной Земли. Таким образом, была подготовлена экспедиция ледокола «Арктика» на Северный полюс в 1977 году. Благодаря отличной ледопроходимости, только за первые шесть лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. За все время эксплуатации он прошел 654 тысячи миль, из них во льдах 563,6 тысяч миль. «Ленин» проработал 30 лет. В 1989 году судно было выведено из эксплуатации и поставлено на вечную стоянку в Мурманске.

В 2009 году на атомном ледоколе открылся музей. А в январе 2016 года министр культуры России Владимир Мединский подписал приказ о включении ледокола «Ленин» в единый государственный реестр памятников культурного наследия федерального значения. После проверки соответствия всем требованиям, которая заняла два года, в октябре 2018 года ледоколу «Ленин» вручили паспорт о присвоении статуса объекта культурного наследия федерального значения России.

 

Источники:

фильм «Атомный ледокол «Ленин» (//www.youtube.com/watch?v=Oh3_rTpdhtU)

Воспоминания В. Лихолата «Ледовый капитан» (//onegaonline.ru/seetext.php?kod=448)

Б.Г. Пологих в статье «Создание первой атомной энергетической установки для ледокола».

(//elib.biblioatom.ru/text/aleksandrov-dokumenty-i-vospominaniya_2003/go,190/)

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной