О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Психологическая война
Психологическая война

Во время Второй мировой войны советская армия использовала любые возможности, чтобы приблизить День победы, в том числе психологические приемы. Подобные техники подавляли волю врага и оказывали деморализующее воздействие. 

Крик «ура» пехоты, идущей в атаку, ошеломляющий гул во время работы «Катюши», разбрасывание листовок с дезинформацией, сирены, громкоговорители, тиканье метронома, - все это приемы деморализации противника, которые успешно применяла советская сторона во время Второй мировой войны. Даже сейчас, по прошествии десятков лет, людям, чья профессиональная деятельность далека от пропаганды, может показаться, что эффективность психологической войны преувеличена. Но это не так. Достаточно вспомнить, что во время Тунисской наступательной операции в 1943 году американские листовки-пропуска в плен итальянские солдаты были готовы покупать друг у друга за 600 франков. Тогда, кстати, этот факт заставил многих американских военачальников изменить свое скептическое отношение к методам психологического давления.

Несмотря на то, что с началом войны деятельность ряда научных центров в СССР была приостановлена, а количество ученых заметно сократилось, от исследователей требовалось оперативно сконцентрироваться на задачах военного времени. Это касалось и усиления прикладной ориентированности психологических разработок. Начинают появляться научные работы, посвященные личности военачальника, психологическому портрету бойца, мотивационным аспектам деятельности человека, военным традициям русского народа и так далее. Иногда результаты работы ученых находили неожиданные применения. Например, перед психологом Борисом Ананьевым, который руководил группой сотрудников отдела психологии тогда еще Ленинградского института мозга, была поставлена задача подготовить рекомендации по цветомаскировке ряда зданий Ленинграда.  Это должно было помочь сохранить шедевры архитектуры во время массированных артобстрелах города. Результаты работы с успехом использовались в практике маскировки высотных строений города – Исаакиевского собора, Адмиралтейства и других.

В СССР за психологическое давление на противника отвечали Бюро военно-политической пропаганды и 7-е управление ГлавПУР РККА, в Германии — Министерство народного просвещения и пропаганды и отдел пропаганды при штабе Верховного главнокомандующего. На практике за ведение психологической войны в вермахте были ответственны роты пропаганды, которые работали среди своего населения, на линии фронта и среди войск противника. Кроме того, подготовкой и распространением листовок, а также ведением диверсионных актов занимались группы по разложению противника из состава команд и армейских групп «Абвер».

Пожалуй, самого крупного успеха немецкая пропаганда добилась в 1940 году, за несколько месяцев до вторжения во Францию. Немцы использовали так называемые «черные» передатчики, выдавая себя за французские радиостанции. Через них распространялись слухи, критиковалось французское правительство, а населению и военнослужащим внушались панические настроения. Во многом благодаря успешной работе, во время наступления немецких войск французская армия была не в состоянии оказать серьезное сопротивление. 

Эффективно использовали приемы психологической борьбы и страны-союзники СССР. Так, британцы сбрасывали над Германией листовки, на которых крупным шрифтом были указаны суммы, которые якобы поместили в иностранные банки руководители рейха. Таким способом населению внушалась мысль, что соратники Гитлера сами не верят в свою победу. Еще один интересный пример - радио «Люксембург» одно время транслировало передачу «Письма, которые вы не получили», в которой приятный женский голос зачитывал отрывки из писем, найденных на телах убитых немецких солдат. Союзники использовали продовольственные затруднения у противника — на его позиции сбрасывались красочные открытки, изображающие различные деликатесы. В листовках также использовались темы детей, ждущих возвращения отца, жен, изменяющих фронтовикам с «тыловыми крысами».

Советские органы спецпропаганды ничем не уступали своим союзникам и врагам. Бюро военно-политической пропаганды практически сразу после нападения немцев начало готовить лозунги для печати на листовках. Сначала в них шла речь о дружбе народов Германии и СССР, несправедливом характере войны, противопоставлении власти и простого народа. Например, «Немецкие солдаты! Долой развязанную Гитлером грабительскую войну! Да здравствует дружба между немецким и русским народами!» В распространенных печатных материалах всячески подчеркивалось, что фашистское правительство гонит солдат на верную смерть. Позднее в листовках активно пропагандировался плен. Над немецкими городами с самолетов сбрасывали списки военнопленных, живших в этом городе, с приветами от них друзьям и родственникам.

Целая серия пропагандистских листовок была посвящена хорошей жизни пленных в Советском Союзе. Всего за время войны советская сторона распространила свыше 20 тысяч наименований различных видов информационно-пропагандистских печатных материалов на 20 иностранных языках общим тиражом 2 миллиарда 706 миллионов экземпляров.

Боевой дух противника понижала и информация о капитуляциях известных военачальников. Когда в июле 1944 года генерал Винценц Мюллер сдался в плен сам и отдал соответствующий приказ своим солдатам, пропагандисты красной армии воспользовалась положением. Копию приказа поместили на листовках рядом с портретом военачальника и текстом «Генерал Мюллер поступил разумно». И немцы начали сдаваться тысячами. Призывы подчиниться писали и немецкие генералы Корфес и Зейдлиц. Они убедили прекратить сопротивление 55 тысяч военнослужащих, оказавшихся в Корсунь-Шевченковском котле. 

В качестве эффективных способов психологического воздействия использовали мощные громкоговорящие установки (МГУ), окопные громкоговорящие установки (ОГУ), рупоры. В основном звучала сентиментальная классика. К слову, в мемуарах немецких бойцов можно прочитать о том, как они были удивлены, когда слышали музыку, в том числе немецких композиторов. Звучали и популярные шлягеры, напоминавшие противникам время без войны. Трогательные мелодии прерывались сообщениями о победах советских войск, числе убитых немцев на том или ином участке фронта. Но особо деморализующее воздействие оказывала запись тиканья метронома, прерывавшаяся через семь ударов сообщением: «Каждые семь секунд на фронте погибает один немецкий солдат». Всего ставились 10-20 серий, а после вновь звучало ностальгическое танго.

Создавались специальные радиопередачи для войск противника, за время войны их было проведено более миллиона. В Санкт-Петербурге на Крестовском острове работала советская радиостанция, которая вещала на Финляндию на финском языке на одной частоте с их официальным радио. Советский диктор встревал в передачи, блистал остроумием, рассказывал анекдоты про Гитлера, добавлял к выпускам новостей точку зрения советской стороны и так далее. Выпуски новостей имели огромную популярность. Всю войну немцы обстреливали лесной массив на острове, где, как они полагали, находилась передающая антенна. Догадаться, что антенной является трос одного из 15 аэростатов заграждения над островом, они так и не смогли. Она так и не была уничтожена.

Со второй половины войны, когда немцы стали понимать, что быстрой победы не получится, начала приносить прекрасные результаты тактика «отпускания». Захваченных пленных засылали обратно к своим с целью пропаганды сдачи. О плюсах советского плена немцам рассказывали сами военнопленные. В январе 1943 года из состава 96-й дивизии в район окружения под Сталинградом было заслано 34 пленных, из которых вернулись только пятеро, приведя 312 военнослужащих противника. В мае 1945 года все 54 засланных военнопленных вернулись из окруженного гарнизона Бреслау, приведя с собой около 1500 солдат и офицеров противника. 

Оказать психологическое давление на врага старались и в бою. Во время атаки немецкие пилоты для устрашения включали сирену. На стабилизаторы бомб они закрепляли специальные приспособления, которые назывались «иерихонские трубы». При падении разносился пронзительный свист. Советская сторона отвечала тем же, хотя и не специально, -  описание работы боевой машины «Катюша» можно встретить во множестве мемуаров, как советских, так и немецких бойцов. На нее ничего дополнительно не цепляли, но работала машина так громко, что выжившие под ее обстрелом немцы не оказывали сопротивления, так как были либо контужены, либо оглушены, либо застывали в оцепенении от ужаса.

РИА «Новости» в одном из материалов приводило слова ветерана Великой Отечественной войны Ивана Дунаева, который с 1941 года до самой победы был командиром «Катюши»: «Когда я впервые увидел машину на заводе имени Сталина, она показалась мне странной громадиной. Вроде грузовик, как грузовик, но сверху зачем-то какие-то рельсы приделаны. Когда же пришлось испытать это чудо техники в боях под Москвой, я даже не представлял себе, насколько она шумная. Признаюсь честно, после первого залпа у меня штаны были мокрые от страха. Это я говорю на полном серьезе. Около недели мы привыкали к свисту снарядов и всепоглощающему грохоту». В этом же материале цитируются слова немецкого офицера, попавшего в плен. После того как он увидел «Катюшу» в действии, на допросе боец спросил: «Я ранен и скоро умру. Я никому не смогу передать ваших секретов. Но скажите мне перед смертью - что это? Что это страшное, наваливающееся на нас сверху, как гнев божий?»

Часто советские войска использовали обыкновенную смекалку, чтобы напугать врага. Так, во время обороны Одессы нашим войскам не хватало танков. Но на Одесском машиностроительном заводе имелись гусеничные тракторы. Главный инженер Романов предложил обшить их броней, которая могла выдерживать попадания пуль. На машины также установили легкое вооружение. Знаменитыми они стали после эффектного наступления на румынские позиции в ночь на 20 сентября 1941 года. На полной скорости, с включенными фарами и сиренами, 20 «танков» двинулись на окопы. Появление грозных машин вызвало в рядах румын панику. Модернизированные тракторы получили название НИ-1 («На испуг»), а их количество возросло до батальона.

Конечно, иногда приходилось идти на риск. В воспоминаниях советских солдат можно встретить описание особых атак: полк всем составом шел во весь рост, с обоих флангов были гармонисты, игравшие плясовые, в центре танцевали с платочками санитарки. При этом солдаты угрожающе «мычали» для устрашения. Ветеран Анатолий Бараш рассказывал о том, как его танковая бригада воевала вместе с кавалерийским полком. Тот был беззащитен против немецких орудий, которые сжигали даже танки. И комбриг приказал построить в линию все, что было: танки, мотоциклы, даже полевые кухни. Выстроились и кавалеристы. При виде этой цепи немцы бросили орудия и технику и без боя ушли из захваченного ими села.

Сюда же можно добавить знаменитое «ура» из уст советской пехоты, идущей в атаку. Боялись немцы и морскую пехоту, называя ее «черными дьяволами» и «черной смертью». Форма морпехов отличалась от остальных: вместо пилоток были бескозырки, тельняшки и иногда черные бушлаты. В атаку они шли в полный рост, в рукопашном бою считались лучшими. Иногда враги бросали окопы, только завидев морскую пехоту издалека. Большое психологическое давление оказывали на немцев и казаки. Один вид атакующего верхом на лошади казака, который еще и размахивает шашкой, вселял во врага ужас.

Санитарка Мария Галышкина рассказывала еще об одной атаке, которая должна была сломить волю фашистов. Ее воплотили солдаты-штрафники в 1944 году. «Немцы бьют, а штрафники перешагивают и идут дальше, не сгибаясь, как в фильме «Чапаев»», - вспоминала она.

Меры психологического воздействия применялись советской стороной до последних дней войны. В основу их подготовки ложились не только разработки ученых и специалистов пропаганды, но и обыкновенная смекалка бойцов. Во многом благодаря психологическим приемам красной армии удалось избежать лишних потерь и дополнительных боев, и, в конечном итоге, приблизить День победы.

Источники:

  1. "Катюша": ее залпы сводили фашистов с ума (www.ria.ru/20060621/49845050.html)
  2. «Какие психологические приёмы применяли красноармейцы против солдат вермахта» (www.russian7.ru/post/kakie-psikhologicheskie-priyomy-prim/)
  3. «Какие методы воздействия на психику немцев применяла красная армия»
  4. Психологические спецоперации: наука брать пленных (www.sb.by/articles/psikhologicheskie-spetsoperatsii-nauka-brat-plennykh.html)

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной