О том, каково писать иконы в годы СССР и о миссии художника-иконописца Международный русский Проект «МЫ» узнал у современного иконописца.
Сорок семь лет назад, в день памяти Святого праведного Иоанна Кронштадтского, в Иркутске, в семье художника на свет появился Филипп Москвитин. С этих пор судьба этого яркого, самобытного художника неразрывно связана с Богом, Россией и иконописью.
Пятилетним мальчиком Филипп пришел брать азы живописного мастерства у известного иркутского художника Александра Шелтунова. И так увлекся рисованием, что закончил детскую художественную школу, затем знаменитую Суриковскую школу и Российскую академию живописи. В 2001 году защитился в аспирантуре под руководством И.С. Глазунова.
Сейчас его работы, которых – на минуточку – уже более четырехсот, можно найти по всему миру! Иконописец Филипп Москвитин потрудился для многих городов и стран, его образы есть в Японии, Китае, США, Канаде, Германии и Франции.
Надо сказать, что Филипп Александрович не только выдающийся иконописец, послужной список которого не перечесть на пальцах, но и превосходный наставник. Его преподавательский стаж насчитывает более десяти лет. За это время художник успел сделать выпуск своей мастерской, а все его бывшие ученики приняты в Союз художников.
В роду одни художники и иконописцы
Желание писать иконы у художника формировалось постепенно. Будучи школьником, Филипп прочитал всего Лескова, за ним и всего Достоевского, Вальтера Скотта. В литературных произведениях мальчика привлекали герои - рыцари. А с отцом Филипп Александрович частенько смотрел героические фильмы. Вот и тянула его душа изображать исторических личностей. К тому, как оказалось, по маминой линии деды и прадеды были иконописцами. И как тут с такими корнями не продолжить династию!
- По маминой линии было несколько поколений иконописцев. Есть и даже фотографии прапрадеда, когда он пишет икону Михаила Архангела в своем саду. А еще - свидетельства, ну, тексты о других его предках, которые писали иконы, и в музеях Иркутска, - с теплой улыбкой на лице вспоминает иконописец Филипп.
Вот так и определилась одна из тем художника. Вообще, Москвитин работает в двух направлениях - это имперский стиль храмов Петербурга и каноничная иконопись московской школы. По словам художника, он старается вернуть иконичность живописному образу и продолжить традицию духовного портрета, портрета на пути к лику.
Портрет Николая II писал со старого фото
Москвитин известен в кругах православных царской тематикой. На счету художника не одна икона с изображением ликов царской семьи Николая II.
Правдивую историю жизненного пути святых страстотерпцев, юный Филипп Москвитин узнал случайно.
- Наши родственники по маминой линии живут в Сан-Франциско. В 1988 году мы всей семьей приехали к ним в гости. И там мы молились в русском храме, который построил и где служил святитель Иоанн Шанхайский. Там я впервые прочитали об убийстве Царской семьи и был потрясен: таких книг в Советском Союзе не выходило. И это повлияло на мое отношение к Церкви, к вере, к подвигу. Я уже тогда задумался о теме героев и мучеников. И эта тема со мной все эти годы. В семнадцать лет я писал портрет государя Николая II, - вспоминает художник.
Когда в 1990-е годы Москвитин решил писать Николая II, возникли сложности. Дело в том, что от Царя-страстотерпца сохранились фото в плохом качестве. Но это не сбило художника с толку, и он все же написал первый портрет.
- Первый мой портрет царя Николая II получился и теперь находится в собрании монастыря в Стрельне, - продолжает Филипп Александрович.
Надо писать тех, кто уходит
Что касается изображения современников, то художник придерживается мнения: надо писать тех, кто уходит.
- Я успел написать и духовников-старцев, и профессуру, и ветеранов. У меня есть портреты композитора Георгия Свиридова, писателей Василия Белова и Валерия Ганичева. Духовники отмечали, что нужно видеть свет вечной жизни в глазах верующих людей. И я ищу свет вечной жизни в очах портретируемых, - делится Филипп.
Напомним, у художника есть цикл работ, посвященных святителям, которые несли свет веры христианской на Дальний Восток, на Камчатку, в Китай, в Америку и в Японию. Филипп Александрович убежден, что нужно создавать новые духовные центры, а не сосредотачиваться вокруг Москвы. Это он хотел сказать своими работами.
- Нужно создавать новые духовные центры – на Дальнем Востоке и в Сибири – с почитанием святых, принесших свет Христов в эти места, - говорит Москвитин, - В нашей Церкви не так много равноапостольных святых: княгиня Ольга, князь Владимир, Мария Магдалина, Нина Грузинская. Святой архиепископ Николай Японский встает в этот ряд. Нужно, чтобы Москва передавала сибирским городам мощи тех святых, которые там потрудились. Там нужно воцерковление, там нужна мощь, сила благодатная русских апостолов.