Он родился внутри эпохи, которая никак не располагала к духовным и религиозным размышлениям. Однако, каждый человек приходит в мир со своей миссией. Правда, не все ее находят, да и не всегда ищут. Берут, что подвернется под руку – тем и живут. Он пришел в мир, будто уже зная, для чего именно и что он будет делать. Этот человек – профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.
Сегодня профессора Осипова знают многие, кто интересуется проблемами православия, российской культуры и исторической миссии России – Русского проекта. Застав период «схлопывания» коммунизма и системной дегуманизации СССР, с молодости он нес в душе точный камертон православных ценностей и православного Русского проекта, за образ которого миллионы русских людей приняли западный проект коммунизма.
Последнее стоило стране неисчислимых жертв, ибо западный проект во всех своих модернистских ипостасях был и остаётся проектом Власти группы «высших людей» над людьми и народами с помощью средств технического прогресса. Технологическая победа западного проекта над человеком обозначила и направление, по которому движется мир: «мы идем – говорит Алексей Осипов, – к еще неслыханному в истории человечества рабству». И он совершенно твердо знает, как вернуть Россию и ее многострадальный народ к его ценностям, его будущему и его историческому Русскому проекту: «Православие, – говорит он, - это единственное, что еще может спасти наш народ и спасти Россию».
Эпоха материалистов-практиков, эпоха борьбы за материальные блага и финансовые ресурсы менее всего располагает, чтобы поднял человек глаза выше этого уровня и задался вопросами о предметах не материальных – добре и зле, совести, правде, смысле. Все эти и подобные им вопросы, обращённые к родовой свободе человека, ее направленности и содержанию, в технотронной цивилизации утрачивают всякий смысл – вместе со словом свобода. Как описывает Оруэлл, смысл свободы редуцируется при этом к значениям типа «туалет свободен» или «свободные сапоги». Между тем, эти вопросы составляют смысл самого человека, на заре истории выделяя его из мира животных образом и подобием Творца.
Прицельная тенденция обесчеловечивания мира, то есть обрушения человека, которая в 1960-е годы заставляет М. Фуко написать: «человек умер», уже с XIX века была очевидна не только в России великим ее писателем и мыслителям от А. Пушкина и К. Аксакова до Л. Толстого и Ф. Достоевского, В. Соловьева и Н. Бердяева, Н. Лосского и П. Флоренского. «Приближается время, – писал Ф. Ницше, сам похожий на героя Ф. Достоевского, – когда человек не пустит стрелы тоски своей выше человека… Приближается время, когда человек не родит больше звезды. Горе! Приближается время самого презренного человека, который уже не может презирать самого себя. Смотрите! Я показываю вам последнего человека. «Что такое любовь? Что такое творение? Устремление? Что такое звезда?» - так вопрошает последний человек и моргает. Земля стала маленькой, и по ней прыгает последний человек, делающий все маленьким» (Ницше Фридрих. Соч. в 2-х т. // М., «Мысль», 1990, т. 2. С. 11)
Наступление эпохи, для которой «Бог умер», и которая наполняла Ф. Ницше ужасом и отвращением, привело его к ложной идее, что спасением мира от кошмара может стать только существо высшего порядка – сверхчеловек. Сегодня, оставив за спиной ХХ столетие, мы ясно понимаем, что и гении могут ошибаться. При этом идея сверхчеловека – важная часть западного проекта, уже подведшего мир к социотехнической технотронной структуре, в которой человек – только функция среди симулякров-теней, обращенных к животной природе человека, включая и представителей Власти, которых он ставит над собой.
Россия и ее уникальная культура исторически являют собой совершенно другой цивилизационный проект – соборно-ценностного общества и всечеловечества. Проект обращен к человеку и человечеству, не утративших изначальной сущности и своей родовой свободы, как и самого главного – образа и подобия. Ведь развитию именно образа и подобия в истории человека христианство задало высочайшую планку, обозначив путь, ведущий к Новому миру и новому человеку. И отнюдь не народы разрушали и блокировали путь к Новому уровню истории. Более всего ненавистно христианство было финансово-политическим элитам – жаждущим навечно сохранить и умножить свою Власть, замещая Бога. Поэтому элиты все более открыто принимают сторону Его антипода, в начале мира поднявшего восстание на Бога и его Творение.
Православная церковь – исторический ценностный институт, который уже два тысячелетия хранит, поддерживает и укрепляет дух человека. Церковь утверждает и главные ценности вертикального развития человека, без которых он лишается будущего, становясь частью социотехнического рабства, уже активно «раскручиваемого» в постмодернистском мире. При этом простая и безотчетная вера в абсолюты добра, истины и красоты, идущая от родовой свободы и реагирующая на церковь, в поле глобальных институтов постмодерна не всегда выдерживает испытания современностью. В этой ситуации остро востребованными становятся духовно просветленные люди – как профессор Алексей Ильич Осипов.
Его жизнь – не рутинный труд, пусть даже и в редкой сфере богословия; это труд подвижнический, связующий два тысячелетия церкви с достижениями научного познания мира, от гуманитарных изысканий и философии до данных археологии и квантовой физики. Профессор Осипов оказывается востребованным в среде не только тех, кто получил качественные знания в школе и университете, и пошел дальше в своем человеческом развитии, но самых простых людей, нуждающихся в слове умного, знающего, понимающего ход истории, но самое главное – живого, сочувствующего и сопереживающего человека.
Для чего нам богословие? – улыбаясь, переспрашивает он аудиторию, – Человеку важно знать, кому он молится, кому служит и к кому обращает свои мечты и надежды. Зная, что Бог один, или даже веря, что Его вообще нет, человек, нежданно для себя, может верой и правдой служить Его антиподу – дьяволу или антихристу. Многие ли из даже искренне верующих, отличат одного от другого – Христа от антихриста? Многие ли понимают, почему тот, кто мог прийти в мир великим императором, наделенным всемирной Властью, дабы утвердить порядок и справедливость, пришел нищим бродягой-философом, меняющем дух человека и раскрывающем ему ценности нового человека и Нового мира? Осипов вдумчиво, корректно, со ссылками на подвижников церкви, на представителей русского богословия и религиозно-философской школы, отвечает на все эти вопросы, внося в них и крупицы юмора, и формулируя ответы так, чтобы были они понятны самому простому человеку.
Да, Алексей Ильич – доктор богословия, заслуженный профессор Духовной Академии, учёный, педагог, публицист, апологет, проповедник, православный катехизатор – все это он. Но это – поверхность. Настоящий Осипов – живая, солнечная душа подвижника, постоянно задействованный и необъятный запас знаний которого включены в неподдельный интерес и любовь к Богу, миру, истории и человеку.
Алексей Ильич родился 31 марта 1938 года в городе Белеве Тульской области, в семье служащих. Окончив школу в 1955 году, он не стал сразу поступать в институт или университет. В течение трех лет он изучал дома начала богословия под руководством игумена Никона (Воробьёва). С большой теплотой он вспоминает это время. «Игумен Никон, – рассказывает он, – давал мне широкий круг знаний; под его руководством я читал «Жития святых», древнегреческих мыслителей, А. Хомякова. И мы часто обсуждали с ним вопросы религии».
В 1958 году, получив рекомендацию от игумена Никона и по благословению архиепископа Смоленского и Дорогобужского Михаила (Чуба), Алексей Ильич был принят сразу в выпускной (четвёртый) класс Московской духовной семинарии (МДС), сдав экзамены за три предыдущих класса. Окончив ее в 1959 году, поступает в Московскую Духовную Академию, преподавателем которой и является по нынешнее время. Как и все духовные люди, Алексей Ильич – человек чрезвычайно скромный: о себе, своих проблемах, семье, детстве – он не говорит, пропуская суетную беседу и предпочитая говорить о главном – о Боге, о проблемах мира и человека, о религии, о человеческой душе.
Профессора Алексея Ильича Осипова сегодня знают не только в преподавательских и религиозных кругах, и не только его благодарные студенты. Тысячи людей знакомы с ним по передачам на телеканалах «Союз» и «Спас». На протяжении ряда лет профессор читает здесь знаменитые лекции по многим аспектам христианского богословия – аскетики, апологетики, истории христианства в России и его влиянии на русскую историческую и философскую мысль, эсхатологии: «Кто есть Бог христианский?», «В чем сущность Православия?», «Почему Православие есть истинная вера?», «Что дает человеку Православие?», «Что есть правильная духовная жизнь?» и многие другие.
Лекции Алексея Осипова подводят человека к пониманию, сколь важно, чтобы как можно раньше он понял, для чего живет и что именно является настоящим, не подсказанным, не ложным и не навязанным смыслом жизни с православной точки зрения. «Чтобы понять Православие – требуется большое усилие ума и воли, - убеждает профессор, – И суть его - не в том, чтобы механически исполнять нормы церковного поведения, ибо механическое поведение не есть проявление веры». В угоду обществу или группе человек может соблюдать ритуал, но это не значит, что он идет христианским путем или даже то, что он является христианином. Ведь суть православия, по словам Алексея Ильича, состоит в том, чтобы изменить себя, очистить душу, победить в себе грех и зависть.
В отличие от многих представлений о Боге, рожденных мировыми религиями, и которые в качестве воздаяния за содеянное, в частности, Римо-католицизм, утверждают высшей ценностью справедливость, православие высшей ценностью и высшим атрибутом Бога утверждает любовь – вне которой ни подлинной справедливости, ни подлинных добра, истины и красоты, ни подлинной человечности не бывает – ибо вне любви эти, казалось бы, достойные понятия, легко переходят в свою противоположность. Тогда, из жажды блага, тысячи грешников сжигаются на кострах, из ложно понимаемой человечности ведутся войны и зажигаются кровавые потрясения, из чувства справедливости уничтожаются целые народы. Именно так в истории реализуется фаустовский западный проект, вскормленный Римо-католицизмом и продолженный идеями индивидуализма, свободы от Бога и политическими идеологиями Нового времени.
Только любовь способна преодолеть любые нестроения человеческой жизни – к Богу, миру, истории и человеку. И только из нее могут сложиться соборные формы человеческих сообществ, чьими базовыми ценностями станут свобода, равенство и братство – христианские ценности, присвоенные идеологиями Нового времени и западного проекта модерна. Однако соборные формы – соборное общество, как высшая форма социального и грядущее соборное всечеловечество – это и есть Русский проект, построенный на православии – проект, альтернативный проекту западной цивилизации. И сегодня, когда западный проект Нового времени уже поставил мир на край глобальной катастрофы, возвращение к Русскому проекту, как проекту Нового уровня истории, окажется не чем иным, как альтернативой этой катастрофе. Есть только одна деталь – сама Россия должна вернуться к Русскому проекту, к своим ценностям и историческим идеалам.
Среди немногих людей, осуществляющих подвижнический подвиг на путях возвращения России к себе, своей истории, времени и будущему, к своей миссии и роли удерживающего, профессору Алексею Осипову принадлежит особенная, очень благодарная, важная и светлая роль. Такие люди связывают между собою небо и землю. Поэтому и самые отвлеченные понятия в том, что он говорит, приобретают ясность и конкретность. Именно поэтому многие лекции А.И. Осипова посвящены не только религии, но обычным житейским и бытовым проблемам – вопросам образования, семьи, рождения и воспитания детей, бытового алкоголизма и другим, о чем свидетельствуют сами названия лекций: «Талант – это хорошо или плохо?», «Главное, что нужно знать человеку», «Что происходит?», «Как не потерять себя в наше время?», «Когда лучше всего жениться?». При этом значительная доля его внимания обращена к вопросам культуры: «Об истоках культуры», «Культура и свобода», «Духовные основы культуры».
Как тяжелые воды Красного моря расступались некогда перед Моисеем и его народом, так и все модернистские идеологии западного проекта глобальной Власти расступаются перед Алексеем Ильичом и теми, кого он ведет за собой дорогой истины, добра и красоты, позволяя своим спутникам разглядеть величественные черты того здания, каким был православный Русский проект, единственным отношениям которого к народам, культурам и религиям, являлась любовь. «Бог есть Любовь, – мягко говорит он, – Это высший закон мироздания».
В его сегодняшней аудитории немало людей, которых более всего волнуют вопросы человеческого страдания: смерть детей, войны, болезни, гибель людей, разводы – все то, что человек, в свободе своей от Бога, реализует в отношении ближнего своего. Нередко Алексей Ильич сетует, что «всем нам не хватает опытного погружения в саму суть христианства», и что даже «в нашей Духовной Академии нет курса «Основы духовной жизни». Но это лишь начинающиеся признаки оздоровления национального сознания. Главное, что Россия не только сумела преодолеть все ветви фаустовского западного проекта модерна – от фашизма, разгромленного в 1945 году, до коммунизма и либерализма, но и нащупать путь возвращения к истинным общенациональным и всечеловеческим ценностям, к своему историко-культурному основанию и своим человеческим и общественным идеалам.
Сегодня мы только в начале этого пути – слишком велик разрыв историко-культурного поля между Российской империей и современной постперестроечной Россией 3-го десятилетия XXI века. Но начало – это уже полдела. На этом пути у нас есть надежные путеводители. Одни из них – это профессор Алексей Ильич Осипов.
Редакционное бюро Международного русского Проекта «МЫ» благодарит Алексея Ильича за сотрудничество и сообщает, что на сайте Проекта наши читатели имеют возможность слушать и видеть выступления уважаемого профессора.