Новый год вот-вот навалится на нас грохотом салютов и хлопушек, гомоном гостей за столом и «звезд» за голубым экраном. В ожидании мы замрем на мгновение до боя Курантов. В эти секунды пронесутся беспокойные мысли о том, как сложится рабочее и повседневное в году грядущем, что будет с близкими, друзьями и любимыми. Но краткий миг тревоги исчезнет в шуме взаимных поздравлений, счастливых возгласов. Ждать главного чуда больше не надо – Новый год пришел!
Теперь мы будем ждать других чудес – здоровья и успехов, удачи, утешений и любви. Это 2023 обязан-таки принести в мешке с подарками! Некоторые подарки мы готовили сами для себя весь предыдущий год. Над подарками для других мы тоже трудились, искали то, чем можно обрадовать близких в новогоднюю декаду. Думаю, что размышляя над дарами, все ощутили желание оправдать надежды. А надежде сложно угодить. Только поняв ее экзистенциальные смыслы, можно отыскать созвучные подарки, даже если их, как в рассказе О’Генри «Дары волхвов», нельзя будет применить по прямому назначению. Самым главным смыслом в них является любовь.
Экзистенциальные и общекультурные смыслы подарков раскрывались в истории. Человечество занималось дарением еще с эпохи Каменного века, в которой дары были частью простейшего движения продуктов и ценностей. С ходом времени в подарки вошли религиозные, социально-статусные, эмоционально-чувственные смыслы. Люди одаривали природу – духов и богов, сильных мира сего – ожидая от этих «сил» милосердия. Дары были специфическими жертвами, которыми задабривали тех, от кого надеялись получить помощь, услугу или хотя бы не получить неприятности. В ход шло все: продукты питания, оружие, драгоценные металлы и камни, ткани, меха, посуда, животные и даже люди. В разных странах, на разных континентах сложились ритуалы и традиции дарения, связанные с особыми событиями, личными достижениями, сменой статуса и сменой времен года.
В дохристианскую эпоху новый природный цикл встречали весной и осенью, что увязывало начало «года» с аграрной деятельностью. В римской античности, благодаря Нуму Помпилию (по легендам второй царь Рима), среди месяцев появились январь и февраль. Январь был посвящен двуликому Янусу – богу входа и выхода, перемен и переходов. Одним лицом он смотрел в прошлое, а другим – в будущее. Именно к Янусу обращались перед началом важных личных и социальных событий, ему приносили дары перед севом, сбором урожая, свадьбой или похоронами. В период войны двери в храм открывали, а в мирное время закрывали. Плутарх отмечал в своих «Избранных жизнеописаниях» то, что в эпоху правления Нума Помпилия двери были закрыты, так как царь предпочитал мир войне. И, вероятно, поэтому «военный» март был потеснен с первого места январем. Во время правления Гая Юлия Цезаря были проведены календарные реформы, окончательно утвердившие порядок начала годового цикла. Более того, приоритет января подчеркнули и другим событием – 1 числа вступал в должность вновь избранный консул.
С приходом христианства церковь попыталась убрать языческое из своего календаря. Но сделать это оказалось непросто. Поэтому церковные власти пошли путем слияния языческих и христианских смыслов в календаре: зимнюю смерть природы связали с началом жизни Бога в человечестве – с Рождеством Христовым. В честь Христа воссияла Вифлеемская звезда, с дарами, символизирующими преклонение перед божественным младенцем, пришли волхвы – части света – Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Так, традиция одаривания сил природы стала символом признания искупительной жертвы, которую Иисус принес из любви к человечеству. В течение долгого времени Рождество замещало празднование Нового года. И подарки готовили именно к первому дню жизни младенца Христа.
В отечественной культуре традиция отмечать Рождество с подарками и елью начала намечаться в период правления Петра I, который взял ее на вооружение после посещения Европы. Немцы, голландцы, англичане украшали елки свечами, свет которых показывал, что Святое семейство здесь может найти приют. Райские яблочки, печенье и пряники на ветвях символизировали гостию – евхаристический хлеб. Навершие в виде звезды было, конечно, звездой Вифлеема. При Петре I и вплоть до эпохи Николая I Рождество сопровождалось шумными застольями, балами-маскарадами и не имело оттенка интимной тишины, сопровождающей таинство рождения.
При Николае I во дворце стали наряжать елки для каждого члена семьи. Императрица Александра Федоровна возродила этот обычай в память о своем детстве в Германии. Возле дерева ставили стол с подарками. У императора было семь детей, и каждому подбирали нечто особенное. Так, наследник в тринадцатилетнем возрасте получил оружие – ружье и саблю, фарфоровую посуду с изображениями русских военных; в другой год – бюст Петра I, которым Александр восхищался. Младшим мальчикам дарили солдатиков, мундиры военных полков, девочкам – наряды и скромные украшения. Старшая дочь однажды получила рояль и привязанного (в шутку, конечно!) к елке жениха. Николай I не забывал об интеллектуальном развитии любимцев: детям дарили книги, альбомы с иллюстрациями и учебники. Императору с императрицей дети тоже готовили подарки, которые делали своими руками или покупали на небольшие карманные деньги. Покупка подарков родителям была шагом к пониманию стоимости денег, умению делать сбережения. Дорогих сувениров Николай не любил, предпочитая простоту семейной встречи Рождества.
Конечно, празднования сопровождались маскарадами, к которым все тщательно готовились – шили костюмы, придумывали разнообразные забавы. Александра Федоровна проводила в рождественские дни вечер бобового короля. В пирог запекали боб (иногда фигурку Иисуса, монетку), который символизировал Богоявление. Этот «сюрприз» также был связью языческого с христианским: служил указанием как на плодородие в эпоху зимней «смерти», так и на начало новой жизни – божественного младенца. Известно, что на бобовый пирог гости являлись в маскарадных костюмах. Великая княжна Ольга описала один из таких маскарадов, на котором все были в китайских костюмах, Николай I с накладным животом и длинной косой изображал мандарина.
При Александре II и Александре III рождественские обычаи оставались такими же скромными. Дети получали игрушки и сувениры, а венценосные родители – собственноручно сделанные подарки. Императору дарили платки, рубашки, вышитые княжнами туфли. Исключения делали для императрицы – жене и матери хотели угодить духами и красивыми украшениями. В целом, Мария Федоровна вела очень простой образ жизни. Ей не хотелось пышных празднеств и дорогих подарков в тот период, когда Россия вела войну с Турцией. Именно в это время утвердилась хорошо нам знакомая с детства традиция сладких подарков: всем при дворе собрали корзинки с конфетами и мандаринами. Чтобы отличить императора и великих князей, им положили чернослив и абрикосы.
Не только война с Турцией сказалась на особенностях рождественских подарков в царской семье. Свое влияние оказала и террористическая угроза монархии. Выезжать в поиске подарков в город детям теперь запрещали, и поставщики присылали товары на выбор. Да и само содержание подарков поменялось. Так, Александру III императрица подарила револьвер с патронами, а великим князьям ножи.
Двор и прислугу в Рождество не забывали. При этом подарки были зачастую дороже тех, которые дарили внутрисемейно. Императрицы подписывали тысячу открыток (примерно таков был дворцовый штат), готовили наборы-сюрпризы, организовывали подарочные лотереи. Слуги получали подарки на 15-25 рублей (месячный оклад рабочего!), жемчужины, серебряные предметы сервировки. Солдатам также дарили серебро, а офицерам – фарфор, часы с гравировкой, изделия ювелирного дома Фаберже.
Распределяли подарки во время рождественских лотерей. Каждому лоту присваивался номер, который писали на билетиках и раздавали участвующим. Именных подарков удостаивались особо приближенные или отличившиеся на службе.
Во времена Николая II празднования стали еще скромнее. Торжественных приемов стало меньше, а на семейных торжествах ставили только две елки – одну для всей семьи, а другую только для императора с императрицей. Александра Федоровна в Сочельник и Рождество вместе с дочерьми проводила визиты милосердия – посещала больницы и приюты. В подарок дарили самое нужное и бесхитростное.
Наследник получал книги, великие княжны – по жемчужине для ожерелья. После отречения от престола, в Тобольске свое последнее Рождество царская семья тоже готовилась к празднику. Александра Федоровна вязала детям и приближенным шерстяные жилеты. Подруге Анне Вырубовой она отправила пакет с «королевскими» для этого времени подарками – мукой и макаронами. Также в посылке был шарф и теплые чулки. Великая княжна Татьяна сделала для матери блокнот, переплет которого был выполнен из шарфа императрицы.
С приходом большевиков Рождество с его смыслами любви, милосердия и трогательного внимания было отвергнуто. И только в 1930 году празднованию прихода новой жизни позволили вернуться цензурировано – с кудесником Дедом Морозом и мешком детских подарков.
К XXI веку новогоднее и рождественское вернулось и во взрослый мир, находясь в котором мы должны помнить: без нас, без нашей способности любить и отдавать, жертвовать и делиться чуда не произойдет. Станем же добрее! С Наступающим!