О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Леонид Гайдай: Суровое величие короля комедий
Леонид Гайдай: Суровое величие короля комедий

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения режиссера Леонида Гайдая. Рассказываем, каким был великий советский комедиограф.

Леонид Гайдай снимал уморительные советские кинокомедии, персонажи его фильмов немедленно становились героями анекдотов, а их реплики расходились на цитаты. Но мало кто знает, что в жизни режиссер Леонид Гайдай был человеком не слишком приветливым, не улыбчивым, а то и просто безнадежно скучным.

Более того, его, в отличие от многих звезд отечественного кино, мало кто знал в лицо. Да, совершенно нельзя было представить, что этот человек снимает такие смешные картины. А он их снимал, и снимал мастерски.

«Гайдая смело можно назвать авторским режиссером, — рассказывал режиссер Карен Шахназаров. — Он делал фильмы так, как никто не делал. У него был редчайший дар — [делать] эксцентрическую комедию. Это очень сложно. Надо обладать каким-то особым совершенно взглядом на мир, чем Леонид Иович и обладал, поэтому его картины отличаются от всего, что делалось в мире. И аналогов я не знаю».

Путь Гайдая в комедию начинался с драм. Первым фильмом выпускника ВГИКа, отличника, сталинского стипендиата была картина «Долгий путь» про политических ссыльных царских времен. Когда фильм посмотрел режиссер Михаил Ильич Ромм, он неожиданно сказал: «Вам бы, батенька, комедии снимать».

Снимать комедии Леонид Иович точно не собирался. Он и режиссером быть не хотел — только актером. Но на актерский во ВГИК его не взяли, а на режиссерский приняли — фронтовик все-таки. Действительно, Леонид Гайдай ушел на войну осенью 1941 года. Тогда ему было 18 лет. «Ходил в разведку, забрасывал гранаты в огневые точки, брал в плен собственными руками фашистов», — пояснял киновед Сергей Капков. Но без трагедии тоже не обошлось: на фронте Гайдай подорвался на противопехотной мине — перенес пять операций, а потом чуть не потерял ногу. Врачи не стали ее ампутировать, пожалев юношу лишь потому, что тот сказал, что мечтает быть артистом. А какой артист без ноги? Боль в ноге беспокоила Леонида Иовича всю жизнь.

Каким был Гайдай до войны и ранения — неизвестно. Он мог быть душой компании и веселым балагуром. Но сейчас об этом остается только догадываться. Студента же Гайдая запомнили неулыбчивым, мрачным и упрямым. Таким он и оставался всю жизнь.

«Он (Леонид Гайдай — прим. ред.) был даже где-то угрюмым человеком. Каждый раз, когда кто-то рассказывал анекдоты — папа, Анатолий Папанов, Андрей [Миронов] — все смеялись, а дядя Леня сидел и говорил: „Угу, смешно“. Эта была самая высокая оценка. Это значило, что он смеялся до слез», — рассказывал Максим Никулин, сын Юрия Никулин.

Получив наставление от Михаила Ромма снимать комедии, Гайдай мрачно и обреченно отправился к руководству Мосфильма за новым сценарием. А глава Мосфильма что-то разглядел в молодом и неулыбчивом режиссере. И рискнул — вручил сценарий «Жених с того света». «Леониду Гайдаю повезло изначально — у него был покровитель Пырьев, а Пырьев был всемогущим (режиссер Иван Пырьев — прим. ред.), как мы знаем. Если он кого-то не любил, то человеку была закрыта дорога в кино, а если кого-то любил, то он, конечно, за него бился», — объяснял киновед Сергей Капков.

Это было удивительно: на съемках Гайдай чувствовал себя как рыба в воде. У 34-летнего режиссёра все получалось чуть ли не с первого дубля. Процесс скорее всего ему тоже нравился, но это никак не проявлялось внешне. «Он немножко казался себе на уме. Можно даже сказать суровым чуть-чуть, хотя мы снимали комедию», — вспоминал кинооператор Игорь Черных.

Гайдай был уверен, что эту высоту он взял — снял комедию. Теперь можно было заняться чем-то более серьезным. Правда, оставалось еще одно дело — представить картину худсовету студии. И тут все пошло не по плану. Участники худсовета, придираясь к мелочам, буквально заставили режиссера выкинуть несколько эпизодов и сократить другие. Картину пришлось искромсать, вырезав из нее всю настоящую сатиру, все жесткие моменты. В результате из полнометражного фильма получился 47-минутный мини-фильм.

Гайдай этот удар выдержал. У него была цель — снять основательное, глубокое, драматическое кино. И сценарий подвернулся правильный, идеологический выдержанный «Трижды воскресший» Александра Галича. За эту картину Гайдая не критиковали, просто потому что ее никто не заметил. Режиссер стал сомневаться. Может, он вообще занимается не своим делом? За комедии его ругают, а серьезные фильмы получаются один другого хуже.

Леонид Иович впал в депрессию и взял длительный отпуск. Он не хотел ничего делать, лишь пересматривал старые газеты и журналы. В одни из таких дней режиссер прочитал фельетон про трех браконьеров и в нем усмотрел основу будущего фильма. Это было озарение. Гайдай понял, что он будет снимать такой фильм, к которому худсовет придраться просто не сможет. О своей находке он тут же рассказал жене Нине Павловне — главной и единственной музе Гайдая. 

Получив одобрение, Гайдай сел писать сценарий немой комедии. Свое творение он назвал подчеркнуто легкомысленно «Пес Барбос и необычный кросс». «В сценарии не было ничего смешного: бежит один, бежит другой, бежит собака, то есть там были расписаны действия, которые должны были происходить, — рассказывал кинооператор Вадим Алисов. — Юмора в этом никакого не было, если честно, там были просто действия, которые надо было снять».

Мосфильмовские редакторы от такого сценария обомлели и в один голос отказали: «Мы что, возвращаемся к чаплинскому кино?» За Гайдая заступился Иван Пырьев: «Пусть снимает, посмотрим». 

Для съемок режиссер пригласил уже проверенного в «Женихе» Георгия Вицина и подобрал ему друзей-браконьеров — Евгения Моргунова и Юрия Никулина. Последний вспоминал, что когда впервые встретился с режиссером был поражен: «Мне тогда казалось, что если человек снимает комедию, то должен непременно и сам быть весельчаком… А передо мной стоял совершенно серьезный человек».

Зрители приняли короткометражку с восторгом. В 1961 году ее даже номинировали на Золотую пальмовую ветвь в Каннском кинофестивале. Гайдай снова поверил в себя.

Следующий фильм тоже произвел фурор. Правда, «Операцию „Ы“ и другие приключения Шурика» Гайдай писал уже не один, а вместе со сценаристами Яковом Костюковским и Морисом Слободским. Познакомил их все тот же Пырьев. Сценарий писали у Слободского дома, сочиняли долго и трудно. «Если одна и та же острота, реприза или мысль приходила хотя бы двум из троих, они ее не брали, — говорила Инна Костюковская, дочь Якова Костюковского. — Значит, близко лежит».

Вместе они писали и «Кавказскую пленницу, или Новые приключения Шурика». На утверждении фильма их вызвали в Госкино, где раскритиковали за насмешку над советским чиновником. В этот раз помог случай в лице самого Леонида Ильича Брежнева. Генеральный секретарь попросил посмотреть на выходные какую-нибудь свеженькую комедию. Ему отвезли «Кавказскую пленницу». Известно, что Брежнев несколько раз посмотрел «Кавказскую пленницу», неизменно смеясь. После чего он лично позвонил в Госкино и поблагодарил за новый, успешный шедевр кинематографа. Конечно, картине сразу дали зеленый свет. 

Сценарий «Бриллиантовой руки» писали почти год. Готовую комедию худсовет принял прохладно: Миронов кривляется, Никулин мог бы сыграть и поострее, а Светличная слишком соблазнительна. Зрители же снова приняли картину с восторгом. «Бриллиантовая рука» стал лидером советского проката в 1969 году, его посмотрели почти 77 миллионов зрителей. Более того, она заняла третье место среди 20 самых кассовых картин за всю историю советского кино.

После фантастического триумфа «Бриллиантовой руки Гайдай решил воплотить, наконец, давнишнюю мечту. Живой классик советской комедии опять решил снять серьезное кино. Он говорил, что даже ездил к Дарье Булгаковой и договорился о том, что он будет снимать «Бег», описывал, как здорово могла бы получиться сцена игры в карты… Но на Мосфильме Гайдая обошли режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов. Пришлось отложить эту идею.

Возможно, все сложилось бы иначе, если бы Пырьев был жив. Но ровно в тот год, когда «Бриллиантовая рука» начала свой победный марш по советским кинотеатрам, Иван Александрович умер. Ситуацию осложнил и конфликт со сценаристами — они так и не смогли договориться, что снимать дальше. Костюковский и Слободской были уверены, что не надо браться за классику. Им хотелось сочинять что-то современное, а Гайдая вдруг потянуло на экранизации Булгакова и Зощенко. Котюковский и Слободской были не готовы переписывать великих писателей.

Единомышленником режиссера в творческом поиске стал сценарист Владлен Бахнов. С ним Леонид Иович снял «12 стульев» по Ильфу и Петрову, «Не может быть» по Зощенко и «Иван Васильевич меняет профессию» по Булгакову. «Яков Аронович Костюковский говорил, что для него самый любимый фильм Гайдая — это его «Иван Васильевич меняет профессию». Он ставил выше этот фильм, чем свои собственные три шедевра, которые они сделали вместе», — рассказывал киновед Сергей Капков.

«Иван Васильевич» стал последним абсолютным триумфом Гайдая. Следующий его фильм «Инкогнито из Петербурга» по пьесе Николая Гоголя «Ревизор» худсовет раскритиковал. В нем заметили созвучия с современностью и заставили переснять ключевую сцену. Кроме того, фильм искромсали, заставив вырезать целые эпизоды. В результате картина превратилась в нечто бесформенное и нелогичное, где не было ни Гоголя, ни Гайдая.

Более того, руководители Госкино присвоили «Инкогнито из Петербурга» четвертую категорию, что для советского фильма звучало как приговор. Картину тихо и незаметно показали по кинотеатрам. Критики сравнивали ее с «Иваном Васильевичем» и делали скорбные выводы. Гайдай тяжело переживал неудачу. 54-летнему мастеру было сложно смириться с тем, что произошло. Он снял еще несколько фильмов, но все они не снискали успеха у зрителя.

Когда шли съемки последнего фильма Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» режиссер явно был чем-то недоволен, но молчал. Только мрачнел все больше и больше. А потом и вовсе остановил оператора и вышел из студии. Пойти следом отважился только один человек — исполнитель главной роли Дмитрий Харатьян. Актер вспоминал, что между ними произошел такой диалог: 
— Вы знаете, что я хочу снять?
— Что?
— Я хочу снять «Идиота». Мне это интересно, понимаете? Мне интересно серьезное что-то снять, а то все комедии, да комедии.

Это было откровением. Великий режиссер вдруг признался, что так и не снял того, чего по-настоящему хотел. К сожалению, мечтам Леонида Иовича не суждено было сбыться. Он умер 19 ноября 1993 года на 71-м году от тромбоэмболии легочной артерии. Так закончился путь сурового, мрачного, молчаливого режиссера, который смешил до колик миллионы людей. И продолжает смешить до сих пор.
Редакция

Источники:

  1. Гайдай, Леонид Иович (www.tass.ru/encyclopedia/person/gayday-leonid-iovich).
  2. 100 лет со дня рождения Леонида Гайдая: ранение на войне, борьба с худсоветами, игромания и неснятые фильмы (www.kp.ru/afisha/msk/obzory/kino/leonid-gajdaj-rezhisser/)
  3. Как снимал Леонид Гайдай — гений комедии и недооцененный автор (www.youtube.com/watch?v=Z5ySIaANFx8)
  4. «Раскрывая тайны звезд»: к 100-летию Леонида Гайдая (www.m24.ru/videos/kultura/29012023/545488?utm_source=CopyBuf)

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной