Российские геологи разработали беспилотник, который умеет находить нефтяные месторождения. Аналогов устройству в мире пока нет.
Ученые Института лазерной физики СО РАН разработали аэромобильный газоанализатор в виде беспилотника. Устройство определяет концентрацию метана в воздухе, что может указывать на наличие нефтяных месторождений. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой заведующего лабораторией квантовых оптических технологий Института лазерной физики СО РАН, профессора кафедры лазерных систем НГТУ Дмитрия Колкера.
Вообще для поиска нефти использовались различные способы. Когда-то главным признаком ее наличия был выход нефти на поверхность. Рядом с такими местами бурили первые скважины в середине XIX века. Позднее стали замечать, что месторождения нефти часто связаны с возвышениями.
Уже в начале XX века, прежде чем начинать бурение, стали проводить геологическую съемку местности. Она и сегодня составляет первый этап разведочных работ. Так геологи изучают пласты горных пород, выходящих на поверхность, — их состав, свойства, возраст, условия залегания. Чтобы заглянуть в глубину, геологи используют геофизические методы, к которым относятся сейсморазведка, электроразведка, гравиразведка и магниторазведка.
Новая разработка российских ученых может упростить геофизикам задачу по поиску нефти. «Метан — один из парниковых газов. При обнаружении нефтяных месторождений в тех местах, где может быть нефть, концентрация метана вблизи поверхности земли может быть увеличена. То есть созданная система необходима для поиска нефтяных месторождений», — сообщил Колкер.
По его словам, в подобных случаях обычно необходим легкий компактный высокочувствительный газоанализатор, который должен иметь автономное питание с малым энергопотреблением. Таким и получилось российское устройство. Оно весит 3 кг.
Так, новая система способна определять концентрацию метана в воздухе в режиме реального времени с привязкой к координатам. Она оперативно передает данные в бортовую автоматизированную геофизическую информационно-измерительную систему (АГИИС) для дальнейшей обработки. Такая разработка позволяет поднять на новый уровень решение многих задач, связанных с геологической съемкой, поисками и разведкой разнообразных полезных ископаемых, отметил собеседник агентства.
Особенностью созданного в Новосибирске газоанализатора является возможность его использования на беспилотных воздушных судах легкого и сверхлегкого классов. Колкер пояснил, что разработка может быть использована в автомобилях, электромобилях, а также в переносном варианте.
Как отметил ученый, аналогов российскому прибору в мире пока нет, поскольку есть только стендовые макеты в Китае, США и Европе.