Игорь Сикорский известен во всем мире как выдающийся авиаконструктор. Но практически неизвестна другая сторона его жизни – потрясающие размышления на религиозную тематику. Рассказываем об этом.
Игорь Сикорский – выдающийся русский и американский конструктор. Именно он положил начало многомоторной авиации: создал первые в мире тяжёлые самолёты «Русский витязь» и «Илья Муромец». После переезда в США в довоенное время он строил самолёты-амфибии, в том числе для трансатлантических перевозок, а после войны перешёл к созданию вертолётов различного предназначения. Но ученый и инженер оставил после себя не только летательные аппараты, но и вдумчивые работы на христианскую тему. Человек глубоко религиозный, он верил в Бога, вечную жизнь и конечное торжество добра над злом.
Казалось бы, для многих это парадокс: ученый и инженер, который верит в Бога. Отчасти религиозность авиаконструктора можно объяснить тем, что дед Игоря Сикорского был сельским священником. Но стоит подчеркнуть другое – в мировосприятии ученого Божий Промысел и законы природы сосуществовали гармонично. Вот, что он писал по этому поводу: «Всего несколько веков назад даже самое обычное явление на земле или в небесах считалось происходящим по Божьему велению. Планеты и звезды меняли свое положение на небесах, будучи якобы передвигаемы ангелами; штормы и эпидемии происходили по причине гнева Божьего, и т.д. Когда же были сделаны открытия, подтверждающие, что все эти явления происходят по законам природы, и, следовательно, они предсказуемы и даже в некоторых случаях управляемы, это посчитали богохульством и яростно оспаривали. Но в настоящее время мы воочию видим, что функциональная организованность Божьей Вселенной придает ей еще больше красоты и величественности».
Как объяснял Игорь Сикорский, чудесная точность всех операций во вселенной напрямую связана с действиями законов природы, которые Господь использует как своего рода инструменты. «Основной фактор, влияющий на оперативность и точность действий во вселенной — это закон всемирного тяготения. Неосторожный человек, упавший с высокого здания, может покалечиться или даже погибнуть, потому что на него подействует этот закон. Что же, его трагедию можно расценить как преднамеренное действие со стороны Бога? Однако правильнее будет сказать, что человек пострадал из-за своей собственной ошибки и Бог не приостановит действие законов, контролирующих вселенную, для того, чтобы защитить невнимательных и неосторожных людей от последствий их же собственных действий», — отмечал автор.
Работы ученого «Невидимая встреча», «Эволюция души», «В поисках Высших Реальностей» и «Послание Молитвы Господней» были переведены на русский язык относительно недавно. Но уже сейчас они высоко ценятся православными мыслителями. Интересно, что Игорь Сикорский неизменно поддерживал Русскую православную церковь в США финансами, неустанно пропагандировал в Америке русскую культуру и историю, покровительствовал многим эмигрантским фондам и общественным объединениям.
Одна из главных работ мыслителя – доклад «Эволюция души». Лекцию он провел в США 15 ноября 1949 года. В ней говорилось о зарождении человека, о значении его существования во вселенной и о путях развития души в «наш трагический век». Почему ученый называл ХХ век трагическим? Автор объяснял это словами профессора Сорокина: «В настоящее время ни невинность детей, ни почтенные седины стариков, ни нежность девушек и женщин не щадятся. Если случается что-нибудь — они главные жертвы войны, революции, криминала и других форм насилия. Цивилизация, которая до 1914 года выставляла напоказ свою человечность и гуманизм, в сравнении с извращенной жестокостью и мизантропией Средних веков, выродилась в нечто столь низкое и зверское, что превзошло даже пресловутую жестокость варваров. Возрождаясь в течение двенадцатого и тринадцатого веков в духе гуманитарности, сострадания, земной мудрости и благородных побуждений, чувственная западная культура завершила эту фазу своего существования, не сумев противостоять взбунтовавшейся звериной жестокости и насилию. Нельзя себе представить более полного и трагического крушения».
Автор не сомневался в наличии у каждого человека души, которая является бессмертной составляющей личности. Как же она ведет себя в это трагическое время: способна ли она на эволюцию или нет? Ответить на этот вопрос однозначно сложно. Дело в том, что в течение долгого времени развитие человека, которое может расцениваться как постепенная эволюция его души и разума, связывалось, в первую очередь, с развитием таких моральных качеств, как мудрость, уступчивость, доброта, честность, терпимость, сострадание, самопожертвование, правдолюбие и так далее. И, тем не менее, события ХХ века, самого кровавого из последних двадцати пяти веков существования цивилизации, свидетельствуют о величайшем отрицании этих тенденций.
Кроме того, и в литературе, и в жизни легко можно найти примеры простых, необразованных людей, которые все-таки развиты духовно и нравственно. Они тонко и безошибочно чувствуют окружающий мир. «Это связано, как правило, с их глубокой верой в Бога, - говорил ученый. - С другой стороны, в жизни, как и в произведениях великих писателей, мы часто видим людей, у которых высокий интеллект и обширные познания объединены с жестокой и грубой душой, душой пещерного человека или, что еще хуже, зверя. Фактически, русское слово “бездушный” в этом случае следует воспринимать буквально, но даже и такая характеристика может быть объединена с высоким интеллектом и обширными знаниями».
Но развитие, то есть усовершенствование, души для современного человека необходимо. Отказ от духовной эволюции в соответствии с интеллектуальным прогрессом грозит виду вырождением и исчезновением. И автор мастерски это доказывает на нескольких примерах. «Символическую демонстрацию этого закона можно наблюдать в животном мире. Как правило, представители низшего и промежуточного уровней жизни, разбросав семена или отложив яйца, совершенно не заботятся о будущем потомстве, и все-таки вид выживает. Но высшие животные, которые не проявляют заботы о своих отпрысках, вымирают. Поэтому надо отметить: чтобы выжить, высокоразвитые существа вынуждены проявлять благородные чувства по отношению друг к другу».
Более того, духовное развитие становится основой для развития умственного. Автор напоминает о событии, которое произошло 60 миллионов лет назад. До этого, в течение более чем 100 миллионов лет на Земле доминировали динозавры, в эпоху своего расцвета достигшие огромных размеров и обладающие невиданной силой. И вот эти животные вымерли. Как такое могло произойти?
«Одна из гипотез, объясняющих внезапное исчезновение самых громадных в истории земли животных такова: динозавры откладывали яйца в теплый песок и не проявляли никакой заботы о своем потомстве, так же как и современные ящерицы и другие животные-представители низшего уровня жизни. Считается, что более мелкие животные пронюхали об этом и начали поедать оставленные без присмотра яйца динозавров, тем самым обрекая расу гигантов на вымирание. Если это так, то сила и мощь динозавров требовала проявления хотя бы минимума альтруизма, проявляемого птицами и млекопитающими в стремлении защитить свое потомство и дать виду возможность выжить. Динозавры не смогли проявить этот минимум альтруизма и в итоге канули в небытие».
Игорь Сикорский уверял, что этот случай представляет собой некое символическое предупреждение современному человечеству. Люди ХХ века - это высокоинтеллектуальные создания, можно сказать, разумные супер-динозавры. Благодаря людям, то, что казалось 100 лет назад невозможным, стало обыденностью. Но человек должен прогрессировать не только в направлении развития разума, но и в направлении развития своей души. Если же он не делает этого, то значит, он противится главному закону природы и вселенной. Такие ошибки нередко имеют фатальный итог.
«На первый взгляд, вышеупомянутые правила морального развития вполне справедливы. Нравственно развивающаяся раса получает возможность выжить, нормально развиваться и процветать. Тех же, кто не может развиваться морально, преследуют всяческие несчастья и они обречены на вымирание. Однако кажется, что аспект справедливости исчезает, если рассматривать судьбы отдельных людей, а это уже очень много значит. Слишком часто мы видим, как безнравственные и жестокие люди упиваются властью и успехом, а лучшие из людей, напротив страдают и морально, и физически. С самого начала времен лучшие представители человечества страдают много и долго — от Эхнатона и Сократа до Ганди и Бернадотта, и многого множества им подобных, не говоря уж об Основателе Христианства и Его великих последователях», - говорил автор.
Процесс духовного развития необходим не только для сохранения популяции, но и для подготовки человеческой души к переходу из нашего мира в высший порядок существования. И, конечно, этот этап развития тесно связан с религией. Игорь Сикорский пояснял: «Около шестидесяти или восьмидесяти лет тому назад казалось, что наука ведет человечество к материализму, отводя его от религии. Сегодня же эта тенденция, похоже, коренным образом изменилась. Истинная наука теперь вновь обращает людей к Богу, даже если при этом необходимо пересмотреть некоторые традиционные представления, доказать их нелогичность и неправильность. С другой стороны, наука позволяет нам лучше осознать основные концептуальные понятия религии».
Появилось ощущение, что в XX веке духовное развитие человека приостановилось. Это привело к целому ряду трагических событий. Однако они могли стать толчком для дальнейшей эволюции души. И здесь автор привел еще одно красивое сравнение: «Если мы смешаем золотой песок с алмазной крошкой, польем эту смесь дорогими духами и посадим туда зерно, то оно не прорастёт. Но если то же зерно посадить в почву, смешанную с дурно пахнущим навозом, оно прорастёт и превратится в красивый и ароматный, радующий взор цветок. На первый взгляд, зерно не должно было прижиться в темной, плохо пахнущей почве. В действительности же, эта почва стала для зерна питательной средой, из которой оно начало расти сквозь толщу почвы, преодолевая силу гравитации, стремясь к теплому солнцу и голубому небу. Но если бы зерно свыклось со своим темным пристанищем и, не прорастая, осталось там, оно бы просто сгнило».
Может быть и так, что меланхоличность и неудовлетворенность, связанные с жизнью на земле и так много раз выражаемые великими людьми, служат достойной цели. Вспомним у Александра Пушкина:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Далее поэт пишет:
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Недовольство существующим порядком жизни вдохновляет на поиск более совершенного. По Сикорскому, понимание человеком того, что он навсегда останется бессильным перед лицом земного зла, заставляет его смиренно обратиться за помощью и руководством со стороны Всевышнего.
Даже если кажется, что зло и смерть сильнее, чем хрупкая, несовершенная земная жизнь, всё же бессмертная жизнь намного выше и земной жизни, и смерти вместе взятых. Ученый утверждал, что развитие и становление человеческой души в подготовке к её таинственному переходу в высший порядок жизни — самое важное явление, происходящее на нашей планете. Именно этот факт придаёт еще больше благородства, достоинства и значимости процессу человеческой жизни в целом.
Источники:
1. www.humortheory.com
2. www.lebed.com
3. www.tvkultura/video
4. www.orthedu.ru
5. www.radiorus.ru