О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Русский идеал и соборно-космическая цивилизация
Русский идеал и соборно-космическая цивилизация

С середины XIX века в историю России и мировой культуры входит особенное явление – русский космизм. Среди его представителей – философы, поэты, композиторы, ученые с мировыми именами. Но есть нечто, объединяющее их внутри русской культуры XIX-XX веков. Наследуя христианские основы русской культуры и идеи соборности, они создавали великий идеал грядущего всечеловеческого мира.

        О них часто говорят, как явлении промелькнувшем и уже ушедшем, как о чем-то несущественном и далеком от современности и текущих планов на будущее. А это была поистине сияющая плеяда гениев, отразивших суть перехода всего человечества на Новый уровень истории и его конечные идеалы. 
        Многие имена гениев широко известны – как имена Н. Федорова, К. Циолковского, Ф. Цандера, В. Вернадского, А. Чижевского, другие менее известны – Н. Умова, А. Горского, Н. Сетницкого и других. Что же произошло такого, что они исчезли из актуального времени и запросов жизни и истории? Почему не участвуют в созидании великого всечеловеческого будущего, о котором страстно мечтали, но оказались на полках библиотек, возбуждая интерес лишь специалистов по истории отечественной мысли? 
          И еще важные вопросы. Россия ныне преодолевает историческую инерцию уходящей модернистской эпохи – с ее античеловеческими идеологиями и попытками уничтожения национальных культур, религий, духовных ценностей и национальных идеалов. Все это бросалось под ноги глобалистским проектам новых элит подмять под себя мир и бывшие народы, обращенные в массы. Поэтому вопросы таковы: не остались ли великие русские космисты в том времени, которое еще несло бесконечное будущее человечества? Не хранят ли они его, пока страшный ХХ век крушил и само это будущее, и творческие силы России, выводя их за рамки Русского проекта в чуждое ему социально-историческое поле? И в чем состоит идеал Русского проекта, сплачивавший веками вокруг России многочисленные народы, пока не оказался утрачен?
           Николай Александрович Сетницкий (1888-1937), выдающийся русский философ и представитель русского космизма, незадолго перед расстрелом в 1937-м, отчетливо представлял направление, в котором движется обскурантистская цивилизация интересов – цивилизация масс под Властью их элит. «Современная наука и техника, – писал он, – (выступают) в роли прислужниц, в роли поставщиков комфорта и удобств, в роли искателей средств борьбы человека с человеком и подготовки всеобщего истребления в готовящейся военной схватке». И добавляет: «техника уже обладает силами, способными без особого труда уничтожить человечество и особенно более совершенные и «культурные» слои его… Что должно быть сделано, чтобы та власть, которая уже находится в руках человека, послужила ему ко благу, к спасению, а не к гибели?»1.
            Ни перед образом небесной Святой Руси, ни перед образом земного Третьего Рима – христианской империи удерживающего, такие проблемы не вставали: было ясно – добро и зло, спасение и гибель, свои и чужие. Но в XIX веке Русский проект выходит на новый уровень осознания исторического процесса, как процесса всечеловеческого, чье содержание - восхождения человека и народов к высшим и объединяющим уровням духовно-ценностного бытия. Уже А. Хомяков и его последователи выводят Русский проект на еще никем не осмысленные горизонты всечеловеческой соборности. Чужие исчезают – своими становятся все. Дух соборности выходит за узкие рамки православных канонов и восходит к солидарности всех культур и народов на ценностных уровнях истории. Для Н. Федорова, В Соловьева, С. Булгакова, П. Флоренского ценностная соборность народов являет идеал богочеловечества в переходе от атомарности индивидуализма и взаимной борьбы на всех уровнях общественной и международной жизни к «всемирному родству» и соборному «многоединству». 
            Для самого Н. Федорова, как и его предшественников и последователей, это – уровень воплощения в истории христианских ценностей, как универсальных. Ни один языческий культ, но именно христианство вносит в историю ценность свободы как условия вертикального становления человека. Это обусловливает не только дух истины, научного познания и технического прогресса, характерных для всех христианских цивилизаций, но и нечто такое, что превосходит любые запросы «комфорта и удобств» и защищает род человеческий от его «истребления в готовящейся военной схватке». Это – уровень соборно-ценностного человечества – Нового уровня истории, где объединение культур и народов обеспечивается универсальным характером ценностей их собственных культур. Это рождает симфонию всечеловечества в безграничном становлении культур – без утраты уникальности культур и национальных святынь. Позднее Н. Лосский, в «Условиях абсолютного добра» (1949), вскроет важнейшее свойство культур, созидаемых народами как их собственные. А именно – восхождение, в процессе развития, каждой культуры к высшим универсальным ценностям, объединяющим народы земли в соборно-ценностное всечеловечество. «Как аромат ландыша, – пишет он, – голубой цвет, гармоничные звуки могут наполнять одно и то же пространство… не утрачивая своей определенности, так и творения различных национальных культур могут проникать друг в друга и образовывать высшее единство»2.  
           На этом уровне, который нечасто проглядывает в столкновении частных интересов и устремлений политических элит, снимаются все противоречия народов и обнажается великое, всечеловеческое будущее, в русской культуре уходящее к идеалам Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Понимание этих идеалов не столько собственно российскими, сколько единственными в онтологии универсального исторического спасения и бессмертия, составляет духовную коллизию русского «золотого XIX века». От бессмертия личного, внутреннего, которое несет в себе Третий Рим и русское священство, и которое проникает даже в поэтическую лирику, например, Г. Державина: «бессмертие прямое – в едином Боге вечно жить» (1796), В. Кюхельбекера: «Бессмертие! о мысль неизреченна! К престолу вышнего возносишь ты меня» (1814), Пушкина: «Душа бессмертна, слова нет» (1817), православная русская культура протягивает взаимосвязь к «умному деланию» – этому «общему делу человечества», которое в ярко очерченном виде появляется у Н. Федорова и его последователей. При этом содержанием духовного восхождения становился переход к высшему сознанию космического всечеловечества (богочеловечества) которое созидает мир космической, соборно-ценностной цивилизации всечеловеческого будущего.
         Стать локомотивом, готовым «вытащить на себе» этот образ, можно было лишь в среде мощного и стабильного научного, экономического и политического развития, которое выносило Россию в начале ХХ века на уровень передовых держав мира. Но было еще условие. Россия, которая, в отличие от Запада, не боролась с другими державами путем диверсий, революций, разрушения их экономик и порабощения, жаждала одного: чтобы не мешали. «Дайте России двадцать лет внутреннего и внешнего покоя, и вы её не узнаете», – заявлял П. Столыпин за два года до выстрела Богрова, самим этим убийством указавшего на многовековую непримиримую борьбу Запада против Русского проекта грядущего мира. Кстати сказать, как свидетельствуют опубликованные в 1917-м документы, включая показания агента полиции Б. Алексеева, убийство П. Столыпина было спланировано и организовано англо-британскими сетевыми структурами в России3

Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911)

          Важным условием воплощения этого образа становилась и сама возможность постижения Русского проекта, как универсального – не столько даже христианскими народами Запада, сколько политическими элитами Запада и «западниками» в России, в крайних версиях реализующих целиком антихристианский проект будущего. Ведь с начала XIX века, пока Россия Александра I с достоинством несет имя державы-победительницы, пока «просвещенные» революционным безумием европейцы переваривают осадок от наполеоновских войн, русские масоны жаждут в России пролить крови еще больше, чем во Франции, и готовятся стать декабристами. И в Европе, и на «крайнем Западе» – в США, даже благорасположенные к России мыслители не осознают, сколь отличны идеалы цивилизации ценностей и цели Русского проекта от идеалов Западного проекта и цивилизации интересов. Даже А. Токвиль, например, пишет в 1835-м: «В настоящее время существуют на Земле два великих народа, которые, начав с разных точек, приближаются, по-видимому, к одной цели: это русские, и англо-американцы. Оба они выросли незаметно; и …вдруг заняли место в первом ряду между нациями… лишь они одни идут легко и скоро по пути, которому глаз еще не может видеть конца»4.
             Сами же США в это время, при восхищении Европы, показательно реализуют Западный проект, неизменно полагающий одно и то же – кровавый грабеж и захват чужих земель и ресурсов, с применением, как правило, весьма изощренных методов. Так, с помощью англичан, рабов и местных бандитов, США для «отжатия» Луизианы осуществляют крупнейшую революцию (1791-1803) в Сан-Доминго (Гаити) и, снабжая в Луизиане бандитов и местных «революционеров» оружием, в 1803-м вынуждают французов продать Джефферсону Луизиану за «смешные» 15 млн. долл. После этого они ни с кем не церемонятся, осуществляя кровавые, с массовыми убийствами и зверствами, захваты чужих земель. Так, в 1810-1819 гг. они захватывают целиком Западную Флориду, в 1845-м – свободную республику Техас, а в 1846-м, в ходе мексиканской войны, «урывают» мексиканские территории Нью-Мексико и Калифорнии.           
            Это время, когда А. Хомяков важнейшим смыслом Русского проекта определяет веру в высшие ценности, объединяющие самых разных людей, общественные классы и разные народы в единое соборное целое, переходящее канонические рамки священства: «В вопросах веры, – пишет он, – нет различия между ученым и невеждой, церковником и мирянином, мужчиной и женщиной, государем и подданным, рабовладельцем и рабом, где, когда это нужно, по усмотрению Божию, отрок получает дар ведения, младенцу дается слово премудрости, ересь ученого епископа опровергается безграмотным пастухом, дабы все было едино в свободном единстве живой веры, которое есть проявление Духа Божия. Таков догмат, лежащий в глубине идеи собора»5. Духовно-ценностное ядро составляет внутреннюю основу грядущего    всечеловечества, как и ядро представлений «славянофилов» и связанных с ними русских космистов. 
            Важной частью духа соборности, уже у митрополита Макария представленного симфонией Царя, церкви и народа, в XIX веке становится формула графа С. С. Уварова: «самодержавие, православие, народность». В лживых инвективах, которыми Западный проект модерна направляет подрывную работу революционеров, понятие «самодержавие» утверждается синонимом произвола Царя.

Граф Сергей Семенович Уваров

           Однако в формуле С.С. Уварова это понятие имеет совершенно другой смысл – высшего суверенитета России, черпаемого в двух других слагаемых, первое из которых являет «высший императив» ее культуры, а второе – форму подлинной демократии, самодержавия народа. Слагаемые равноценны перед Властью высшего уровня – Богом и христианскими ценностями русской культуры, человека и народа. Триада становится духовной формой соборности, обращенной и к православным, и ко всем народам Российской империи, ценности которых не противостоят универсальным всечеловеческим ценностям. От графа С. С. Уварова и прозрений национальной русской интеллигенции – шаг до «Философии общего дела» Н. Федорова, чьей «целью» становится не только «восстановление всего погибшего и жизнь бессмертная»6, но и все будущее космическое всечеловечество: «Прочное существование невозможно, – пишет он, – пока земля остается изолированною от других миров»7.
             Преодоление «изолированности» от космоса – это и преодоление дистанции между человеком и Богом, человеком и миром, человеком и человеком в общем ценностном поле – феномене, объединяющем их всех под куполом качественного становления мира, истории и человека. Суть этого поля – становление личности: народа, общества и человека, выражаемое в их духовно-нравственном взаимодействии, высшим и одухотворяющим качеством которого является любовь. В противном случае, ткань Бытия распадается и замещается злокачественностью саморазрушения – народа, общества и человека. Поэтому перед учеными космистами – Н. Федоровым, В. Соловьевым и их духовными последователями в XX веке – А. Горским, Н. Сетницким, В. Муравьевым, В. Вернадским настоятельно вставал образ новой науки, должной исцелить и «омертвевшую природу», подчиненную силам «разлада и распада», и все наличное страдающее, «больное человечество», чтобы свести все части целого к «примирению», «единству» и «гармонии».   
             В. Вернадский предупреждает, что в эпоху, когда научное знание обретает планетарный характер, на порядок обязано возрасти «сознание нравственной ответственности ученых за использование научных открытий… для разрушительной, противоречащей идее ноосферы, цели»8. Под его пером появляется этика ноосферы, опирающаяся на законы качественного становления мира, истории и человеческого духа, свидетельствующая о качественном переходе, когда «биосфера переходит в новое состояние – ноосферу»9. В этике соборного космизма, как ее видят Н. Федоров, В. Соловьев, С. Булгаков, Н. Сетницкий, А. Горский, В. Муравьев, нравственный закон совсем не ограничивается сферой личных, межчеловеческих и общественных связей. Он изначально вписан в мир, представляя подоснову вещей и важнейшее условие процесса становления в его свободе. Подавление и извращение этого процесса, с доминацией «всесильных, вечных и мертвых законов природы»10, резко повышает энтропию и делает невозможным развитие, способствуя любым формам самодеструкции, розни и распада. Однако и эти формы, отрицающие «полноту братски-любовного единения» вписаны «в сердцевину падшего, смертного бытия»11. Именно эти формы и являются объектами преодоления для Русского проекта и идеалов русского космизма.

         Защитой от распада и вечного хаоса являются встроенные в исторический процесс системы морали, в основе своей восходящие к универсально-ценностному сознанию, формируемому во всех культурах и религиях продолжением Логоса. Последнее подвигает Н. Умова расценивать мораль следованием Логосу, внутри которого «любовь» и «научное знание» становятся неразрывны. 
              Логосу подчинены ценностные уровни культур, где и формируется образ как индивидуального, так национального и универсально-исторического идеала, воплощаемого в соборно-ценностной цивилизации Само представление о такой цивилизации, как и о вертикальной свободе, входит в мир с христианством. Потому философы-космисты, говоря об общественном идеале, «требуют внесения активно-христианского, воскресительного идеала во все сферы человеческого знания и умения: в науку и образование, культуру и искусство, экономику и политику»12. По убеждению таких русских философов, как П.Новгородцев и Н. Сетницкий, общественно-исторический идеал – вершина, связующая все задачи, все ценности и системы духа и морали в рамках единого исторического процесса. В книге «О конечном идеале» (Харбин, 1932) Н. Сетницкий замечает: «Идеал по самому смыслу своему есть крайнее, последнее и величайшее задание, к которому стремится человечество». Потому «идеал есть нечто неотделимое от действия и поведения»13.

       Формирование мыслителями-космистами великого общественного идеала на рубеже XIX-XX вв. отражается на всех сферах русской общественной деятельности и духовных устремлений, и порождает их последователей и подвижников в сферах науки, искусства и общественной мысли. Даже анархист и лидер «биокосмистов» начала ХХ века, А. Агиенко (А. Святогор) пишет: «необходимо во всей полноте поставить вопрос о реализации личного бессмертия… не воздухоплавание… но космоплавание… третья наша задача –  воскрешение мертвых»14. Пламенный революционер А. Богданов, ориентируясь на идеи космистов, пишет роман «Красная звезда» (1908) об экспедиции на Марс, А. Платонов – «Приключения Баклажанова» (1922), где герой жаждет «быть бессмертным, чтобы иметь время накопить силу стать завоевателем и жителем… за последней маленькой звездой, за змеевиком Млечного Пути». После диспута с Богдановым, задумывается о бессмертии и М. Горький, который в письме И. Груздеву (1934) пишет то, что ранее писал Н. Федоров: «О бессмертии или долголетнем бытии необходимо позаботиться воле и разуму людей. Совершенно уверен, что они этого достигнут». В мире большой науки группа русских ученых – физиолог В. Бехтерев, биолог И. Шмальгаузен и зоолог С. Метальников публикуют работы о бессмертии, где Метальников уже в самой клетке организма находит основу бесконечного продления жизни. 
         XX век называют веком начала космической эры, когда, по словам А. Белого, «человек из существа, привязанного к земле, становится явлением космического масштаба». Но и Н. Федоров, и К. Циолковский, и В. Вернадский, и С. Королев – развивали космизм, от рода присущий русским людям и их земле – людям Новой небесной истории мира: «тем, которые приняли Его – пишет митрополит Иларион еще в XI веке, –…которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились Святым Духом в святой купели». И в вселенской связи (religio) человека и Бога уже на заре русской истории формировалась философия общего дела, куда включены были Бог, народ, история и человек. Это несли даже записные атеисты ХХ века. Тот же пролетарский поэт, В. Маяковский, идеальное мироустройство описывает в понятиях «царствия... земного – не небесного», где в «солнечной Коммуне» грядущего царит не бытовой комфорт, «завоевавший» человека, не «Ванны. / Души. /Лифт.», а чудесный «город-сад» - «место, где исчезнут чиновники и где будет много стихов и песен», где будут сняты все противоречия между людьми. Чем же? Безграничной Любовью, царящей во Вселенной!  «Третья революция духа», предсказывал поэт, устранит «громаду-ненависть» и ее сменит «громада-любовь».  
         Возможно, Россия является сегодня единственной страной, в которой еще живы высшие духовные идеалы будущего мира – Нового уровня истории человека и народов. Это особенно важно сегодня – когда отступление многих стран и народов в сторону цивилизации интересов испытывает Россию на прочность. Тем важнее роль России в современном мире, утрачивающем человеческий образ и человеческую историю, уже повисшую над пропастью. Тем важнее и ярче становится идеал, который на даре христианского мира вошел в историю человека гарантией спасения и бессмертия, гарантией счастья и выхода туда, где «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам» (Ин. 14;2). Россия спасла, сохранила и развила этот идеал внутри Русского исторического проекта. Это значит, что сегодня, возвращаясь к своей истории, а значит, к своему великому будущему, мы осознаем, что именно мы отстаиваем. 
  
Литература

  1. Сетницкий Н.А. Мессианство и «русская идея» / Горский А.К, Сетницкий Н.А. Сочинения // М., 1995. С. 400.
  2. Лосский Н. Условия абсолютного добра. М., 1990, С. 323.
  3. Журнал «Былое», Петербург, 1917. № 4. С. 141-143.
  4. Цит. по: Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 156.
  5. Хомяков А. Избранные сочинения. Нью-Йорк, 1955, с. 266.
  6. Петерсон Н.П. Из воспоминаний о Федорове, в 2-х кн.//СПб, РХГИ, Кн. 1, 2004. С. 133.
  7. Федоров Н.Ф. Собр. соч. в 4-х т. // М., «Прогресс», Т. 1, 1995. С. 249.
  8. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. // М., Айрис-пресс, 2004. С. 283.
  9. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста – М.: Наука, 1988. С. 27. 
  10. Достоевский Ф.М. ПСС Т. 23 // Л.: Наука, 1981. С. 146.
  11. Гачева А. Русский космизм в идеях и лицах // М., Академический проект, 2019. С. 7.
  12. Там же.
  13. Сетницкий Н.А. Мессианство и «русская идея» / Горский А.К, Сетницкий Н.А. Сочинения // М., 1995. С. 333.
  14. А. Святогор. Биокосмическая поэтика / Н. Ф.  Федоров: pro et contra: В 2 кн. Книга вторая // СПб.: РХГА, 2008.

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной