Собственно, все это было совсем недавно. На Новый, 1913-й, только в Петербурге было продано 250 000 поросят. Праздновали шумно, весело, с застольями, гуляньями, фейерверками и маскарадами.
Клубы и рестораны Москвы заполняла праздничная публика. Столы, украшенные зеленью и цветами, ломились от яств; распорядители встречали дам букетами цветов и новогодними сюрпризами. Сиял знаменитый «Яр» А. Судакова, где Новый год встречали Фёдор Плевако, Константин Бальмонт, Леонид Андреев и другие знаменитости, сиял огнями «Максим», обожаемый «золотой богемой» Москвы, ее любезно встречает у входа директор-распорядитель Ф. Томас, встречают дорогих гостей «Эрмитаж» и роскошный «Метрополь», в кабинетах которого празднуют наступление 1913-го года Федор Шаляпин с семьей и друзьями, князь П. Д. Долгоруков с представителями московской и петербургской аристократии в большой компании дам и артистов, Савва Морозов с близкими и друзьями. Среди присутствующих – В. Носов с родней из семьи Рябушинских, Н. Стахеев, Н. Бостанжогло, А. Митрофанов, гг. Манташевы, А. Кузнецов, А. Джамгаров, В. Грибов, Н. Шибаев и другие.
В «Летучей мыши» Никиты Балиева ровно в 12 часов ряженый персонаж из гостей пускает себе пулю в висок и падает замертво под аплодисменты публики – уходит 1912-й год и появляется корзина, из которой неистощимый на выдумки Балиев достает новорождённого. Торжественно встречают этот год в Дворянском клубе, где присутствует государственная элита, в Охотничьем и в Купеческом клубах. В Немецком клубе, после государственного гимна, председатель правления С. Д. Сухоцкий обращается к членам клуба с торжественной речью и поднимает тост за Государя Императора Николая II.
Император Николай II и семья отмечают Новый год без помпезности. Важнейший православный Праздник – Рождество Христово, отмеченное широко, с балами и подарками, уже позади. С утра до часу дня Император принимал доклады. Затем, с дочерьми Ольгой и Татьяной Николай II посещает военный госпиталь и лазарет Гусарского полка, после чего до самого вечера отвечает на телеграммы и работает с документами. В половине двенадцатого ночи с семьей и самыми близкими он едет в полковую церковь на новогодний молебен, в котором особое место занимает Россия: «Благослови, Господи, – произносит он, – Россию и нас всех миром, тишиною и благочестием!». Его страна уверенно держала высочайший темп развития в науке, культуре, литературе, музыке, промышленном производстве, а на рубеже XIX-XX веков стала еще и самой читающей страной в мире. Ничто, как будто, не предвещало угрозы. Все с надеждой вглядывались в будущее: «Что день гудущий нам готовит?». До рокового выстрела в Сараево оставалось ровно полгода.
Спустя десять лет это была уже другая страна. Наступление Нового, 1923-го года, памятно первой широкой акцией, которую «советские безбожники» провели под именем «Комсомольского Рождества». На плакатах большевики писали, что «1922 раза Мария рождала Иисуса, на 1923-й родила комсомольца». Акция носила государственный характер, проводимый ЦК РКСМ при поддержке высших партийных и советских органов.
Информационное содействие ей осуществляла антирелигиозная газета «Безбожник», будущий центр «Союза воинствующих безбожников» – всесоюзной общественной организации, которая поведет борьбу с православием в любых его проявлениях. Но не только православие – русская культура окажется под запретом и даже имя страны, произнесенное вслух, станет смертельно опасным из страха угодить в расстрельный список «национал-шовинистов». Яростная и кровавая борьба с императорской Россией, с ее историей и национальным духом примет оголтелый характер войны с Богом в пользу новой Власти и ее антихристианского проекта мира. В рамках этого проекта, отказывать себе в удовольствиях Власть не собиралась. В канун 1923 года все рестораны Москвы были заполнены, самые продвинутые праздновали наступление Нового, 1923 года в ресторане «Пикадилли», где 1922-й провожали хором цыган, гаданиями и вошедшей в моду Изабеллой Юрьевой.
Только после Великой Отечественной и победы над фашизмом начнется осознание содеянного и взыскание миллионов погибших – как и упущенных возможностей развития в результате Русской Смуты ХХ века. В ней – в этой Смуте находятся причины и последующего краха СССР, и впадения российских элит в новую западную ересь – либеральный проект. Переход 1992 года в 1993-й – начало эпохи, которую будут именовать «лихие девяностые» и употреблять сакраментальную фразу: «мы выживали, как могли». В головах – сумятица.
Встречая 1993-й, вспоминали, как год назад сатирик Михаил Задорнов поздравлял страну вместо президента и гадали, чем же «порадует» Борис Ельцин. Выступая перед страной, Ельцин в новогоднем обращении упомянул, что «истекший год был очень трудным, пожалуй, самым трудным за весь послевоенный период» и что следующий, 1993-й, также «будет сложным», но «в характере россиян всегда было ожидание чуда». Но главный итог он видел в том, что «Второго января 1992 года в России закончилась эпоха, в которой прожили несколько поколений наших граждан, и начался отсчет нового времени».
Понимал ли он, чего желали от России «западные кураторы», которые, вместе с «реформаторами» готовили Россию к распродаже оптом и в розницу и уже рассовывали по карманам и зарубежным банкам финансовые потоки страны при растущем изумлении народа России? Однако, главный итог заключался в том, что Власть из страны впервые уходила туда, куда и деньги – хотя ни Ельцин, ни ее новые элиты об этом не догадывались, полагая, что выступают «на равных» с глобальными «перестройщиками мира». За Власть, которая им уже не принадлежала, они готовы были на все – подавлять массовые протесты в мае 1993-го, расстреливать Белый дом в октябре 1993-го или принимать Конституцию в декабре 1993-го, где России уже было отказано в своей идеологии, а законы страны уступали место воле международных элит. Некоторые, как главный редактор «АиФ» Владислав Старков или академик Павел Бунич, еще призывали прислушаться к мнению народа, однако новая Власть, в лице Михаила Полторанина, была неумолима: «мнение народа учитывать нельзя, ибо понятно куда заведет народ. Народ сам нужно вести».
Когда встречали 2003-й, праздновали «на всю катушку», будто в чужой стране, куда приехали «со своим самоваром» – с застольями, гуляньями, французскими винами и заграничными деликатесами: так прожигают наследство и живут последний день: «в отеле пожар, а нам, в тринадцатый – шампанского!». Денежные потоки из России частью в ней и оседали – в виде импортных товаров, вычурных особняков, золотой сантехники, доходов в конвертах и «дипломатах» и зарубежных счетов.
Одновременно появились надежды на жизнь в мире, где уже не будет войн, революций и кровавых противостояний, которые совпадали с тем, что в уходящем 2002-м говорил президент В. Путин: «период конфронтации закончился. …в современном мире с нами никто не собирается враждовать». Появились и предложения от России о создании единого пространства «от Лиссабона до Владивостока», что и было сразу отвергнуто Западом и «морскими державами» в 2007-м, с проговариванием США в 2008-2010-годах возможности войны НАТО против России. При этом Новый год 2003-го обозначил начальные признаки духовно-ценностного роста народа России. Многие православные встретили Новый год на богослужении в церкви. Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй поздравлял всех: «Наши соотечественники! Я поздравляю всех вас с наступившим 2003 годом и молитвенно желаю, чтобы для Отечества нашего и для всех нас наступивший новый год был годом мира, созидания и благополучия».
Встреча Нового 2023-го года, окрашенная нарастающим военно-политическим противостоянием блока НАТО России, вскрыла копившееся годами и сглаженное лицемерием яростное противостояние элит Запада России, для нанесения которой конечного «стратегического поражения» была задействована Украина в качестве прокси-государства США. Под грохот орудий это противостояние вырвалось наружу, перекрывая все сферы международных контактов – от искусства, культуры до науки и спорта. «Обещания западных правителей, их заверения о стремлении к миру на Донбассе обернулись, как мы теперь видим, подлогом, жестокой ложью», – говорил В. Путин в феврале 2022-го, а в Новогоднем обращении добавил, что год «многое расставил по местам, чётко отделил мужество и героизм от предательства и малодушия, показал, что нет выше силы, чем любовь к своим родным и близким, верность друзьям и боевым товарищам, преданность своему Отечеству».
2023-й стал годом концентрации национального духа в постижении, что есть Россия и против чего восстала она в феврале 2022-го. Миллионы ее граждан впервые, с времен Великой Отечественной войны, остро осознали: то, что священным является для них, на Западе уже ничего не стоит. При этом то, за что готов воевать Запад, в России, порой, вызывает только чувство презрения.
В 2024-м постепенно обнажилось и стало явным, что в противостояние Запада России вплетается не что иное, как все та же идеология фашизма, разгромленная, казалось бы, в 1945-м, но жаждущая ныне мирового реванша за катастрофическое поражение. Те же идеология, та же ненависть, те же «леопарды» на обильно политой русской кровью украинской и курской земле, освежают не такую далёкую память и придают дополнительную энергию российским воинам вновь бить врага, освобождая землю Отечества. Это поднимает еще большую ярость врагов и предателей Русского государства, смешанную с бессильной злобой и скрежетом зубовным.
Но скрежет этот связан не только с беззаветным мужеством русских воинов и обновленной славой русского оружия. 2024 год воочию продемонстрировал, что ненависть Запада к России родилась не вчера и не в ХХ веке, но имеет исторический характер столкновения Соборно-ценностного проекта грядущего человечества, отстаиваемого Россией с X-XI вв., проекта «цивилизации ценностей», и противоположного проекта «цивилизации интересов», отстаиваемого западными элитами, в развитии достигающего высшей формы– «мирового олигархата» в виде глобальной системы политического фашизма. Того, что провидели Г. Уэллс, Е. Замятин, О. Хаксли, Дж. Оруэлл и другие авторы, стремившиеся предупредить человечество о страшной опасности, которую несет Западный проект в любой из своих идеологий. Когда начиналась СВО России на Украине, мало кому могло прийти в голову, какие глубины она всколыхнет в современном мире. И чем для «объединенного Запада» чревато его поражение на Украине, в котором на Западе сегодня почти никто уже не сомневается, хотя на карту им уже поставлено все.
А речь идет, ни много, ни мало, о выходе на Новый уровень исторического процесса, что чувствует большая половина населения планеты, с надеждой взирающая на Россию и объединяющаяся вокруг нее – несмотря на происки и провокации западных элит. И это объединение, впервые в истории, идет не против кого бы то ни было, но за интересы всего человечества: «БРИКС, – в предновогодних «Итогах 2024 года» заявляет президент России, – не является инструментом противодействия Западу, мы не работаем против кого бы то ни было… Мы не выстраиваем никакой конфронтационной повестки в рамках БРИКС». Таким является объединение народов вокруг нового будущего, содержащего понимание, что идеи «цивилизации интересов» исчерпали себя в глазах народов планеты, включая многих людей в самих западных странах.
Но России мало знать, против чего она восстала в 2022 году. Чтобы перейти в новое историческое время и стать у порога Нового уровня истории, нужно знать, какие ценности являются определяющими на этом уровне. Это значит, что в 2025-м Россия уже начнет осознавать себя рожденной не в октябре 1917-го и не декабре 1991-го, но тысячелетней великой державой, в своей культуре реализующей собственные соборно-ценностные черты, привлекшие в ее особенный мир более ста шестидесяти народов. Благодаря этому Российская империя, при культурно-ценностном самодержавии ее многонационального народа, отражением которого и являлось самодержавие Русского Императора, уже несла в себе черты будущего соборно-ценностного всечеловечества. И именно это всегда вызывало неодолимую ненависть и зависть со стороны элит Запада – со всеми вытекающими последствиями, вплоть до тщательно организованной Западом Русской Смуты 1917 года.
Вне возврата к духовно-историческим и соборным ценностям Русского имперского государства, тем, которые наполняли счастьем и радостью миллионы русских людей во время празднования не такого от нас далекого 1913 года, выход на следующий, Новый уровень исторического процесса, принципиально невозможен.
За три года – с февраля 2022-го по 2024-й, мы подошли именно к этой границе. Поэтому год 2025 станет годом великого перелома – не только в самой России и не только для России. Но для миллионов людей, осознавших, что Западный проект «цивилизации интересов», чьей высшей ценностью является Власть узкого круга господ над всеми, с гуманитарной точки зрения, исчерпал себя полностью.
С другой стороны, Россия, с 1913-го завершившая полный круг идеологий Западного проекта, в 2025 году начинает возвращаться к самой себе. Именно это – при всех будущих нестроениях на Западе и на Ближнем Востоке – наполняет нас оптимизмом и возможностью с уверенностью смотреть в будущее.