Великий актер Андрей Мягков снялся во многих культовых работах российского кинематографа. Рассказываем, почему он получил техническое образование, как чуть не погиб на съемках и что думал о современном кино.
Советский и российский актер театра и кино Андрей Мягков имел по-настоящему всенародную славу. Талантливый, умный, благородный, тонкий, ему были подвластны не только комедийные, но и драматические роли. Человеком он был тоже разносторонним: помимо того, что 33 года отдал МХАТу, в том числе преподавая, Мягков писал детективы и увлекался портретной живописью. Актер не любил светских мероприятий, не умел наслаждаться популярностью, мало давал интервью, а в последние годы своей жизни и вовсе оставил кино и сцену ради семьи. Рассказываем, каким был Андрей Мягков, сыгравший в популярнейших картинах российского кинематографа.
Вокруг имени Андрея Мягкова остается много мифов и предубеждений. Его называли комедийным актером, забывая о крупных драматических ролях в его исполнении – Алеши в «Братьях Карамазовых» Ивана Пырьева, Алексея Васильевича в «Днях Турбиных» Владимира Басова, ученого-карьериста Швыркова в драме Марлена Хуциева «Послесловие». Часто Андрею Мягкову приписывают пристрастие к алкоголю, что тоже, конечно, неправда. А все из-за его убедительного образа в «Иронии судьбы или с легким паром!».
Андрей Мягков родился 8 июля 1938 года в Ленинграде. Его отец был педагогом Ленинградского политехнического института, кандидатом технических наук, а мать — инженером-механиком. Не сложно догадаться, что в семье пристрастие Андрея Мягкова к сцене всерьез не воспринималось, поэтому он был вынужден поступить в Ленинградский технологический институт (сейчас Санкт-Петербургский государственный технологический институт – прим. ред.) по настоянию отца. «Никогда мне учиться не нравилось. Пять лет учебы — это просьба папы: “Закончи, пожалуйста, нормальный институт, а потом делай что хочешь: артист, не артист, хоть спортсменом!” Это не потому, что он плохо к спортсменам относился, он относился ко всем плохо, кроме людей, занимающихся наукой. Он сам был ученым и мечтал, чтобы я тоже был каким-то ученым», - рассказывал Андрей Мягков.
По словам артиста, скрашивала ситуацию изумительная театральная мастерская при институте. Студенты под началом педагогов ставили спектакли и даже выезжали на гастроли в летние каникулы. Однажды один из педагогов МХАТа увидел их спектакль «Лесная песня». Он узнал адрес Мягкова и прислал письмо с приглашением попробовать свои силы на конкурсе школы-студии. Будущий актер так и поступил: защита диплома в институте и первый приемный экзамен выездной комиссии из МХАТа прошли в один день.
Здесь же, в школе-студии МХАТ, произошла для Андрея Мягкова судьбоносная встреча. Войдя в первый день учебы в аудиторию, 23-летний парень встретил свою будущую жену – 17-летнюю Анастасию Вознесенскую. В интервью Андрей Мягков говорил, что это была любовь с первого взгляда. «Никакой дружбы, никаких ухаживаний. Я ее увидел и понял, другого быть не может», – пояснял он. Они поженились в 1963 году.
Через два года Мягков успешно окончил студию и стал актером театра «Современник». Сыграл во множестве прекрасных спектаклей. Среди них «Голый король» по произведению Евгения Шварца, «Большевики» Михаила Шатрова, «На дне» Максима Горького, «Восхождение на Фудзияму» Чингиза Айтматова и Калтая Мухамеджанова, «Вишневый сад» Антона Чехова и многих других. Параллельно актер начал сниматься в кино.
Всенародную любовь Андрею Мягкову принес выход фильма «Ирония судьбы или с легким паром!» (1975 год). Режиссер Эльдар Рязанов пробовал на роль врача-хирурга Жени Лукашина многих известных актеров: Олега Даля, Андрея Миронова, Петра Вельяминова и Станислава Любшина. Эльдар Александрович уже почти даже утвердил одного из артистов, но тут к нему на пробу ассистентка «Мосфильма» Наталья Корнева привела своего друга Андрея Мягкова. «Он меня попробовал. А потом, когда сдавал эти пробы на утверждение в “Госкино”, Ермаш (тогда председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии Филипп Ермаш – прим. ред.) сказал ему: “Эльдар, все пробы хорошие, мне нравится, но вот этого артиста (Мягкова – прим. ред.) я тебя прошу не назначать, не бери”. - “Почему?” – “Ты понимаешь, он даже на пробах пьяный и это видно”, - объяснял Мягков. - После этого Рязанов сказал: “Все, Андрей, эти его слова привели меня к окончательному решению, я тебя утверждаю”».
Фильм имел оглушительный успех тогда и популярен до сих пор. На вопрос, в чем сила картины, Мягков отвечал, что фильм получился добрый: «Он беззлобный. И даже Юрочка Яковлев (Ипполит – прим. ред.) очарователен. Правда? И почему-то не жаль первую девушку Лукашина, и почему-то такие обаятельные и прелестные подруги у Нади. Он добрый». Рязанова тоже как-то спросили, знал ли он, когда снимал «Иронию судьбы», что это будет шедевр. Он сказал: «Ничего подобного! Я снимал обычный фильм».
Всего Андрей Мягков снялся в четырех значимых работах Рязанова – «Ирония судьбы или с легким паром!», «Служебный роман», «Гараж» и «Жестокий романс». При съемках последнего фильма актер чуть не умер. Дело происходило в Костроме. В одной из финальных сцен его герой Юлий Карандышев узнает, что его любимую увозят на пароходе. «Снимался кадр, как я сажусь в лодку и начинаю догонять пароход. А пароход был того времени: с огромными колесами с лопастями по обе стороны. И я догоняю этот пароход, но поскольку я сижу спиной, то не вижу этого его, – рассказывал актер. – Отплываю, слышу какие-то крики, но я же любимую догоняю».
Оказалось, что капитан парохода не учел направление ветра и повел корабль ближе к берегу, чем предполагалось. В результате Андрей Мягков попал в одну из лопастей размером с двухэтажный дом. Его спасло то, что лодка была крепкой, выполненной из массива дуба. Любая другая бы разлетелась в щепки. Одна лопасть ударила по носу лодки, поставив ее на дыбы, а вторая попала по корме, отправив лодку на дно вертикально вниз вместе с актером.
«А у меня - только небольшая царапинка на руке, все, больше ничего, но с берега никто же ничего не понимает. Там была полная ясность, что вместе с лодкой я вряд ли всплыву. Паника. А я всплыл, вопреки всякой логике. Единственно, что у меня парик слетел под водой, и какой-то мальчик на берегу закричал: “Ой, смотрите, а дяденька-то лысый!”».
Вечером в гостиницу ему позвонила Анастасия Вознесенская. «Жена звонит и говорит: “Андрей, что случилось?”, а я ответил: “Что случилось? Ничего не случилось!” – “Но у тебя кровь на руке!”, а у меня действительно кровь на руке. Это на меня такое впечатление произвело, что я до сих пор думаю, что спасло меня какое-то ее проведение. До этого она не звонила, мобильников не было еще тогда, а по телефонам звонить было долго, трудно и так далее».
Ходили и еще одни слухи о Мягкове. Мол, в конце концов, актер разругался с Рязановым. Однако это неправда. И после съемок они продолжали поддерживать общение, перезванивались. «Просто я два раза подряд позволил отказаться от предложений его <…>. А Эльдар Александрович человек очень амбициозный, очень обидчивый, очень! – пояснял актер. – Вообще характер у него непростой. И как-то после этого наши отношения перестали быть такими близкими. Мы с ним дружили, а сейчас хорошо относимся друг к другу» (артист говорил это в интервью в 2010 году – прим. ред.).
В 1977 году Андрей Мягков перешел во МХАТ, где его наставником стал актер и режиссер Олег Ефремов. И снова внушительный список прекрасных работ – «Чайка», «Дядя Ваня», «Иванов» по произведениям Антона Чехова, «Утиная охота» Александра Вампилова, «Горе от ума» Александра Грибоедова, «Борис Годунов» Александра Пушкина и другие. «Было время, это уже во МХАТе, когда я уходил из театра на год, а хотел совсем уйти. Он (Олег Ефремов – прим. ред.) сказал: “Андрей, подумай. Возьми академический отпуск и подумай”. И опять-таки он оказался прав. Я потом вернулся и удивлялся долго, как это я мог так не выдержать, - вспоминал Андрей Мягков. - А выдержать Ефремова было очень непросто. Понимаете, он работал 24 часа в сутки и требовал того же от других. Он не давал отдыха, весь был поглощен искусством. У него не было особой личной жизни. Был только театр».
Андрей Мягков снялся в одном из фильмов и у режиссера Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1993 год). В картине он сыграл бандита по кличке «Артист», который по ходу фильма перевоплощался в Ленина, Сталина, Хрущева и Брежнева. Как признавался сам актер, это была очень интересная работа. На грим уходило в среднем по 6-8 часов. «Каждый из этих персонажей настолько ярок, настолько мы знаем их какие-то проявления: речевые, мимику. Я не могу сказать, что очень трудно это было», - говорил артист.
В начале 2000-х годов Андрей Мягков стал инициатором выхода продолжения фильма «Иронии судьбы». Актер сам написал сценарий и показал его Рязанову. Эльдару Александровичу он не понравился – нет должного развития сюжета, да и в одну реку дважды не войдешь. Тогда актер пошел к директору «Мосфильма» Карену Шахназарову. Тот в свою очередь посоветовал обратиться к генеральному директору «Первого канала» Константину Эрнсту. «Он с восторгом к этому отнесся и тут же вызвал своего человека, который заведует кино. И сказал при мне: “Вот, пожалуйста, сценарий. Вот такая замечательная идея. Работаем”», - вспоминал актер.
Следующие несколько лет над сценарием работали разные авторы. В конце концов, Андрею Мягкову показали готовый результат, который актеру совершенно не понравился: «Когда я прочитал последний вариант, то я понял, что принимать в этом участие не буду, не могу, это совершенно не мое просто». Все изменил звонок Константина Хабенского, которого утвердили на роль сына Жени Лукашина. Андрей Мягков понял, что просто не может остаться в стороне.
Итоговый вариант Мягков посмотрел по телевизору. Как он сам признавался, некоторые моменты в фильме ему понравились. «Но все равно о картине судишь обычно в целом. А вот в целом меня не очень это устроило», - поделился актер. Правда, артист признавался, что ему почти ничего не нравилось в его исполнении. «Понимаете, я честно говорю <…> Вот я сейчас уже давно не снимаюсь и не переживаю по этому поводу, совсем не переживаю, потому что увлечение кинематографом уже прошло, тем более что сейчас его просто нет в России», - пояснял Андрей Мягков.
Действительно, последние десять лет жизни актер в кино не снимался, объясняя это тем, что российский кинематограф стал подражать американскому. Эта тенденция его огорчала. Картины, которые он так любил, были совершенно другими. «Кино стало бесчувственное, бессердечное. Это не русское искусство. Его мы забросили совершенно. У советского кино было своё лицо, а сейчас его взяли, повернули затылком и нарисовали на нём американскую физиономию», - объяснял он.
Последний раз Андрей Мягков вышел на сцену МХТ им. А. П. Чехова в мае 2013 года в спектакле «Белый кролик». Близкие отмечали, что причиной такого решения стала болезнь супруги. Вознесенская, кстати, закончила свою карьеру этим же спектаклем, на одной сцене с мужем. «Искусство не должно требовать жертв, это неправильно, - утверждал артист. - Искусство должно быть легкое, веселое, доставлять наслаждение, радость».
Андрей Мягков ушел из жизни 18 февраля 2021 года в Москве на 83-м году жизни по причине острой сердечной недостаточности. Гроб проводили на Троекуровское кладбище под аплодисменты.
Источники:
- www.youtube.com/watch?v=OeV4IXJzQU0
- www.youtube.com/watch?v=3DZgVTjuDpQ